Использование фольклора в развитии двигательной активности детей
статья (старшая группа)

Глазкова Ольга Федоровна

«Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. От двигательной активности во многом зависят: развитие моторики и физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное освоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Под ее влиянием у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка. Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа № 15 имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарская области

Использование фольклора

в развитии двигательной

активности детей

Подготовила:

Воспитатель первой

квалификационной

категории

Глазкова Ольга Федоровна

гр. «Радуга»

2019 г.

На современном этапе одним из активных вопросов стоит вопрос сохранения и укрепления здоровья детей.

«Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. От двигательной активности во многом зависят: развитие моторики и физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное освоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Под ее влиянием у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка. Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка».

Для того чтобы вызвать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой, «оживить» этот процесс, обеспечить соответствие между эмоциональным, умственным, и физическим развитием дошкольников стали использовать в своей работе фольклор.

Достичь его поможет фольклор-потешки, заклички, загадки, сказки, а также различные народные игры:

игры-забавы;

подвижные игры;

хороводные игры.

Фольклор - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора детей, помогает понять красоту звучащей речи. Он как сокровищница русского народа, находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, а также помогает разнообразить процесс физического воспитания детей.

Включение фольклора в развитии двигательной активности дошкольников требует соблюдения определенных условий, одно из которых - предложенные детям для выполнения, подвижные игры должны быть им хорошо знакомы, а фольклорный материал должен быть использован в соответствии в возрастными особенностями детей.

-Утреннюю гимнастику с включением фольклора.

-Оздоровительную гимнастику после сна в сочетании с фольклором.

-Русские народные подвижные и хороводные игры.

Русские народные подвижные и хороводные игры используются и для закрепления двигательных умений и навыков, как эмоционально образное средство влияния на детей, вызывая у них интерес к физическим упражнениям, и активное правильное выполнение движений. В подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные игры с детьми можно начинать, очень рано – буквально с двух лет. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хоровода. Русские народные хороводные игры: Каравай, пузырь, дубок, березка, вьюн.

Русские подвижные игры: «Горелки», пятнашки (играющие выбирают водящего – пятнашку, все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит).

"Гуси-лебеди",

"Волк во рву",

"Волк и овцы",

"Вороны и воробьи",

"Змейка",

"Зайцы в огороде",

"Пчелки и ласточки",

"Кошки-мышки",

 "У медведя во бору",

 "Коршун и наседка" ,

"Стадо" ,

"Хромая лиса" ,

"Филин и пташки".

 "Лягушата",

"Медведь и медовый пряник",

"Зайки и ежи",

"Ящерица",

"Хромой цыпленок",

"Оса" и их различные варианты.

Игры-забавы: Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, "напоить лошадку" и т. п.).

«Карусели»,

«У оленя дом большой»,

 «Солнышко и дождик»,

«Ножки»,

«Куклы пляшут»,

« Лиса и гуси»,

«Я принёс тебе подарок».

С новыми народными играми детей можно познакомить до занятия; на прогулке, в свободное от занятий время по подгруппам. Рассказать им о ее названии, правилах, содержании. При этом подчеркнуть смысловое содержание действий каждого персонажа, раскрывая причинную обусловленность характера движений. (В игре «Баба Яга» - быстро допрыгать до «домика»; скамейка, куб; подняться на него, чтобы Баба Яга не успела схватить убегающего). Разучить рифмованный текст, который раскрывает содержание игры и служит в ней сигналом к действию.

Как один из приемов организации подвижной игры используются заклички к играм.

Во время прогулок знакомые зачины и переклички к подвижным играм, помогают быстрее вовлечь детей в игру и, как правило, нежелающих играть нет. Распределять ведущие роли в игре можно с помощью считалок. Дети быстро запоминают считалку, используют ее в своих играх, читают с особым чувством и выражением.

«Пчелы в поле полетели, зажжужали, загудели. Сели пчелы на цветы, Мы играем - водишь ты!»

«Раз у нашего Степана, караулил кот сметану, Кот сидит - сметаны нет. Помогите-ка Степану, Поищите с ним сметану!»

Помимо занятий с использованием фольклора, русских народных подвижных и хороводных игр, фольклор можно включить в активный отдых детей:

физкультурные досуги,

праздники,

в физкультурно – оздоровительную работу.  

В утреннюю гимнастику включали различные музыкально - ритмические композиции:

«Веселые путешественники»,

«Ки-ко-ко - птичий двор»,

комплексы упражнений, построенные на загадках - «где мы были не скажем, а покажем», на потешках - «потешки для малышей», на закличках - «дождик, дождик, пуще лей, чтобы было веселей».

Дети с удовольствием выполняют оздоровительную гимнастику после сна, особенно когда она проходит под народную музыку, с использованием потешек, считалок, создающую радостный настрой.

Анализируя данные диагностики можно сделать выводы. Возникновение радостных эмоций, посредством фольклора, способствует развитию двигательной активности детей. На фоне положительных эмоций условно - рефлекторные связи создаются значительно ярче. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой. Двигательная деятельность приобретает осознанный мотивированный целенаправленный характер. Следовательно, использование фольклора благотворно сказывается на двигательной активности, на формирование эмоционально-волевой сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в развитии речи детей младшего возраста

Цель проекта - развитие речи детей младшего возраста  средствами малых форм фольклора...

Использование фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного развития детей, имеют исключительно большие возможности для развития речи детей....

использование фольклора в развитии речи детей

консультация для воспитателей...

Проект "Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к...

«Использование фольклора в развитии речи детей, как средство формирования целостной картины мира».

Интеграция областей: художественно эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, с использованием фольклорных произведений....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.  Русская народная сказка, песня, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и с...