1. Адаптированы для педагогов и родителей разработанные коллективом ГБОУ НСО ОЦДК, дополненные материалами специалистов ПМПК г. Новосибирска МКОУ ДПО ГЦОиЗ «Магистр», кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГАОУ ДПО НСО
консультация
В соответствии с действующим федеральным «Законом об образовании в РФ» для детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы специальные образовательные условия, которые представлены в российском образовательном законодательстве как право на гарантированный каждому ребенку с проблемным развитием набор условий, «без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
Методические рекомендации включают в себя следующее:
Описание специально организованной работы в группе для детей с ОВЗ (наличие индивидуальных правил для детей, использование невербальных средств общения, предоставление детям права покинуть группу и уединиться в так называемом «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства и т.д.
Рекомендуемые методы работы с детьми (словесные, наглядные, практические методы, методы стимулирования учебно-познавательной деятельности)
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя (метод гашения переживаний, метод рефлексивного анализа, метод переключения …)
Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы (метод радостной перспективы, метод самонаблюдения…).
Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка (метод увлечения добрым делом, метод увлечения героическим, метод увлечения красивым и загадочным, метод личного примера…)
Методы укрепления чувства ответственности (метод доверия, метод беседы…)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендуемые методы работы с детьми:
Словесные методы (объяснение, беседа, рассказ…) обязательно в сочетании с наглядными и практическими методами.
Рассказ – небольшой по объему, не больше 10 минут, доступный по содержанию, эмоционально окрашенный, иллюстрированный.
Объяснение – акцентировать внимание на главных моментах темы (выделяя интонационно, графически/цветом, иллюстрациями/образами); по длительности до 5 минут.
Беседа – качество беседы зависит от задаваемых вопросов, больше задавать вопросов на сравнение. Темп беседы ниже, чем для обычных детей.
Наглядные методы (показ, демонстрация, наблюдения) - это способствует повышению мотивации, развитию внимания, памяти.
Показ – обеспечить возможность зрительного восприятия (размер иллюстрации, качество, освещение).
Демонстрация – показ предметов в движении.
Наблюдение – наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений.
Практические методы: обязательно связывать изучаемый материал с практической деятельностью, личным опытом ребенка.
Упражнение – повторение в целях выработки навыка (осознанность действия, систематичность, повторяемость, разнообразие, практическая направленность).
Проблемно - поисковый (создание проблемных ситуаций), самостоятельная деятельность детей в малых группах (объединять детей условной нормы и с ОВЗ) по изучению нового материала, подготовке мини-сообщений, презентаций.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения любого проявления чувства ответственности.
Специальная организация работы в группе:
- наличие индивидуальных правил для детей;
- использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах;
- использование поощрений для детей, которые выполняют правила;
- предоставление детям права покинуть группу и уединиться в так называемом «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства;
- игнорирование незначительных поведенческих нарушений;
- разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.
Учет работоспособности и особенностей психофизического развития :
- замедленность темпа усвоения материала;
- рациональная дозировка содержания материала;
- дробление большого задания на этапы;
- поэтапное разъяснение задач;
- повторение детьми инструкций к выполнению задания;
- предоставление дополнительного времени;
- максимальная опора на практическую деятельность
Методы педагогической поддержки используются с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, включающие методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:
- метод ―угашения переживаний‖ (успокоение путем беседы-рационализации - превращения обидной ситуации в другую, в которой ребенок сохранил бы к себе самоуважение;
- невербальными средствами: рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки);
- метод ―прямого действия‖ (остановка ребенка от совершения поступка, направленного против себя);
- метод рефлексивного анализа (осмысление с ребенком действий, эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровья);
- метод ―переключения‖ - включение ребенка в другие виды деятельности, в которых он был бы успешен, путем замещения (перенос агрессии на допустимые объекты, например, избить подушку, ―грушу‖ в спортзале и т.д.), сублимации (творческое действие - нарисуй что-нибудь, вылепи),
- метод ―возбуждения оптимизма‖ (раскрытие перспектив выхода из трудной ситуации и дальнейших путей развития личности) и др.
Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
- метод радостной перспективы - это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
- метод ―увлечения весельем‖ - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни; метод поощрения и похвалы - этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
- метод самонаблюдения за своими эмоциями - метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.
Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:
- метод ―увлечения добрым делом‖;
- метод ―увлечения героическим‖ - увлечение нравственным подвигом во имя людей, Этим методом возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
- метод ―увлечения красивым‖ - возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, людей, культурных памятников, беречь ее;
- метод ―увлечения загадочным‖ - возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
- метод личного примера - способ развития положительных качеств на личном примере педагога.
Методы укрепления чувства ответственности:
- метод доверия - развивается вера в свои силы;
- метод просьбы - обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
- метод беседы-размышления - обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
- метод лекции - воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
- метод поручения - обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.
Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:
- метод напоминания;
- метод ―сомнения‖ - этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности включают методы стимулирования развития личности:
- метод поощрения (устная благодарность, вручение приза, награждение родителей);
- метод наказания (взглядом, отстраненным отношением, порицанием в индивидуальной беседе, замечанием, обсуждением проступка в коллективе);
- метод ―ролевой игры (представление себя в ролях отрицательных и положительных персонажей);
- метод самоорганизации - обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня.);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специально – организованная совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей с использованием технологии деятельностного подхода
В статье представлен материал по применению технологии деятельностного подхода в специально-организованной продуктивной деятельности детей, педагогов и родителей....
Методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта в практической деятельности педагога ДОО" (в рамках календарно-тематического планирования тема дня "Специальный транспорт"
Методичесое обеспечение реализация ФГОС в практической деятельности педагога ДОО (в рамках календарно-тематического планирования тематического блока "Безопасность" в старшей группе)...
консультация для педагогов Тема: «Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования»
Данная консультация познакомит педагогов с использованием средств обучения с детьми коррекционных групп ,имеющих различные нарушения в развитии...
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ педагогики»
Задачи:- Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;- Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;- Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;- Формировать ж...
Семинар-марафон для педагогов детского сада «Методы, приемы и игры ТРИЗ-педагогики в дошкольном образовании»
В ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Для того, что бы систематизировать знания педагогов в области ТРИЗ – педагогики, ...