«Музейная педагогика, как форма организации совместной деятельности ребёнок педагог и родитель»
статья

Светлых Ирина Сергеевна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        «От того, как прошло детство, кто вёл

ребёнка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком

станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский.

 

   В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь зачастую становятся лишь отвлеченными понятиями. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, к природе, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально и духовно к восприятию окружающей действительности. На помощь педагогам пришла такая отрасль педагогической науки, как музейная педагогика.

  Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС ДО в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ,учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

  В нашем городе есть много музеев. Но выяснилось, что основная часть воспитанников детского сада, ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, да и у родителей подчас нет ни времени, ни желания.
 Перед педагогами нашего ДОУ встал вопрос. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Мы решили создать несколько собственных мини-музеев на базе детского сада. При выборе профиля мини-музея определилось направление - ознакомление с народными промыслами, животными обитающими на территории Саратовского края, занесёнными в Красную книгу, трудом взрослых и к продуктам их производства.

 Привлечение родителей к созданию мини музеев, явилось показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников. В муниципальном образовательном учреждении организована система мини-музеев. Созданы такие мини – музеи, как мини- музей Хлеба, «По страницам Красной Книги», «Народные промыслы»

Работа мини-музея «Народные промыслы»

В МДОУ № 171 педагогами, детьми и родителями подготовительной группы был организован мини музей «Народные промыслы»

Мини-музей вызвал большой интерес среди родителей. Число

экспонатов стало увеличиваться по количеству и по тематике.

У современного ребенка, живущего в городе, слабо развито ощущение принадлежности к русскому народу, поэтому цель, которая стоит перед педагогом, формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности, мы решили, что такой музей просто необходим.

Приобщение к традиционной культуре легче всего происходит через детский музей. При условии, что музей – это практический способ ознакомления ребенка с русским бытом, среда для фольклора, изучения детьми ремесел, традиций, художественного наследия.

Создавая такой музей, мы старались придерживаться принципов – интеграции, деятельности и интерактивности, динамичности и вариативности, непрерывности и доступности. Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию. И, естественно, основной объем содержания детского музея занимает игровой фонд, главным наполнением которого, являются всевозможные детские игрушки, предметы, которые дети используют в игре, в свободной деятельности, на занятиях.

Детский музей – это целая система, в которой музейная педагогика облегчает ребенку погружение в мир традиционной культуры, историко – художественного наследия.

Сейчас в музее более 20 подлинных предметов народных промыслов, ремёсел, рукоделия. Всё это собрано стараниями сотрудников детского сада, их знакомыми и, конечно, родителями наших воспитанников. Экспозиция музея постоянно пополняется.

Создание мини-музея позволяет нам педагогам реализовывать

направление «Музейная педагогика» в ДОУ.

Наш мини-музей – результат общения, совместной работы педагогов, детей и их семей.

Работа мини-музея «По страницам Красной Книги»

Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов? Чем больше становятся наши города, чем выше дома, тем чаще нам хочется уехать подальше за город в наш настоящий общий дом — на природу.

Исходя из этого, творческая группа детского сада создала мини-музей «По страницам Красной Книги» с целью знакомства детей с Красной книгой; узнать, какие животные в нее включены и почему. Прививать чувства сопереживания к проблемам окружающей природы; побудить их быть активными защитниками природы. Воспитание бережного отношения к растениям и животным. В МДОУ «171 творческой группой создан мини- музей «По страницам Красной Книги». На данный момент в музее есть макет «Дрофа» и макет «Белый медведь», изготовленный детьми совместно с родителями и педагогами, гербарий, фотографии, альбомы, картины, журналы, представителей флоры и фауны, занесённых в Красную Книгу работа по расширению музея, активно продолжается.

Экологический Мини - музей «По страницам Красной Книги» способствовал проявлению познавательного интереса к миру природы, как у детей, так и у родителей, возникновению желания общаться с природой, формированию экологически правильного отношения к объектам живой и неживой природы, формированию стремления к исследованию объектов природы, умению анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

 

Работа мини-музея Хлеба

Очень важной и актуальной темой в детском саду остаётся тема хлеба, так как     дети часто небрежно относятся к хлебу. Дошкольников следует подводить к пониманию истинной стоимости хлеба через ознакомление с трудом хлеборобов.

Педагоги детского сада совместно с родителями создали в группе мини-музей Хлеба. В музее хлеба находятся образцы злаковых культур, коллекции колосьев, игрушечные хлебобулочные изделия. Здесь представлены картины, рассказывающие детям, как сеяли, выращивали и собирали зерно в старые времена, и как это происходит сейчас, когда на полях используется сельскохозяйственная техника. Благодаря подбору иллюстраций, дети могут познакомиться с сортами хлеба, видами хлебобулочных изделий. Макеты мельницы, батонов, булочек, бубликов и караваев сделаны руками детей из солёного теста.

В мини-музее дети могут подробно рассмотреть колоски ячменя и пшеницы, сравнить их между собой. Здесь так же представлены прозрачные баночки с мукой, с крупами из ржи, пшеницы, ячменя, овса.

В музее хлеба представлены сборники стихов, пословиц, загадок и других произведений о хлебе, которые используются для занятий и проведения праздников. Отдельно подготовлена художественная литература для детей: сказки «Колосок», «Колобок», «Вершки и корешки», рассказ М.Пришвина «Лисичкин хлеб» и другие произведения.

 Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом. Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей. В последнее десятилетие в развивающей среде детских садов появились новые элементы: комнаты, залы, музеи, изостудии и так далее, то есть обогащается развивающая среда.

По определению С.Л. Новоселовой, термин «развивающая среда» – это система материальных объектов, окружающих ребёнка, и воздействующих на его духовное и физическое развитие.

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

Творчески мыслящий воспитатель всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус.

Музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. И эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 171»

г. Саратова

Доклад

на тему: «Музейная педагогика, как форма организации совместной деятельности ребёнок педагог и родитель»

                      

                   подготовила: старший воспитатель    

          МДОУ «Детский сад № 171»

    Светлых Ирина Сергеевна

г.Саратов,2018

                                            «От того, как прошло детство, кто вёл

ребёнка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком

станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский.

   В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь зачастую становятся лишь отвлеченными понятиями. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, к природе, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально и духовно к восприятию окружающей действительности. На помощь педагогам пришла такая отрасль педагогической науки, как музейная педагогика.

  Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС ДО в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ,учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

  В нашем городе есть много музеев. Но выяснилось, что основная часть воспитанников детского сада, ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, да и у родителей подчас нет ни времени, ни желания.
Перед педагогами нашего ДОУ встал вопрос. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Мы решили создать несколько собственных мини-музеев на базе детского сада. При выборе профиля мини-музея определилось направление - ознакомление с народными промыслами, животными обитающими на территории Саратовского края, занесёнными в Красную книгу,
трудом взрослых и к продуктам их производства.

 Привлечение родителей к созданию мини музеев, явилось показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников. В муниципальном образовательном учреждении организована система мини-музеев. Созданы такие мини – музеи, как мини- музей Хлеба, «По страницам Красной Книги», «Народные промыслы»

Работа мини-музея «Народные промыслы»

В МДОУ № 171 педагогами, детьми и родителями подготовительной группы был организован мини музей «Народные промыслы»

Мини-музей вызвал большой интерес среди родителей. Число

экспонатов стало увеличиваться по количеству и по тематике.

У современного ребенка, живущего в городе, слабо развито ощущение принадлежности к русскому народу, поэтому цель, которая стоит перед педагогом, формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности, мы решили, что такой музей просто необходим.

Приобщение к традиционной культуре легче всего происходит через детский музей. При условии, что музей – это практический способ ознакомления ребенка с русским бытом, среда для фольклора, изучения детьми ремесел, традиций, художественного наследия.

Создавая такой музей, мы старались придерживаться принципов – интеграции, деятельности и интерактивности, динамичности и вариативности, непрерывности и доступности. Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию. И, естественно, основной объем содержания детского музея занимает игровой фонд, главным наполнением которого, являются всевозможные детские игрушки, предметы, которые дети используют в игре, в свободной деятельности, на занятиях.

Детский музей – это целая система, в которой музейная педагогика облегчает ребенку погружение в мир традиционной культуры, историко – художественного наследия.

Сейчас в музее более 20 подлинных предметов народных промыслов, ремёсел, рукоделия. Всё это собрано стараниями сотрудников детского сада, их знакомыми и, конечно, родителями наших воспитанников. Экспозиция музея постоянно пополняется.

Создание мини-музея позволяет нам педагогам реализовывать

направление «Музейная педагогика» в ДОУ.

Наш мини-музей – результат общения, совместной работы педагогов, детей и их семей.

Работа мини-музея «По страницам Красной Книги»

Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов? Чем больше становятся наши города, чем выше дома, тем чаще нам хочется уехать подальше за город в наш настоящий общий дом — на природу.

Исходя из этого, творческая группа детского сада создала мини-музей «По страницам Красной Книги» с целью знакомства детей с Красной книгой; узнать, какие животные в нее включены и почему. Прививать чувства сопереживания к проблемам окружающей природы; побудить их быть активными защитниками природы. Воспитание бережного отношения к растениям и животным. В МДОУ «171 творческой группой создан мини- музей «По страницам Красной Книги». На данный момент в музее есть макет «Дрофа» и макет «Белый медведь», изготовленный детьми совместно с родителями и педагогами, гербарий, фотографии, альбомы, картины, журналы, представителей флоры и фауны, занесённых в Красную Книгу работа по расширению музея, активно продолжается.

Экологический Мини - музей «По страницам Красной Книги» способствовал проявлению познавательного интереса к миру природы, как у детей, так и у родителей, возникновению желания общаться с природой, формированию экологически правильного отношения к объектам живой и неживой природы, формированию стремления к исследованию объектов природы, умению анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Работа мини-музея Хлеба

Очень важной и актуальной темой в детском саду остаётся тема хлеба, так как     дети часто небрежно относятся к хлебу. Дошкольников следует подводить к пониманию истинной стоимости хлеба через ознакомление с трудом хлеборобов.

Педагоги детского сада совместно с родителями создали в группе мини-музей Хлеба. В музее хлеба находятся образцы злаковых культур, коллекции колосьев, игрушечные хлебобулочные изделия. Здесь представлены картины, рассказывающие детям, как сеяли, выращивали и собирали зерно в старые времена, и как это происходит сейчас, когда на полях используется сельскохозяйственная техника. Благодаря подбору иллюстраций, дети могут познакомиться с сортами хлеба, видами хлебобулочных изделий. Макеты мельницы, батонов, булочек, бубликов и караваев сделаны руками детей из солёного теста.

В мини-музее дети могут подробно рассмотреть колоски ячменя и пшеницы, сравнить их между собой. Здесь так же представлены прозрачные баночки с мукой, с крупами из ржи, пшеницы, ячменя, овса.

В музее хлеба представлены сборники стихов, пословиц, загадок и других произведений о хлебе, которые используются для занятий и проведения праздников. Отдельно подготовлена художественная литература для детей: сказки «Колосок», «Колобок», «Вершки и корешки», рассказ М.Пришвина «Лисичкин хлеб» и другие произведения.

 Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом. Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей. В последнее десятилетие в развивающей среде детских садов появились новые элементы: комнаты, залы, музеи, изостудии и так далее, то есть обогащается развивающая среда.

По определению С.Л. Новоселовой, термин «развивающая среда» – это система материальных объектов, окружающих ребёнка, и воздействующих на его духовное и физическое развитие.

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

Творчески мыслящий воспитатель всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус.

Музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. И эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.

Список используемой литературы

1. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко - Дошкольная педагогика, №5, 2009. стр.6-7

2. Виниченко В. Ребенок в пространстве музея / В.Виниченко - Дошкольное воспитание, 2003, № 5. стр.38-41

3. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю.Белой, Т.С.Комаровой. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие / Л.В.Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005.

5. Куревина О.А. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / О.А.Куревина, Г.Е.Селезнева. - М.: «Баласс», 2002.

6. Лашкина Н. Дети в музее / Н.Лашкина -Дошкольное воспитание, 2005, № 2. стр.72

7. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся / Д.С.Лихачев.- М.:Просвещение, 1983.

8. Морозова А.Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой.- М.: ТЦ Сфера, 2006.

9. Найденова Е. Этнографический музей в дошкольном учреждении / Е.Найденова - Дошкольное воспитание, 2001, № 3. стр.92.

10. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н.Нестеренко - Обруч, № 6, 2000. стр.30-31.

11. Пантелееева Л. Хочу в музей / Л.Пантелеева - Дошкольное воспитание, 2006, № 9. стр.115

12. Пастухова И. Домашний музей / И.Пастухова - Дошкольное воспитание, 2008, № 4. стр.111

13. Попова И.А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников / И.А.Попова - Управление ДОУ, 2006, № 5. стр.84.

14. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А.Рыжова, Л.В. Логинова, А.И.Данюкова - М.: Линка-Пресс, 2008.

15. Рыжова Н.А. Развивающая среда детского сада / Н.А.Рыжова - М.: Линка-Пресс, 2003.

16. Сенновская И. Дошкольники и музеи / И.Сенновская - Дошкольное воспитание, 2002, № 5. стр.98

17. Столяров Б. Педагогическая деятельность музея / Б.Столяров -Дошкольное воспитание, 2002, № 11. стр.66

18. Тихонова М.В. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада / М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова. - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

19. Тихонова О.Г Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О.Г.Тихонова. - М.: АРКТИ, 2006.

20.Трунова М. Секреты музейной педагогики / М.Трунова - Дошкольное воспитание, 2006, № 4. стр.38

21. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6т. Т.2. Сост. С.Ф.Егоров / К.Д.Ушинский. - М.: Педагогика, 1988.

22. Фаткуллина Э. Этнографический музей «Родник истории» / Э.Фаткуллина - Дошкольное воспитание, 2007, № 5. стр.126.

23. Цепина Т. Музей в детском саду / Т.Цепина - Дошкольное воспитание, 2007, № 5. стр.124.

24. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики / Т.Чумалова -Дошкольное воспитание,2008, №3.

25.Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т.Чумалова - Дошкольное воспитание, 2007, № 10. стр.44-50.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 171»

г. Саратова

Доклад

на тему: «Музейная педагогика, как форма организации совместной деятельности ребёнок педагог и родитель»

                      

                   подготовила: старший воспитатель    

          МДОУ «Детский сад № 171»

    Светлых Ирина Сергеевна

г.Саратов,2018

                                            «От того, как прошло детство, кто вёл

ребёнка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком

станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский.

   В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь зачастую становятся лишь отвлеченными понятиями. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, к природе, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально и духовно к восприятию окружающей действительности. На помощь педагогам пришла такая отрасль педагогической науки, как музейная педагогика.

  Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС ДО в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ,учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

  В нашем городе есть много музеев. Но выяснилось, что основная часть воспитанников детского сада, ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, да и у родителей подчас нет ни времени, ни желания.
Перед педагогами нашего ДОУ встал вопрос. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Мы решили создать несколько собственных мини-музеев на базе детского сада. При выборе профиля мини-музея определилось направление - ознакомление с народными промыслами, животными обитающими на территории Саратовского края, занесёнными в Красную книгу,
трудом взрослых и к продуктам их производства.

 Привлечение родителей к созданию мини музеев, явилось показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников. В муниципальном образовательном учреждении организована система мини-музеев. Созданы такие мини – музеи, как мини- музей Хлеба, «По страницам Красной Книги», «Народные промыслы»

Работа мини-музея «Народные промыслы»

В МДОУ № 171 педагогами, детьми и родителями подготовительной группы был организован мини музей «Народные промыслы»

Мини-музей вызвал большой интерес среди родителей. Число

экспонатов стало увеличиваться по количеству и по тематике.

У современного ребенка, живущего в городе, слабо развито ощущение принадлежности к русскому народу, поэтому цель, которая стоит перед педагогом, формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности, мы решили, что такой музей просто необходим.

Приобщение к традиционной культуре легче всего происходит через детский музей. При условии, что музей – это практический способ ознакомления ребенка с русским бытом, среда для фольклора, изучения детьми ремесел, традиций, художественного наследия.

Создавая такой музей, мы старались придерживаться принципов – интеграции, деятельности и интерактивности, динамичности и вариативности, непрерывности и доступности. Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию. И, естественно, основной объем содержания детского музея занимает игровой фонд, главным наполнением которого, являются всевозможные детские игрушки, предметы, которые дети используют в игре, в свободной деятельности, на занятиях.

Детский музей – это целая система, в которой музейная педагогика облегчает ребенку погружение в мир традиционной культуры, историко – художественного наследия.

Сейчас в музее более 20 подлинных предметов народных промыслов, ремёсел, рукоделия. Всё это собрано стараниями сотрудников детского сада, их знакомыми и, конечно, родителями наших воспитанников. Экспозиция музея постоянно пополняется.

Создание мини-музея позволяет нам педагогам реализовывать

направление «Музейная педагогика» в ДОУ.

Наш мини-музей – результат общения, совместной работы педагогов, детей и их семей.

Работа мини-музея «По страницам Красной Книги»

Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов? Чем больше становятся наши города, чем выше дома, тем чаще нам хочется уехать подальше за город в наш настоящий общий дом — на природу.

Исходя из этого, творческая группа детского сада создала мини-музей «По страницам Красной Книги» с целью знакомства детей с Красной книгой; узнать, какие животные в нее включены и почему. Прививать чувства сопереживания к проблемам окружающей природы; побудить их быть активными защитниками природы. Воспитание бережного отношения к растениям и животным. В МДОУ «171 творческой группой создан мини- музей «По страницам Красной Книги». На данный момент в музее есть макет «Дрофа» и макет «Белый медведь», изготовленный детьми совместно с родителями и педагогами, гербарий, фотографии, альбомы, картины, журналы, представителей флоры и фауны, занесённых в Красную Книгу работа по расширению музея, активно продолжается.

Экологический Мини - музей «По страницам Красной Книги» способствовал проявлению познавательного интереса к миру природы, как у детей, так и у родителей, возникновению желания общаться с природой, формированию экологически правильного отношения к объектам живой и неживой природы, формированию стремления к исследованию объектов природы, умению анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Работа мини-музея Хлеба

Очень важной и актуальной темой в детском саду остаётся тема хлеба, так как     дети часто небрежно относятся к хлебу. Дошкольников следует подводить к пониманию истинной стоимости хлеба через ознакомление с трудом хлеборобов.

Педагоги детского сада совместно с родителями создали в группе мини-музей Хлеба. В музее хлеба находятся образцы злаковых культур, коллекции колосьев, игрушечные хлебобулочные изделия. Здесь представлены картины, рассказывающие детям, как сеяли, выращивали и собирали зерно в старые времена, и как это происходит сейчас, когда на полях используется сельскохозяйственная техника. Благодаря подбору иллюстраций, дети могут познакомиться с сортами хлеба, видами хлебобулочных изделий. Макеты мельницы, батонов, булочек, бубликов и караваев сделаны руками детей из солёного теста.

В мини-музее дети могут подробно рассмотреть колоски ячменя и пшеницы, сравнить их между собой. Здесь так же представлены прозрачные баночки с мукой, с крупами из ржи, пшеницы, ячменя, овса.

В музее хлеба представлены сборники стихов, пословиц, загадок и других произведений о хлебе, которые используются для занятий и проведения праздников. Отдельно подготовлена художественная литература для детей: сказки «Колосок», «Колобок», «Вершки и корешки», рассказ М.Пришвина «Лисичкин хлеб» и другие произведения.

 Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом. Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей. В последнее десятилетие в развивающей среде детских садов появились новые элементы: комнаты, залы, музеи, изостудии и так далее, то есть обогащается развивающая среда.

По определению С.Л. Новоселовой, термин «развивающая среда» – это система материальных объектов, окружающих ребёнка, и воздействующих на его духовное и физическое развитие.

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

Творчески мыслящий воспитатель всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус.

Музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. И эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.

Список используемой литературы

1. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко - Дошкольная педагогика, №5, 2009. стр.6-7

2. Виниченко В. Ребенок в пространстве музея / В.Виниченко - Дошкольное воспитание, 2003, № 5. стр.38-41

3. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю.Белой, Т.С.Комаровой. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие / Л.В.Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005.

5. Куревина О.А. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / О.А.Куревина, Г.Е.Селезнева. - М.: «Баласс», 2002.

6. Лашкина Н. Дети в музее / Н.Лашкина -Дошкольное воспитание, 2005, № 2. стр.72

7. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся / Д.С.Лихачев.- М.:Просвещение, 1983.

8. Морозова А.Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой.- М.: ТЦ Сфера, 2006.

9. Найденова Е. Этнографический музей в дошкольном учреждении / Е.Найденова - Дошкольное воспитание, 2001, № 3. стр.92.

10. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н.Нестеренко - Обруч, № 6, 2000. стр.30-31.

11. Пантелееева Л. Хочу в музей / Л.Пантелеева - Дошкольное воспитание, 2006, № 9. стр.115

12. Пастухова И. Домашний музей / И.Пастухова - Дошкольное воспитание, 2008, № 4. стр.111

13. Попова И.А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников / И.А.Попова - Управление ДОУ, 2006, № 5. стр.84.

14. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А.Рыжова, Л.В. Логинова, А.И.Данюкова - М.: Линка-Пресс, 2008.

15. Рыжова Н.А. Развивающая среда детского сада / Н.А.Рыжова - М.: Линка-Пресс, 2003.

16. Сенновская И. Дошкольники и музеи / И.Сенновская - Дошкольное воспитание, 2002, № 5. стр.98

17. Столяров Б. Педагогическая деятельность музея / Б.Столяров -Дошкольное воспитание, 2002, № 11. стр.66

18. Тихонова М.В. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада / М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова. - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

19. Тихонова О.Г Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О.Г.Тихонова. - М.: АРКТИ, 2006.

20.Трунова М. Секреты музейной педагогики / М.Трунова - Дошкольное воспитание, 2006, № 4. стр.38

21. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6т. Т.2. Сост. С.Ф.Егоров / К.Д.Ушинский. - М.: Педагогика, 1988.

22. Фаткуллина Э. Этнографический музей «Родник истории» / Э.Фаткуллина - Дошкольное воспитание, 2007, № 5. стр.126.

23. Цепина Т. Музей в детском саду / Т.Цепина - Дошкольное воспитание, 2007, № 5. стр.124.

24. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики / Т.Чумалова -Дошкольное воспитание,2008, №3.

25.Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т.Чумалова - Дошкольное воспитание, 2007, № 10. стр.44-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации совместной деятельности педагогов и родителей с детьми

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые подходы к организации взаимодействия с родителями по решению образова...

«Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых» презентация для доклада на Фестивале педагогических идей

Презентация опыта работы педагогов дошкольного учреждения по созданию и функционированию мини-музеев в детском саду на фестивале педагогических идей...

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- как форма организации совместной деятельности»

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- ...