ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья на тему

Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.  Русская народная сказка, песня, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык побуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья22.35 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.  

Большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Как они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

 Для этого мы обратимся к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.  Русская народная сказка, песня, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык побуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Большинство жанров малых форм – это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они – то и являются самым доступным источником сведений об окружающем мире.   Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, её голоса.  Приобретение ребёнка совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей чувств переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «…Начало искусства слова – в фольклоре». В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно, мифологических представлений. В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словестного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и находящихся на доклассовых ступенях исторического развития. Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя. Важным обстоятельством, обеспечивающим развитие народной поэзии в прошлом являлось отсутствие «резких различий в умственной  жизни народа». В таких исторических условиях появлялись произведения, созданные «всем народом, как одним нравственным лицом». Благодаря этому народную поэзию пронизывает коллективное начало. Оно присутствует при возникновении и восприятии слушателями вновь создаваемых произведений, в их последующем бытовании и переработках. Коллективность проявляется не только внешне, но и внутренне – в самой народно-поэтической системе, в характере обобщения действительности, в образах и т.д. В портретных характеристиках героев, в отдельных ситуациях и образах фольклорных произведений индивидуальных особенностей занимающих столь видное место в художественной литературе. Образы народных героев выражают лучшие черты русского национального характера; в содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Вместе с тем народное поэтическое творчество дореволюционного не могло не отразить историческую ограниченность и противоречия крестьянской идеологии. Живя в устной передаче, тексты народной поэзии могли значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной и художественной завершенности, произведения нередко сохранялись долгое время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого, как культурное богатство непреходящей ценности. На хронологическом отрезке от древнейших времён до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые жизни способные.

 Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них – влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого. Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребёнка в творческом труде. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Особенности понимания детьми малых фольклорных форм.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всём его многообразии и противоречивости. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приёма олицетворения, использования многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраст.Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточится на языковой форме и анализировать её.

Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счёт того что содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Они позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Актуальной задачей речевого развития  в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Незаменимый материал для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадка, скороговорки. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребёнка на русский лад».

«Произведения детского фольклора, а особенно русские народные сказки, для ребёнка – живые организмы, полевые цветы, на глазах вырастающие, расцветающие, существующие неотделимо с их хранителями». Русские народные сказки особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи «вредителей» несут в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией, но и характером персонажа. Через сказку дети могут взаимодействовать друг с другом, общаться, «поиграть в образ».

ЛИТЕРАТУРА

О.Л.Князева,  М.Д. Маханева  «Приобцение детей к истокам русской народной культуры».

Т.А.Бударина,  А.С.Куприна,  О.А.Маркеева  «Знакомство детей с русским народным творчеством».

М.Н.Мельников  «Русский детский фольклор».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в развитии речи детей младшего возраста

Цель проекта - развитие речи детей младшего возраста  средствами малых форм фольклора...

"Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста" (отчет по самообразованию)

Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в си...

Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста

Статья посвящена роли использования элементов устного народного творчества  в развитии речи  дошкольников....

Использование фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста.

Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина за...

Использование фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста.

Существуют былины, песни, легенды, мифы, обряды. И всё это называется красивым словом – фольклор....

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»

Тема: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»Актуальность: В  дошкольном возрасте ребенок овладевает величайшим достижением человечества &ndash...

Консультация для родителей "Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей: «Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговари...