Использование современных психлолго - педагогических технологий в организации валеологического воспитания дошкольников
методическая разработка (старшая группа)

Освещён опыт работы по валеологическому воспитанию  дошкольников, обучающихся в детском доме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Центр психолого – педагогической помощи семьям с детьми,  содействия семейному     устройству и постинтернатному сопровождению  воспитанников «Перспектива»

Использование

современных психолого – педагогических

технологий в организации  валеологического

 воспитания дошкольников.

                                     

1 группа (дошкольники)

Воспитатель: Аверина Светлана Николаевна

п.Новоандросово

2019 г.

Тема:  Использование современных психолого – педагогических технологий в организации  валеологического  воспитания дошкольников.    

                                     

                                                                  «Я не боюсь еще и еще раз сказать:

                                                                   забота о здоровье – важнейшая работа      

                     воспитателя.

                                                                  От жизнерадостности, бодрости детей  

                                              зависит их  духовная жизнь,

                                                                  мировоззрение, умственное развитие,

                                                                  прочность знаний, вера  в свои силы».

                                                                                             В. Сухомлинский

      Термин «валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым» и «логос» - «наука». Таким образом, валеология – наука о здоровье.   Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность дошкольных учреждений.    Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Работу по валеологическому  воспитанию дошкольников в 1 семейной  группе определяет основная образовательная программа дошкольного образования   «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса. Отличительной особенностью программы является направленность на развитие личности ребёнка, воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению жизненных ситуаций, имеющего своё мнение и умеющего отстаивать его. Одной из задач, которую ставит программа, является забота о сохранение и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных  представлений о здоровом образе жизни, воспитания полезных  привычек к здоровому питанию, потребности в двигательной активности. Направлением нашей работы является  обеспечение  эмоционального благополучия  каждого ребёнка, что достигается за счёт  учёта индивидуальных особенностей, как в вопросах жизнедеятельности (приближение режима  к  индивидуальным особенностям ребёнка), так и  формах и способах взаимодействия с ребёнком (проявления уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержка чувств самодостоинства). Это особо важно в условиях работы с детьми из неблагополучных семей. Поступая в наше учреждение все они имеют те или иные хронические заболевания, задержку нервно – психического и физического развития, у некоторых есть инвалидность.  Осуществление работы по валеологическому  воспитанию проводиться в тесной связи с медицинскими службами. Дети проходят комплексное обследование, определяется группа здоровья, физкультурная группа, а так же здоровьесберегающие технологии – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленной на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. 

Виды здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (физминутки,  в том числе с музыкальным сопровождением, подвижные и спортивные игры, релаксация,  утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна).

2. Технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные  занятия, игротерапия, коммуникативные игры, цикл познавательных занятий из серии «Познай себя» или «Здоровье», самомассаж, точечный массаж).

3. Коррегирующие технологии   (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия,  цветотерапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика)

Формы организации, используемые в работе.

           Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей в НОД.  Форма организации гибка и разнообразна: фронтальные,  подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, на воздухе. Физическая культура проводится  2 раза в неделю в спортивном зале и 1 раз на улице. НОД имеет разную форму организации в зависимости от направленности обучения:

  • Традиционные;
  • Сюжетно-игровые;
  • Тематические;
  • Интегрированные - оздоровительные;
  • Занятия – соревнования.

Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней  гимнастики  способствует формированию  интереса  детей  к  ней:

  • Ритмическая гимнастика
  • Подвижные игры
  • Оздоровительный бег
  • гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
  • гимнастика по интересам  и игры по желанию детей.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в спортивном и музыкальном зале. Продолжительность утренней гимнастики – 10 мин.

 Физкультминутки, динамические паузы широко используются в НОД и способствуют снятию усталости и мышечного напряжения. Подбираются с учетом лексических тем.

Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: НОД, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна.        Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей: упражнения носят игровой, сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».

 В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы         совместно с инструктором по ЛФК  используем ортопедическую гимнастику.

Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.

Гимнастика для глаз проводится   ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.

 Для развития мелкой моторики,  ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику. Она проводится почти во всех режимных моментах, подобрана по всем лексическим темам и используется для закрепления лексического материала.

 Подвижные и спортивные игры проводятся   как часть физической культуры, на прогулке, в группе. Игры  подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения. При организации подвижных игр в течение дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.

 Ежедневно после дневного сна проводится  гимнастика бодрящая, в течение 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях.

         Релаксация – является необходимым компонентом физической культуры.  В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.                

 Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений совместно с психологом используется психогимнастика. Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. Проводится 1-2 раза в неделю по 25-30 мин.        

 Физкультурные досуги или праздники  способствуют развитию положительного отношения к         физическим упражнениям, созданию более тесного сотрудничества с детьми других групп и внедрению ЗОЖ.

При реализации здоровьесберегающих технологий мы тесно сотрудничали с логопедом, психологом, музыкальным руководителем, медсестрой, старшим воспитателем детского сада.

Использование  здоровьесберегающих технологий  в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:

 - снижение уровня заболеваемости;

 - повышение работоспособности, выносливости;

 - развитие психических процессов;

- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

 - развитие общей и мелкой моторики;

- повышение речевой активности;

 - увеличение уровня социальной адаптации.

  Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.

И хочется подчеркнуть, что здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек   может быть свободным, радостным, счастливым.        

Список использованной литературы

    Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М., 1990.

    Баранова М. Л., Копытина М.Г. Практический опыт здровьесберегающей деятельности в ДОУ. Москва, 2008.

    Голицына Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. Москва,  2010

    Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград, 2010

    Микляеева Н.В. Развитие способностей детей средствами двигательно – игровой деятельности. М., 2010

    Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. КАРО, СПб., 2006

   Чупаха И.В., Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии. М., Ставрополь 2003

    Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в ДОУ. М., Владос-пресс,2006

    Яковлева Т.С., И.П. Лашнева. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду М., Школьная пресса, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в процессе экологического воспитания дошкольников (в рамках ФГОС ДОУ).

Главная задача современных технологий экологического образования детей дошкольного возраста - формирование осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. Рассмотрим неко...

«Педагогические технологии в обучения и воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС»

В связи с введением ФГОС ДО, с повышением требований к качеству дошкольного образования, меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого воспита...

«Педагогические технологии в обучения и воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС»

В связи с введением ФГОС ДО, с повышением требований к качеству дошкольного образования, меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого воспита...

ГМО на тему " Инновационные методы и технологии в организации экологического воспитания дошкольников"

План проведения заседания ГМО №4  .Тема выступления : "Экологические игры с применением технологии ТРИЗ"...

ГМО N 4 Педагогическая мастерская "Инновационные методы и технологии в организации экологического воспитания дошкольников" 31/03/2023

ГМО N 4 Педагогическая мастерская "Инновационные методы и технологии в организации экологического воспитания дошкольников" 31/03/2023...

Современные психолого-педагогические технологии развития эмоционального интеллекта у дошкольников.

Целевая аудиторияВебинар рассчитан на педагогов, психологов, родителей дошкольников и других слушателей, желающих расширить свои знания о методах развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраст...