«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через взаимодействие с родителями»
статья по физкультуре

Ступницкая Лариса Анатольевна

В статье  рассматривается актуальная  на сегодняшний день проблема взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи  по воспитанию основ здорового образа жизни у ребёнка-дошкольника и  практические пути решения этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

     Ежегодный мониторинг физического развития и физической подготовленности детей-дошкольников, проводимый в ДОУ, показывает, что с каждым годом уменьшается количество детей с первой группой здоровья. Здоровье ребёнка зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических. Однако первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит образу жизни ребёнка.   Желание видеть своего ребенка здоровым – мечта всех родителей. Эффективным средством укрепления здоровья, снижением  заболеваемости является занятие физической культурой. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Не  следует забывать, что в формировании у дошкольников потребности быть здоровым,  главное  – пример. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Да, родители признают важность физического воспитания, но проявляют недостаточную активность в решении этого вопроса. Печально, что зачастую родители перекладывают заботу о физическом воспитании своего ребёнка на плечи педагогов. А ведь при одностороннем решении  этой проблемы результат не может быть положительным. Только тесное сотрудничество семьи и   сотрудников ДОУ может  изменить сложившуюся  ситуацию.

       

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),отвечает современным социальным запросам, в котором большое внимание уделяется работе с семьёй.  В  стандартах  идёт речь о дифференцированном  подходе в работе с родителями. О необходимости учитывать родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество детского сада с семьёй, а ФГОС является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей.

     Иными словами, в центре работы по воспитанию здорового ребёнка и приобщения его к здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад – основные социальные структуры, отвечающие за уровень здоровья ребенка. 

Цель работы дошкольного учреждения приобщение дошкольников к здоровому образу жизни; воспитание у детей эмоционально– положительного отношения к физической культуре как составляющей общей культуры; повышение уровня  компетентности  родителей в вопросах физической культуры, как основы сохранения жизнестойкости будущего поколения.

     Задачи:

-формировать  у детей базовые представления о здоровом образе жизни;

-обогатить детско-родительские взаимоотношения в ходе проведения совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание пропаганде здорового образа жизни, профилактике заболеваний, сохранению и укреплению психофизического здоровья детей;

- обеспечить преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и детском саду, и тем самым повысить  

эффективность работы по оздоровлению детей.

     Исходя из поставленных задач,  необходимо найти эффективные формы взаимодействия по воспитанию культуры здоровья ребенка, приобщения его к здоровому образу жизни. .

     В работе с родителями по повышению их психолого-педагогической культуры и включению их в совместный педагогический процесс очень важно учитывать  педагогические принципы:

• принцип индивидуального  подход к каждому ребёнку и каждой семье на основе учёта состояния здоровья ребенка, интересов и способностей всей семьи и её  традиций;

•принцип  взаимного  доверия и взаимопомощи педагогов и родителей, укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду;

• принцип систематичности и последовательности  работы;

•принцип  соблюдения преемственности и единства требований, что достигается, если цели и задачи воспитания ребёнка и приобщения его к здоровому образу жизни  хорошо поняты не только педагогам, но и родителям.

     Для более продуктивной работы с родителями воспитанников инструктору по физической культуре, педагогам ДОУ необходимо  не только правильно определить для себя формы и методы работы, но и составить алгоритм этой работы.

Алгоритм  проведения работы с родителями:

I этап – ознакомительный. Сбор информации через анкетирование, собеседование, беседы, изучение медицинских показаний. На основе данных анкетирования планируются мероприятия с родителями, намечаются формы и методы работы.

II этап – профилактический. Включает в себя наглядную информацию: стенды, уголки здоровья в группах, папки-передвижки, консультации, семинары,  семинары-практикумы, просмотры непосредственно- образовательной деятельности в зале и в бассейне,  просмотры утренней гимнастики.

III этап – индивидуальная работа. Опираясь на результаты анкетирования и  наблюдений  за родителями на разнообразных мероприятиях, инструктор по физической культуре намечает тематику индивидуальных консультаций.

IV этап – рефлексивный. Повторное обсуждение  проблемных вопросов после проведения организованных мероприятий.

V этап – перспективный. Подведение итогов. Обсуждение планов педагогов и родителей на будущее.

     Перспективный план по взаимодействию   с семьями воспитанников позволяет  более продуктивно выстроить работу ДОУ   на учебный год (Приложение)

   

    Физическое развитие и оздоровление детей в ДОУ требует от инструктора  глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее  интенсивный рост и развитие важнейших систем  организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то  в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки  будет трудно. Этот период времени  можно образно представить в виде цельного куска пластилина. То есть, от умения мастера зависит, что из него  вылепим.

      Проводимый  два  раза в год  мониторинг физического развития и физической подготовленности детей позволяет проанализировать проведённую работу  по физическому  воспитанию и наметить план на дальнейший период времени. Если работа проводится  с учётом всех дидактических принципов, то динамика будет только положительной.

      Таким образом, дошкольные учреждения, осуществляя  задачи физического воспитания дошкольников совместно с семьёй, могут достигнуть более высоких результатов в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности ребёнка- дошкольника.

     А возможности инструктора по физической культуре для развития физической культуры дошкольника и сохранения его здоровья достаточно широки и зависят только от устремлений специалиста и его профессиональной компетентности.

                                         

         Список  литературы

  1.   Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.12 № 273-ФЗ (ред. От 23.07.2013)
  2.   Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ от 17 октября 2013 г. N 1155)

   3.  Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду. [Электронный       ресурс] /Л.И.Пензулаева  //Библиотека программы «От рождения до школы»    Режим доступа:http://modernlib.ru/books/lipenzulaeva/fizicheskayakultura 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры".

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам....

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через возрождение подвижных дворовых игр»

Проведенные исследования установили, что современные дети много времени   уделяют компьютерным играм. А как мы знаем долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервну...

Обобщенный опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, через взаимодействие с родителями».

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от условий, которые его окружают, поэтому важно, чтобы родители были педагогически грамотными и осознавали полноту ответственности, которая на н...

Обобщенный опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, через взаимодействие с родителями».

Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ...

Консультация для родителей "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через экспериментирование"

Ученые выделяют деятельность экспериментирования, как ведущую для детей дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития&r...