Формирование первичных представлений о здоровом образе жизни у детей раннего возраста"
консультация (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovyy_dokument_opendocument.odt | 8.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование первичных представлений о здоровом образе жизни у детей раннего возраста"
Дети – это наше будущее. Каким оно будет, зависит от нас, взрослых.
Основы здорового образа жизни у детей раннего возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку) .
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.
В дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.
Работа по формированию здорового образа жизни детей раннего возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников;
- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.
Следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.
Дети раннего возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается .
При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.
Для группы раннего возраста в процессе формирования здорового образа жизни ставятся задачи :
1. Формировать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире.
2. Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).
3. Рассказывать о правилах поведения на улице: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.
4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя».
5. Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.
Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой сопровождаются музыкой, что способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни» Детям нравятся разнообразные пособия: гремящие шарики, кубики, ленточки, палочки, яркие флажки, платочки, погремушки, колокольчики, веревочки.
Большое значение для формирования представлений детей раннего возраста о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия.
Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми раннего возраста проводятся физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.
Развитие движений, воспитание двигательной активности детей раннего возраста осуществляется во время прогулок. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Ежедневные прогулки проводятся утром и вечером. Они оздоравливают и развивают.
Работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки .
Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие
Важное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т.д.
Полноценное витаминизированное питание – источник энергии и роста.
Даем детям элементарные знания, чем и почему полезно молоко для детей, прививаем любовь к молочным продуктам.
Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровью малышей. Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны. Они проводятся строго в соответствии с возрастом ребенка и временем года. Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с меняющейся внешней средой.
Особое место уделяется работе с родителями. С момента поступления в детский сад мы должны строить работу, которая поможет ребенку быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив. Мы объясняем, что для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью.
У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. На родительских собраниях, консультациях учили оценивать здоровье ребенка, родителям советовали литературу, брошюры. Для родителей оформляли в «Уголке здоровья» рекомендации, советы.
Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, родительские собрания дала положительные результаты.
Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе – главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной. Так как насколько здоров ребенок – настолько он развит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в группе раннего возраста по формированию первичных представлений о здоровом образе жизни на 2013-2014 уч.год.
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное УчреждениеДетский сад № 21 Муниципального образования Успенский район ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в группе раннего возраста по формированию первичных представлений о здоровом образе жизни на 2013-2014 уч.год.
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное УчреждениеДетский сад № 21 Муниципального образования Успенский район ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...
Рабочая программа модуля «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»
Рабочая программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников составлена с учетом требований ФГОС ДО для работы с детьми средней, старшей, подготовительной к школе групп....
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочн...
Методические рекомендации: «Формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста» Проект на тему: «Зоркие глаза»
Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы.Г. Гельмгольц...
План по самообразованию на тему "Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"
План по самообразованию на тему "Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"...
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей раннего возраста
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема сто...