Выступление на семинаре: «Подвижная игра – компонент здоровьязбережения детей раннего и дошкольного возраста и средства их физического развития»
методическая разработка (младшая группа)
Для ребят второй младшей группы очень важно, чтобы используемые на занятиях и на прогулке игры были подвижны в разной степени. Только в этом случае игровая деятельность позволяет достигнуть поставленных целей, а именно:
- способствует всестороннему развитию воспитанников (физическому, эмоционально-волевому);
- укрепляет здоровье (опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную системы);
- формирует навык следовать условиям игры;
- стимулирует желание вступать во взаимодействие со взрослыми и детьми;
- воспитывает необходимость чувствовать себя частью коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_podvizhnyh_igr_v_zimniy_period_v_mladshey_gruppe.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ:
«ПОДВИЖНАЯ ИГРА – КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЕЗБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СРЕДСТВО ИХ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
ДАВЫДОВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА
ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ОБУЧАЮЩИЙ КУРС В РАМКАХ
РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ:
«ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОО КАК
ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ЭЛЕКТРОГОРСК 2018 ГОД
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, и, конечно, оказывает закаливающий эффект. Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.
СанПиН 2.4.1.3049-13 гласит следующее: Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
Даже короткие 15-20 минутные прогулки при неблагоприятных условиях погоды дают детям эмоциональную и физическую зарядку. Чтобы во время прогулки зимой тепловое состояние детей было нормальным, надо правильно их одевать. Технологический прогресс идет вверх и разработчики одежды предлагают нам термобелье. Cегодня среди термобелья можно найти носки и лосины, джемперы и водолазки с высоким горлом, леггинсы и другие вещи. Важно понимать, что такая одежда не согревает, а только отводит пот и влагу. Это не дает замерзнуть человеку при движении и сохраняет тепло для активного ребенка. Но если кроха будет спокойно и неподвижно сидеть в таких вещах при холодной погоде, он замерзнет.
Но самый главный элемент закаливающих зимних прогулок - подвижные игры. Они не только поднимают настроение - они укрепляют здоровье, предупреждают простуду - движение в этом случае просто необходимо!
Методика проведения подвижных игр нашла отражение в работах ученых: Е.А.Аркина, Л.И.Михайловой, Т.И. Осокиной и др.
Для ребят второй младшей группы очень важно, чтобы используемые на занятиях и на прогулке игры были подвижны в разной степени. Только в этом случае игровая деятельность позволяет достигнуть поставленных целей, а именно:
- способствует всестороннему развитию воспитанников (физическому, эмоционально-волевому);
- укрепляет здоровье (опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную системы);
- формирует навык следовать условиям игры;
- стимулирует желание вступать во взаимодействие со взрослыми и детьми;
- воспитывает необходимость чувствовать себя частью коллектива.
Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В течении прогулки рекомендуется проводить 2 - 3 игры. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. Если перед прогулкой занятия носили статический, спокойный характер (рисование, лепка) ее лучше начать активной подвижной игрой; если предшествовали динамические занятия (физкультура и музыка) активную игру целесообразнее организовать в середине прогулки. Не рекомендуется завершать прогулку подвижными играми активной подвижности.
В холодную погоду важна организация деятельности, способствующая оптимизации их двигательной активности, препятствующая их переохлаждению. Если ребенок не занят интересно, он начинает замерзать. Поэтому в арсенале воспитателя должны быть разнообразные коллективные или групповые игры, которые необходимо чередовать с непродолжительными спокойными занятиями, оставляя время и для самостоятельной деятельности детей. Учащенное дыхание и пульс, покраснение лица, усиленное потоотделение свидетельствуют об избыточной нагрузке и нарушении теплового состояния ребенка. В этом случае следует уменьшить интенсивность игры, переключить детей на спокойные занятия. Малоподвижных детей, во время прогулки предпочитающих спокойные игры, необходимо побуждать активно двигаться. При жалобах детей на холод необходимо вовлечь их в подвижную игру.
В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие не сюжетные игры типа «ловишек», а так же игры забавы. Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т д. важно научить их действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или в конце младшей группы поручает наиболее активному ребенку. Важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей, этот педагогический прием используется только для того, чтобы малыши не испугались и у них не пропал интерес к игре. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять всестороннего развития детей.
Предлагаю вам три игры разной подвижности которые можно провести на одной прогулке.
«Снежинки и ветер» Игра малой подвижности.
Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, что немаловажно. Игры малой подвижности проводятся со всеми детьми одновременно на дневной и вечерней прогулках (в третьей ее части)
Описание: Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!»—дети кружатся в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, вправо, влево. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок».Дети сбегаются в кружок и приседают. Поиграть можно3-4 раза.
«Зайка беленький сидит» Игра средней подвижности.
Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. При проведении такой игры воспитатель выразительно читает текст, сопровождая его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают чувство ритма у детей. Ребята, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям.
Описание: На одной стороне площадки отмечается дом зайцев. По сигналу дети выходят на середину площадки и становятся в круг. Дети вместе с взрослым произносят текст и выполняют соответствующие движения:
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит
Вот так, вот так. Он ушами шевелит. (Дети, присев, поднимают руки к голове и шевелят кистями)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть, Хлоп, хлоп, хлоп (Дети хлопают в ладоши).
Надо лапочки погреть,
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. Скок –скок, скок –скок,(Дети подпрыгивают на двух ногах)
Надо зайке поскакать
Кто -то зайку испугал, Зайка прыг и убежал.
Взрослый хлопает в ладоши.
(Дети убегают в свой дом).
Воробушки и автомобиль (Игра большой подвижности)
При проведении сюжетных игр рекомендуется применять методику обращенную к воображению ребенка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа.
Жили были маленькие серенькие воробушки. В ясный зимний день они летали по саду и искали себе зернышки крошки. Однажды появился большой красный автомобиль и загудел: «би-би –би». Воробушки испугались и улетели в свои гнездышки. Педагог предлагает поиграть в эту игру и следит за образным выполнением детьми действий, напоминает, чтобы во время игры они использовали всю площадку, летали красиво, эмоционально имитировали движения. Значительно оживляют игру различные атрибуты, головные уборы с изображением птичек, рули и т.д. Первоначально роль « автомобиля» берет на себя воспитатель, и только после многократных повторений игры ее можно поручить наиболее активному ребенку. Автомобиль должен двигаться не слишком быстро, чтобы дать возможность всем детям найти свое место.
Описание: Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.
По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.
Холод и снег не повод сидеть в группе! Играйте, гуляйте и веселитесь!
Используемая Литература:
- Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. М. В. Лучич. «Детям о природе». Издательство «Просвещение».
3. Изменение № 1 к СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2791-10. 4. «Нравственно- трудовое воспитание в детском саду» сб. под. рук. Р. С. Бурей.
5. Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/сост. Е. А. Донченко. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.
6. Торочкова Т. Ю. Играем на прогулке/Т. Ю. Торочкова// Медработник ДОУ. – 3 1. – с. 32-35.
7. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет/С. Н. Теплюк – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
8. Е. А. Тимофеева,Л. С. Фурмина, Т. И. Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе». Издательство «Просвещение».
9. Э.Я. Степаненкова «Методика проведения подвижных игр» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ 2009 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Физическое развитие»
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно воспитывать у ребенка полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками....
Консультация для родителей "Подвижные игры в жизни детей" младшего дошкольного возраста
Для ознакомления родителей...
Подвижная игра «Зайка» для детей младшего дошкольного возраста
Автор: Бессонова Ирина Игоревна, воспитатель МАДОУ «Росток» СПДС «Серебряное копытце»Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержа...
Конспект проведения подвижной игры “Ловишки” для детей среднего дошкольного возраста
laquo;Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни» (П.Ф. Лестгафт)....
Конспект проведения подвижной игры “ Перебежки” для детей старшего дошкольного возраста
Подвижная игра тренирует гибкость, ловкость, учит держать равновесие, концентрировать внимание, регулировать точность движения. В игре движение реализуется наиболее творчески. Игра снимает мышечную ск...