СИСТЕМА РАБОТЫ "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и сам человек активно принимает участие в ухудшении экологической обстановки. В соответствии с актуальностью выбранной проблемы была определена тема: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty.docx | 73.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Мовчан Татьяна Александровна
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Актуальность проблемы.
3. Новизна опыта.
4 Этапы работы над опытом.
5. Теоретическая база
6. Технология опыта
7. Результативность опыта
8. Заключение.
9. Список литературы.
10. Приложения.
СИСТЕМА РАБОТЫ
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности».
Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала, и росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала не наукой, а частью души!
С. Николаева
1. Пояснительная записка
Дискуссия о том, каким должен быть детский сад ведётся много лет. Педагоги отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, предлагают дать дошкольному учреждению новаторские названия. Мы же считаем, что лучшего названия, чем детский сад, нельзя придумать.
Детский. Счастливое и беззаботное детство, мама и любимая игрушка, первые занятия и выступления, первые друзья и, конечно, первые успехи. Нет человека, который бы не улыбнулся, перелистывая старые фотографии, где он изображал моряка или космонавта. Нет человека, который спокойно пройдет мимо игрушки из детства.
Сад. Великий русский писатель А.П. Чехов говорил: «Неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов». Цветущий весенний сад с молодыми побегами, новыми саженцами играет всеми оттенками белого цвета. Сад – это наше будущее, это будущее всей страны, это дети, которые познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, будут ли рачительными хозяевами, понимающими природу, во многом зависит от взрослых, направляющих их воспитание.
- Актуальность проблемы
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и сам человек активно принимает участие в ухудшении экологической обстановки. В соответствии с актуальностью выбранной проблемы была определена тема: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности».
Исходя их результатов мониторинга, нами был сделан вывод о том, что у детей недостаточно сформирована экологическая культура, следовательно, используемые в работе с детьми методы были недостаточно эффективны. Возникла необходимость в поиске и применении наиболее оптимальных методик и новых технологий, которые будут способствовать развитию экологической культуры дошкольника.
Именно поэтому, одним из таких методов, был выбран метод проектов. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Смысл проектного метода заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, проявлять инициативу и творчество.
Работа над данной проблемой велась в течение трёх лет с постепенным усложнением. Педагогическая идея опыта заключалась в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Специфической чертой экологического воспитания дошкольников в разработанных проектах - непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
- Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в разработке и реализации проектов различной направленности, создающих условия для экологического воспитания дошкольников.
- Этапы работы над опытом
1 этап – 2011 - 2012 уч. год.
Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста.
2 этап – 2012 - 2014 уч. г. На формирующем этапе была проведена апробация системы формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений с использованием проектной деятельности
3 этап – 2014 – 2015 уч. г. Становление опыта, оценка результатов, описание работы.
- Теоретическая база
Экология - (от греч. оikos - дом жилище, местопребывание и ...логия), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен в 1866 немецким биологом Э. Геккелем.
Экологическое воспитание дошкольников – чрезвычайно важная проблема настоящего, актуальность которой диктуется современными условиями. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций (Н.А.Рыжова).
Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности» (В.А. Ясвин).
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (А.А. Быстров, Р.М. ,А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е. И. Волкова).
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы (С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.). В исследованиях, посвящённых живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Изменение окружающей жизни диктует нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий. Одним из таких средств является метод проектов.
В России метод проектов был известен еще с 1905 года. Тогда группа российских педагогов под руководством С. Т. Шацкого внедряла его в образовательную практику. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владением конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одного или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Структура проекта включает в себя:
- Тему проекта (название)
- Тип проекта (игровой, информационный, тематический и др.)
- Цель проекта
- Задачи проекта
- Работа над проектом (мероприятия с детьми, родителями, педагогами)
- Форма презентации проекта (праздник, викторина, выставка и т.д.)
- Результат проекта (Оформление результатов, анализ).
Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразными. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными и длительными. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы, которая является отличительной чертой проектной деятельности, поиска информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом является продукт, презентация которого проводится на завершающем этапе.
В ходе работы над проектом также важно помнить о правилах успешности проектной деятельности (по Т. И. Шамовой):
- в команде нет лидеров;
- все члены команды равны;
- команды не соревнуются;
- все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание;
- каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе;
- все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;
- не должно быть так называемых «спящих партнеров»;
- ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок – взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности (общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать). Самый важный результат обучения на проектной основе – формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.
- Технология опыта
Цель работы: использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников.
Реализация поставленной цели проходила через решение следующих задач:
- Формировать поисково – исследовательскую деятельность посредством проектного метода;
- Формировать знания об объектах живой и неживой природы, воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле;
- Развивать познавательный интереса к окружающему миру.
Ожидаемые результаты
Для педагога:
Повышение теоретического уровня и профессионализма.
Внедрение современных форм и методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников с учётом регионального компонента.
Личностный и профессиональный рост.
Самореализация.
Для детей:
Сформированность экологической культуры и навыков природоохранной деятельности у дошкольников.
Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.
Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.
Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности
Для родителей:
Заинтересованность родителей в экологическом воспитании детей.
Повышение уровня экологического сознания.
В своей педагогической деятельности нами применялись следующие методы экологического воспитания дошкольников:
- Наглядные (наблюдения, экскурсии рассматривание репродукций картин и иллюстрации),
- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора),
- Практические (экологические игры, труд детей в природе, экспериментирование).
Планируя образовательную деятельность, мы опирались на дидактические принципы:
- Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
- Принцип доступности подразумевает подбор такого материала, форм и методов организации образовательной деятельности, которые соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
- Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.
- Принцип наглядности Я.А. Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики. 80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения.
- Принцип регионализации, использование ближайшего природного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию.
При разработке комплексно - тематического планирования по экологическому воспитанию мы опирались на Основную общеобразовательную программу ДОУ, «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы и на комплект методических пособий Н.А. Рыжовой «Наш дом природа».
В групповой комнате создана развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО, при которой процесс экологического воспитания дошкольников протекает наиболее эффективно.
- Уголок природы, где проходит трудовая деятельность детей по уходу за растениями;
- Центр экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься;
- Центр библиотеки – это книги, энциклопедии экологической направленности;
- Центр коллекций, предназначенный для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции включают в себя те объекты, которые могут собирать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины);
- Выставочный центр, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной деятельности;
- Оформлены - календарь природы, календарь погоды, карты – схемы;
- Собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы);
- Подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания;
- Подобраны подвижные игры и наглядный материал для их проведения;
- Созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе;
- Имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе).
В экологической развивающей среде дети применяют имеющиеся знания и способы действия. По мере совершенствования знаний и навыков взаимодействия детей с природной средой наполняется и совершенствуется информационная среда. Мы поддерживаем организацию предметно-развивающей среды таким образом, чтобы дети проявляли познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Привлекаем дошкольников к созданию окружающей обстановки, выясняя их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекаем в процесс преобразований.
Комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
Региональный компонент предполагает:
-знакомство с природным ландшафтом села, географическими и климатическими особенностями (экскурсии, экологические прогулки, наблюдения);
-знакомство с историей и трудом жителей села;
-знакомство с деятелями искусств (художниками, поэтами, писателями, композиторами).
Ведётся постоянная работа по ознакомлению детей с особенностями родного края. Разработаны маршруты в природу. Подобран богатый практический и наглядный материал.
Тематика занятий с детьми варьируется с учётом возможностей детского сада, географических и климатических условий края. В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы, осознание ребенком себя как субъекта природы.
Для создания интереса дошкольников к природе и достижения результата в работе мы используем эмоционально привлекательные для детей виды деятельности.
- Экологические игры;
- Наблюдение и труд;
- Чтение произведений о природе, сюжеты которых учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что живет рядом и создают эмоционально-положительное настроение;
- Ведение календаря природы, моделирующей смену времен года;
- Ведение дневника наблюдений;
- Самостоятельный и совместный труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни растений;
- творческую деятельность детей: рисование, аппликацию, лепку,
- изготовление поделок;
- Составление план – карт, схем;
- Сочинение «Экологических сказок», историй и загадок;
- Участие в природоохранных акциях (уборка листьев на территории детского сада, изготовление кормушек для птиц, посадка огорода, создание листовок на природоохранные темы);
- Участие в экологических праздниках, экскурсиях;
- Проектный метод работы: создание мини - проектов на тему экологии.
Были разработаны проекты разнообразные по тематике и содержанию. В младших группах короткие, простые, такие как «Овощи», «Фрукты». В течение дня малыши в игре обследовали разные овощи и учились их различать по форме, цвету, размеру, по тактильным и вкусовым ощущения, по запаху. Проводили опыты: «Что есть внутри яблока?» Слушали стихи, сказки об овощах («Репка», «Пых») и т.д. В старших группах проекты усложнялись. Дети изучали явления природы, растения и действия людей, предметы рукотворного мира и др.
1. Проект «Лучок – позолоченный бочок».
Цель: изучить способы выращивания зеленого лука в зимнее время в условиях детского сада.
Задачи проекта:
1. Познакомиться с полезными свойствами лука.
2. Посадить лук и провести наблюдение за ростом лука в разных условиях.
3. Организовать выставку работ
4. Оформить результаты наблюдения.
2. Проект «Этот удивительный мир насекомых»
Цель проекта: создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта:
- Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.
2. Воспитывать бережное отношение к живому.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость.
3. Проект «Братья наши меньшие»
Цель проекта: формирование знаний детей о домашних животных; дать представления о потребностях животных для их роста и развития; воспитать чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения.
4.Проект «Береги природу»
Цель проекта: формирование экологической культуры детей, расширение представлений о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах её сохранения.
В результате проектной деятельности у воспитанников сформировался устойчивый интерес к познанию природы и потребность общения с ней.
- Результативность опыта
Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень формирования экологической культуры у старших дошкольников, проявление устойчивого интереса к миру природы, совершение позитивных поступков по отношению к живым объектам. Для диагностики уровня сформированости экологической культуры мы использовали диагностические карты и материалы из программы «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич
По результатам первичной диагностики мы получили следующие данные.
Таб.1 Уровень сформированности экологических представлений у детей средней группы.
Уровень сформированности экологической культуры | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
2012-2013 год | 45% | 35% | 20% |
Исходя из результатов мониторинга, нами был сделан вывод о том, что у детей недостаточно сформирована экологическая культура, следовательно, использованные ранее методы не были эффективными.
В мае 2012 уч. года был проведен мониторинг экологических представлений у детей.
Таб.2 Уровень сформированности экологических представлений у детей старшей группы.
Уровень сформированности экологической культуры | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
2012-2013 год | 45% | 35% | 20% |
2013-2014 год | 25% | 45% | 30% |
Исходя из результатов промежуточного мониторинга, получены следующие данные: высокий уровень сформированности экологических представлений увеличился на 10 %, а низкий уровень снизился на 20 %.
Контрольное обследование детей позволило, определить изменения в повышении уровня формирования экологической культуры у детей.
Таб. 3: Уровень сформированности экологических представлений у детей подготовительной группы
Уровень сформированности | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
экологической | |||
культуры | |||
2014-2015 год | - | 25% | 75% |
Уровень сформированности | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
экологической | |||
культуры | |||
2012 год | 45% | 35% | 20% |
2015 год | - | 25% | 75% |
Изменение | Уменьшение на 45% | Уменьшение на 10% | Увеличение на 50% |
уровня |
Таб. 4 Сводная таблица 2012, 2015 г.г
Результаты мониторинга по экологическому воспитанию, проводимого ежегодно, позволяют сделать вывод о том, что выбранные методы и приёмы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности способствовали повышению уровня экологической культуры; активизации словаря дошкольника; развитию у них психических процессов; нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе. Общение детей с объектами живой природы способствовали не только формированию экологической культуры, но и оказали влияние на их психо-эмоциональное состояние.
Результаты итогового анкетирования родителей показывают, что большинство родителей стали чаще бывать с детьми на природе - 82%; у 80% родителей сформированы представления о том, как воспитывать ребенка в гармонии с природой; 95%- уверены в том, что их ребенок получает знания об окружающем мире в детском саду.
По результатам мониторинга детей и итогового анкетирования родителей можно сделать следующий вывод: широкое внедрение проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс повысило уровень сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста. Так же повысился уровень педагогической грамотности родителей по вопросам экологического образования, активная позиция взаимодействия ДОУ и семьи дала высокий результат.
Таким образом, работу по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности можно считать эффективной.
Заключение
Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.
Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с дошкольного возраста.
Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит БУДУЩЕЕ ПЛАНЕТЫ.
К чему стремимся в будущем?
Что видим? Что хотим?
Зачем с детьми работаем,
И для чего творим?
Чтоб садик стал когда-нибудь
Прекрасным уголком:
С теплицей, огородом и чудо-цветником.
Где будут все условия,
Как в средней полосе –
Красивые, здоровые –
Растут растенья все.
Тогда мы все увидим
Цветенье василька,
Красу тигровой лилии,
И яркость ноготка.
Мы сможем проследить за тем,
Что нужно огурцу,
Как трудится мохнатый шмель,
Когда несет пыльцу.
Как в грунте появляются
Несмелые росточки,
На ветках раскрываются
Весною ранней почки.
Хотим, чтоб дети с ранних лет
Заботу о природе проявляли,
И знали, что ей надо, а что – нет,
Чтобы терпимее, добрей к природе стали.
И верим в то, что красота вокруг
Сердца затронет, не оставит без ответа.
Поэтому мы с детства учим их
Беречь, любить и охранять природу эту…
Идей так много, что не счесть,
Но, главное, что цели есть,
И вера, что старанья, труд
К хорошим результатам приведут!
Литература
- Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005.- № 7
- Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2003.
- Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педучилищ по специальности «Дошкольное образование/Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2003.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада.: кн. для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 2004.
- Николаева С.Н. Юный эколог. М., Изд. «Мозаика синтез». 2004.
- Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Изд. ГНОМ и Д, 2005.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. центр «Карапуз».-2001.
- Савенков А.И. Исследования детей как средство обучения /А.И.Савенков//Обруч.- 1998.- №3.
Приложение 1
Диагностический инструментарий для детей 5 – 7 лет по экологическому развитию
Задание № 1.
Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей животного мира, распределить их по видам; соотносить представителей фауны со средой обитания и выявить отношение ребенка к ним.
Инструкция к проведению.
Расселить животных на карте с учетом их проживания (картинки насекомых, рыб, птиц, диких и домашних животных).
Выбрать 2 животных, 2 насекомых и 2 птиц и ответить на вопросы:
Как называется животное, птица, насекомое?
Что ты можешь рассказать о нем?
Что происходит с птицами, насекомыми и некоторыми животными осенью, зимой, весной?
Как человек может помочь птицам зимой?
Что произойдет, если исчезнут птицы (насекомые, звери)?
Что такое «Красная книга», какие животные (птицы, насекомые…) занесены в нее?
Как надо относиться ко всем животным?
Задание № 2.
Игра «Когда это бывает?»:
Дополни предложение:
Светит яркое солнце, дети купаются в реке…;
Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках…;
С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края…;
На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники. (вопросы могут сопровождаться иллюстрированным материалом).
Назови времена года в чередующейся последовательности?
Задание № 3.
Ботаническое лото.
Рассмотри, покажи и назови:
Деревья (6 – 7);
Кустарники (4 – 5);
Ягоды (6 – 7);
Грибы (съедобные и ядовитые);
Цветы сада, леса, комнатные растения (по 6 – 7).
Беседа.
Какие условия необходимы для жизни, роста и развития растений?
Как правильно ухаживать за растением?
Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые, человек?
Какие растения Белгородской области занесены в «Красную книгу»?
Дидактическая игра.
Разложи правильно карточки (от семечки до взрослого растения).
Назови и покажи части растения (корень, стебель или ствол, листья, цветы, семена, плоды).
Задание № 4.
Беседа.
Чем дышит человек?
Где можно обнаружить воздух?
Что загрязняет воздух?
Как человек использует воздух, ветер?
Зачем и кому нужна вода?
Где встречается вода? (ручей, озеро, река, море, океан)
Назови свойства воды? (прозрачная, без вкуса, жидкая, нет запаха)
В каких состояниях бывает вода? (сосулька, снег, лед, дождь, роса, иней, туман, пар)
Надо ли беречь воду? Почему?
Что такое «почва»?
Задание № 5.
Дидактическая игра.
Детям предлагается выбрать из серии картинок те, которые определяют правильное взаимоотношение человека с природой (экологические знаки) и объяснить свой выбор.
Каждое задание оценивается по бальной системе:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Ниже среднего – 1 балл;
Низкий – 0 баллов.
Высокий уровень знаний (3 балла)
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.
Средний уровень знаний (2 балла).
Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.
Уровень знаний ниже среднего (1 балл).
Ребенок часто допускает ошибки, называя представителей животного мира и разделяя их по видам. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес, эмоционально не выражает свое отношение к ним. Не знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить свое отношение к представителям животного мира.
Ошибается в классификации растений по видам, не может называть их характерные признаки. Затрудняется в названии комнатных растений (называет с помощью воспитателя). Недостаточно сформированы практические умения и навыки ухода за ними.
Затрудняется в названии отличительных характеристик объектов неживой природы. Неправильно называет последовательность времен года.
Низкий уровень знаний (0 баллов).
Ребенок не знает представителей животного мира. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания
Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними.
Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.
Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя.
По результатам выполнения всех заданий суммируются баллы, и определяется уровень:
Высокий – 10 – 15 баллов;
Средний уровень – 9 – 6 баллов;
Низкий –менее 5 баллов.
Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
- Есть ли у вас дома животные? ( Кошка, собака, рыбки и др.)
______________________________________________________________
- Есть ли комнатные растения? Какие?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
- Кто ухаживает за животными или растениями?
______________________________________________________________
- Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ними, играет, поливает или ничего не делает)? - Подчеркнуть или дописать.
______________________________________________________________
- Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где? С какой целью?
______________________________________________________________
- Где ребенок обычно проводит лето?
______________________________________________________________
- Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
_______________________________________________________________
- Знаете ли Вы стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
______________________________________________________________
- Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе?
_______________________________________________________________
- Знаете ли Вы как приобщить ребенка к природе?
_______________________________________________________________
- Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
_______________________________________________________________
- Как Вы думаете, получает ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду?
________________________________________________________________
Приложение 3
Проект «Все на свете друг другу нужны».
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми, голубыми небеса
Чтобы бабочка резвилась,
Чтобы речка серебрилась,
Чтоб была на сладких ягодах роса,
Мы хотим любить друг друга,
Никогда и никого, никого не обижать
Всех кто с нами рядом будем уважать.
Актуальность проекта
К сожалению, в нашем современном мире очень часто человек самым отрицательным образом влияет на природу. И тогда, когда загрязняет окружающую среду ядохимикатами и другими вредными веществами, и тогда, когда, не задумываясь, разоряет птичьи гнёзда, и тогда, когда после весёлого пикника оставляет в лесу не затушенным костёр. А сколько диких животных гибнет под колёсами автомобилей на загородных дорогах. Почему же так происходит?
Одной из причин является незнание простых правил поведения в природе, дети имеют поверхностные представления о природоохранной деятельности человека. Взрослые подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям рвать цветы, бросать мусор, и др. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этим вопросом. Необходимо изменить сознание и отношение людей к природоохранной деятельности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил поведения в природе. Дошкольным учреждениям и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы повысить экологическую культуру воспитанников, поэтому необходима целенаправленная работа над формированием у них твердых навыков природоохранной деятельности.
- Цель проекта: Формировать у детей и родителей чувство сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы
Задачи проекта:
Образовательные
- Формировать экологические знания и представления детей
- Дать понятие детям, что человек бывает другом, а бывает и врагом природы
- Учить элементарным действиям по улучшению экологической обстановки в ближайших экосистемах (лес, водоем, город)
- Познакомить с простейшими правилами поведения в природе
Развивающие:
- Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры
- Развивать творческие способности дошкольников
Воспитательные:
- Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе
- Воспитывать у детей природоохранное поведение
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах
Практические:
- Прививать практические навыки поведения детей в природе.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Участники проекта:
Воспитатели.
Дети 5-7 лет.
Родители.
Ожидаемый результат:
- Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды
- Повышение уровня знаний по экологии у детей
- Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта
- Овладение детьми навыками правильных действий в природе, их отработка до автоматизма
Срок реализации проекта: 2 недели (10 календарных дней).
Реализация проекта
Первый день (предварительная работа). 11.11.13
1.Подготовка и разработка маршрута проекта на ватмане (вывешивается на видное место в приемной). (Приложение)
1.Информирование родителей и детей о проекте.
Второй день (реализация проекта). 12.11.13
1.Чтение стихотворения С. Михалкова «Прогулка» (по экосистеме «Водоём») (Приложение)
Беседа по содержанию стихотворения.
2.Объявление о начале конкурсов:
- Конкурс «Книжка – самоделка «Экологическая сказка».
- Конкурс экологических плакатов «Законы охраны природы».
Третий день 13.11.13
1.Экологический патруль (утепляем деревья снегом на территории ДОУ и за забором)
2. Дидактическая игра «Что будет, если….» (по экосистеме «Город»). (Приложение)
Четвертый день 14.11.13
1.Пересказ рассказа «Стыдно перед соловушкой» В. Сухомлинский (Приложение )
2.Дидактическая игра «Что будет, если…» (по экосистеме «Лес») (Приложение)
Пятый день 15.11.13
1.Изготовление природоохранных листовок.
2.Распространение подготовленных листовок на улице Смидовича.
3. Чтение стихотворения «Воробушки» В.Звягина (приложение №2)
Беседа о зимующих птицах.
Шестой день («Клуб выходного дня») 16.11.13
1.Детско-родительская акция «Поможем птицам» (изготовление, вывешивание кормушек, подкормка птиц).
Седьмой день 18.11.13
1.Занятие «По страницам «Красной книги» (Воспитатель по познавательному развитию).
2. Чтение экологической сказки «Рябина». Т.А.Шорыгиной. (Приложение)
Восьмой день 19.11.13
1.Экологическая беседа «Лесные правила» (Приложение)
2. Изобразительная деятельность по стихотворению «Лесные правила». (Приложение)
Девятый день 20.11.13
1.Игра-драматизация «Белая черемуха» по стихотворению З.Александровой (Приложение)
2. Выставка книжек – самоделок «Экологическая сказка».
3.Выставка экологических плакатов.
Десятый день
1. Дидактическая игра «Друзья и враги природы». (Приложение)
Десятый день 21.11.13
1.Подведение итогов конкурсов: «Экологическая сказка» «Экологический плакат».
Закрытие проекта. 22.11.13.
КВН
Презентация проекта «Друзья родной природы» (На родительском собрании)
Приложение 4
КВН для старшего дошкольного возраста
«Знатоки природы»
Программное содержание.
1. Формировать у детей осознанно правильное отношение к объектам живой и неживой природы, формирование элементов экологического сознания и культуры;
2. Привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней;
3. Развитие коллективных и творческих способностей, воображения, кругозора в процессе игры;
4. Воспитание доброжелательности друг к другу.
Оборудование и материалы: картинки с изображением животных: собака, обезьяна, лиса, кошка, медведь, слон, дятел, тир, хомячок, попугай, белка, бегемот; карточки «Береги живое»; картинки: живая и не живая природа; дипломы; картинки с изображением животных, занесённых в красную книгу, грамоты, музыкальное сопровождение, угощение.
Ведущий: Есть весёлая игра. Называется она КВН! Клуб весёлых и находчивых!
Шутки, смех, вопрос, ответ.
Знает ту игру весь свет!
Что ж пора нам начинать,
Я хочу вам пожелать,
Чтобы дружными вы были,
Чтоб смеялись, не грустили,
Чтобы не было печали,
Чтоб на все вопросы отвечали!
Сегодня мы проведем экологический марафон, проверит ваши знания он.
Как это интересно – много знать! Всем своим друзьям умение показать!
К интеллектуальным конкурсам готовы?
Вперед друзья к победам новым!
Мы с вами много говорили о защите воды, воздуха, земли и животных и сейчас посмотрим, кого из вас можно назвать лучшим знатоком и защитником природы.
Представление жюри. Жюри, как видите, у нас достойно уважения.
Им приходилось, и не раз, оценивать сражения!
1 конкурс «Представление команд». (Название, девиз, эмблема2 конкурс Разминка. « Вопрос-ответ»
Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию. Я буду задавать вопросы командам, а вы по очереди будете отвечать на них. Выкрикивать нельзя, за это будут снижаться баллы.
Слушаем вопрос:
1.У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
2. Что делает ёж зимой? (спит)
3. Как называют птиц улетающих в тёплые края? (перелётные)
4. Сколько лап у паука? (восемь)
5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)
6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
8. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
9. Можно ли пингвина назвать птицей?
10. Где обитает самый длинный дождевой червяк?
11. У какого дерева белый ствол? (береза)
12. Как называется дом у муравья? (муравейник)
13. Как называется самое длинное насекомое? (палочник)
14. Какой овощ завезли в Россию из Америки?
15. Какие перья помогают птицам летать? (полётные)
16. Почему красную книгу называют красной, а не зелёной?
Воспитатель:
Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!
Подведение итогов игры. Победители награждаются дипломами.
Песня «Не дразните собак…»
Приложение 5
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА
- Проблема, которую мы хотим решить. При этом традиционное решение проблемы по тем или иным причинам не устраивает нас или оно нам не известно либо вообще отсутствует.
- Замысел. Это ключевое понятие проекта. «Я хочу решить эту проблему, и я попробую пойти вот таким путем...»
- Поиск нового пути решения проблемы. Человек, решая проблему, отыскивает свой собственный, новый путь, а не просто повторяет уже известный.
- Реализация проекта. Хороший проект не может ограничиваться одним только замыслом, он должен быть реализован.
5. Рефлексия. Сравнение целей, которых изначально пытались достичь, и результатов.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
(по Н. А. Рыжовой)
- Подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями; выбор оборудования и материалов.
- Исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
- Обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций
Приложение 6
КОНСУЛЬТАЦИЯ «СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА»
I. Общие положения.
- Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов); способствует развитию креативности и логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий ДОУ и профессиональных сообществ города, а также на курсах повышения квалификации.
- Проектная деятельность обязательна для педагогов всех категорий образовательного учреждения.
- Проектная деятельность для педагогов - одна из форм организации воспитательно-образовательной работы, повышения компетентности, качества образования.
П. Цель проектной деятельности.
Создание условий для инновационных процессов в ДОУ; применение педагогами знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности (на интеграционной основе).
III. Задачи подготовки педагогов к проектной деятельности.
- Развитие навыков планирования (четкого формулирования цели, определения основных шагов по достижению поставленной цели, сроков и средств).
- Совершенствование навыков сбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование).
- Развитие экспертно-аналитических умений (креативность и критическое мышление).
- Развитие прогностических умений (предполагаемый результат деятельности).
- Формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком).
IV. Основные требования к использованию метода проектов.
- Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного подхода, поиска ее решения).
- Практическая, теоретическая, психолого-педагогическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (групповая, парная, индивидуальная) деятельность педагогов под руководством педагога, координирующего проект.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности;
- выдвижение проектной гипотезы;
- поиск проектных методов исследования (мониторинговых процедур, экспериментальных наблюдений, статистических методов);
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих ответов, просмотров и пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итоговых, материальных результатов, их презентация (видеофильм, альбом, бортжурнал, доклад, газета и т. д.);
- формулирование выводов и выдвижение новых проблем для исследования;
- распространение педагогического опыта (стажерские площадки, педагогические чтения, дни открытых дверей и т. д.).
V. Содержание проектной деятельности.
- Разработка педагогами проектов и мини-проектов, темы которых выбираются самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности в межаттестационный период.
- Четкое формулирование проекта: целей и средств, программы действий.
- Оценка проекта по критериям в соответствии с требованиями комплексной системы аттестации (экспертиза образовательного проекта).
- Внесение руководителем ДОУ корректив в образовательную программу (предполагаемые темы и типы проектов), обеспечение условий для творческого роста педагогов в сфере избранной ими темы в межаттестационный период.
- Проведение презентации и защиты проектов (1 раз в год) и организация конкурса.
Цель презентации:
- предоставление педагогам возможности для публичного выступления, самовыражения;
- повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности, престижности выполнения проектов;
- обучение педагогов умению презентовать себя и свою работу;
- обучение педагогов технологии проектной деятельности.
Критерии оценки:
- презентации - по технологии проектной деятельности;
- защиты - по содержанию и владению материалом представленного проекта.
- Оформление педагогом-руководителем визитной карточки проекта и папки.
- Консультации педагогов по проектной деятельности руководителями ДОУ.
VI. Функциональные обязанности руководителя проектной деятельности.
- Составление календарно-тематического плана занятий, разработка блока совместной деятельности педагога и детей, блока самостоятельной деятельности, форм оценки результатов (промежуточных, тематических, итоговых), мониторинг качества обученное™ дошкольников по теме проекта.
- Необходимое для проекта программно-методическое, материально-техническое, дидактическое обеспечение.
- Формирование проектной группы, разработка сценария проекта.
VII. Функциональные обязанности руководителя проектной группы.
- Выбор проблемной образовательной области, постановка задач, формулирование концептуальной идеи, темы проекта.
- Составление обоснования создаваемого проекта, определение конечного результата, его позитивности.
- Детализация содержания, структуризация материала проекта и определение его объема, исследовательской роли участников проекта.
- Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками его этапов.
- Проведение консультаций с членами проектной группы, оказание помощи педагогам в подготовке документации к защите проекта.
- Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.
- Персональная ответственность за грамотное изложение содержания.
VIII. Механизм стимулирования работы членов проектной группы.
- Обладатели лучших проектов могут быть рекомендованы для участия в педагогических чтениях, стажерских и опытно-экспериментальных площадках города (моральное стимулирование).
- За лучшие проекты по итогам учебного года предусматривается выделение материальных средств из фонда доплат и надбавок.
Приложение 7
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ»
Старший дошкольный возраст
МЕСЯЦ | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||
Познание | Художественное творчество | Чтение художественной литературы | Музыка | Физическая культура | |
Сентябрь Сентябрь | 1. «Тайны грибного царства. Осторожно, ядовито!» - беседа - путешествие. 2.Поход в лес «По бруснику в лес пойдем» | 1. Лепка «Дары осени» 2. Аппликация «По бруснику в лес пойдем» 3. Рисование «Шишкой, листиком и мхом мы рисуем на листочке» | 1. Разучивание стихотворения об осени К. Бальмонт «Осень» 2. Чтение рассказа «Осень в тундре» (2 пол.д.) | 1.«Морошка» Сл. Т.Васнецова Муз. В.Боброва 2.«На лесной поляне» Б.Кравченко | П/и народов Севера 1.«Поймай оленя» 2. «Знакомство» |
Октябрь | 1. «Осенние загадки Старичка-лесовичка» - игровое занятие – викторина 2.Рассказ педагога с целью сообщения знаний «Как насекомые готовятся провести зиму». | 1. Лепка «Морошка» - налеп. 2.Аппликация «Дары осени» 3. Рисование «Справа от дорожки – заросли морошки» | 1. Разучивание стихотворения О. Вороновой «Осень» 2. Чтение О. Вороновой «Снова осень» (2 пол. д.) 3. Чтение О. Вороновой «Ягода – морошка» (2 пол. д) | 1. «Песенка грибов» Музыка и слова Л. Олифировой. 2. «Игра с дождем» Музыка и слова Л. Шеремет | 1.П/и «Борцы силачи» |
Ноябрь | 1.Рассказ воспитателя «Как звери Севера готовятся к зиме» 2.Экскурсия в лес. | 1. Лепка «Морошка» - налеп. 2. Аппликация «По бруснику в лес пойдем» 3. Рисование «Поздняя осень» | 1. Разучивание стихотворения О.Вороновой «Снегопад» | 1. Развлечение «В краю морошковом» 2. «Рябинушка» Муз. Н. Луконина Сл. Л. Чадова | 1. П/и «Глухари и куропатки» |
Декабрь | 1.Беседа «Жизнь птиц зимой. Птицы тундры» 2.Рассказ с целью сообщения знаний «Что такое полярная ночь?». 3. «Что такое северное сияние?» | 1. Лепка «Глухари и куропатки». 2. Аппликация коллективная «Прилетели снегири» 3. Рисование с натуры птиц. 4. Конструирование «Птицы» (оригами) | 1. Чтение отрывка из книги В.Суслова «В краю поющих сугробов», В,Бианки «Синичкин календарь» (2 пол.д.) 2. Разучивание стихотворения О.Вороновой «Северное сияние» | 1. Разучивание танца «Северный хоровод». 2. Игры с пением. | 1. П/и «Меткий стрелок» 2. Спортивный досуг «чтобы зло победить, надо сильным, ловким быть» |
Январь | 1.Рассказ воспитателя «Вот он – северный олень» | 1. Лепка «Стадо оленей в тундре». 2. Аппликация «Перевязь» 3. Рисование «Бусинка к бусинке ровненько ляжет» 4. Коллективная аппликация по мотивам саамских сказок. | 1. О.Воронова «Кто сказал, что северных оленей…»(2 пол.д.) 2. Знакомство с пословицами поморов и саами. 3. Чтение А.Бажанов «Домой» (2 пол.д.). 4. Знакомство детей с саамскими сказками. | 1. Развлечение «Милее сердцу края нет» 2. «Поморочка» Сл. Т.Васнецова Муз. В.Боброва | 1. П/и «Прыжки через нарты» |
Февраль | 1.Экскурсия на реку. 2. «Кольский полуостров –край рек и озер» - работа с картой Кольского п/о. | 1. Оформление макета моря или озера. 2. Рисование «Баренцево или Белое море» | 1. Чтение стихотворения О.Вороновой «Вирма» 2. Рассказы писателей-натуралистов о жизни рыб, птиц, растений (Ю.Шим, В.Бианки(2п.д.). | .«Морошка» Сл. М.Пляцковского Муз. Г.Гладкова | 1. П/и «Гонки на лыжах» |
Март | 1.»Удивительные растения Заполярья» 2.»Зеленая мозаика» - викторина. | 1. Рисование «Зеленая сказка» 2. Изготовление панно «Лесная полянка». | 1. Чтение В.Бианки «Лесная газета». | 1. «Про березу» Сл. С.Есенина Муз. З.Роот | 1. П/и Саамский футбол» |
Апрель | 1.»Удивительные камни» - рассказ с целью сообщения знаний – создание коллекции северных минералов. 2. «Что такое горы?» - работа с картой Кольского п/о. | 1. Лепка «Хибины» - рельеф. 2. Аппликация «Лучше гор могут быть только горы» 3. Рисование «Капельки-кляксы нам с детства знакомы» | 1. Чтение А.Бажанов «Первое солнце» | 1. «Северное солнышко» Музыка и слова Е.Рыбак | 1. П/и «Ручейки и озера» |
Май | 1. «Край, в котором мы живем» - работа с картой Амурской области. 2. «Об основных занятиях саами». | 1.. Рисование «Моё село» 2. Рисование «Только здесь, в селе моем». 3. Оформление альбома с детскими рисунками. | 1. Разучивание А.Бажанов «Край мой» 2. Чтение Ю.Карташов «Прекрасен наш Амурский край»( 2 пол.дня) | 1. «В золотой карете» Музыка и слова Л.Олифировой. | 1. П/и «Невод» («Тыв»). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразование педагога "Нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством проектной деятельности."
Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности
Духовно-нравственное воспитание дошкольниковпосредством проектной деятельности...
«Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности».
Представление педагогического опыта АРЮТИНОЙ ИРИНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫвоспитателя МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида» городского округа Саранск по теме: «Воспитание патриотических чу...
«Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности».
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В век ядерной фи...
презентация по статье на тему "Валеологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"
презентация по статье на тему "Валеологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"...
«Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности».
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В век ядерной фи...
Из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством проектной деятельности.
Только через действие ребёнок может познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в жизни. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности восп...