Семнар - практикум для педагогов «Двигательная активность - средство полноценного развития детей»
консультация
Справка о проведении семинара-практикума «Двигательная активность – средство полноценного развития детей»
В соответствии с годовым планом работы на 2017-2018 гг., планом работы на месяц, 17 января инструктором по физической культуре проведен семинар-практикум по теме «Двигательная активность – средство полноценного развития детей». На семинаре присутствовало 25 педагогов. Семинар-практикум состоял из двух частей: теоретической и практической.
В ходе теоретической части Татьяна Павловна напомнила педагогам, что включает в себя понятие «двигательная активность», рассказала о ее значении для полноценного и гармоничного развития ребенка дошкольного возраста.Так, например, учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушениям его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от работающих мышц приводит к нарушению работы всех внутренних органов, в первую очередь сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных процессах на уровне клеток.
Более подробно Татьяна Павловна остановилась на формировании целевых ориентиров по физическому развитию, основных методах работы с дошкольниками в этом направлении. Рассмотрела содержание основных видов двигательной активности, организуемых педагогами в течение дня, акцентируя их внимание на значении второй половины дня для осуществления индивидуальной работы по развитию двигательных навыков. Резюмируя теоретическую часть, Татьяна Павловна отметила, что оптимальная двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника. И важная роль в этом процессе отводится педагогу детского сада, в котором ребенок проводит большее время.
Практическая часть прошла в физкультурном зале в форме «мозгового штурма». Татьяна Павловна предложила педагогам в соответствии с их возрастной группой придумать варианты выполнения основных видов движений, все предложенные варианты были выполнены самими педагогами. В конце семинара-практикума Татьяна Павловна дала рекомендации педагогам, как все предложенные и выполненные упражнения, движении использовать в работе с детьми на прогулке, в свободной деятельности, отметила, что проявив немного творчества, возможно вносить изменения в двигательную активность детей, делая ее привлекательной и интересной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_fgos_do_naumova_chit.doc | 42 КБ |
in_podhody_naumova_vystupl.doc | 43.5 КБ |
kons_dvigatelnaya_aktivnost_-sredstvo_polnotsennogo_razvitiya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
инструктора по физической культуре Наумовой Т.П.
по теме: «Физкультурно-оздоровительная работа в контексте ФГОС ДО»
Сегодня, одна из самых сложных задач стоящая перед родителями и педагогами, вырастить здоровых детей. В дошкольном возрасте у воспитанников детского сада закладывается фундамент здоровья, в который входит формирование всех функций организма, развитие физических качеств и формирование движений и навыков. Дети приобретают привычки, формируется и характер, без этого невозможно сформировать здоровый образ жизни. Для решения этой задачи, выстроена система физкультурно-оздоровительной работы, которая включает в себя разные формы развития у детей двигательной инициативы.
Федеральные государственные стандарты нацеливают педагогический коллектив в области физическая культура на достижение цели формирование у детей интереса к физкультуре и ценностного отношения к ЗОЖ через решение следующих задач:
1.развитие физических качеств;
2. накопление и обобщение двигательного опыта;
3. формирование потребности в двигательной активности.
Важным положением, на котором следует остановиться, являются результаты освоения образовательной программы дошкольного образования. Во ФГОС планируемые результаты представлены как целевые ориентиры, под которыми понимаются только возможные, вероятностные результаты детей. Оценка развития воспитанников должна осуществляться индивидуально и основывается не на их сравнении с нормой, а путем выявления особенностей индивидуального развития ребенка и анализа повлиявших на это факторов. В настоящее время у многих дошкольников наблюдается нарушение эмоциональной сферы – тревожность, неуверенность в себе, агрессивность, постоянное фиксирование на собственных эмоциональных переживаниях. В процессе физического воспитания необходимо не только учитывать состояние нервной системы ребенка, но и целенаправленно его корректировать. Так, агрессивного ребенка, который часто испытывает гнев, необходимо часто хвалить, подбирать задание, которое он хорошо умеет делать, выполнять упражнение в паре с ним, привлекать к оказанию помощи другим детям. Таким образом, реализуя индивидуальный подход к детям в процессе организации двигательной деятельности, важно создавать ситуацию успеха, и ситуацию выбора партнера, физкультурного оборудования, задания. Осуществляя двигательную деятельность связанную с выполнением упражнений направленных на развитие физических качеств, следует правильно сочетать их в НОД, так развитие быстроты и ловкости не воспитывается на фоне усталости.
Для увеличения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, педагогический коллектив всегда стоит перед необходимостью поиска новых приёмов и форм, более эффективных в вопросе здоровьесбережения воспитанников, формировании у них потребности в движении, а также активное подключение к этому вопросу семей.
Сегодня важно в организованной образовательной деятельности с детьми использовать активные методы развития: метод игровые упражнения, проблемные ситуации, экспериментирование и исследование, метод проектов.
В рамках ФГОС проектный метод активно внедряется в ДОУ и играет важную роль при организации занятий по физической культуре. На занятиях по физической культуре с использованием методов проектов дети являются первооткрывателями, исследователями, для них всё впервые. Давно известно, что дети любознательны и активны. Самостоятельно они не могут найти решения на поставленные перед ними задачи, используя метод проектов на занятиях по физической культуре, педагог помогает им. В ноябре прошёл образовательный проект «Развитие физических качеств у детей подготовительных групп посредством подвижных игр и игр с элементами спорта»
Цель проекта: Пропагандировать подвижные игры и игры с элементами спорта через двигательную инициативу детей.
Задачи проекта:
1.Прививать любовь к подвижным играм и играм с элементами спорта
2.Продолжать знакомить детей с подвижными играми и играми с элементами спорта развивающими конкретное физическое качество;
3.Формировать навыки организации игр с изменениями правил игр и правил возврата в игру, через дополнительные задания, самостоятельно, повысив уровень двигательной инициативы.
Реализуя проект с детьми подготовительных групп на начальном этапе, было проведено анкетирование, на такие вопросы: 1.Ребята назовите ваши любимые подвижные игры? 2. Какие подвижные игры с изменением правил вы можете назвать? Какие подвижные игры и игры с элементами спортивных игр без изменения правил вы можете назвать? 4. Какие подвижные игры и игры с элементами спортивных игр без изменения правил вы можете назвать? 5. Нравятся ли вам задания на возврат в игру?
Исходя из вывода, что в основном ребята знают много подвижных игр на развитие разных физических качеств, двигательной инициативой большинство владеют на втором уровне, была построена работа на углубление знаний по сюжетным и бессюжетным играм с развитием активности детей. В результате целенаправленного руководства подвижной игрой дети смогли придумывать ее варианты, новые сюжеты, более сложные игровые задания.
Также в этом году на базе нашего детского сада проходит реализация проекта «К здоровью пешком. Скандинавская ходьба в детском саду» с учётом климатических условий, подразумевает включение данной технологии в систему работы ДОУ с детьми с 5 лет и привлечение родителей с целью пропагандирования данного вида ходьбы как доступного, эффективного в вопросе здоровьесбережения и физического развития метода. Цель этого проекта – укрепление здоровья воспитанников, пропаганда здорового образа жизни и вовлечение членов семей в занятие физкультурой. Скандинавская ходьба с палками задействует 90% всей мышечной системы, помогает улучшить интенсивность кровообращения, и как следствие повышает умственную активность. Это реальное средство борьбы с начинающимся сколиозом у детей. При регулярной ходьбе с палками сама собой изменяется походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка, снижается нагрузка на суставы. Благодаря особому распределению нагрузок повышается выносливость, ходьба держит в тонусе мышцы верхних и нижних конечностей одновременно. В настоящее время старшие и подготовительные группы регулярно один раз в неделю под моим руководством занимаются скандинавской ходьбой. Также воспитатели освоили технику ходьбы и поэтому имеют возможность самостоятельно во время прогулок также заниматься таким видом ходьбы. В рамках проведения «Дней здоровья» один раз в квартал привлекаем родителей.
Метод игровые упражнения широко используется с детьми 4-5 лет - Игровой стрейчинг, используемый в нашем коллективе основан на восточно-коррекционной гимнастике Цигун. Ребятам предлагается игра – сказка с превращениями по сюжету в животных и выполнение упражнений в такой форме. Развивает ориентировку в пространстве, внимание, творческую и двигательную деятельность из разных исходных положений и с большим разнообразием движений, что даёт хорошую нагрузку мышц. Обучение и закрепление базовых упражнений происходит в НОД, в дальнейшем используется коллективом и в других формах физкультурно оздоровительной работы позволяя формировать опорно-двигательный аппарат.
А с детьми 5-7 лет в непосредственно образовательную деятельность вводятся элементы детского фитнеса – Фитбол-гимнастика, что позволяет повысить объём двигательной активности детей, уровень физической подготовки, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, что в конечном итоге усиливает интерес детей и укрепляет их здоровье. Дети с удовольствием выполняют задания, развивающие активность, самостоятельность, творчество и интерес к занятиям. Кроме того, подобные занятия сопровождаются музыкой, а это благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение двигаться под музыку, развивает музыкальный слух и память.
Экспериментирование в НОД помогает наглядно продемонстрировать детям, почему бег по прямой быстрее, а прыжок с помощью рук – дальше. Объяснить на практике, почему бег с открытыми глазами быстрее, что будет, если толкнуть впереди бегущего ребёнка и можно ли будет бежать дальше и т.д. Для таких экспериментов выбираются помощники согласные на участие в эксперименте.
Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в рамках ФГОС ДО позволяет повысить физическую нагрузку, увеличивает моторную плотность, а так же повышается активность самого ребёнка за счёт значительной степени повышения его интереса к физкультуре и здоровья в целом.
Предварительный просмотр:
Сл №1 Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
Наумова Татьяна Павловна, инструктор по физической культуре.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12», мкр. Западный, д. 2, г. Урай, ХМАО-Югра.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме использования в процессе физического воспитания дошкольников инновационных физкультурно-оздоровительных методик и технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Сл 2 Сегодня одна из самых сложных задач, стоящая перед родителями и педагогами, вырастить здоровых детей. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, формируются все функции организма, развиваются физические качества и формируются все основные движения и навыки. Именно в этом возрасте приобретаются привычки, формируется характер, что в свою очередь становится основой формирования здорового образа жизни. Согласно ФГОС ДО цель образовательного учреждения в области физической культуры - развитие физических качеств; накопление двигательного опыта; формирование потребности в двигательной активности. Для решения этих задач в ДОУ выстроена система физкультурно-оздоровительной работы, которая включает в себя разные формы развития у детей двигательной инициативы.
Но педагогический коллектив всегда стоит перед необходимостью поиска новых приёмов и форм, более эффективных в вопросе здоровьесбережения воспитанников, формирования у них потребности в движении, и активного подключения к этому направлению семей.
Сл 3
Сегодня я хочу представить несколько инновационных направлений физкультурно-оздоровительной работы, реализуемых в нашем учреждении.
Детский фитнес. Это направление осуществляется как дополнительная услуга «Фитбол-гимнастика» и направлено оно на поддержание и укрепление здоровья ребёнка. За все время реализации услуги происходило обновление материальной базы – приобреталось большее количество фитбол-мячей. В настоящее время это позволяет вводить элементы фитнеса в непосредственно-образовательную деятельность. За счет этого повышается объём двигательной активности детей, уровень их физической подготовки, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, что, в конечном итоге, усиливает интерес детей и укрепляет их здоровье в целом. Непринуждённая обстановка и свобода движений в различных вариациях с фитбол-мячами создают благоприятные условия для физического и психического здоровья детей. По сути, фитбол-гимнастика единственный вид аэробики, где совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает положительный эффект упражнений с фитбол-мячами, улучшая координацию движений, предотвращая нарушения опорно-двигательного аппарата, активизируя дыхательную систему. Дети с удовольствием выполняют задания, развивающие активность, самостоятельность, творчество. Например, новый элемент - прыжки на фитбол-мячах боком, был придуман мальчиками, его старались выполнить все, что дало возможность в дальнейшем использовать этот элемент в фитбол-композициях и повысить интерес к занятиям. Кроме того, подобные занятия сопровождаются музыкой, а это благотворно влияет на развитие чувства такта, ритма, закрепляет умение двигаться под музыку, развивает музыкальный слух и память.
Сл 6 Вообще Фитбол–гимнастика имеет несколько направлений: коррекционная фитбол-гимнастика; танцевально-ритмические композиции; игровая фитбол – гимнастика.
Занимаясь самообразованием по этому направлению, разработала комплексы упражнений, подобрала и адаптировала подвижные игры, разучили с детьми построения и перестроения, используемые в танцевально-ритмических композициях, а также различные связки с элементами акробатики.
Сл 7 Целенаправленное, систематическое занятие Фитбол-гимнастикой позволяет достичь следующих результатов:
- Гармонично натренированные основные группы мышц, способствующие профилактике и коррекции нарушений осанки;
- Способствует тренировке вестибулярного аппарата, функции равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость и скорость;
- Оказывает общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребёнка, повышает общий эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой. Ребята с удовольствием участвуют в мероприятиях детского сада и выступают перед родителями.
Сл 8 Спектр фитнес-технологий в нашем дошкольном учреждении расширяется и наряду с представленной инновацией хочется рассказать и о технологиях «Игровой стрейчинг» и «Скандинавская ходьба».
«Игровой стрейчинг» основан на восточной коррекционной гимнастике «Цигун». Гимнастика имеет базовые упражнения - «Кошка», «Тигр», «Медведь», «Орёл», «Сова», «Цапля», «Слон», «Обезьяна», «Змея» и охватывает все группы мышц при выполнении имитационных движений. Ребятам предлагается игра–сказка с превращениями по сюжету в животных и выполнение упражнений в игровой форме. В ходе выполнения упражнений «Игрового стрейчинга» развивается ориентировка в пространстве, внимание, творческая и двигательная деятельность из разных исходных положений и с большим разнообразием движений, даётся хорошая нагрузка мышцам. Эта методика позволяет предотвратить нарушение осанки и исправить её в игровой форме. Обучение и закрепление базовых упражнений происходит в НОД, а в дальнейшем используется воспитателями и в других формах физкультурно-оздоровительной работы – в утренних гимнастиках, двигательных паузах, в комплексах гимнастики пробуждения и т.п.
Сл 9 «Скандинавская ходьба». В этом году мы приступили к реализации проекта «К здоровью пешком. Скандинавская ходьба в детском саду». Цель проекта – укрепление здоровья воспитанников, пропаганда здорового образа жизни и вовлечение членов семей в занятие физкультурой. Скандинавская ходьба с палками задействует 90% всей мышечной системы, помогает улучшить интенсивность кровообращения. Данный проект подразумевает включение ходьбы со специальными палками в работу с детьми с 5 лет, с возможным привлечением родителей. Это позволяет пропагандировать данный вид ходьбы как доступный, эффективный метод в вопросе здоровьесбережения и физического развития. Это реальное средство профилактики сколиоза у детей. При регулярной ходьбе с палками сама собой изменяется походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка, снижается нагрузка на суставы. Благодаря особому распределению нагрузок повышается выносливость, ходьба держит в тонусе мышцы верхних и нижних конечностей одновременно.
Сл 10 Реализация проекта была начата в летний период. С детьми небольшими группами мы осваивали технику ходьбы. Для разнообразия и с целью дать детям возможность ощутить размер палок, придать уверенность в обращении с ними, проводили ОРУ с палками. С началом учебного года уже начали работать большими группами. В настоящее время старшие и подготовительные группы регулярно один раз в неделю под моим руководством занимаются скандинавской ходьбой. Также воспитатели освоили технику ходьбы и поэтому имеют возможность самостоятельно во время прогулок также заниматься таким видом ходьбы. В рамках проведения «Дней здоровья» один раз в квартал привлекаем к этой деятельности и родителей.
Скандинавская ходьба – оздоровительное занятие для любого сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе, в компании или в одиночестве – достаточно взять палки в руки, сделать первый шаг – и ты уже идешь к здоровью.
Таким образом, включение перечисленных технологий в систему физкультурно-оздоровительной работы позволяют нам в значительной степени повышать интерес детей и их семей к физкультуре, осуществлять профилактику нарушений осанки и способствовать укреплению детского здоровья в целом.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
«Двигательная активность - средство полноценного развития детей»
Теоретическая часть.
Движение - главное проявление жизни; без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах. Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма. Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни.
Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку.
Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А. Аршавским. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды.
Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Исследования последних лет показывают, что функциональные возможности организма ребенка не реализуются на должном уровне в процессе разных форм занятий по физической культуре. Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Учёные отмечают, что под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушениям его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от работающих мышц приводит к нарушению работы всех внутренних органов, в первую очередь сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных процессах на уровне клеток.
Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста
В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой.
К характеристикам двигательной активности можно отнести такие параметры, как «уровень двигательной активности» и «двигательный тип».
Выделяют три уровня двигательной активности:
- Высокий уровень. Для детей характерны высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. Некоторые дети этой группы отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью.
- Дети со средним уровнем двигательной активности имеют средние и высокие показатели физической подготовленности и высокий уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности
- Низкий уровень двигательной активности - малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость, обидчивость.
Под «двигательным типом» понимается набор индивидуальных двигательных особенностей, присущих данному ребенку. Индивидуальные двигательные особенности выявляются в процессе наблюдения за ребенком, которые он предпочитает, выполняет с удовольствием. Л.М. Лазарев выделяет следующие двигательные типы ребенка:
- Взрывной. Дети с этим типом двигательной активности предпочитают быстрое, непродолжительное по времени движение;
- Циклический. Дети циклическим типом двигательной активности склонны к длительным, монотонным движениям (лыжи, бег на длительной дистанции);
- Пластический. Дети с пластическим типом движений предпочитают мягкие, плавные движения;
- Силовой. Дети с силовым типом предпочитают силовые нагрузки.
В настоящее время общепринятыми критериями оценки суточной двигательной активности являются: ее продолжительность, объем и интенсивность. Индивидуальные различия в этих показателях настолько велики, что специалисты рекомендуют условно делить детей на группы большой, средней и малой подвижности. Это дает определенные ориентиры для руководства двигательной деятельностью детей.
Таким образом, оптимальная двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника.
Для развития двигательной активности детей дошкольного возраста используются различные средства. Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными - естественные силы природы и гигиенические факторы.
Кроме того, на физическое воспитание детей влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, конструирование, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания, умывания и др.).
Методы, используемые при обучении детей движениям, подбираются в соответствии с определяющими их источниками. Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению.
1.Наглядные методические приемы. При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности.
2. Словесные приемы. Слово, применяемое при обучении, направляет всю деятельность детей, придает ей осмысленность, облегчает понимание задачи и усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует самостоятельности и произвольности.
3. При совершенствовании основных движений и навыков в играх значительный эффект дает метод соревнования. Применение этого метода вызывает у малышей большой позитивный отклик: радость, удовольствие, смех, крик.
Целевые ориентиры ДО по физическому развитию
Определенные ФГОС целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации образовательной программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Целевой ориентир на этапе раннего возраста физ.р.
- с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье и пр.).
Целевой ориентир на этапе завершения дошкольного детства физ.р.
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Сегодня речь в программе ДОУ уже не о физкультуре, как таковой, о физическом развитии в целом, что предполагает развитие двигательной активности, физических качеств дошкольников, знание своего тела, его функций, назначения его основных частей, возможностей организма, развиваться в рамках индивидуальных возможностей, собственного потенциала. Важным педагогическим условием, которое обуславливает активность детей и оптимизирует двигательный режим в дошкольном учреждении и дома, является развитие их интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Подбор интересных и доступных физических упражнений, использование имитационных и игровых заданий способствует развитию интереса у ребенка к движениям, которые он изучает. Дошкольники с удовольствием прыгают как «зайчики»; выполняют ходьбу четким шагом, как «физкультурники на параде»; идут по бревну, как «туристы по мостику через ручеек». Ребенку свойственна потребность в движениях.
В раннем возрасте она происходит в связи с предметной деятельностью, позже реализуется в разнообразных играх, выполнении физических упражнений и посильному труду. Учитывая утомляемость малышей от однообразных движений, и то, что они еще не умеют целесообразно регулировать свою деятельность, необходимо наблюдать за изменением движений в чередовании с кратковременным отдыхом. Развитие у детей дошкольного возраста интереса к движениям способствуют имитационные и игровые задания, сюжетные физкультурные занятия, беседы о физкультуре и спорте, экскурсии на стадион, подвижные игры.
- Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.
- Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.
- НОД дети учатся, приобретают необходимые навыки, умение, знания.
- Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники - это активный отдых.
- Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей.
- Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.
В зависимости от назначения все формы работы и их характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим дошкольников.
Особого внимания требует вторая половина дня, когда часто проводятся малоподвижные и спокойные виды деятельности у дошкольников. Следует наблюдать за состоянием самочувствия детей, осуществляя индивидуальное руководство их деятельностью. Индивидуальные занятия по развитию двигательных навыков. Индивидуальная работа должна также направляться на активизацию малоподвижных детей, улучшение физической и двигательной подготовленности более слабых дошкольников. Воспитатель одним из них предоставляет помощь в выполнении упражнений, а другим напоминает, как их делать, подбадривает и оценивает двигательные действия. Некоторым детям предлагает отдохнуть, предупреждая их усталость и слишком большой перегрев от двигательной деятельности. Особого подхода требуют дети, двигательная активность которых ограничивается после перенесенных болезней. Постепенно этим детям предлагают более интенсивные движения и динамические игры. Надо следить, чтобы дети чаще упражнялись в тех способах выполнения движений, которыми они владеют хуже.
Таким образом, двигательная деятельность имеет исключительное значение для формирования у ребенка привычки и потребности в систематическом выполнении физических упражнений и влияет на всестороннее его развитие.
Наряду с закреплением и совершенствованием различных двигательных действий у детей формируется чувство коллективизма, воспитывается общительность, доброжелательность к своим товарищам, уверенность в своих силах.
Практическая часть.
На примере ограниченных поверхностей рассмотреть основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, координация движений, с учётом возрастных особенностей).
Пособия: верёвка, канат, 2 доски – ш-20 см, 4 средних куба, 4 больших куба, 10 устойчивых кегли (самодельные).
В форме «мозгового штурма» педагогам предлагается в соответствии с возрастной группой предложить варианты, как разнообразить основные движения.
- Ходьба по доске в различных сочетаниях разновидностей ходьбы. (Варианты педагогов)
Примерные упражнения в ходьбе для разных возрастных групп
Младший дошкольный возраст | Средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Ходьба обычная в колонне | Ходьба со сменой ведущего, темпа | Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы |
Ходьба шеренгой с одной стороны площадки на другую | Ходьба в разных направлениях | Ходьба широким шагом |
Ходьба на носках | Ходьба на внешней стороне стопы | Ходьба со сменой положения рук |
Ходьба с высоким подниманием колен | Ходьба мелким и широким шагом | Ходьба скрестным шагом |
Ходьба с выполнением заданий | Ходьба с разным положением рук | Ходьба спиной вперёд |
Приставные шаги вперёд, назад | Ходьба по кругу с переменой направлений | Ходьба с перекатом с пятки на носок |
Ходьба с горки и в горку | Ходьба приставным шагом в сторону, вперёд, назад | Ходьба гимнастическим шагом |
Ходьба в разных направлениях | Ходьба в чередовании с другими движениями | Ходьба «Змейкой» |
Ходьба между предметами | Ходьба с закрытыми глазами | |
Ходьба с преодолением препятствий | ||
на внешней стороне стопы |
- Бег по доске в различных сочетаниях разновидностей бега:
- с хлопком перед грудью, с поворотом на 360 и т.д. (Варианты педагогов)
- Сочетание разновидностей бега и ходьбы между кубов:
- змейкой: «гусиным шагом», согнувшись, острый шаг и т.д. (Варианты педагогов)
- Прыжки через доску или верёвку: (Варианты педагогов).
Вывод: проявив фантазию и творчество всегда можно внести разнообразие в разные формы двигательной активности, делая их привлекательными и интересными для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционный педагогический совет «Двигательная активность – средство полноценного развития детей"
Нетрадиционный педагогический совет (с элементами деловой игры и практикума). Тема: «Двигательная активность – средство полноценного развития детей»....
Педагогический совет на тему: «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»
Уважаемые коллеги, представляб вашему вниманию педсовет (протокол, план)...
Двигательная активность - средство полноценного развития детей
Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании человека.Двигательная активность относится к ос...
Доклад "Двигательная активность средство полноценного развития детей".
Доклад "Двигательная активность средство полноценного развития детей"....
Двигательная активность как средство полноценного развития детей дошкольного возраста
Данный материал раскрывает опыт работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ ЗОЖ....
Двигательная активность-залог полноценного развития детей 2-3 лет.
В первые годы жизни двигательная активность является основой всестороннего развития ребенка.В детстве закладывается фундамент здоровья и физического развития ребёнка. Успех в любой деятельности во мно...
«Двигательная активность – средство полноценного развития детей»
В нашей группе двигательная активность проходит в форме:- утренней зарядки;-физкультминутки;- физические упражнения на прогулке и занятии;- спортивные игры;- самостоятельная игровая деятельность....