Проект «Подвижные казачьи игры- основа здорового образа жизни»
проект (старшая группа)
Проект
«Подвижные казачьи игры-
основа здорового образа жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_podvizhnye_kazachi_igry-osnova_zdorovogo_obraza_zhizni.docx | 146.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Журавлик» Зерноградского района
Проект по региональному компоненту:
«Подвижные казачьи игры-
основа здорового образа жизни»
Составитель:
Хамоян Н. А . – инструктор
по физической культуре
х. Гуляй-Борисовка, 2018 г.
Введение
Если не бегаешь, пока здоров,
придется побегать, когда заболеешь.
Гораций (Квинт Гораций Флакк)
У каждого народа есть своя неповторимая душа - это его вера, язык, праздники и обряды, песни, танцы, игры.
Пока жива Душа народа - жив и сам народ. Славянское древо породило чудную ветвь - казачество запорожское, донское кубанское... Но судьба казачества трагична: гражданская война и расказачивание уничтожили и разбросали по свету потомков воинов – хлеборобов. Наш долг – восстановить историческую правду, возродить добрые традиции казачества, и в первую очередь духовные и культурные.
В настоящее время в России наметилось снижение общего интеллектуального уровня населения, наблюдается девальвация духовно-нравственных и патриотических ценностей, ухудшаются показатели здоровья детей.
В условиях этого представляется обоснованным и необходимым применение целого комплекса средств традиционной педагогики, элементов казачьей культуры и искусства, возрождающихся средств физического воспитания, в частности - самобытных подвижных игр. В средствах, основанных на казачьих народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир людей и их физическое состояние.
В связи с этим, существенное значение приобретает проблема внедрения народных игр донского казачества в практику физического воспитания детей дошкольного возраста.
На протяжении трехсот лет в России в среде казачества сформировались самобытные народные игры, которые развивались, передаваясь от поколения к поколению.
Каждая игра, каждая забава имеет специфические функции, совершенствует физические способности, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности. Необходимо восстанавливать, популяризировать казачьи игры,
адаптировать их к современным условиям обучения и воспитания подрастающего поколения.
Игровому фольклору свойственны: ярко выраженные трудовая и военно-прикладная направленность. Как правило, в каждой казачьей семье было много детей. С целью воспитания будущего воина создавались разные игры, с помощью которых у детей вырабатывались терпение и ловкость, укреплялось здоровье.
Несмотря на некоторые различия, (донские, кубанские, терские) казак всегда остается казаком.
Мальчиков с детства учили владеть шашкой и верховой езде. С помощью подвижных игр дети обучались основным видам движений, развивали физические качества, внимание, меткость, глазомер и другие, необходимые в жизни качества, отвечающие традициям воспитания воинского духа казаков.
Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой.
Во время игры дети всегда непосредственны и эмоциональны. Поэтому при умелом проведении подвижные игры наряду с физическим развитием имеют и большое воспитательное значение. Ведь игры не просто детские забавы - это животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений.
Общие требования к содержанию занятий по физической культуре с использованием народных игр казачества и к использованию игр в повседневной деятельности:
- взаимосвязь игр и материалов государственных программ воспитания и
обучения; - соотнесенность используемых игр с региональными особенностями;
- соответствие казачьих игр педагогическим задачам, условиям проведения,
уровню физического развития и физической подготовленности играющих.
Выполнение рассмотренных требований позволит добиваться более полной и
качественной реализации регионального компонента, ориентированного на использование традиционных для казачества средств физкультурного
совершенствования.
От правильного определения места народных игр в структуре занятия, степени их соответствия предъявляемым воспитательным образовательным и оздоровительным задачам, в конечном счете зависит качество физического воспитания детей.
Одно из важнейших условий успешного внедрения казачьих игр в учебно-воспитательный процесс - эффективное их проведение. Задача педагога - умело «подать» игру, создав предварительно необходимое настроение у дошколят.
Применение народных казачьих подвижных игр позволит оптимизировать процесс физического воспитания, духовного и физического оздоровления детей в условиях нашего региона.
Актуальность темы
Как несёт Дон-батюшка свои воды, так быстра и стремительна наша жизнь. Всё течёт и меняется. За последнее время условия проведения детьми своего свободного времени изменились. В связи с бурным развитием средств массовой коммуникации, прежде всего телевидения и компьютерной техники, большую часть свободного времени дошкольники проводят за компьютерными играми или перед телевизором, что негативно сказывается на их физическом и психическом здоровье. Современные дошкольники практически не играют на улице в подвижные игры. А ведь игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего развития детей. Я считаю, что именно казачество, в основе которого лежат идеи православия, единства, равенства, безграничной любви к Родине, может помочь нам воспитать детей более нравственно крепких и сильных, толерантных и справедливых. А для этого мы и наше подрастающее поколение должны хорошо знать историю и традиции донского казачества. А так как мы живем на донской казачьей земле, то необходимо уважительно относится к культуре казачества, знать традиции и культуру донских казаков.
Проблема
Анкетирование родителей и беседы с детьми показали недостаточный уровень знаний по истории и настоящему казачества, но при этом отмечался интерес к проблеме и желание узнать новое. Поэтому я решила разработать и реализовать этот проект.
Цель проекта:
- создать условия для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях народов России через подвижную игру.
- способствовать возрождению народных подвижных игр;
- изучить старинные подвижные игры казачат;
- привить интерес к казачьим играм и положительное отношение к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни совместно с родителями.
Задачи:
- формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.
- проведение исследовательской работы по изучению обычаев, традиций, игр и забав донских казаков с родителями и детьми;
- привитие потребности к подвижным играм и возможности использовать их при организации досуга;
- умение самостоятельно подбирать и проводить казачьи игры;
- развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр;
- сохранение и укрепление здоровья
- воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские отношения.
Гипотеза: если ребята будут играть в подвижные казачьи игры, это позволит сохранить и укрепить здоровье школьников, проявит интерес к играм казаков, а также поможет сберечь традиции наших предков.
Ожидаемый результат и продукт:
Для детей:
- создание системы работы, по применению казачьих подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков воспитанников.
- повысить интерес детей к сохранению и укреплению здоровья, через казачьи подвижные игры.
- обогатить воспитанников новыми знаниями, яркими впечатлениями.
- умение дошкольников самостоятельно играть в казачьи подвижные игры;
- использование в активной речи считалок.
- оформление фотогалереи «Мы за активный отдых!», творчества детских работ «Мы здоровью скажем «Да».
Для родителей:
- привлечения родителей к проведению русских подвижных играх в домашней обстановке.
- создание сборника казачьих подвижных игр и считалок.
- выпуск буклета «Подвижные казачьи игры для детей».
Для педагогов:
- рекомендации педагогам по проведению казачьих подвижных игр.
- повышение интереса к совместной деятельности детей, родителей, педагогов через проведения развлечений с включением русских подвижных игр.
Аннотация проекта.
Казачьи подвижные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Характерная особенность казачьих подвижных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания,
броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры. Казачьи подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа в физкультурном аспекте деятельности.
Детские казачьи игры помогут дошкольникам организовать свой досуг, приобрести терпение и ловкость, приумножить свои силы и укрепить здоровье.
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: познавательно-оздоровительный.
Продолжительность проекта: с 1 апреля по 27 апреля
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Этапы реализации проекта программы
1 этап.
Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
- Обсуждение целей и задач проекта.
- Распределение материала на блоки, составление плана работы.
- Изучение компетентности родителей по теме проекта.
- Анкетирование родителей.
2 этап:
Организация практической работы для реализации данного проекта:
- Планирование работы.
- Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам
- Пропаганда знаний о значении казачьих подвижных игр как фактора сохранения и укрепления здоровья в жизни ребёнка для родителей воспитанников.
- Проведение казачьих подвижных игр на занятиях по физкультуре.
- Проведение развлечения «Казачьи подвижные игры и забавы».
- Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
- Проведение мероприятия на стадионе «Фестиваль казачьих подвижных игр».
- Создание буклета, мини-презентаций.
- Этап
Организация заключительной работы для реализации данного проекта:
1. Подведение итогов проведенной работы.
2. Презентация проекта «Казачьи подвижные игры-как основа здорового образа жизни».
План мероприятий
Направления работы | Срок проведения | Участники |
Анкетирование «Казачьи подвижные игры и их место в вашей жизни» | Апрель | Родители |
Просмотр презентации, видеоролика «Казачьи подвижные игры на Дону» | Апрель | Дети |
Беседа «Казачьи детские подвижные игры» | Апрель | Дети |
Родительское собрание «Роль казачьих подвижных игр в воспитании здорового ребенка», «Казачьи подвижные игры –основа здорового образа жизни». | Апрель | Родители |
Памятки с советами по проведению казачьих подвижных игр. | Апрель | Родители |
Конспект занятия по физкультуре «Казачьи игры» | Апрель | Дети |
Рекомендации педагогам по проведению казачьих подвижных игр. | Апрель | Педагоги |
Размещение информации в уголок | «Приобщение детей к Донским традициям через Казачьи подвижные игры», «Казачьи детские подвижные игры. | Педагоги |
Развлечение | «Казачьи игры и забавы» | Дети |
Провидение мероприятия на стадионе | «Фестиваль казачьих подвижных игр» | Дети |
Оформление фотогалереи | «Мы за активный отдых!», творчества детских работ «Мы здоровью скажем «Да»; | Дети |
Выпуск буклета, сборника казачьих подвижных игр | «Казачьи подвижные игры для детей» | Родители |
Ресурсы:
1. http://psihdocs.ru/upravlenie-obrazovatelenimi-sistemami-tema-opita.html?page=5
4. https://infourok.ru/rol-podvizhnoy-igri-v-vospitanii-zdorovogo-rebenka-2074774-page2.htm
5. http://pandia.ru/text/80/032/8319.php
6. http://docplayer.ru/29566511-Konsultaciya-narodnye-podvizhnye-igry.html
7. http://www.maam.ru/detskijsad/obschie-rekomendaci-po-provedeniyu-podvizhnyh-igr-doshkolnikov.html
9. http://xn--1-7sbatzep2c5b.xn--p1ai/reg-komponent/kartoteka-kazachih-igr.pdf
11. https://multiurok.ru/files/kazach-i-podvizhnyie-ighry.html
Вывод:
Мы живем на прекрасной донской казачьей земле. С давних времен наши предки проводили много времени на свежем воздухе. Казаки всегда славились крепким здоровьем, выносливостью и мужеством. И свой проект я решил направить на популяризацию подвижных казачьих игр среди современных школьников.
Групповые подвижные казачьи игры дают возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с товарищами и ведущим, быть внимательным, собранным. В казачьих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций. Работа над проектом позволила мне найти множество казачьих игр, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Разучив эти игры, теперь моим сверстникам куда интересней будет проводить время на улице с друзьями, нежели дома перед компьютером или телевизором, так как казачьи подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Литература:
- Александров С. Г. Подвижные казачьи игры: организационно-методические аспекты. // Педагогический вестник Дона – 1999 г.
- Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010 г.
- Кудрявцева В. Т., Егоров Б. «Развивающая педагогика оздоровления». «Линка-пресс» 2000 г.
- М.Ф. Литвинова. Казачьи подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003 г.
- Осокина Т. Ф. «Физическая культура в детском саду» М., Просвещение, 2001 г.
- Сирков Егор. Казачья наука. – «ЮРКИТ», 2014 г.
Приложение 1
Анкета для родителей.
«Казачьи подвижные игры и их место в вашей жизни»
1. Ф. И. О., образование, место работы, количество детей.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. Каким видам деятельности ВЫ отдаете предпочтение:
-чтение книг для ребёнка,
-совместное конструирование, моделирование, рисование,
-совместный просмотр телепередач,
-совместные подвижные игры,
-совместные пешие прогулки.
3. Какие виды деятельности предпочитает Ваш ребёнок? Перечислите.
_________________________
4. Какие казачьи подвижные игры Вы знаете? Перечислите.
__________________________
5. Часто ли Вы играете в казачьи подвижные игры с ребёнком?
Если «да», то какие? Перечислите.
_____________________________
6. Какие казачьи подвижные игры знает Ваш ребёнок?
____________________________
7. Как часто предлагает Ваш ребёнок поиграть в какую-нибудь из казачьих подвижных игр
_____________________________________________________________________
8. В играх ребёнок занимает пассивную или активную позицию (предлагает свои правила? (подчеркнуть)
а. активную,
б. пассивную.
9. Какие качества проявляет ребёнок в игре. (подчеркнуть)
а. творчество,
б. решительность,
в. высокую эмоциональность,
г. другие.
10. Считаете ли Вы, что казачьи подвижные игры могут стать хорошим средством воспитания Вашего ребенка___________________________
Ваше мнение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество.
Приложение 2
Вопросы для детей по теме «Казачьи детские подвижные игры»
Ты любишь играть?
В какие игры ты любишь играть?
Ты знаешь, что такое народные игры?
Какие народные подвижные игры ты знаешь?
В какие из них ты любишь играть?
С кем ты любишь играть в подвижные игры?
Приложение 3
Консультация для родителей на тему:
«Роль казачьих подвижных игр в воспитании здорового ребенка»
Подвижная игра оказывает положительное влияние на всестороннее гармоническое развитие личности, а также улучшение показателей физической подготовленности, повышение качества выполнения детьми двигательных заданий.
Ученый - педагог Е.А. Аркин считал подвижную игру основной формой работы по физическому воспитанию, поскольку именно в ней обеспечивается наибольший эмоциональный отклик детей, подчеркивал, что игра связана не только с тратой сил, но и с их накоплением.
Почему же так важны подвижные игры для дошкольников?
Потому, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений.
Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка как в физическом, так и в психическом плане.
Во время подвижных игр дошкольник учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками. Особенно полезны подвижные игры для дошкольников застенчивым деткам! Активные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В игре малыш забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда все у него получается.
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения у ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления и ценных морально – волевых качеств.
При проведении подвижных игр можно использовать неограниченные возможности комплексных, разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира.
Дети познают красоту, образность движения, развитие чувства ритма. Подвижные игры готовят ребёнка к труду: дети располагают и убирают атрибуты в определенной последовательности, совершают свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Детям интересно играть, ведь игра – это основная форма обучения у детей дошкольного возраста.
Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей - форма проявления этих важных человеческих качеств. А разве может быть труд – основа основ жизни – без точных, развитых движений?
Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие
У каждой определенной подвижной игры есть свои условия и правила, выполняя которые достигается цель игры. Все подвижные игры разнообразны по своей организации. Некоторые игры обладают сюжетом, есть определенные роли и правила. Существуют игры без ролей, в них дети выполняют только двигательные упражнения по определенным правилам. И также есть игры, где все действия подчинены и обыграны текстом, который произносит взрослый.
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности
костно-мышечной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
В подвижных играх объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды.
Чем больше подвижных игр для дошкольников могут предложить взрослые, тем полнее удовлетворят жизненные потребности малышей. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе.
При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря - вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи
разнообразных игровых заданий.
Приложение 4
Памятка с советами по проведению казачьих подвижных игр.
Правило первое: при организации подвижных игр с детьми, стоит, помнить, что игра должна нравиться ребенку, доставлять ему радость, быть интересной, доступной (по возрасту и возможностям).
Правило второе: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, что будет угрожать здоровью ваших детей. Но и совсем упрощать правила игр не следует. Она требует чувства меры и осторожности и не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих.
Правило третье: основа игры - добровольность. Введение в мир детской игры, развивающих и обучающих элементов должно быть естественным и желанным. Учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела.
Правило четвертое: играйте, радуйтесь открытиям и победам. Не ждите от ребенка быстрых и лучших результатов. Не торопите ребенка, проявите свое терпение. Наслаждайтесь счастливыми минутами и часами, что вы проводите со своим ребенком.
Играйте, радуйтесь их победам.
Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети очень большие выдумщики. Они вносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание и правила игры. Но нельзя превращать игру в уступку ребенку, по принципу «чем бы дитя не тешилось»
Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности, совершенствование функций организма, черт характера играющих). Способствуют общему укреплению организма ребенка и помогают в решении задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.
Очень хочется еще добавить, что некоторые мамы, которые заботятся о чистоте красивого наряда ребенка, но совсем не беспокоятся при этом, что они ограничивают своих детей в движении, а значит – в развитии. Двигаться ребенку просто жизненно необходимо, а вот обеспечить безопасность этих самых движений - это очень важно.
Надеемся, что вы, уважаемые родители, считаете, что казачьи подвижные игры очень важны для здоровья и воспитания наших детей.
Приложение 5
Консультация для родителей.
«Казачьи детские подвижные игры.
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение.
Казачья – это отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это части народной педагогики, которая, опираясь на активности ребенка, всеми доступными средствами, обеспечивает всестороннее развитии приобщение к культуре своего народа.
Казачья игра – это наше детство, забавы старшего поколения – наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности.
Казачья игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения. Подвижные игры представляли собой состязание; бег, прыжки, метание, различные ритуальные танцы. Они развивают ловкость, гибкости, силу, моторику, тренирую реакцию, воспитывают навыки общения. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Казачьи игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма не более высокую степень развития. Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника.
Казачья игра – деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая задача, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания сближаются, определенные правила помогают воспитывать целеустремленность. Ребенок чувствует себя членом коллективом,
учится справедливо оценивать поступки товарищей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Каждому хочется быть в главной роли, но не все умеют считаться с мнением товарища, справедливо разрешать спор. На помощь приходят мудрые народные считалки.
Казачьи подвижные игры и их варианты, доступные детям дошкольного возраста.
Игры без предметов
Игра «Ляпка»
Способствует развитию стремления приблизиться к цели, а также развитию ловкости и быстроты реакции. Игра помогает детям бороться с застенчивостью и обидчивостью. В начале игры выбирается водящий («Ляпка»). Он бегает за остальными игроками, пытаясь кого-то «осалить». Когда водящий достигает своей цели, то приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай её другому!». Следующий водящий так же старается передать ляпку. «Ляпка» не может преследовать только одного игрока.
Игра «Крестик»
Цель игры: развитие скоростной выносливости. Развивает: скоростную выносливость.
Играющие дети берутся руками попарно и становятся пара за парой. Выбираются «грыбаки» – пара, которая становится впереди всех на небольшом от них расстоянии. Сначала бежит первая пара игроков мимо «грыбаков». Бегущие должны бежать в одиночку, не держась за руки. «Грыбаки» ловят и бегут вместе с ними, взявшись за руки.
Правила игры: если один из бегущих будет пойман «грыбаками», не успев подать руку товарищу, то он и его товарищ становятся «грыбаками», а «грыбаки» становятся позади всех пар; если «грыбаки» не поймали ни одного из бегущих, то становятся на прежнее место, и бежит следующая пара, а та, что бежала, становится позади последней.
Игра «Четыре угла» («По уголкам»)
На земле чертится квадрат. Четверо учащихся становятся по углам, а пятый «мышка» заходит в середину. Стоящие по углам меняются местами по условному сигналу одного из игроков, а «мышка» старается занять чей- нибудь угол. Оставшийся без угла, становится «мышкой».
Раньше чтобы выявить водящего «канались» (делились) на палке. По очереди брались за палку, и чья рука была выше всех, тот становился водящим.
Игра «Пивнячие (петушиные) бои» (единоборства в парах):
- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь спинами;
- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь плечом в плечо правым боком;
- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь плечом в плечо левым боком;
- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь грудью, руки за спиной.
«Иголка, нитка и узелок»
Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок». Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга. Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.
Игра «Заря»
Игра о Тригле сил Природы: Воды, Воздуха, Земли. Заря Природы — это рождение Духа Земли, который она выдавливает из себя через родники, ключи. Этот Дух (голубая лента) — Воз Духа и есть обновляющие, озаряющие силы Природы, дающие вдохновенные силы человеку.
Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:
Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла!
С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.
Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг и т.д.
Приложение 6
«Казачьи подвижные игры –основа здорового образа жизни»
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Прекрасный мир игр знаком каждому не понаслышке. Играют все, в больших городах и селах. Именно через игру ребенок входит в мир взрослых. Именно в игре у дошкольника формируется способность к взаимодействию с партнерами по игре. Уже на ранних и младших возрастных ступенях в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, что позволяет углублять и реализовывать, совершенствовать свои знания и умения. Игры есть разные. Широко в дошкольных учреждениях используются игры с правилами: подвижные и дидактические. Очень любят играть дети в сюжетно - ролевые игры, театрализованные. Значение игр очень велико. В игре ребенок познает окружающий мир, развивает сообразительность, находчивость, эмоциональность, формирует свою самооценку, самосознание. На сегодняшний день самыми интересными, самыми насыщенными являются казачьи подвижные игры. В этих отражается образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, желание проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, что формирует у дошкольников устойчивое уважительное отношение к культуре родной страны и создает положительный фундамент для развития и воспитания патриотизма граждан Великой России. По своему содержанию все казачьи игры классически, лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению об окружающем. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, и все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно - игровой форме, перевоплащаясь в образ. В играх, построенных на определенных игровых заданиях, очень много познавательного материала, что способствует развитию мышления и самостоятельности, формируя быстроту реакции, расширяя кругозор. В народных
играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются веселыми моментами (считалки, заклички, потешки, жеребьевки). Именно народные подвижные игры сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый, игровой материал. В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к содержанию игры, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально - положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. И главная задача взрослого- научить детей самостоятельно и с удовольствием играть! Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармоничного развитой, активной личности. Предлагаю Вашему вниманию несколько игр разных народов. Игра народов Коми Невод (Тыв). Игроки выбирают рыбу. На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии метра от хоровода устанавливают украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих), бежит к одному из шестов. Игроки догоняют её. Если рыбу не догнали и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто её догнал. Игра Башкирии - Стрелок (Уксы) Проводятся 2 параллельные линии на расстоянии метров друг от друга. В середине между ними чертится круг (диаметром 2 метра). Один игрок стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком. Игра народов Бурятии - Иголка, нитка, узелок. Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку, узелок. Все они друг за другом то вбегают, то выбегают из круга. Если нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая
друг от друга. Русская народная игра Фанты. Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит: Вам прислали сто рублей Что хотите, то купите, Черный, белый не барите «да» и «нет» не говорите! После этого он ведет с участниками игры спор, задает разные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот кто сбился отдает водящему фант. После игры каждый проигравший выкупает свой фант. Играют не более 10-ти человек. Все участники игры имеют по нескольку фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью. При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фантов интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, вспоминают поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после тог, как проигрывают несколько человек. Еще одна русская народная игра будет представлена мной. Это игра «Заря». Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих заря ходит сзади с лентой и говорит: Заря - зарница, Красная девица По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые- За водой пошла! С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется. Еще одна интересная русская народная игра «Почта» Игра начинается с переклички водящего с игроками: - Динь, динь, динь! -Кто там? -Почта! -Откуда? -Из города - А что в городе делается? Водящий может сказать, что в городе поют, танцуют, прыгают Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задания, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего должны их выкупить. Водящий придумывает для них задания, игроки их выполняют.
Игра, именно игра, источник радостных эмоций, естественный спутник жизни ребенка, обладающей великой и неоспоримой воспитательной силой!
Приложение 7
«Приобщение детей к Донским традициям через Казачьи подвижные игры»
Казачьи игры для детей обладают не только многовековой историей, но и огромными возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие ребенка. Такие игры универсальны, поскольку подходят детям самого разного возраста, от 5 до 17 лет.
Особенности казачьих подвижных игр
Главные преимущества казачьих игр — это лаконичность, выразительность и доступность. Они способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, а также вызывают активную работу мысли. Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале.
Важной особенностью казачьих игр является применение певалок, считалок, и речитативов. К примеру:
Дуб, калач, стань, не плачь!
Шики-быки новы-быки…
Свисти, Левка, шопоти, Левка, поворачивайся!
Испокон веков в казачьих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе. Нельзя забывать и то, что игровая деятельность вызывает много положительных эмоций и улучшает работу внутренних органов. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает,
как действовать, чтобы достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость.
Виды казачьих детских подвижных игр
Казачьи игры чаще всего ассоциируют со знаменитыми «Казаками-разбойниками». На самом деле этих игр так много, что современные педагоги разделили их на три группы:
- игры без предметов;
- игры с предметами (шарами, игрушками, палками и пр.);
- символические игры.
Примером первой категории может послужить игра «Ляпка». Она способствует развитию стремления приблизиться к цели, а также развитию ловкости и быстроты реакции. Игра помогает детям бороться с застенчивостью и обидчивостью. В начале игры выбирается водящий («Ляпка»). Он бегает за остальными игроками, пытаясь кого-то «осалить». Когда водящий достигает своей цели, то приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай её другому!». Следующий водящий так же старается передать ляпку. «Ляпка» не может преследовать только одного игрока.
Среди игр с предметами самой простой является забава с фишками. Для этого понадобятся плоские фишки. Игроки кладут их себе на голову и внешнюю сторону ладони. Цель участников — заставить соперника выронить хотя бы одну из фишек. При этом собственные фишки должны оставаться на месте. Игрок, который уронил фишку, наказывается (приседает 10 раз). После наказания игра продолжается.
К символическим играм можно отнести забаву «Всадники». В ходе игры дети имитируют всадников. Вначале они становятся в широкий круг. Важно, чтобы каждый ребенок стоял с подчеркнуто прямой осанкой. Дети могут держать
воображаемый «повод» только левой рукой или обеими руками. Под такты 1–2 кони бьют копытами, а «всадники» должны сдерживать коней, натягивая повод. Под следующие такты «всадники» скачут галопом. На последних аккордах «всадники», натянув повод, должны остановить коней на всем скаку.
Цель игры: развитие ловкости, внимания.
На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.
Правила игры:
- шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед;
- если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.
Вариант игры: на ровной игровой площадке один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз. Остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот садится на место «болвана».
Цель игры: развитие внимания, ловкости.
Играющие мальчики выбирают себе начальника, который приказывает им строиться в шеренгу, поворачиваться, скакать в карьер, схватывать на бегу какой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров. Играющие попадают в цель камешками.
Правила игры: наиболее отличившиеся в игре и выполнении приказаний получают от начальника чины и знаки отличия.
Цель игры: развитие скоростной выносливости.
Играющие дети берутся руками попарно и становятся пара за парой. Выбираются «грыбаки» — пара, которая становится впереди всех на небольшом от них
расстоянии. Сначала бежит первая пара игроков, мимо «грыбаков». Бегущие должны бежать в одиночку, не держась за руки. «Грыбаки» ловят и бегут вместе с ними, взявшись за руки.
Правила игры:
- если один из бегущих будет пойман «грыбаками», не успев подать руку товарищу, то он и его товарищ становятся «грыбаками», а «грыбаки» становятся позади всех пар;
- если «грыбаки» не поймали ни одного из бегущих, то становятся на прежнее место и бежит следующая пара, а та, что бежала, становится позади последней.
Цель игры: развитие ловкости, силовой выносливости.
На игровой площадке дети становятся в кружок и один из них, бросая мяч о землю, говорит: «Дети, каши!» Мяч подскакивает, а играющие пытаются его поймать. Тот, кто поймал мяч, садится верхом на того игрока, который вместе с ним протянул руку к мячу, и снова бьет мяч о землю, остальные игроки стараются его поймать и т. д.
Цель игры: развитие внимания, ловкости, быстроты движения.
Для игры выбирается водящий — жгутчик. Остальные дети садятся на игровой площадке в кружок на небольшом расстоянии друг от друга. Жгутчик ходит кругом со жгутом в руке, иногда наклоняется, делая вид, что предложил кому-нибудь из сидящих жгут за спиной. Жгут кладется за спиной на таком расстоянии, чтобы его было удобно достать рукой. Если до того, как жгутчик обойдет один круг, игрок, которому положили жгут, не обнаружит его, то жгутчик поднимает жгут и ударяет им игрока. Этот игрок становится новым жгутчиком, а предыдущий садится на его место. Если же кто-то из сидящих игроков найдет жгут за своей спиной, то он встает и бежит за жгутчиком, стараясь нанести ему несколько ударов, пока тот не сделает круг и не займет освободившееся место.
Правила игры:
- играющие не имеют права ни оглядываться, ни передвигаться с места, ни сообщать соседу, что ему положили жгут.
Вариант игры: играющие стоят, держа руки за спиной. Жгутчик незаметно передает кому-нибудь из игроков жгут, а тот, кто его получает, пытается бить своего соседа до тех пор, пока он не обежит весь круг и не станет на свое место.
Просо
Цель игры: развитие ловкости, внимания, гибкости.
Это особый вид игры в жгута. Выбирается водящий-жгутчик, которому вручается жгут. Остальные играющие образуют прямую цепь, взявшись за руки, которые при начале игры приподнимаются настолько, чтобы можно было пробегать под ними.
Жгутчик подходит к первому стоящему в цепи и спрашивает: «Пойдешь просо жать?». Тот отвечает: «А большое просо?» Жгутчик, показывая рукой величину проса, говорит: «Вот такое!». Если жгутчик показывает высокое просо, играющий говорит: «Не достану», а если низкое — «Спины не согну». После этих слов беседующий игрок бежит под поднятыми руками играющих на противоположный конец цепи, а жгутчик преследует его со жгутом. Если жгутчик догонит игрока и ударит его, то он передает жгут нанимаемому жать, а сам становится в цепь с того конца, куда только что прибежал.
Правила игры:
- если жгутчику не удается ударить убегающего игрока, то этот игрок примыкает к цепи, а жгутчик подходит с приглашением жать к следующему, игроку и т. д.
предлагаю поиграть в старинную казачью игру «Коршун и наседка»
Игра «Коршун и наседка».
Цель: развивать ловкость, находчивость, быстроту реакции, взаимовыручку.
Первый игрок «Наседка» - остальные выстраиваются в затылок за наседкой взявшись за талию впереди стоящего. «Коршун» «роет» ямку, «Наседка» ходит вокруг «коршуна» цыплята за ней и приговаривает:
«Вокруг коршуна хожу по три денежки ношу по копеечке по совелочке»
Н - «Коршун, коршун, что ты делаешь?»
К – «Ямку рою копеечку ищу»
Н – «На что тебе копеечка? »
К – «Иголочку купить, мешок пошить, камешки сложить. В твоих детушек кидать, чтобы после их поймать! »
Н – «Зачем? »
К – «Чтоб ко мне в огород не лазали! »
Н – «А ты сделай плетень повыше. А нет так лови! »
Коршун старается поймать цыплят, а наседка преграждает ему путь и кричит «кыш! ». Играют до тех пор пока коршун не переловит всех цыплят
Игра «Уточка»
Цель: закреплять умение двигаться по сигналу, развивать ловкость.
(Дети стоят в кругу и выбирают уточку)
Д – как ты уточка по полю летаешь?
У- вот как я уточка по полю летаю (машет руками)
Д- как ты уточка гнездо совиваешь?
У – вот совиваю (вот совиваю)
Д – как ты уточка пера нащипаешь?
У – вот нащипаю? (щиплет рубашку)
Д – как ты уточка яиц наносишь?
У – вот яиц наношу (садится на корточки)
Д – как ты уточка утят выводишь?
У – вот вывожу (бьет кулаком о кулак)
Д – как их всех разгоняешь?
У – вот разгоняю!
Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенком.
предлагаю вам поиграть в старинную казачью игру «Рыбаки и рыбки».
Подвижная игра «Рыбаки и рыбки» (мальчики - рыбаки, девочки-рыбки)
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, закрепить названия донских рыб.
«Рыбки» - дети взявшись за руки образуют круг. Ведущий и 3 «рыбака» с неводом стоят в центре круга.
- Что вы вяжите? – спрашивают рыбки
- Невод - рыбаки
- Что вы будете ловить?
- Рыбу!
- Ловите!
Рыбки пролезают под дугами и оказываются в безопасном месте (рыбка считается пойманой если на нее набросили невод)
В – рыбаки какую рыбу вы поймали?
Д – щуку, судака, карпа, леща, сазана, карася.
В - наших рыбок мы отпустим пусть плавают и растут (дети перечисляют породы рыб).
Приложение 8
Рекомендации педагогам по проведению казачьих подвижных игр.
Проводя казачьи подвижные игры, важно помнить:
- Казачьи игры очень разнообразны, в них могут играть и младшие дошкольники и старшие дошкольники.
- Выбирая игру, необходимо учитывать возрастные особенности детей, возможность выполнять те или иные движения, двигаться в определённом темпе.
- Смысл игры должен быть понятен детям.
- Во всех народных играх – проигравший несёт наказание: выбывает из игры на время или становиться сам водой!
В каком возрасте пойманный (запятнанный) должен стать водящим?
Только в старшем и только тогда, когда ребята поймут соревновательный характер игры. Ведь, догнали (запятнали) - значит проиграл!
В младшем возрасте многие дети хотят взять на себя яркую роль героя и если, пойманный становиться водящим, то получается игра в поддавки.
- Все казачьи игры имеют чёткие правила, которые могут изменяться по предварительному сговору до игры и неукоснительно выполняются во время игры. (именно, в связи с этим, в разных регионах одна и та же игра может проводиться по – разному) . Поэтому, знакомя детей с игрой, проводя её, чётко оговариваем правила и следим за их соблюдением. К старшему возрасту дети приучаются сами отслеживать правила.
- Чтобы игра оставалась интересной, в неё можно и нужно вносить изменения, усложнения, предварительно оговорив с детьми.
- Важно оговорить территорию, на которой проводится игра. Это позволит взрослому хорошо видеть действие всех детей. А детям чётко соблюдать правила и избежать ссор.
- До игры, при необходимости, взрослый дает пояснения о персонажах. Старшим можно образно, но кратко пояснить смысл игры и роль водящего, дать послушать диалог.
- Не следует заранее разучивать текст диалога, дразнилки, приговорки. В игре дети быстро его выучат.
- Во время игры взрослый произносит рифмовки вместе с детьми (ребенком, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру.
- Для детей младшего возраста в играх можно использовать маски. Однако, использование масок часто только мешает двигаться и отвлекает от движений. Используя маски необходимо продумать их «удобство».
- С новыми атрибутами и масками малышей знакомят заранее.
- Взрослый обязан следить за внешними признаками утомления детей, что является необходимым условием проведения подвижных игр.
- При проведении игр на открытом воздухе в холодную погоду важно ограничить выражения эмоций в виде крика и визга.
Приложение 9
Конспект занятия по физкультуре «Казачьи игры»
Цель: развитие двигательной активности детей дошкольного возраста через приобщение к народным казачьим играм и забавам.
Задачи:
1. Создать условия для ознакомления детей с казачьими подвижными играми, посредствам ознакомления с правилами и содержанием.
2. Содействовать проявлению у детей творчества в подвижных играх, посредствам вовлечения их в игры.
3. Способствовать возникновению у детей желания самостоятельно организовывать и играть в казачьи игры, посредствам создания интереса к ним.
Ход занятия.
1. Вводная часть:
Физинструктор: ребята, в каком городе мы с вами живем?
Ответы детей (в Новочеркасске).
Физинструктор: а вы знаете, что давным -давно наш город строился как казачья столица! И жили в ней удалые и смелые казаки! В казачьих семьях было от 5 до 12 детей! Пока казаки охраняли границу, а казачки занимались хозяйством, их дети придумывали игры и забавы, в которых проявляли свою смелость, ловкость, выносливость. Сегодня мы с вами вспомним уже разученные игр и познакомимся с новой игрой. Но, сначала давайте, как следует разомнемся.
На право!
Разминка «Путешествие»:
Ать-два, левой!
Ать-два, левой! (дети шагают по кругу)
Вырос лес до небес! (руки вверх, ходьба на носках)
Вот глубокий ручеек, перейдем его скорей! (широкий шаг)
По дорожке топаем! (топают)
И в ладоши хлопаем!(хлопают)
Мы шагаем, мы шагаем, свои ноги разминаем! (обычная ходьба)
Пришло время побежать, в беге ноги нам размять! (обычный бег)
Нужно носиком дышать!
Рот всем на замке держать!
А сейчас, как свистну я, остановитесь друзья! (бег с остановками)
Снова дружно побежали, наши ноги не устали.
Выше ноги поднимаем, на цветы не наступаем! (бег с высоким подниманием коленей)
Разрешаю вам опять, друг за другом пошагать! (переход на ходьбу)
Очень быстро вы бежали и немножечко устали.
Солнце светит высоко, мы вдыхаем глубоко! (глубокий вдох)
Руки вниз мы опускаем и спокойно выдыхаем! (выдох)
2. Основная часть:
Физинструктор: ребята а какие казачьи игры вы уже знаете?
(ответы детей)
А сейчас вспомним и поиграем в игру "Зевака"
Чему учит эта игра?
(ответы детей)
Игра с мячом «Зевака»
Играющие становятся в круг и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Кто не поймает мяч на лету, тот хватает мяч с пола и кидает в одного из играющих, если не попал, выходит из игры. Если попал, тот в кого попали садится на скамейку. И так далее.
Физинструктор: ребята скажите, а кто же у казаков был самым верным другом?
(ответы детей)
Физинструктор: казачат учили ездить верхом на коне уже с 3 летнего возраста. Трехлетки сами ездили по двору, а пятилетки бесстрашно скакали по улице, стреляли из лука, играли в бабки. Конь занимал особое место в жизни казака, он был непременным спутникам казака на всех путях его жизни-и мирных и не мирных. От знания повадок лошадей, навыков общения с ними подчас зависила сама жизнь казака. Конь был своеобразным посредником между казаком и Доном-т.е. родной землей, родным домом, родной семьей.
Пришло время вспомнить игру «Всадник»
Эстафета «Всадники»
Расчет на первый, второй! Команды строятся в колонну по одному. Первый участник на палках-конях бегут змейкой между стойками, перепрыгивают через рейку на стойке (прыжок через препятствие)и бегом возвращаются назад, передовя коня следующему участнику команды. Выигрывает команда, первая выполнившая задание.
3. Заключительная часть:
Физинструктор: а я слышала, что казаки любят силою помериться. А вы ребята, казачата сильные?
(ответы детей)
Вот сейчас на канате силушку вашу и проверим.
Эстафета «Перетягивание каната»
Мальчики и девочки делятся на две команды и соревнуются.
Физинструктор: пришло время для разучивания новой каазачей игры.
Для этой игры вы должны выбрать водящего, давайте покичемся на палке, или посчитаемся?
(ответы детей)
Первый раз я буду водящим и познакомлю вас с правилами новой игры.
Игра малой подвижности "Воздух, вода, земля, ветер"
Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине или за кругом. Подойдя к кому-нибудь из играющих, водящий говорит одно из четырех слов: «вода», «земля», «воздух», «ветер»- и считает до пяти. Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу, зверя или покружиться на месте если (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Водящий идет к другом и т.д. Ведущий может неожиданно сказать «огонь», при этом слове все игроки должен поменяться местами и водящий становиться на чье-нибудь место в кругу. Последний не успевший встать в круг, становится водящим.
Физинструктор: Играть вы умеете, а вот загадки сможете отгадать?
(ответы детей).
Загадки:
- Шесть ног, две головы, один хвост? (всадник на коне)
- Ни кого не родила, а все матушкой зовут? (земля)
- Погоны желтые, шашки острые
Пики длинные, кони борзые,
Полем идут с песней, искать царю чести, а себе славы? (казаки)
- Кто главный у казаков? (атаман)
- Где выбирают атамана? (на кругу)
- Кони взрослые готовы поменять свои? (подковы)
- Голове не будет страха, если есть на ней? (папаха)
Физинструктор: ребята, вам понравились казачьи игры?
(ответы детей)
Что на занятие вам запомнилось больше всего?
(ответы детей)
Вы можете теперь и сами играть в эти игры на прогулке. Занятие окончено, спасибо за внимание, вы на занятие были настоящими казаками и показали силу, ловкость, внимание и выдержку! На право, шагом марш!
(дети под музыку маршируют, выходя из зала)
Приложение 10
Сценарий физкультурно-познавательного развлечения
«Казачьи игры и забавы»
Цель: развивать интерес к физкультуре посредством кубанских народных игр.
Задачи:
1. Совершенствовать физические способности детей, развивать силу, ловкость, быстроту, выносливость.
2. Закреплять основные виды движений в процессе чередования подвижных и малоподвижных игр;
3. Вызывать положительный эмоциональный отклик на упражнения и подвижные игры.
4.Знакомить детей с традициями кубанского народа, формировать их духовно-эстетическую культуру, воспитывать интерес к природе родного края.
Материал и оборудование: 2 шали, мешочки с песком по количеству участников, 2 корзины, 2 палки-коня, 2 стойки с горизонтальными планками (высота 25 см), широкая атласная лента , 2 обруча, конусы, 2 дуги, 4 чашки с перемешанными в них горохом и фасолью, 8 пустых чашек, диск с веселыми кубанскими песнями, музыкальный центр.
Ход мероприятия:
Зал празднично украшен флажками, шарами, звучит казачий марш.
Физинструктор:
Люблю тебя, край мой,
Простор краснодарский,
Казачьи забавы,
И песни, и пляски!
Здравствуйте, дорогие ребята. Богата наша Кубань обычаями и традициями! Издавна повелось на Кубани, что молодые парни-казаки устраивали состязания, чтобы померяться силой и удалью молодецкой! Да и девицы-казачки не уступали им в своей смелости и ловкости. Вот сегодня мы ребята и проверим, какие Вы у нас казаки и казачки.
Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку.
С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбели, рассказывал о службе дед, отец. В возрасте 3-х лет казачонок ездил на лошади по двору, в 7-8 бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, смело плавал, стрелял из ружья. Любимым занятием были скачки. Ловко поднимались казаки на стременах, на всем скаку поднимали с земли платки. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу, готовили к будущей тяжелой военной службе.
Пришла пора показать военную сноровку
Начинаем джигитовку. По коням!
Проводится эстафета «Наездники»:
Нам необходимо две команды. Становимся в колонны по одному. Ребята на палках-конях бегут змейкой между конусами, перепрыгивают через рейку на стойке (прыжок через препятствие) и бегом возвращаются назад до линии финиша. Выигрывает команда, первая выполнившая задание (конкурс сопровождается музыкой).
Физинструктор: Казачьи забавы совсем не легки,
Покажем, какие вы меткие стрелки.
Проводится эстафета «Казаки - меткие стрелки»:
Ребята строимся в колонны по одному. На расстоянии от вас стоят корзины. Каждому участнику необходимо попасть мешочком с песком в корзину. Выигрывает команда, попавшая большее количество раз (конкурс сопровождается музыкой).
Физинструктор: А теперь пришла пора поиграть-
Свою удаль показать.
Эстафета «Удалые казаки»:
Собираемся в две команды. По очереди по сигналу проползаем под дугами, затем запрыгиваем на двух ногах в обруч, точно также выпрыгиваем из него,
добегаем до стойки, обходим ее, возвращаемся на старт, передаем эстафету следующему. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет все испытания.
Физинструктор: Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает казачьи традиции и обычаи. Уважительное отношение к женщине: матери, сестре,
жене - все это входило в понятие чести казака. Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Она являлась хранительницей очага и традиций.
Казачка в дому, что оладушек в меду.
Она прибирает, она подтирает
Одним-одна за все отвечает.
Эстафета «Перебери зерно»:
Участвуют 4 казачки - девочки. На столе стоят чашки, в них смешана фасоль и горох. По команде, играющие отделяют зерна, кладут в пустую посуду. Кто быстрее переберет, тот и выиграл.
Физинструктор: Молодцы, казачки, проворные. Не останется казак голодный! А
сейчас, молодые казаки и казачки, поиграем в старинную казачью игру.
Выходите, парни, девки,
Удаль в играх показать,
Свои косточки размять!
Игра «Нагайка»:
Ребята становимся в круг и присаживаемся на корточки. Водящий с «нагайкой» (широкая атласная лента) обходит сидящих сзади по кругу, старается положить незаметно «нагайку» на плечо одному из игроков. Тот игрок, на плече которого находится «нагайка», должен взять ее в руки догнать водящего и успеть слегка «ударить нагайкой». Водящий должен успеть занять место игрока до того как его «ударят». Если не успел, выбывает из игры.
Физинструктор: Молодцы, ребята. А вот и еще одна интересная казачья игра для вас.
Игра «Плетень»:
Нам необходимо две команды. Ребята становятся шеренгами друг напротив друга, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящей напротив команде и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение
повторяют дети второй шеренги. По сигналу вы ребята расходитесь по всему залу, выполняя определённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и
т. д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает та команда, которая первая построится.
Ведущий: Браво, ребята-казачата, а теперь подскажите мне, а вы знаете, как называется подворье казака? (ответы детей) Правильно, курень, именно так называется еще одна старинная казачья забава.
Игра «Курень»:
Нам необходимо две команды для участия. На разных сторонах зала стоят стулья. Дети вы становитесь вокруг стульчиков в круг по пять-шесть человек. У каждой команды есть шаль. Дети оставляют ее на стуле, а сами под веселую музыку врассыпную пляшут и танцуют по всему залу. С окончанием музыки каждая команда бежит к своим стульчикам, берет шаль и на вытянутых руках растягивает шаль над головами, образуя, таким образом, крышу куреня. Побеждает та команда, которая быстрее справится с задачей.
Физинструктор: Вам понравилось играть, ребята? Вот так же давным-давно кубанские казачата играли в эти веселые игры, а нам пришла пора прощаться, до свидания ребята!
Цвети, Кубань, красою взор лаская,
Мы сбережем покой твоих границ!
Чтоб ты моя любимая станица
Была милей и краше всех других станиц!
Приложение 11
Казачьи подвижные игры
Жмурки
Жмурки — детская игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других.
Для игры потребуется платок, чтобы завязать глаза игроку (жмурке), который будет всех ловить. Далее его крутят несколько раз вокруг своей оси, чтобы он немного потерял ориентацию в пространстве.
Он должен поймать кого-нибудь из игроков и опознать.
Если он правильно опознал игрока, то они меняются местами.
Если жмурка близко подходит к каким-либо выступающим предметам, то игроки должны крикнуть "Огонь!", но нельзя так делать чтобы отвлечь жмурку от игрока.
Ещё как вариант жмурок можно играть в пятнашки, только без платка.
Цепи-цепи
Понадобится просторная площадка и много желающих. Чем больше игроков, тем лучше, но не меньше шести человек.
Все игроки делятся на две команды поровну. Команды становятся друг напротив друга в шеренги и берутся за руки, образовав «крепкие цепи».
Игроки одной из команд кричат: «Цепи – цепи, разбейте нас!» или, еще вариант: «Цепи кованы, раскуйте нас!». Вторая команда спрашивает: «Кого из нас?»
Противоположная команда, посоветовавшись, называет имя игрока, который будет «разбивать» (обычно выбирают самого слабого). Этот человек бежит со всей силы и пытается разорвать сцепившиеся руки противников (опять же, выбирает «самое слабое звено»). Если ему удалось разорвать цепь, то он забирает одного из двух игроков, между которыми прорвался и возвращается с добычей в свою команду. Если не удалось расцепить руки, неудачливый игрок остается у противника.
Игра «Цепи – цепи» продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется один игрок.
Ручеек
Это очень простая игра. Скорее, даже, не игра, а развлечение. Она учит детей преодолевать стеснение, помогает выявить симпатии. В нее можно играть и самым маленьким деткам и подросткам (подойдет для детского лагеря или школьной перемены, детского сада). Желательно собрать больше участников (нечетное количество). Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор - ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару.
Игра продолжается, пока не надоест.
Прятки
Особенно интересно играть вечером, когда темнеет и можно спрятаться даже за углом в тени.
Выбирается водящий – тот, кто будет искать. Если желающих нет, то проблему решает считалочка. Нужно определить место (столб, дерево, скамейка, угол дома), где водящий будет «застукивать» найденных игроков.
Водящий становится возле выбранного поста, закрывает глаза и считает до 20 (50, 30, как договорятся). Потом громко говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват!». И ищет спрятавшихся. Когда находит, громко называет имя (например, Маша) и бежит к посту, дотрагивается рукой и объявляет: «Стук, стук, Маша!». Но Маша, тоже, пытается добежать до поста раньше водящего, и «застукать» себя. Водящий старается недалеко отходить от поста. Потому что, близко спрятавшиеся игроки, могут выскочить из своего укрытия и «застукать» себя.
Игра продолжается, пока все не найдены. Проигравшим, обычно, становится тот, кого «застукали» первым. Он и становится новым водящим.
Игра в шапку
Цель игры: развитие ловкости, внимания.
На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она переле¬тает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.
Правила игры:
Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад и вперед;
Если стоящему в кругу не удается поймать шапку, то он садится в кругу, а тот игрок, у кого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.
Вариант игры: на ровной площадке один из играющих («болван»)
Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад и вперед;
Если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.
Вариант игры: на ровной игровой площадке один из играющих («болван»)
садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз. Остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот садится на место «болвана».
Заря
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря.
Она ходит сзади с лентой и говорит:
Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые - за водой пошла!
С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.
Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.
Иголка, нитка, узелок
О единстве идеи, пути её осуществления.
Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».
Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.
Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.
Ловишка в кругу
Игра развивает чувство меры, умение жить в почитании и согласии с требованиями общества ,не переступать запретную черту даже в экстремальных ситуациях, хранить устремление к реализации цели.
Подобная игра, входя в подсознание, как алгоритм поведения, поможет человеку и в дальнейшем, не выходя из круга своих возможностей и заслуг,
регулировать свои действия, соотносить их безболезненно для самолюбия с действиями окружающих.
Ход игры: На площадке чертят большой круг — от 3 м и более, в зависимости от количества играющих.
В середине круга кладут палку, её длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Участники игры стоят в кругу,один из них — «Ловишка». Он бегает за детьми в кругу и старается кого–то поймать. Пойманный игрок становится «Ловишкой».
Правила игры. Никто не встаёт на палку ногами: «Ловишка» её оббегает, игроки могут перепрыгивать.
Пойманному игроку не вырываться из рук «Ловишки».
Грыбаки
Цель игры: развитие скоростной выносливости.
Играющие дети берутся руками попарно и становятся пара за парой. Выбираются «грыбаки» — пара, которая становится впереди всех на небольшом от них расстоянии. Сначала бежит первая пара игроков, мимо «грыбаков». Бегущие должны бежать в одиночку, не держась за руки. «Грыбаки» ловят и бегут вместе с ними, взявшись за руки.
Правила игры:
Если один из бегущих будет пойман «грыбаками», не успев подать руку товарищу, то он и его товарищ становятся «грыбаками», а «грыбаки» становятся позади все пар; если «грыбаки» не поймали ни одного из бегущих, то становятся на прежнее место и бежит следующая пара, а та, что бежала, становится позади последней.
Прыгалки
- через одну (двое вращают верёвку, один прыгает);
- через две – вращение в одну сторону (четверо (по двое) вращают верёвку, один прыгает), расстояние между держащими разные верёвки примерно 1,5 метра;
- через две – вращения в разные стороны (четверо (по двое) вращают верёвку, один прыгает) расстояние между держащими разные верёвки примерно 1,5 метра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни: формирование психического здоровья.
В разработке представлены игры для детей 5 - 7 лет по формированию психического здоровья....
ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к основам здорового образа жизни в процессе организации и проведения Недели Здоровья»
В практике дошкольных учреждений в целях приобщения дошкольников к основам здорового образа жизни, как правило, используются такие формы активного отдыха, как физкультурные праздники, досуги, Дни здор...
Педагогический проект инклюзивного образования дошкольников основам здорового образа жизни "Азбука Здоровья" 5-7 лет
Необходимы новые подходы в ДОУ к оздоровлению детей с ОВЗ и детей инвалидов. Подходы должны базироваться на анализе внешних действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и испо...
Консультация «Казачьи подвижные игры –основа здорового образа жизни»
Консультация «Казачьи подвижные игры –основа здорового образа жизни»...
Подвижные дворовые игры и здоровый образ жизни дошкольников
Подвижные дворовые игры и здоровый образ жизни дошкольников .Современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную сис...
Долгосрочный проект. Проектная деятельность по основам здорового образа жизни "Здоровячок" для 2-ой младшей группы
quot;Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя" В. А. Сухомлинский.Актуальность Каждый...
Тематический проект «Здоровое питание» Кисломолочные продукты, как основа здорового образа жизни дошкольника
Знаменитый на весь мир. Вкусный, кисленький …….. Кефир.Слово «кефир» – турецкогопроисхождения: «кеф» впереводе с турецкого означает «здоровь...