«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через взаимодействие с родителями»
статья по физкультуре
В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию основ здорового образа жизни у ребёнка-дошкольника и практические пути решения этой проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Ежегодный мониторинг физического развития и физической подготовленности детей-дошкольников, проводимый в ДОУ, показывает, что с каждым годом уменьшается количество детей с первой группой здоровья. Здоровье ребёнка зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических. Однако первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит образу жизни ребёнка. Желание видеть своего ребенка здоровым – мечта всех родителей. Эффективным средством укрепления здоровья, снижением заболеваемости является занятие физической культурой. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Не следует забывать, что в формировании у дошкольников потребности быть здоровым, главное – пример. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Да, родители признают важность физического воспитания, но проявляют недостаточную активность в решении этого вопроса. Печально, что зачастую родители перекладывают заботу о физическом воспитании своего ребёнка на плечи педагогов. А ведь при одностороннем решении этой проблемы результат не может быть положительным. Только тесное сотрудничество семьи и сотрудников ДОУ может изменить сложившуюся ситуацию.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),отвечает современным социальным запросам, в котором большое внимание уделяется работе с семьёй. В стандартах идёт речь о дифференцированном подходе в работе с родителями. О необходимости учитывать родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество детского сада с семьёй, а ФГОС является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей.
Иными словами, в центре работы по воспитанию здорового ребёнка и приобщения его к здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад – основные социальные структуры, отвечающие за уровень здоровья ребенка.
Цель работы дошкольного учреждения приобщение дошкольников к здоровому образу жизни; воспитание у детей эмоционально– положительного отношения к физической культуре как составляющей общей культуры; повышение уровня компетентности родителей в вопросах физической культуры, как основы сохранения жизнестойкости будущего поколения.
Задачи:
-формировать у детей базовые представления о здоровом образе жизни;
-обогатить детско-родительские взаимоотношения в ходе проведения совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание пропаганде здорового образа жизни, профилактике заболеваний, сохранению и укреплению психофизического здоровья детей;
- обеспечить преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и детском саду, и тем самым повысить
эффективность работы по оздоровлению детей.
Исходя из поставленных задач, необходимо найти эффективные формы взаимодействия по воспитанию культуры здоровья ребенка, приобщения его к здоровому образу жизни. .
В работе с родителями по повышению их психолого-педагогической культуры и включению их в совместный педагогический процесс очень важно учитывать педагогические принципы:
• принцип индивидуального подход к каждому ребёнку и каждой семье на основе учёта состояния здоровья ребенка, интересов и способностей всей семьи и её традиций;
•принцип взаимного доверия и взаимопомощи педагогов и родителей, укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду;
• принцип систематичности и последовательности работы;
•принцип соблюдения преемственности и единства требований, что достигается, если цели и задачи воспитания ребёнка и приобщения его к здоровому образу жизни хорошо поняты не только педагогам, но и родителям.
Для более продуктивной работы с родителями воспитанников инструктору по физической культуре, педагогам ДОУ необходимо не только правильно определить для себя формы и методы работы, но и составить алгоритм этой работы.
Алгоритм проведения работы с родителями:
I этап – ознакомительный. Сбор информации через анкетирование, собеседование, беседы, изучение медицинских показаний. На основе данных анкетирования планируются мероприятия с родителями, намечаются формы и методы работы.
II этап – профилактический. Включает в себя наглядную информацию: стенды, уголки здоровья в группах, папки-передвижки, консультации, семинары, семинары-практикумы, просмотры непосредственно- образовательной деятельности в зале и в бассейне, просмотры утренней гимнастики.
III этап – индивидуальная работа. Опираясь на результаты анкетирования и наблюдений за родителями на разнообразных мероприятиях, инструктор по физической культуре намечает тематику индивидуальных консультаций.
IV этап – рефлексивный. Повторное обсуждение проблемных вопросов после проведения организованных мероприятий.
V этап – перспективный. Подведение итогов. Обсуждение планов педагогов и родителей на будущее.
Перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников позволяет более продуктивно выстроить работу ДОУ на учебный год (Приложение)
Физическое развитие и оздоровление детей в ДОУ требует от инструктора глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет трудно. Этот период времени можно образно представить в виде цельного куска пластилина. То есть, от умения мастера зависит, что из него вылепим.
Проводимый два раза в год мониторинг физического развития и физической подготовленности детей позволяет проанализировать проведённую работу по физическому воспитанию и наметить план на дальнейший период времени. Если работа проводится с учётом всех дидактических принципов, то динамика будет только положительной.
Таким образом, дошкольные учреждения, осуществляя задачи физического воспитания дошкольников совместно с семьёй, могут достигнуть более высоких результатов в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности ребёнка- дошкольника.
А возможности инструктора по физической культуре для развития физической культуры дошкольника и сохранения его здоровья достаточно широки и зависят только от устремлений специалиста и его профессиональной компетентности.
Список литературы
- Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.12 № 273-ФЗ (ред. От 23.07.2013)
- Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ от 17 октября 2013 г. N 1155)
3. Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду. [Электронный ресурс] /Л.И.Пензулаева //Библиотека программы «От рождения до школы» Режим доступа:http://modernlib.ru/books/lipenzulaeva/fizicheskayakultura
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные подвижные игры"
Мастер-класс для педагогов и воспитанников ДОУ....
Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры".
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам....
«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через возрождение подвижных дворовых игр»
Проведенные исследования установили, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А как мы знаем долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервну...
Мастер класс для родителей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через игры народов Севера»
мастер-класс для родителей...
Обобщенный опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, через взаимодействие с родителями».
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от условий, которые его окружают, поэтому важно, чтобы родители были педагогически грамотными и осознавали полноту ответственности, которая на н...
Обобщенный опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, через взаимодействие с родителями».
Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ...
Консультация для родителей "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через экспериментирование"
Ученые выделяют деятельность экспериментирования, как ведущую для детей дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития&r...
- Мне нравится (1)