"Все о дыхании"
консультация
От того, правильно дышит ребёнок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsyo_o_dyhanii.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
О правильном дыхании.
Дышать надо через нос. Казалось бы нет правила проще этого. Но при обследовании слабо успевающих детей выявляется, что более чем у половины из - них нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин 1 – 3 степеней). Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того, правильно дышит ребёнок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.
На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребёнка. Но даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всём организме. Ведь в минуту ребёнок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь воздух должен пройти без каких – либо препятствий через «входные ворота» - нос. Здесь он очищает, согревает, увлажняет и становится таким, какой нужен организму.
Почему вредно дышать через рот? Во–первых, воздуха в лёгкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получает меньше кислорода. Во–вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребёнок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожёвывать пищу. Обоняние притупляется из – за «плохого носа», пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не всё. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеяны и вялы.
Данные факты убеждают, как важно следить за дыханием маленьких детей. Если ваш малыш, поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими – то своими делами, держит рот открытым, если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветренны и покрыты трещинами – это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. Что же делать, если ребёнок дышит ртом? Прежде всего набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать. Рекомендуются специальные упражнения, задача которых сводится к тому, чтобы научиться дышать только носом. Отдельные приёмы следует отрабатывать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.
Вот простейшее упражнение – закрывание рта «на замок»: рот зажимают пальцами либо закрывают ладонью и просят ребёнка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на всё более продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняют: проделывают его во время ходьбы.
Для укрепления мышц носа, рта, глотки полезно больше читать вслух. Говорить нужно чётко понятно. Ребёнок может контролировать себя сам, громко произнося согласные звуки б. в, ж, м, п, т, ф, ш, следя за дыханием при выполнении данного упражнения. Очень полезно следующее упражнение: 5 – 6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.
Систематические занятия звуковой гимнастикой проводят с ребёнком после соответствующей консультации с врачом. Они восстанавливают дыхание через нос, повышают эмоциональный тонус. Данному методу лечения больных после аденотомии следует отдать предпочтение. Вот некоторые упражнения.
Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата. После ритмического дыхания рот плотно закрыть. Повторять с ритмическим интервалами согласные звуки б, в, м, п, т, ж, ш, ф. Воздух как бы выталкивается через нос.
Встать, выпрямиться. Смотреть перед собой. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и медленно, плавно вдыхать воздух через левую ноздрю. Затем закрыть левую ноздрю, а воздух вдыхать правой ноздрёй.
Упражнения, выполняемые вечером. Перед сном приготовить стакан тёплой воды для полоскания горла. При каждом полоскании сначала произносится звук а – а – а, потом о – о – о, после чего вода выплёвывается в раковину. Упражнение продолжать до тех пор, пока не кончится вода в стакане.
Ребёнку можно предложить одно из упражнений. Рекомендации для восстановления дыхания можно получить у медицинской сестры – методиста кабинета лечебной физкультуры, предварительно проконсультировавшись с лечащим врачом.
Для улучшения дыхания через нос после операций (аденотомии) детям необходимо чаще сосать леденцы, есть твёрдую пищу – морковь, репу, жареное мясо.
Для улучшения дыхательной функции лёгких в комплекс утренней гимнастики, которой должен заниматься больной, включают наклоны туловища назад, в правую и левую стороны – такие упражнения развивают мышцы живота и диафрагмы, улучшая проникновение воздуха в нижние отделы лёгких.
В восстановительный период лечения нужно использовать местные закаливающие процедуры для нормализации и тренировки верхних дыхательных путей. Важна их роль и в предупреждении инфекционных заболеваний, последствий переохлаждения и улучшения носового дыхания. Очень полезны контрастные умывания: попеременно сначала – горячей водой (температура 38 – 40градусов), затем прохладной водой, комнатной (температура 19 – 20 градусов).
Закаливание верхних дыхательных путей и всего организма достигается регулярным питьём кипячёной воды с постепенным понижением её температуры. Для первой закаливающей процедуры берут для питья тёплую воду, к которой привык ребёнок. Затем постепенно, каждые 5 – 7 дней, температуру воды понижают на 4 градуса, доводя её до минимальной, индивидуальной для каждого ребёнка. Эти процедуры следует проводить ежедневно в одно и то же время.
Воздух в помещениях в 4 – 6 раз грязнее наружного и в 8 – 10 раз токсичнее. В воздухе помещений содержатся естественные аллергены ( бактериальные, грибковые и др.) и химические агенты ( табачный дым, органические и неорганические вещества и др.). Состав воздушной среды в помещении практически вне нашего контроля. Отсюда бурный рост количества лёгочных заболеваний, аллергии, снижение иммунитета.
Отечественная промышленность освоила выпуск электростатических, ионизированных воздухоочистителей, которые можно применять в домашних и рабочих помещениях.
Предлагаем один из комплексов упражнений при нарушении носового дыхания.
Во время занятия дышать только через нос.
- Встать, рот закрыть. Одну половину носа плотно зажать пальцем, дыхание производить поочерёдно (4 -5 раз) через половину носа.
- Встать поставит ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять вперёд и вверх ладонями внутрь – вдох, опустить руки вниз – вдох (до 5 раз).
- Встать, вдыхать через одну половинку носа, выдыхать через другую (5 6 раз через каждую половину носа).
- Встать, ноги поставить ноги вместе, нос зажать пальцами. Не спеша, громко считать до 10, закрыть рот, сделать глубокий вдох и полный выдох (5 -6 раз).
- Закрыть рот, вдохнуть. На удлинённом выдохе медленно произносить звук м (до 8 раз).
- Встать, подняться на носках – вдох, присесть – полный вдох.
- Встать, поднять руки вверх и отставить одну ногу назад – вдох, вернуться в исходное положение – полный выдох.
- Ходить в течение 2 – 3 минут. Постепенно удлинять фазу выдоха (на счёт раз – вдох, на три – четыре – пять – шесть – выдох, выполнять 2 – 3 минуты) и др.
Зубко И. Л. логопед
Никитина Е. М. оторинола- ринголог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"
Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Методическая разработка на тему: Игры, обучающие дыханию, задержке дыхания на вдохе.
Игры, обучающие дыханию, задержке дыхания на вдохе....
Рекомендации для родителей детского дошкольного возраста по развитию дыхания, по выбору игрушек, способствующих укреплению дыхательных мышц, а так же по изготовлению приспособлений ,развивающих дыхание.
Рекомендуется родителям для развития дыхания детей дошкольного возраста и логопедам для формирования речевого дыхания....
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....