Консультация "Профилактика речевых нарушений"
консультация (младшая группа)
Данная консультация предназначена для стенда в "Уголок логопеда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика речевых нарушений | 316.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА
РЕЧЕВЫХ
НАРУШЕНИЙ
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников.
Каковы же причины возникновения речевых нарушений?
- ухудшение экологической обстановки;
- увеличение числа патологий беременности;
- увеличение количества родовых травм;
- ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
- различные социальные причины.
Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общения в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения.
При таком положении маленький ребёнок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшее в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой ряд вторичных нарушений: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребёнка, нарушения грамматического строя родной речи. Поэтому так ВАЖНО заботиться О СВОЕВРЕМЕННОМ РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ, уделять внимание её чистоте и правильности.
Что рекомендуют специалисты?
- Предупреждение ушибов головы.
- Предупреждение различных заболеваний, протекающих с высокой температурой.
- Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.
- Исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (может привести к образованию перекрёстного прикуса).
- Предупреждение преждевременной потери зубов, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется ввиду возрастная смена зубов);
- Охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая напряженная речь);
- Охрана нервной
системы ребёнка (исключение громких
окриков, страшных
рассказов и разного вида
запугиваний, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни).
В чём заключается работа о правильном речевом развитии ребёнка?
- Обеспечение благоприятного окружения как необходимость образца для подражания.
- Медленное и четкое произношение взрослыми простых слов с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку «приступить» к постепенному овладению речью.
- Отчётливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения.
- Приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению.
- Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста и взгляда).
- Полное исключение «сюсюкания» с ребёнком.
- Занятия ритмикой, музыкой и пением.
- Развитие мелкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях» вошла в сборник материалов научно-практической конференции с международным участием «Логопедия XXI века. Традиции и новации»
Особенности коррекции нарушений произношения у дошкольников при минимальных дизартрических расстройствах...
Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...
Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"
Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...
Программа развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода психотерапевтических историй
Учебно - методическое пособие способствует формированию мотивации с помощью метода психотерапевтических историй у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспи...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Статья содержит материалы по проведению коррекционной работы по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями....
- Мне нравится (4)