ПРОЕКТ «Растим детей здоровыми!»
проект (средняя группа)

Моисеенко Валентина

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rastim_detey_zdorovymi.docx76.15 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...2

2. Этапы реализации проекта………………………………………………….…5

2.1. Здоровьесберегающие педагогические технологии…………………..........7

2.2. Работа с родителями………………………………………………………...11

3. Результаты реализации проекта……………………………………………...13

4.Заключение……………………………………………………………………..15

Список литературы………………………………………………………………16

ПРОЕКТ

«Растим детей здоровыми!»

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников.

Ценить прекрасное, отдавать всего себя чему-то,

оставить мир после себя чуть- чуть лучше,

хотя бы на одного здорового ребенка, знать,

что хотя бы одному человеку на Земле

стало легче дышать от того, что ты жил.

Р. Эмерсон

Автор – составитель: Чудакова Ольга Владимировна

Проект направлен на воспитание основ культуры здоровья, формирование представлений ребенка о себе и о здоровом образе жизни с использованием здоровьесберегающих технологий. Проект нацелен на объединение усилий родителей и педагогов для успешного оздоровления и развития детей.

Введение

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют, уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Большинство детей дошкольного возраста имеют разные нарушения в психофизическом развитии.

Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время их общее название «здоровьесберегающие технологии». Данный проект  раскрывает работу детского сада и семьи по использованию здоровьесберегоющих технологий с детьми старшего дошкольного возраста. Здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма. Поэтому в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться семья, включая всех ее членов  и ДОУ, т. е. «вторая семья», где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Актуальность проблемы:

Актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.  Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения. Этому искусству, мы думаем, и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении и семье. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых доказано, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Цель проекта: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности за своё здоровье.

Задачи проекта:

  1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;
  2.  Повысить уровень знаний родителей об использовании  здоровьесберегающих технологий в  физическом развитии детей и  внедрить их в этапы программных занятий и в различные режимные моменты;
  3.  Привлечь  родителей к организации оздоровительной работы с детьми;
  4.  Содействовать интеграции семьи и ДОУ в целях накопления и обмена опытом по использованию современных здоровьесберегающих технологий.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Срок проведения: с сентября 2011 г. – май 2012 г. (долгосрочный)

Вид проекта – оздоровительный

Тип проекта – социальный

Гипотеза: эффективность внедрения проекта «Растим детей здоровыми!» может быть повышена за счет активного включения родителей в образовательный процесс.

При этом система работы с семьей должна включать в себя следующее:

- изучение проекта всеми участниками образовательного процесса ДОУ, включая родителей;

- формирование у родителей валеологического мировоззрения в процессе проведения теоретических и практических семинаров;

- разработка методов отслеживания домашней оздоровительной работы

Стоимость реализации проекта: для реализации проекта использовались средства из фонда группы - 7987 рублей.

№ п/п

Наименование

Количество

(шт.)

Стоимость (руб.)

1

Методическая литература

По необходимости

2

Призы для участников спортивных мероприятий

По необходимости

1500

3

Оформление зала для праздников

По необходимости

1000

4

Приобретение спортивного материала для занятий, праздников, развлечений, досугов

Массажные мячи (15 шт.), массажные коврики (2 шт.)

2000

5

Развивающие игры

7 шт.

1200

6

Материалы для организации закаливающих процедур

По необходимости

700

7

 Мячи

10 шт.

900

8

Обручи

3 шт.

300

9

Тренажёр –муравейник

1 шт.

387

 

Итого

 

7987

Принципы реализации проекта:

1. Доступность

• учет возрастных особенностей

2. Систематичность и последовательность

• постепенная подача материала от простого к сложному;

• повторение усвоенных правил и норм в течение всего года;

• индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

3. Наглядность

• учет особенностей мышления

4. Динамичность

• интеграция программы в разные виды деятельности

5. Дифференциация

• учет возрастных особенностей

• создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни ребенка

Условия реализации проекта:

-реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;

-соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;

-использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;

-индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;

-создание условий для удовлетворения потребности детей в движении;

-реализация различных форм систематической работы с родителями;

Реализация поставленных задач будет происходить в три этапа: подготовительный, практический, заключительный.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (диагностический):

Задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
  2. разработать анкеты для родителей и диагностические методики;
  3. определить педагогические условия взаимодействия ДОУ и семьи;
  4. разработать перспективный план совместных мероприятий;
  5. согласовать с родителями профилактические мероприятия, закаливающие процедуры, здоровьесберегающие технологии, проводимые в группе;

II этап – практический  (организационный):

Цель: формирование у всех участников процесса ответственных взглядов в деле сохранения здоровья.

Задачи: 

  1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  2. Создание соответствующей предметной среды, стимулирующей двигательную активность детей;
  3. Организация консультативной помощи родителям по вопросам физического воспитания и здоровья детей.
  4. Познакомить родителей с инновационными здоровьесберегающими технологиями;

III этап – заключительный (рефлексивный):

Цель: обобщение результатов работы.

Задачи:

  1. Проанализировать результаты работы по использованию здоровьесберегающих технологий, соотнесение результатов с поставленными задачами;
  2. Разработать методические рекомендации по проблеме взаимодействия ДОУ с родителями по проблеме;
  3. Осознание трудностей реализации проекта и перспектив дальнейшего взаимодействия с семьей;
  4. Проведение мониторинга динамики показателей здоровья детей и их ориентации на здоровый образ жизни;
  5. Проведение итогового мероприятия викторины «Мама, папа, я – здоровая семья»;

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Так, К. В. Дубов определяет их как «полноценное медицинское обеспечение работы образовательного учреждения». А. Н. Акимова включает в это понятие своевременное проведение прививок и профилактику «школьных заболеваний». Как видите, существуют различные мнения ученых по данному вопросу. Стоит заметить, что, к сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока одно из основных мест среди ценностей человека в нашей стране.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.

Цель здоровьесберегающих технологий:

1. Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровьесберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровьесберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

2. Содействие становлению культуры здоровья и валеологическому просвещению родителей.

Современные здоровьесберегающие технологии

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Руководитель физического воспитания

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДО

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Воспитатели, руководитель физического воспитания

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели, психолог

Коммуникатив-ные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели, психолог

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Воспитатели, руководитель физического воспитания, педагог-валеолог

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания

Биологическая обратная связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста

Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников

Педагог-валеолог, специально обученный педагог

3. Коррекционные технологии

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

Воспитатели, психолог

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели, психолог

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Воспитатели, психолог

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Воспитатели, психолог

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Воспитатели, психолог

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений

Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здо-ровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Работа с родителями:

Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

  1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду.
  2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.
    В соответствии с этими основными положениями в систему работы с семьёй мы включили:

Совместные физкультурные занятия:

Совместные физкультурные занятия родителей и детей с  использованием здоровьесберегающих технологий  в рамках данного проекта (родители не только приобреают теоретические знания, но и овладевают практическими умениями в области физического воспитания детей).

 Семейные творческие проекты:

Метод проектов предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Для проектного метода характерна групповая деятельность, вот почему с его помощью можно успешно включить родителей в жизнь группы. Опыт включения родителей в проекты говорит о положительных результатах. Сначала не все родители включались в совместную деятельность с педагогами и детьми, но потом, видя искреннюю заинтересованность участников, присоединились. Совместная проектная деятельность помогла сплотить коллектив родителей, они получили возможность познакомиться и узнать интересы других семей, подружиться. В совместной проектной деятельности могут быть реализованы следущие темы: «Реклама полезных продуктов», «Разговор о правильном питании», «Полезные привычки» и др.

3.Мероприятие «Встреча с интересными людьми»
(для старших дошкольников) проводятся раз в месяц. Гостями группы являются увлеченные взрослые: родители, родственники, сотрудники детского сада, бывшие выпускники. В рамках данной традиции дети знакомятся с разнообразной деятельностью, приобретают культурные ценности, расширяют эрудицию. Родители рассказывали о своих профессиях, связанных со спортом, полезных для здоровья увлечениях.

4.Физкультурные досуги, праздники и развлечения.
Физкультурные досуги, праздники, развлечения с использованием здоровьесберегающих технологий  являются радостными событиями в жизни детей. Они позволяют продемонстрировать ЗОЖ, который ведут дети, их достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств. Главные задачи при проведении физкультурных досугов, праздников, развлечений - создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка, предоставление каждому возможности испытать удовольствие от выполнения движений, радость за успех сверстников.

Результаты реализации проекта:

Стандартные,  вариативные игры, закаливающие процедуры и физические упражнения с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий помогли  более эффективно преодолеть проблемы в физическом развитии детей. Улучшилось соматическое состояние детей. Дети стали меньше болеть. Так на начало учебного года существенно изменился состав группы на 60%, социализация и адаптация детей прошла успешно. Дети с удовольствием участвовали  в мероприятиях ДОУ. У детей  повысился интерес к процессу обучения, появились  навыки самостоятельной работы и самоконтроля. 

Привлечение родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду по физическому развитию детей способствовало улучшению качества работы. Родители детей убедились в необходимости использования инновационных и здоровьесберегающих технологий для здоровья детей.  Экран заболеваемости детей показал, что из 29 – 23 не болели в течение года. Таким образом,  реализация проекта  «Семья - школа здоровья»  позволила своевременно скорректировать имеющиеся проблемы в физическом развитии  ребенка, что  в дальнейшем  окажет существенное влияние на качество школьного обучения.

Планируется создать методическое руководство по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ.

Критерии эффективности программы.

1. Повышение активности родителей, проявляющейся в участии:

- физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимых в ДОУ;

- различных формах работы по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;

- развитии предметно-пространственной окружающей среды в группах и на участке ДОУ.

2. Положительная мотивация к здоровому образу жизни в семье:

- устойчивое желание отказаться от вредных привычек;

- посещение кружков, секций оздоровительной направленности;

- активный отдых вместе с детьми;

- проведение закаливающих процедур;

- использование рекомендаций, полученных в ходе педагогического и медицинского просвещения.

3. Повышение интереса у родителей к ежедневному посещению детьми детского сада. Снижение числа пропусков посещений детьми детского сада по болезни.

Ожидаемые результаты: 

  1. Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния детей;
  2. Снижение уровня заболеваемости детей;
  3. Сформированность у детей начальных представлений о здоровом образе жизни;
  4. Устойчивое желание сохранять и укреплять свое здоровье у детей и родителей;
  5. Освоение практических навыков, умений поддержания и приумножения собственного здоровья;
  6. Повышение активности родителей в образовательном процессе, в оздоровлении детей.

Перспективы развития проекта

- данный проект может быть использован  другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы. Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением родителей воспитанников;

- разработать методическую базу для детей 5-6 лет (серию физкультурных занятий совместно с родителями, комплексы упражнений в детско-родительской паре, сценарии досугов);

- для спортивной площадки приобрести необходимое оборудование;

- обогатить туристические походы практическим инвентарем (палатка, рюкзак, раскладной стульчик, москитные панамы);

- представить родителям презентацию: «10 правил здоровья».

Заключение

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация проекта зависит от множества факторов, основной задачей является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни.

Литература:

1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа дошкольного образования «От рождения до школы», М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.

2. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников, М.: Педагогическое общество России, 2006.

3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников, М.: Центр педагогического образования, 2012.

4. Деркунская В. А. Игры- эксперименты с дошкольниками, М.: Центр педагогического образования, 2012.

5. Бочкарева О. И. Система работы по формированию здорового образа жизни. Старшая группа, Волгоград: ИТД «Корифей»

4. Управление ДОУ №1, 2006 // Зуйкова М. Б. Режим – путь к здоровью.

Приложение

Перспективный план работы с родителями и детьми.

Сентябрь 

1. Анкетирование родителей

2. Оформление уголка здоровья

3. Консультация «Роль семьи и детского сада в воспитании здорового ребенка»

4. Диагностика состояния здоровья детей

5. День Здоровья «В гостях у осени»

Октябрь 

1. Общее родительское собрание «Основные направления воспитательно-образовательной и оздоровительной работы с детьми»

2. Выставка овощных блюд, включающих лук, чеснок

3. Выставка литературы «Без лекарств и докторов»

4. Игры, которые лечат

5. Точечный массаж при ОРЗ

Ноябрь 

1. Консультация «Изготовление чесночных бус для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей»

2. День открытых дверей «Роль оздоровительных упражнений для развития равновесия, гибкости»

3. Беседа «Закаливающие процедуры дома и в ДОУ»

4. Фотовыставка «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

5. Занятие «Добро пожаловать в страну здоровья»

Декабрь 

1. Вечер вопросов и ответов «О здоровье всерьез»

2. Показ фрагментов физкультурных занятий с использованием нетрадиционного оборудования

3. Выступление родителей на тему «Физкультурное оборудование в домашних условиях»

4. Памятка «Что делать до прихода врача? »

Январь 

1. День здоровья «Путешествие в страну здоровья»

2. Консультация «Как уберечь детей от простуды»

3. Фотостенд «Культура здоровья»

4. Рукописная книга «ЗОЖ»

Февраль 

1. Развлечение «Папа и я – спортивная семья»

2. Консультация «Основы правильного питания»

3. «Лыжня зовет! » катание на лыжах

4. Фотогазета «Самые спортивные»

Март 

1. Дегустация витаминного чая

2. Развлечение «Моя мама лучше всех! »

3. Консультация «Роль витаминов в детском питании»

4. Экспресс-игра «Оздоровление дошкольников по принципу Не навреди»

5. Проект «Подари здоровье детям»

Апрель 

1. Спортивное развлечение «Веселые старты»

2. Выставка семейных поделок «Очумелые ручки»

3. Беседа «Здоровье ребенка в наших руках»

4. Занятие-Путешествие в Царство здоровья.

Май 

1. Семинар-практикум «Здоровый ребенок – умный ребенок»

2. Диагностика состояния здоровья

3. Консультация «Контрастное, воздушное и водяное закаливание»

4. Фотомонтаж «Отдыхаем всей семьей»

5. Мини-походы в лес

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Цель: выявление роли родителей в формировании здоровья детей и

использовании здоровьесберегающих технологий в семье.

Ценностные ориентации:

- крепкое здоровье

- образование

- морально-нравственные качества

2. Как вы оцениваете состояние здоровья своих детей:

- удовлетворительно,

- хорошо,

- плохо

- затрудняюсь ответить

3. Наиболее предпочитаемые детьми виды деятельности:

- просмотр детских телевизионных передач

- занятия рисованием и лепкой

- прослушивание рассказов, сказок

- подвижные игры

- пешие прогулки вместе с родителями

- игры настольные, с игрушками

4. Основные источники информации о способах укрепления здоровья ребенка

- собственный жизненный опыт

- консультации специалистов в области медицины

- советы друзей, знакомых

- отсутствие специальных знаний и умений

- специальная литература

-специальные передачи по ТВ,  радио, использование интернет – ресурсов

5. Потребность в какой информации вы испытываете?

- о профилактике простудных заболеваний

- о физической подготовке ребенка

- о профилактике нарушений осанки и плоскостопия

- о способах закаливания

- режиме дня ребёнка

- рациональное питание

6. Уделяете ли  Вы внимание укреплению здоровья своего ребенка?

-  ежедневно

- в выходные дни

- не имею такой возможности

7. Причины, мешающие уделять больше внимания укреплению здоровья ребенка

- дефицит времени

- отсутствие специальных знаний и умений

- не вижу в этом смысла.

8.Известно  ли Вам, что такое «здоровьесберегающие технологии»?

- да

- нет

9. Используете ли Вы «здоровьесберегающие технологии» в развитии ребёнка в домашних условиях?

- да

- нет

- иногда

        

По результатам анкетирования среди родителей можно сделать вывод:

С целью выявления роли родителей в формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому стилю жизни в группе проводился анкетный опрос родителей с участием 24 респондентов. Анализ полученных данных позволил установить следующее:
Среди ценностных ориентаций родителей первое место занимает крепкое здоровье (53%), далее следуют: образование (27%), морально-нравственные качества (20%).

Большинство (45%) родителей оценивают состояние здоровья своих детей как удовлетворительное, 32% - как хорошее, 23% - как плохое.
По мнению родителей, наиболее предпочитаемыми детьми видами деятельности по время пребывания дома являются: просмотр детских телевизионных передач (28%), занятия рисованием и лепкой (17%), прослушивание рассказов, сказок (20%), подвижные игры (7%), пешие прогулки вместе с родителями (3%), игры настольные, с игрушками (25%).
Полученные данные не вызывают оптимизма, так как первые три лидирующие позиции занимают занятия с недостаточной двигательной деятельностью.
Наибольшая часть родителей уделяет внимание укреплению здоровья своего ребенка ежедневно (50%), 24% - только в выходные дни, 26% - вообще не имеют такой возможности.

Среди причин, мешающих уделять больше внимания укреплению здоровья ребенка, 43% родителей называют дефицит времени, 18% - отсутствие специальных знаний и умений, 39% - не видят в этом смысла. Из этого можно предположить, что оценки родителей не всегда совпадают с реальным положением дел. Противоречием является тот факт, что большинство родителей ежедневно укрепляют здоровье ребенка и вместе с тем испытывают для этого большой дефицит времени.

83% опрошенных никогда не слышали такое понятие как «здоровьесберегающие технологии» и лишь 9% используют данные технологии в домашних условиях.

Таким образом, ведущее место родители отводят факторам, не зависящим от них и на которые нельзя оказать какое-либо влияние.
Лидирующие позиции в способах укрепления здоровья занимают меры, не требующие специальных затрат времени, а занятия упражнениями и спортом находятся на шестом месте.

Основным источником информации родителей о способах укрепления здоровья ребенка является их собственный жизненный опыт (56%), далее следуют консультации специалистов в области медицины (24%), советы родителей, друзей, знакомых (5%). 7% родителей считают причиной, мешающей уделять больше времени здоровью своего ребенка, отсутствие специальных знаний и умений, 38% респондентов обращаются к специальной методической и научно-популярной литературе и 24% - к специальным передачам по ТВ и радио.

Большинство родителей (21%) испытывают потребность в информации о профилактике простудных заболеваний, 17% - о физической подготовке ребенка, 4% - о профилактике нарушений осанки и плоскостопия, 9% - о способах закаливания, рационального питания (27%). Практически не востребованы вопросы организации режима дня (12%).

Анкетирование показало, что знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации респондентов относительно значимости здоровья не актуализированы и в этой связи не реализованы в повседневной жизнедеятельности.
Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Сегодня нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители - лишь пассивные участники. Эффективнее использовать формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Отношения семьи и нашего детского сада определяются понятиями:
- сотрудничество: общение «на равных», когда никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать;
- взаимодействие: способ организации совместной деятельности на основании социальной перцепции и с помощью общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект проведения родительского собрания на тему: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».

Подробно, поэтапно разработанный проект проведения родительского собрания на тему "Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными"...

Проект "Давайте растить детей здоровыми!"

Проект посвещен здоровому образу жизни....

Семинар-практикум для родителей «Малая академия здоровья» на тему: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

В последнее десятилетие во всем  мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах...

Привлечение родителей к совместной физкультурно-оздоровительной деятельности. Педагогический проект "Давайте растить детей здоровыми"

        Самое бесценное на земле – это жизнь. И каждый человек сам выбирает себе жизненный путь. Ключи от счастья в его руках. И от того, какой образ жизни ведет челов...

Проект "Растим детей здоровыми"

Цель: акцентировать внимание взрослых и детей на сохранении, профилактике и коррекции собственного психологического и физического здоровья, полноценной жизни без зависимостей.Задачи:Создание положител...

Здоровьесберегающий проект "Растим детей здоровыми"

      Здоровьесбережение и здоровьеукрепление – самые актуальные задачи в дошкольном образовании.           Важным средств...