Обобщенный опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, через взаимодействие с родителями».
материал

Федорова Ольга Сергеевна

 Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от условий, которые его окружают, поэтому важно, чтобы родители были педагогически грамотными и осознавали полноту ответственности, которая на них лежит.Таким образом, здоровый образ жизни в данном опыте рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности.  Это достигается через активное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи, повышением педагогической компетенции родителей в вопросах формирования здорового образа жизни, созданием благоприятного эмоционального климата в семье, отрицательным отношением к вредным привычкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка»

муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

Обобщенный опыт работы по теме:

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни,

через взаимодействие с родителями».

Выполнила: инструктор по физкультуре

Федорова Ольга Сергеевна

                                                            Здоровье – это состояние полного физического,

                                           духовного и социального благополучия,

                                                            а не только отсутствие болезней и физических

                                                                                                                                 дефектов.

                                                                         (Всемирная организация здравоохранения)


Актуальность

            Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка к формированию характера, развития воли, природных способностей.

 Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от условий, которые его окружают, поэтому важно, чтобы родители были педагогически грамотными и осознавали полноту ответственности, которая на них лежит. Часто ценностные ориентации относительно здоровья детей не актуальны в семье и поэтому не реализованы в повседневной жизни родителей.

В своей практической деятельности я столкнулась с трудностями в общении с родителями. Сложно бывает достучаться до пап и мам, нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, формировать потребность в здоровом образе жизни.

У меня появилась необходимость построения взаимодействия  с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное  участие  в  воспитании  ребенка,  но  и  осознание  общих  целей, доверительное отношение и стремление  к  взаимопониманию. Потому, что  ни    одна, даже   самая    лучшая, физкультурно-оздоровительная   программа   не сможет  дать  полноценных результатов,  если  она  не  реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги).

Теоретическое обоснование

           Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится национальной проблемой. Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее нашей страны.

Согласно ст.18 закона «Об образовании в Российской Федерации» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд), педагогики (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.), области взаимодействия семьи и ДОУ (В.П. Петленко, Н.Г. Веселова, Т. А. Куликова и др.)

В работах психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина отмечено, что детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека.

В.Г. Алямовская указывает на то, что система здоровьесбережения должна быть понята не только педагогическим персоналом, но и родителями .

Т.С. Овчинникова высказывает мнение о том, что в центре работы по здоровьесбережению детей должен находиться не только детский сад, но и семья, так как именно эти две социальные структуры в основном и определяют уровень здоровья ребенка.

Т. Доронова подчеркивает важность наглядной информации для родителей и раскрывает основные критерии для ее оформления: единый стиль, ясность логики, доступность, конкретность.

Е.П. Арноутова, О.Л.Зверева, В.П.Дуброва отмечают, что общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Т.В.Короткова подчеркивает важность общения в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке, что способствует сближению педагогов, родителей и детей.

Таким образом, здоровый образ жизни в данном опыте рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности.  Это достигается через активное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи, повышением педагогической компетенции родителей в вопросах формирования здорового образа жизни, созданием благоприятного эмоционального климата в семье, отрицательным отношением к вредным привычкам.

Решая проблему, я пыталась ответить на вопросы: «Как заинтересовать родителей?», «Как сделать работу с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни дошкольников эффективной?», «Какие новые формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей необходимо разработать?».

Поэтому я поставила перед собой цель: формирование основ здорового образа жизни средствами физической культуры через гармонизацию детско-родительских отношений. 

Определила для себя следующие  задачи:

  • внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей;

  • обеспечить дошкольников и их родителей необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;

  • способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству;

  • повышать уровень компетенции родителей в вопросах формирования здорового образа жизни;

  • повышать интерес родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях совместно с детьми.

 Условия, необходимые для осуществления взаимодействия  с родителями по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей:

  • взаимное доверие и уважение во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

  • соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

  • учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах физического воспитания;

  • взаимосвязь разных форм работы с родителями;

  • обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

В основу организации совместной деятельности  с родителями легли следующие принципы:

     1.Принцип согласованности действий правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности,  культурно- гигиенических процедур, развития двигательных навыков.  Устанавливать единые ограничения, требования, запреты.

     2.  Принцип систематичности и последовательности работы в течение всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

     3. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия

 Направление совместных действий на физическое воспитание и укрепление здоровья ребенка; формирование отношения к родителям, как к равноправным партнерам в физкультурно-оздоровительном процессе; укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду.

    4. Принцип преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.

         Планируя ту или иную форму работы, я исходила из представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. Сложность работы заключается в том, что в связи  с тенденциями современного общества родители очень заняты и не успевают в полной мере осуществлять оздоровление ребенка в домашних условиях.  Известно, что ребенок будет подражать взрослым и брать  с него пример, будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому необходимо заинтересовать в первую очередь родителей и научить их, как можно заинтересовать этим и ребенка. С учётом этого я выбирала следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.

         Ежегодную работу с родителями я начинаю с участия в родительских собраниях. Это традиционная форма работы, позволяющая педагогу лично знакомиться с семьями воспитанников и на основе личной беседы выявлять потребности и желания родителей в вопросах физического воспитания.

Безусловно, на родительских собраниях, невозможно  получить ответ на все вопросы, поэтому я провожу анкетирование, для получения объективной картины значимости физической культуры и спорта в семье; выясняю, занимаются ли родители спортом, интересуются ли они спортивными достижениями ребенка, а также стремятся ли они к привлечению детей к физической культуре.

Важной формой работы с родителями считаю проведение консультаций, а также, вывешивание в приемных групп папок с рекомендациями по обучению детей различным видам движений, комплексами О. Р. У., примерами игр. Папки пополняются в течение года, в зависимости от времени года и пожеланий родителей, которые они пишут и отправляют в «родительскую почту». Это почтовый ящик, в который родители могут отравить пожелания, вопросы и конечно получить ответ. С начала такая идея немного удивила родителей, но потом очень стала популярна, я думаю, что это ещё и ностальгия о прошлом, когда друг другу писали письма и отправляли в почтовый ящик.

Но  особой популярностью у родителей стали пользоваться нетрадиционные формы общения: "круглый стол", мастер-класс , совместные походы в парк, тренинговые занятия, дни открытых дверей, выставки детско-родительских работ, участие семей в городских спортивных праздниках, акции и, конечно, больше всего   совместные спортивные праздники. Отличительной особенностью спортивных праздников для детей является то, что все они проходят при активном участии родителей, которые с удовольствием играют в игры, соревнуются с детьми и между собой. Дети любят праздники, а когда рядом папа и мама – это праздник вдвойне. Семейные физкультурные досуги проходят очень эмоционально, в них много шуток, юмора, соревновательного задора. Родители становятся более открытыми для общения после таких праздников: « Папа, мама, я из Ласточки  спортивная семья», «Знает вся моя семья – знаю ПДД и я», « Юные пешеходы», «Мы за здоровый образ жизни», « Богатырские потехи»,

« Школа молодого бойца», « Школа настоящих мужчин»  и другие. Когда я начинала вводить в практику такие мероприятия, то количество родителей было незначительным 20%-30%, зато теперь 80%-100% явка родителей  в любой группе детского сада, если не могут папы или мамы, то их заменяют бабушки с дедушками, либо старшие братья и сестры.

Очень привлек внимание детей и родителей «Маршрут здоровья», который стал носить соревновательный характер между семьями. В центре стенда для родителей определяется цель, например: «Здоровая семья». От центра на лучах солнца, обозначены пункты маршрута: Прогулки на свежем воздухе, оздоровительный бег, походы, отдых на природе, дворовые игры – все те занятия оздоровлением, которые доступны каждой семье. Вначале каждой недели каждая семья, которая за прошлую неделю прошла один или несколько маршрутов, берет флажок, пишет на нем свою фамилию и ставит в кармашек пункта маршрута, который прошла. В конце каждого месяца подводится итог: « Самая здоровая семья группы». Эта семья поощряется, и ее фото (по желанию) либо просто фамилия, вывешивается на стенде, как пример для других .

Из практики работы с дошкольниками и родителями наиболее эффективным по формированию основ здорового образа жизни является метод проектной деятельности. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой (темой).

При этом родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса .

    Реализовала информационно-познавательные проекты: « Здоровье детей в наших руках», « В стране Здоровячков и Чистюль», « От норм ГТО – к Олимпийским медалям»,

Очень заинтересовала родителей и такая форма работы, как Презентация семьи в форме семейной фотогазеты «Мы за здоровый образ жизни», «Папа, мама, я – спортивная семья» ,« Зимние забавы».

Все эти  мероприятия помогают не только приобщать взрослых и детей  к спортивной жизни ДОУ и города, но и преодолевать барьер недоверия к детскому саду, лучше узнать своих малышей, а у детей вызывают положительные эмоции и чувство гордости за родителей.

     Одно из нововведений в нашем ДОУ - совместные двигательные занятия « Навстречу друг другу», «Гимнастика вдвоем», «Путешествие по осеннему лесу», «Путешествие в спортивную  Игралию », «Мы самые, самые, самые» и другие  на основе программы  Поповой  М.Н. « Навстречу друг другу»:  психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребёнка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ. Эти занятия  учат общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и сплачивают семьи. Мероприятия по укреплению здоровья ребёнка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях с учётом индивидуальности ребёнка. Тем самым у детей формируется положительное отношение к занятиям физической культурой. Взаимодействие с родителями ведёт к единству. Такое сотрудничество улучшает взаимопонимание и повышает степень доверия родителей к ДОУ.

           Совместная работа с родителями привела к значительному повышению уровня педагогических знаний родителей. Сформировалась активная родительская позиция. Улучшился эмоциональный климат. Отношения родителей к ребенку стали более адекватными его возрасту; родительская оценка возможностей ребенка изменилась в сторону большей объективности, уровень родительских притязаний соотноситься со способностями ребенка. Повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми, педагогами ДОУ. Стало реальностью готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с педагогами ДОУ в вопросах приобщения к здоровому образу жизни.

Повысился уровень профессиональной компетентности  и педагогов ДОУ в вопросах здоровьесбережения воспитанников, приобщения к ЗОЖ, творческой работы с родителями. Улучшилась оснащенность предметно - пространственной среды по данной теме.

           Анализ уровня сформированности основ здорового образа жизни у детей на заключительном этапе опыта позволил выделить значительные изменения, произошедшие в сознании и поведении дошкольников. Увеличилось количество детей с  показателем   сформированности  представлений о здоровом образе жизни и соответствующих навыков (начальные навыки движений общеразвивающего характера, правильной осанки, охране зрения, знания о своем организме, полезности продуктов, умение ориентироваться в пространстве, профилактика плоскостопия, культуры поведения, самостоятельность). Показатель не сформирован,  перешел  на показатель сформирован частично. У детей сформировалось  положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ. Отмечается снижение заболеваемости и повышение уровня физического развития воспитанников.

     Таким образом, позитивная динамика сформированности представлений о здоровом образе жизни и навыков здорового образа жизни у дошкольников, показатели социального самочувствия, положительные тенденции в изменении уровня физического развития, позволили сделать вывод о том, что предложенная модель взаимодействия «ребенок – родитель - педагог» в приобщении детей к здоровому образу эффективна.

Взаимодействие семьи и детского сада по формированию здорового образа жизни у дошкольников - это длительный процесс и кропотливый труд, требующий  терпения и творческого взаимопонимания.

       Таким образом, я стремлюсь, чтобы у детей дружба с физкультурой осталась полезной и приятной привычкой, а здоровый образ жизни был насущной потребностью и тогда, когда они станут сами мамами и папами. Твердо убеждена, что именно в детском саду надо формировать у ребенка отношение к физкультуре, именно как к культуре, владение которой позволяет человеку иметь чувство собственного достоинства и свободы.

            В дальнейшем  буду продолжать взаимодействие с родителями по формированию у детей    здоровьесберегающей компетентности, с целью формирования у родителей активной воспитательной позиции, а также  искать и внедрять в практику  новые формы работы с родителями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждѐн приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155

2.«Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". № 273- ФЗ. Принят 21 декабря 2012 г." Издательство: Проспект, Серия: Законы и Кодексы, 2013 г.-208

3.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка/ В.Г. Алямовская. – М: Аркти, 1993 – 132с.

4. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / под ред. Т.Н. Дороновой. - М.: Просвещение, 2005 - 191 с.

5.Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

6.Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми/ Ю.Ф. Змановский. – М.: Просвещение, 1989. -154с

7.Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 170 с.

 8. Карпова Ю.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребѐнка 3-7 лет: методическое пособие/ Ю.В.Карпова. – М.: Вентана- Граф, 2015. – 440с.

9.Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим/ М.Ю. Картушина.- М.: Сфера, 2004.- 384с.

10..Кулик Г.И. Школа здорового человека/ Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко.- М.: Сфера, 2006. – 103с.

11.Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков. - М.: Академия, 2004. - 320 с.

12.Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьѐй: метод.пособие для воспитателей ДОУ/Н.В.Микляева. – М.:Айрис-пресс,2006.- 144с.

13.Овчинникова Т.С. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ/ Т.С.Овчинникова - М.: Сфера, 2007.- 157с.

14.В.П. Петленко, Н.Г. Веселова. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112 с.

15.Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры /       Г.М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2007. - 111 с.

     16.Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. - М.: Российское педагогическое агентство,    

          1997. - 245с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Русские народные подвижные игры   просто необходимы детям дошкольного   возраста: развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение...

Обобщенный опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, через взаимодействие с родителями».

Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ...

Мастер- класс для воспитателей на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Мастер- класс для воспитателейна тему:«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»...

Консультация для родителей "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через экспериментирование"

Ученые выделяют деятельность экспериментирования, как ведущую для детей дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития&r...

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через взаимодействие с родителями»

В статье  рассматривается актуальная  на сегодняшний день проблема взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи  по воспитанию основ здорового образа жизни у...