Здоровьесберегающие технологии – важный фактор успешной работы
учебно-методический материал (старшая группа)

«Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка, — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В данной материале предствалено описание работы по внедрению здоровьесберегающих технологий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_ns_portal.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии – важный фактор успешной работы.

«Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка, — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Работая воспитателем на группе, я обратила внимание на большой процент заболеваемости  в осеннее - зимний период, а анализ здоровья детей в детском саду и группе, проводимый медицинской сестрой ежеквартально,  натолкнул меня на мысль о необходимости использования здоровьесберегающих технологий.

Работу по внедрению здоровьесберегающих технологий я начала со старшей группы. Разработала программу «Островок здоровья», где даю детям в доступной для них форме знания о человеческом организме. Мне понравилась эта идея и я решила, что в занятия по физической культуре совместно с инструктором я тоже могу включать элементы валеологии, чтобы привить детям чувство ответственности за свое здоровье, научить их самих заботиться о нем, дать дошкольникам элементарные представления о строении и функциях человеческого организма.

 В старшей группе я провела совместное мероприятие с детьми: «Почему так?». Дети в игровой форме изучали части своего тела, познакомились с гимнастикой для глаз.

Такое же мероприятие по теме «Здоровый образ жизни». Дети узнавали о том, как устроено тело человека, знакомились с правилами поведения, при соблюдении которых можно сохранить здоровье.

В подготовительной к школе группе мы продолжили «Путешествие в страну «Носария», дети в упрощенной форме познакомились с органами дыхания, с их значимостью в жизни человека. В конце мероприятия ребята сами рассказывали, как нужно заботиться о своем психическом состоянии.

В процессе работы я пришла к выводу, что детям мало только выполнять общеразвивающие упражнения, осваивать основные виды движений и играть в подвижные игры, им важно, прежде всего, накапливать впечатления, личный опыт, а также импровизировать, проявлять творческие способности. Поэтому я стараюсь направлять все усилия на поддержание в ребенке веры в свои силы, на то, чтобы он не терялся, выполняя сложное для него упражнение, чтобы у него не развивались комплексы, чтобы ему самому захотелось почувствовать мышечную радость, чтобы он захотел запомнить эти чувства.

Всему этому помогает интеграция таких образовательных областей, как:

  • «Чтение художественной литературы»;
  • «Музыка» (использование художественных произведений, музыкально- ритмической деятельности, с целью развития представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики);
  • «Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных представлений о себе, собственных возможностях);
  • «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности);
  • «Труд» (накопление двигательного опыта, овладение навыками по уходу за

физкультурным инвентарем и спортивной одеждой).

Ежедневно провожу с детьми различные виды массажа, оздоровительные паузы, пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, в конце НОД использую упражнения на релаксацию для снятия мышечного напряжения. Изготовила картотеки: подвижных игр, утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, бодрящей гимнастики, динамических пауз, которыми успешно пользуются в своей работе с детьми.

            Для укрепления зрения я применяю элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. 

Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глаз, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На стене располагаю различные зрительные ориентиры и детям предлагаю найти глазами самолетики или бабочек. Затем “пробежать” глазами по кругу в обратную сторону, потом снизу- вверх и сверху вниз.

  1. Зрительно - пространственная активность.  Детям предлагаю найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и другое.
  2. Зрительные паузы (дети закрывают глаза и открывают, прижимая веки пальчиком).

Все это способствует развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий.

Систематически проводимые оздоровительные и корригирующие упражнения способствуют укреплению организма, предупреждают отклонения в физическом развитии, развивают умение заботиться о своем здоровье. Они интересны детям и дают высокий педагогический эффект.

В начале каждого учебного года я, совместно с другими педагогами, составляю перспективный план спортивных праздников, физкультурных досугов, развлечений, спортивных игр и эстафет для детей своей группы. В оздоровительных досугах у нас уделяется большое внимание различным формам оздоровления: проводятся пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж, хождение по «дорожкам здоровья» и т.д. 

Значительное место в программе физкультурных развлечений для старших детей занимают игры, игровые задания соревновательного типа (эстафеты). Эстафеты позволяют играющим отчетливее ощутить присутствие друг друга, научить считаться с игровым поведением партнеров и взаимодействовать с ними.

 Психологи, отвечая на вопрос «Как приходит успех?", говорят, что его можно добиться благодаря специальному обучению. И эстафеты, и спортивные игры – универсальное средство для "тренировки на успех". А главное их достоинство – то, что дети могут ошибаться и исправлять свои ошибки.

В качестве музыкального сопровождения я использую музыку в исполнении популярных эстрадных групп, солистов, а также классическую музыку. Большое значение придаю художественному слову: отбираю для сценария вместе с инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, учителем – логопедом нужные по теме стихи, песни, загадки, презентации, различные видеоролики.

           Рациональная организация досуга позволяет добиться полной раскрепощенности детей, их самостоятельности при выборе движений, ощущения детьми мышечной радости.

Также в своей работе использую упражнения на шаре, которое позволяет содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами театрально-игровой гимнастики.

Психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить воспринимать «сухую» информацию, выполнять какие - либо, даже самые полезные упражнения: малышу должно быть интересно это делать не потому что «это надо» и «это полезно», а потому, что ему это интересно и ему нравится это делать.

           Поэтому я стремлюсь разнообразить и обогащать предметно-развивающую среду группы, физкультурного уголка, что способствует повышению двигательной активности детей, профилактике заболеваний, приобщению их к ЗОЖ.

Поиск и изучение эффективных технологий и методик оздоровления способствовал созданию в группе полноценной здоровьесберегающей среды.

          Я внедрила в практику своей работы, изготовленные массажные дорожки из пуговиц разного размера, полиэтиленовых пробок, следков из разного материала (меха, толстого поролона, резины, куска шуршащего целлофана, синтепона). Для оздоровительной дорожки я использую ребристые доски, гимнастические палки, веревки, канаты разной толщины. Здоровьесберегающие технологии такие, как:

  • закаливание;
  • динамические паузы;
  • подвижные и спортивные игры;
  • ритмопластика;
  • дыхательная гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • пальчиковая гимнастика;
  • бодрящая гимнастика с элементами коррегиющих упражнений;
  • самомассаж;
  • релаксация.

Дети моей группы, вместе с воспитанниками нашего дошкольного учреждения и их родителями приняли активное участие в районной и городской  Спартакиаде дошкольников, а также в районных семейных стартах «Мама, папа, я – спортивная семья».

 В дошкольном возрасте активно развиваются интересы и привычки. Каждому ребенку следует привить желание заниматься физкультурой. Только в том случае, если дети проявляют интерес к этим занятиям, дома выполняют упражнения и процедуры, направленные на закалку организма, можно достичь их всестороннего физического развития и укрепления здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование логического мышления – как важный фактор успешного обучения на уроках математики в школе.

Игры –головоломки ,или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти...

Подготовка руки к письму как важный фактор успешности ребенка в школе. Быкова Л.А, учитель-дефектолог, логопед, I квалификационной категории

Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков....

Готовность к обучению в школе – важный фактор успешности ребенка

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Физиологическая готовность – это физическое состояние ребенка, его состояние здоровья, физическое развитие.Психологическа...

«Проблема психологического здоровья педагога как одного из важнейших факторов успешности воспитательно-образовательного процесса в ДОО»

Представлен план-конспект консультации для педагогов с элементами техники правополушарного рисования...