"Применение современных психолого - педагогических технологий, направленных на трудовое воспитание обучающихся в системе личностно - ориентированного образования"
статья на тему
Представление из опыта работы по трудовому воспитанию детей в дошкольнош гркппе на педагогическом совете,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психолого педагогические технологии трудового воспитания дошкольников | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “Применение современных психолого – педагогических технологий, направленных на трудовое воспитание обучающихся в системе личностно – ориентированного образования»
Слайд № 1
В настоящее время педагогические коллективы интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача – выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребёнка. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в работе. Вначале отменим, что же означает сам термин «технология».
Слайд № 2
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; это методический инструментарий педагогического процесса.
В п.3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов достигнутых ребенком в труде.
Слайд № 3
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Слайд № 4
Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых;
- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- полноценного проживания ребенком всех этапов детства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- соответствия возрастным особенностям;
- развивающего образования (системности и последовательности);
- новизны (использование новейших информационных технологий);
- интеграции (взаимосвязи разделов программы и видов деятельности)
Слайд № 5
Виды труда в ДОУ
- Самообслуживание
- Хозяйственно-бытовой труд
- Труд в природе
- Ручной труд
- Знакомство с трудом взрослых
Программа предусматривает постепенное усложнение процессов трудовой деятельности, расширение объема трудовых действий, которыми должны овладеть дети ко времени перехода в школу.
По мере усвоения трудовых действий дети приобретают самостоятельность в их выполнении, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладение навыками, умениями трудовой деятельности обеспечивает активность и инициативу действий в дальнейшей жизни воспитанников.
Слайд № 6 - 7
Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей).
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания
Свою работу направляем на развитие у детей культурно – гигиенических навыков, поощряем самостоятельность. У воспитанников сформированы навыки самостоятельно и аккуратно есть, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой;
самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, застелают кровати.
Слайд № 8 – 9 - 10
Хозяйственно-бытовой труд предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда
Поддерживаем стремление детей выполнять определённые трудовые поручения. Старшие дошкольники помогают младшим. Убирают игрушки, протирают пыль, моют игрушки, дежурят в уголке природы, по столовой и занятиям. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, расчищают снег.
Слайд № 11
Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде).
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда
в природе
Приобщаем детей к уходу за природными объектами. Дети самостоятельно поливают и моют растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, собирают семена цветов, выращивают овощи.
Слайд № 12
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). В этой деятельности развивается конструктивное мышление ребенка.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда
В процессе работы знакомим детей с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекаем к участию в изготовлении игрушек-самоделок для игр, самостоятельной деятельности, подарков сотрудникам, друзьям, украшений к праздникам.
Слайд № 13
Знакомство с трудом взрослых развивает интерес к содержанию и значению трудовой деятельности взрослых.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе знакомства с трудом взрослых
Организуем различные ситуации для ознакомления детей с различными видами трудовой и профессиональной деятельности взрослых, особенностями и разнообразием орудий труда. Создаём условия для создания развивающей образовательной среды по ознакомлению с профессиями. Пополняем игровое оборудование («Пожарный», «Кассир», «Врач»), наглядный материал (создание альбома «Все профессии важны все профессии нужны»). Проводим экскурсии в медицинский кабинет, столовую, почту, магазин, библиотеку. Организуем сюжетно – ролевые, дидактические игры «Поездка на транспорте», «Магазин», «Кому что нужно для работы», «Школьное лото» и др. Ознакомление с трудом взрослых осуществляется и в процессе образовательной деятельности (занятия «Откуда хлеб пришёл», «Профессия повар», «Труд людей в городе и селе»). Используем чтение художественной литературы (К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», В. Маяковский «Кем быть», С. Баруздин «Кто построил этот дом»).
Слайд № 14
Вывод: Подводя итог, отмечу, что постепенное усложнение процессов трудовой деятельности, расширение объема трудовых действий,
способствуют развитию самостоятельности дошкольников, учат работать быстро, правильно, аккуратно. Овладение навыками, умениями обеспечивает активность и инициативу действий в дальнейшей жизни воспитанников. В целом трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Только творческий подход педагога к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.
В. А. Сухомлинский отмечал: «Трудовое воспитание – это образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать».
Перечень литературы:. ФГОС ДО.
1. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
2. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада /Дыбина О.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
3. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / Дыбина О.В.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
4. Труд. Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.
5. Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н.В. Елжова. –
- Ростов н/Д: Феникс. – 2012, с. 128-156.
6. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №9 (с.6-8), №12 (с.5-25) - 2013г.; №8 – 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Сохранить такие ценности, как среда обитания и этнокультурное достояние могут только экологически воспитанные люди. Экологическая проблема нашла отклик в Законе «Об образовании». Одна из целей в этом ...
Педсовет «Создание условий для обеспечения качественного личностно-ориентированного образования всех субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством изучения и внедрения здоровьесберегающих технологий»
Педсовет посвящен здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Используя разнообразные формы работы с педагогами: вопросы, заполнение карт, дискуссию, работу в проблемных ...
Педагогический совет «Система педагогического взаимодействия, направленного на физическое воспитание детей»
Материал содержит: ход педагогического совета, доклады выступающих, приложения...
Семинар - практикум для педагогов «Педагогические ситуации» (в рамках работы творческой группы по использованию личностно-ориентированного подхода)
Цель семинара – практикума: повышение уровня педагогической культуры педагогов, формирование педагогических установок и рефлексии развивающего взаимодействия с детьми и родителями....
Сущность личностно-ориентированного образования
Личностно-ориентированное обучение базируется на принципах гуманистической педагогики. По своей сути оно предполагает ориентацию учебно-воспитательного процесса на личность учеников, их постоянное инт...
10 февраля в ДОП «Ивушка» прошел педагогический совет на тему «Трудовое воспитание дошкольников в условиях современного образования».
В ходе педсовета педагоги ДОП «Ивушка» познакомились с опытом работы дошкольной образовательной площадки по трудовому воспитанию дошкольников. Воспитатель Атоян М.Р. представила вниманию к...
10 февраля в ДОП «Ивушка» прошел педагогический совет на тему «Трудовое воспитание дошкольников в условиях современного образования».
В ходе педсовета педагоги ДОП «Ивушка» познакомились с опытом работы дошкольной образовательной площадки по трудовому воспитанию дошкольников. Воспитатель Атоян М.Р. представила вниманию к...