"Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ" (из опыта работы)
учебно-методический материал

Презентация опыта работы музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx30.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аистенок» п. Выгоничи

243361 Брянская область, поселок Выгоничи, улица Майская, дом 2

  т: (48341) 2 – 21  – 63; e-mail aist- vyg@yandex.ru;

сайт dsaistyenok.jimdo.com

ИНН  3245512844КПП   324501001ОГРН 11332560147812

ОБОБЩЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ОПЫТ РАБОТЫ

музыкального руководителя

Горшковой Марины Васильевны

ТЕМА:

«МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОУ»

п. Выгоничи

2019 год

Актуальность:

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы. Несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни в средствах массовой  информации, многие родители  не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка. А ведь именно в дошкольном возрасте, интенсивно развиваются все органы и системы человека. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе ДОУ. Перед педагогами ДОУ, в том числе и музыкальными руководителями, стоит задача - внедрять новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей.

Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья. Были  сформулированы  следующие задачи:

  • Развивать музыкальные способности, используя здоровьесберегающие технологии.
  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка
  • Формировать привычки к здоровому образу жизни
  •  Содействовать просвещению родителей и педагогов.

Новизна данного опыта  состоит в том, что в образовательной,  в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме.

Работа по решению поставленных задач  строится на следующих принципах:

• принцип научности — подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;

• принцип интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;

• принцип активности, сознательности — участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;

• принцип безопасности – не навреди.

Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по здоровьесберегающим технологиям дошкольников. 

  • «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной;
  • «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Зацепиной;
  • «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой;
  • Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками»

          Т. Тютюнниковой;

  • Программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши»А. Бурениной; 
  • Е. Железновой «Ритмика для малышей», «Пальчиковые игры», «Развивающие музыкальные игры», «Игры для здоровья»;
  • В. В. Емельянов «Фонопедическое развитие голосового аппарата»;
  • Анисимова М.  В.    «Музыка  здоровья»  программа  музыкального  здоровьесберегающего  развития;
  • Арсеневская   О. Н.  «Система музыкально - оздоровительной работы  в  детском саду»;
  • «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Организация работы проводится по четырем направлениям:

Групповая и индивидуальная работа с детьми;

Совместная работа педагогов и специалистов  ДОУ;

Взаимодействие и просветительская работа с родителями;

Взаимодействие с социумом.

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы необходимые условия: музыкальный и физкультурный залы, спортивная площадка. Музыкальные уголки в группах  оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.

В  музыкальном зале создана развивающая среда:

  • технические средства: ноутбук, проектор, экран, фортепиано, музыкальный центр, телевизор;
  • фонотека произведений для музыкотерапии;
  • театральная ширма для кукольных спектаклей;
  • картотеки:  пальчиковых и речевых игр; психогимнастики, релаксации; валеологических  песенок — распевок; упражнений по логоритмике; упражнений игрового массажа и самомассажа;
  • музыкально - дидактические игры.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных  здоровьесберегающих технологий, среди которых:

Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы.

Артикуляционная гимнастика под музыку способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов, улучшает качество речи детей и,  соответственно, качество пения.

Игроритмические упражнения - это специальные упражнения для согласования движений с музыкой, которые способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей.

 В  своей работе я использую  элементы игровой массажа и самомассажа. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему.

Я использую  в своей работе  пальчиковые игры Е. Железновой, О. Узоровой  под музыку, которые  развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Основная направленность элементов ритмопластики в ООД, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

Логоритмика - это метод преодоления речевых нарушений путем   развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Регулярное включение в ООД элементов  логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует  коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Вокалотерапия, включающая в себя работу мышц и голоса,  - хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств. Очень нравятся детям «Игровые распевания» Аллы Евтодьевой, которые я использую, начиная с младшей группы.

Я  уверена, что ни одна, даже самая совершенная музыкально-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

На основании  данных анкетирования  родителей по вопросам оздоровления детей внесли некоторые  изменения в формы взаимодействия с семьей: беседы на тему «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ» на родительских собраниях; индивидуальные консультации; наглядная информация в уголках родителей на данную тему; консультации о целебной силе музыки в организационных папках;

показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий.

Самая  эффективная форма взаимодействия с семьей – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. В нашем ДОУ стало традицией проведение совместно с родителями таких спортивно-музыкальных праздников, как   «23 февраля»;  «День Матери»; «Партизанскими тропами», посвященный Дню освобождения Брянщины;  «Зимние забавы»; «Салют Победе»; Неделя Здоровья и др.

Практическое применение здоровьесберегающих технологий, по моему мнению, возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива.

Разработан материал для папки воспитателя, отражающий содержание по созданию единой развивающей музыкально - оздоровительной среды. В данный момент обновлено содержание моделирования с учётом здоровьесберегающих технологий, систематизирована подборка музыки для режимных моментов, в организационные папки добавлены консультации для воспитателей по данной теме: «Роль музыкально-дидактических игр в развитии  дошкольников»; «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»; «Памятки о содержании музыкального уголка в группе для  каждого возраста». В рамках семинара-практикума  «Здоровье – богатство, его сохраним, и к этому дару детей приобщим» познакомила педагогов с «Дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой».

Наш детский сад тесно сотрудничает с Выгоничской СОШ, Выгоничской Детской школой искусств, Районным Домом культуры. Их участие в подготовке и проведении праздников и развлечений повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса; способствует  эмоциональному благополучию детей.

Делюсь опытом работы и с коллегами из других детских садов. Подготовила и провела районный семинар-практикум музыкальных руководителей  «Применение здоровьесберегающих технологий в области «Художественно- эстетическое развитие. Музыка», открытый показ ООД «Весенние кораблики». А так же выступала на районном семинаре дошкольных работников по теме: «Музыкальная деятельность в дошкольном учреждении  в летний оздоровительный период».

Продумывая организацию дополнительных услуг, мы с педагогами пришли к выводу, что кружки с высокой двигательной активностью должны  стать приоритетными. С этого учебного года в нашем детском саду функционируют Танцевальная студия «Каблучок» (руководитель Горшкова М.В.), «Детский фитнес» (руководитель Белокаменцева Л.А.), «Степ-аэробика» (руководитель Потапенко И.В.).

 Использование в работе по музыкальному воспитанию здоровьесберегающих технологий дало свои результаты.  Проведенный в конце учебного года мониторинг показал  хорошую динамику музыкального развития дошкольников.  Дети стали реже болеть, чаще посещать детский сад и, соответственно, лучше усвоили материал программы. Процент детей, показавший высокий уровень музыкального и творческого развития (по результатам итогового мониторинга) значительно вырос.   

В перспективе планируем с логопедом  разработать и провести ряд занятий по логоритмике, так как это одна из  важных, инновационных здоровьесберегающих  технологий.

Выводы:

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий:

  • повышает   результативность воспитательно-образовательного процесса;
  • способствует формированию потребности в двигательной активности;
  • способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья;
  • позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей;
  • формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Считаю, что в нашем ДОУ,  педагогический коллектив работает в творческом, поисковом режиме по проблеме оздоровления детей;  создает необходимые для этого условия;  в комплексе проводит оздоровительные мероприятия;  развивает свои профессиональные качества, широко использует здоровьесберегающие  технологии в работе с детьми.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями /из опыта работы/

7 страниц, краткое содержание:Сведения которые должен собрать воспитатель /Социальный анамнез семьи/Рекомендуемые методы для знакомства с родителями.Формы семейных отношенийОпределение микроклимата в ...

Новый взгляд на работу с родителями. (Из опыта работы).

Цель: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Задачи: •Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.•Активизировать и обогатить воспитательные и об...

Методика логопедической работы при дизартрии (из опыта работы)

В нормализации речи дизартрика принимают участие врач – невропатолог, психолог, педиатр, отоларинголог, пегадог и логопед....

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Современные направления работы с родителями (из опыта работы)

Современные направления работы с родителями (из опыта работы)...

Система работы с родителями.(Из опыта работы)

Система работы с родителями в ДОУ....