Физкультурно – оздоровительный проект «Здоровье – богатство на все времена»
проект (подготовительная группа)

Антонова Наталья Васильевна

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма и его полноценное  физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогов и родителей.  Необходимость создания системы физического воспитания, которая включала бы инновационные формы и методы работы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, взаимодействовала с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторы:

воспитатель

МДОУ д/с № 21

Антонова Н. В.

г.о.г. Выкса

2018г.

Содержание проекта

«Здоровье – богатство на все времена!»

  1. Проблема и актуальность проекта.
  2. Цель проекта.
  3. Задачи проекта.
  4. Принципы проекта.
  5. Форма проекта.
  6. Здоровьесберегающие технологии.
  7. Результативность проекта.
  8. Дальнейшее развитие проекта.
  9. Картотека физкультурно – оздоровительной деятельности детей.

Вид проекта: информационно – игровой, тактико – ориентированный, практический, групповой, долгосрочный.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: долгосрочный

Проект реализуется через полную интеграцию физкультурно-оздоровительного развития с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и применением современных методик для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и достижения позитивного результата. Используется комплексный подход к оздоровительной работе вместе с другими направлениями воспитания в ДОУ, что отвечает современным ФГОС к общеобразовательной программе.

Мой проект – практическое внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность.  

ПРОБЛЕМА И АКТУАЛЬНОСТЬ:

«Здоровье – это драгоценность, и при том, единственная,  ради которой стоит не жалеть времени, сил,  трудов и великих благ»

Проблема: 

Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска). В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.  ДОУ являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка. Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. Начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. По данным, опубликованным в государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации, 60% детей в возрасте от 3 до 7лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% приходят в школу абсолютно здоровыми. Исследования отечественных и зарубежных учёных показали, что здоровье человека на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.  Резкие перепады атмосферного давления, температуры, воздействуя на неокрепший организм ребенка, повышает напряжение механизмов адаптации, способствует изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет. Всё больше  времени современные дети проводят за компьютером или приставками, а родители  не прививают ребенку ту  потребность в здоровом образе жизни, которая так необходима.       

Актуальность: Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма и его полноценное  физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогов и родителей.  Необходимость создания системы физического воспитания, которая включала бы инновационные формы и методы работы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, взаимодействовала с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Так появилась мысль,  как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? В нашем  МДОУ №21 созданы все необходимые условия для всестороннего развития детей и укрепления их здоровья. У нас есть замечательный зал, оснащённый всем  необходимым оборудованием, в  группе создан спортивный уголок, обеспечивающий двигательную реализацию детей  в течение дня, использование нестандартное оборудование созданного руками педагогов.  Каждый новый учебный год  я начинаю с того, что изучаю медицинские карты вновь прибывших детей. В наше дошкольное учреждение приходят в основном дети с 1 и  2 группой здоровья (количество здоровых детей не превышает 15-20 %,), но есть и дети, имеющие 3 группу здоровья, а также  с различными  патологиями.  Мы знаем, что хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат. Таких результатов можно добиться лишь в том случае, если комплекс оздоровительных мероприятий, вся повседневная работа по охране и укреплению здоровья детей будут проходить при участии  взрослых, как в детском саду, так и в семье. Проект «Здоровье – богатство на все времена!», разработанный мною,  - это комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.

Проект  представляет собой систему,  которая способна влиять на состояние здоровья ребёнка. Она базируется на основных принципах комплексной программы развития и воспитания дошкольников « От рождения  до школы» (под редакцией Веракса Н.Е.)

 

    Актуальность опыта состоит в решении проблемы  сохранения и укрепления здоровья детей. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых в нашем дошкольном учреждении  немыслим педагогический процесс.

   Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий:

  • использование гибкого охранительного режима
  • правильного рационального питания
  • создание санитарно-гигиенических условий
  • условий для закаливания
  • оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей
  • обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

  • воспитать физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • создание психолого-педагогических условий для формирования эмоционального благополучия, бережного отношения к ребенку, уважение к индивидуальности и личности;
  • оптимизация режима двигательной активности детей путем усовершенствования организованных и самостоятельных форм функционально-оздоровительной деятельности детей;
  • систематизация мероприятий по организации двигательной активности детей;
  • поиск новых путей практической реализации современных технологий;
  • формирование интегрированных связей между двигательной, интеллектуальной, коммуникативной способностями;
  • создание здоровьесберегающей среды;
  • подготовка ребенка к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, развитие интереса к физической культуре и спорту.

ЗАДАЧИ  ПРОЕКТА:

  • обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей, повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития физических качеств нравственных основ личности накопление двигательного опыта, коррекция психомоторных нарушений;
  • создание условий для развития и саморазвития и реализации потребности детей в двигательной активности, на базе соблюдения охранительного режима дня, совершенствования предметно-развивающей, материально-технической баз;
  • создание образовательных технологий образовательной физической культуры и их внедрение в образовательный процесс по физическому направлению;
  • использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня с учетом комплексно-тематического планирования;
  • организация интегрированных видов образовательной и игровой деятельности;
  • просветительско-воспитательная работа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей, монитогинг.

ПРИНЦИПЫ  ПРОЕКТА:

  • принцип разностороннего развития личности

активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения

  • принцип гумманизации

физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей

  • принцип индивидуальности

обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки

  • принцип цикличности и систематичности

постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности

  • принцип оздоровительный

обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности

  • принцип взаимосвязи с семьей

соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка

  • принцип доступности медико-социальной помощи
  • принцип ответственности сотрудников ДОУ
  • принцип соблюдения прав человека и гражданина
  • принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей
  • принцип активности детей.

ФОРМЫ  ПРОЕКТА:

  • 1. Специально организованная деятельность
  •  гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов
  • гимнастика ( с предметами,  ритмическая, на свежем воздухе и т.д.)
  • занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические)
  • подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения
  • оздоровительный бег, босохождение
  • динамические паузы
  • бодрящая гимнастика (включающая коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж)
  • гимнастика пробуждения
  • закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны)
  • рациональное питание
  • психологическая поддержка
  • проектная деятельность
  • прием детей на улице в теплое время года
  • оснащение спортинвентарем, оборудованием, наличием спортзала, спортивных уголков в группах
  • 2. Совместная деятельность с детьми
  • индивидуальная здоровьесберегающая  работа, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, коммуникативные игры,  минута тишины, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья, развлечения
  • 3. Самостоятельная деятельность детей
  • в спортивном уголке, наблюдения за поведением ребенка
  • 4. Интеграция с другими образовательными областями
  • художественное творчество, коммуникация, познание, социализация, музыка, труд, чтение художественной литературы, безопасность
  • 5. Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы
  • совместная физкультурно-досуговая деятельность, наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, газеты, выставки), организация совместного активного отдыха, оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности, посещение родителями режимных моментов, обогащение литературы по здоровому образу жизни, анкетирование, вовлечение родителей в образовательный процесс «Вместе с мамой, вместе с папой!»
  • 6. Взаимодействие со специалистами ДОУ
  •    Консультации логопеда, педагога-психолога, инструктора по ФК, музыкального руководителя, медицинского персонала,.
  • 7. Внешние связи
  •  Проведение совместных спортивных мероприятий среди ДОУ -  «Здоровый дошкольник»

Проект  реализуется через следующие разделы:

- укрепление материально – технической базы ДОУ

- работа с детьми

- работа с педагогами

- работа с родителями

Укрепление материально – технической базы:

- музыкальный зал, в котором для проведения занятий имеется: пианино, музыкальный центр,  мультимедийная установка, необходимые музыкальные инструменты, дидактические игры;

- физкультурный зал со всем необходимым оборудованием:   несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, массажные коврики для профилактики плоскостопия,  мячи, обручи, мешочки с песком, кегли и другое.  Все это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;

- В группе  имеется спортивный уголок, где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагога, а также  имеются различные виды картотек: подвижные игры с необходимыми шапочками и другими атрибутами; для развития основных видов движений, картотека физкультминуток и пальчиковых игр и др.

- работают узкие специалисты: педагог – психолог; учитель – логопед;

Разделы программы

Виды детской деятельности

 ОО «Физическое развитие»

Здоровье

Закаливание (утренняя гимнастика; подвижные, спортивные игры, физические упражнения, профилактические мероприятия при плоскостопии и нарушении осанки, физкультурные занятия (в помещение); подвижные, спортивные игры, физические упражнения, профилактические мероприятия при плоскостопии и нарушении осанки, физкультурные занятия (на улице);

ОО «Физическое развитие»

Физкультурные занятия; утренняя гимнастика; физкультурные досуги: «Бим, Бом и кошки мышки», спортивный праздник «Слава Армии родной» посвящен «23 февраля», «Масленица»  спортивные состязания, «Этот мир цветной»  посвящен 1 июня «Международному дню защиты детей»

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

Приобщение к элементарным общепринятым нормам правилам взаимоотношений со сверстниками, развитие игровой деятельности в сюжетных играх: «Больница», «Аптека», «Магазин», «Семья», «Парикмахерская» и т.д.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

Труд

Формирование представлений о труде взрослых (учитель физкультуры, тренер в спортивной школе, о спортсменах); самообслуживание (во всех видах деятельности, в режимных моментах); создание соответствующей предметно-развивающей среды.

ОО «Социально – коммуникативное развитие» Безопасность

Занятия: «Как устроено тело человека», «Как работает сердце человека», «Как движутся части тела», «Здоровье и болезнь», «Личная гигиена», «Витамины и полезные продукты», «Витамины и здоровый организм», «Здоровая пища», «Режим дня», «На воде, на воздухе, на солнце», «Спорт»и т.д.

ОО «Познавательное развитие»

Классификация (виды спорта, спортивное оборудование (мяч, ракетка, клюшка, гиря, гантели). Составление плана – схемы «Мой детский сад», «Мой город»
Конструирование: из природного материала «Виды спорта»; 
«Путешествие в страну «Спортландию», игра «Спортсмены», «Юнные Олимпийцы».

ОО «ХЭР» Музыкальное развитие

«Аэробика» Музыка Ю.Чичикова; «Зимняя песенка» муз. А.Лешена; «Детство – это я и ты» муз. Ю.Чичикова; «На зарядку» М.Старок; «Песня про зарядку» слова В.Викторова, музыка Львова – Компанейца; «Физкульт – ура!» Ю.Чичикова; «Мяч» М.Красева; «На зарядку» Л.Феоктистова; «Утренняя песня» Сл.Е.Тараховской, Муз. А.Ушкарева;

ОО «Художественное эстетическое развитие»

Рисование: «Мы любим спорт», «Зимние забавы», «Папа, мама, я спортивная семья», «Дерево здоровья», «Футболисты».
Лепка: «Мы спортсмены», «Дети на прогулке», «Занятия спортом»
Аппликация: «Мы любим спорт», «Стадион», «Футболисты», «Виды спорта», «Олимпиада в Сочи»

ОО «Познавательное развитие»

Заучивание стихов и загадок о спорте; Занятие «Осанка - зеркало души», «Разговор о правильном питании»; «Составление рассказа о том, как я отдыхал летом»; «Составление рассказа о видах спорта»;

Взаимодействие с родителями

«День открытых дверей», «День здоровья», «День физкультурника»; конкурс на лучший семейный рисунок «Мы любим спорт»; Досуг - «Мама, папа, я – спортивная семья», «Здоровым быть здорово!»;
изготовление нестандартного оборудования для профилактических мероприятий с детьми; родительское собрание «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду и дома»; Консультации: «Значение режима в воспитании детей», «Больше внимания осанке дома», Беседы: «Уход за телом ребенка», «Какую обувь носить»и т.д.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ:

  • игротерапия
  • утренняя гимнастика
  • коррегирующая гимнастика
  • пальчиковая гимнастика
  • дыхательная гимнастика
  • гимнастика для глаз
  • бодрящая гимнастика
  • гимнастика пробуждения
  • динамическая пауза
  • релаксация
  • прогулка
  • закаливание
  • индивидуальная профилактическая работа
  • свободная двигательная активность
  • музыкотерапия
  • фитотерапия
  • песочная терапия
  • ароматерапия
  • витаминотерапия
  • психогимнастика
  • физкультминутки
  • массаж и самомассаж

Работа с детьми:

Осуществляется воспитателями, медицинским работником,   музыкальным руководителем. Она включает в себя:

1.     Диагностика

- медицинский работник, изучая анамнез развития ребенка, выявляя часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями;

- воспитатели групп диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой, наблюдают за поведением ребенка в повседневной жизни;

- музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.

При организации оздоровительной, коррекционной работы, учитывая физиологическое и психологическое состояние детей, в режим дня и сетку занятий вносятся изменения в связи с тем, что некоторые дети занимаются индивидуально, по щадящему режиму.

 

2.     Полноценное питание

Принципы организации:

- выполнение режима питания;

- гигиена приема пищи;

- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

- эстетика организации питания (сервировка);

- индивидуальный подход к детям во время питания;

3. Система эффективного закаливания

Основные факторы закаливания:

- закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;

- закаливающие процедуры различаются как по виду, так по интенсивности;

- закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;

- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;

- постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

 В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

- соблюдение температурного режима в течение дня;

- правильная организация прогулки и ее длительности;

- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;

- облегченная одежда для  детей в детском саду;

- сон в трусах;

- дыхательная гимнастика после сна;

- мытье прохладной водой рук по локоть, шеи;

- комплекс контрастных закаливающих процедур по «дорожке здоровья» (игровые дорожки).

 Методы оздоровления:

- ходьба по сырому песку (летом), коврику (В межсезонье);

- контрастное обливание ног (летом);

- дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий;

- хождение босиком;

- релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);

- использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.

4.Организация рациональной двигательной активности

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

 Основные принципы организации физического воспитания в детском саду:

- физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его развития, биологической зрелости и здоровья;

- сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;

- обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости кардиореспираторной системы (занятия строить с учетом группы здоровья – подгрупповые);

- медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;

- включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки;

 Формы организации физического воспитания:

- физические занятия в зале и на спортивной площадке с элементами психогимнастики;

- прогулки;

- дозированная ходьба;

- оздоровительный бег;

- физкультминутки;

- физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;

- утренняя гимнастика;

- индивидуальная работа с детьми.

 Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

 - традиционные;

- игровые: в форме подвижных игр малой, средней, и большой интенсивности;

- сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например «Путешествие в весенний лес» и др.

- тематические занятия «Осень в гости к нам пришла; они могут быть с одним предметом, например, «Поиграй со мной, дружок» (мяч);

- занятия – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;

- занятия в форме оздоровительного бега;

- занятия, основная часть которых носит ярко выраженный нетрадиционный характер (ритмика);
- музыкальные путешествия – тесная интеграция музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают их голосам, повадкам.

- занятия на «экологической тропе». Важным в занятиях является моторная плотность, которая обеспечивает тренирующий эффект. Так, моторная плотность прогулок составляет до 60%, моторная плотность занятий – 80%.

- занятия с учетом полоролевой социализации отдельно для девочек и мальчиков.

 Важным условием является проведение всех занятий в музыкальном сопровождении.

5. Создание представлений о здоровом образе жизни

Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий.

Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

* Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.

*Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

*Формирование элементарных представлений об окружающей среде.

*Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

*Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

*Формирование  представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

*Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.

 *Обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.

 *Вести систематическую работу  по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

Основными результатами внедрения проекта являются:

  • в МДОУ № 21 по направлению «Физическое развитие и здоровье» созданы все условия для правильного физического развития детей;
  • имеется хорошая материально-техническая база (наличие оборудования спортзала, здоровьесберегающие компоненты (сбалансированное питание, медицинский кабинет);
  • соответствующее физическое развитие детей группы возрастной норме;
  • активность детей, владение навыками здорового образа жизни, формирование основных движений, физических качеств, накапливаемость резерва здоровья;
  • появление у детей возможности активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;
  • показание высоких результатов мониторинга по снижению заболеваемости, двигательной активности и физической подготовленности, формирование личных качеств детей;
  • формирование элементарных представлений о пользе занятий физической культурой, освоение культурно-гигиенических навыков;
  • дети знают большое количество упражнений, много подвижных игр, пальчиковых, дыхательных, зрительных, артикуляционных гимнастик;
  • составление проекта «Здоровье – богатство на все времена!» (этот проект используют педагоги для организации физкультурно-оздоровительной деятельности);
  • составление сценариев проведения мероприятий;
  • составление картотек подвижных, пальчиковых, дыхательных, зрительных, артикуляционных гимнастик, гимнастика пробуждения, картотеки по основным видам движения, картотеки по общеразвивающим упражнениям.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА:

  • проектировать коррекционно-развивающую среду в группе в соответствии с реализацией поставленных задач;
  • создавать единые благоприятные условия для организации коррекционно-педагогического процесса в семье и ДОУ;
  • оздоровление детей через систему лечебно-профилактических мероприятий;
  • совершенствовать качества воспитательно-образовательного процесса по физической культуре путем интеграции разных направлений;
  • ввести в образовательный процесс здоровьесберегающие принципы системы оздоровления детей современные педагогические технологии, инновации, методики;
  • формировать потребность в ежедневной двигательной активности; навыки саморазвития и самоорганизации;
  • побуждать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить с доступными способами его укрепления.

КАРТОТЕКА:

  • Бодрящая гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика
  • Зрительная гимнастика
  • Артикуляционная гимнастика
  • Упражнения для профилактики плоскостопия
  • Упражнения для снятия общего утомления
  • Подвижные игры осеннего периода
  • Подвижные игры зимнего периода
  • Подвижные игры весеннего периода
  • Подвижные игры летнего периода
  • Русские народные игры
  • Игры малой подвижности
  • Спортивные игры

 ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • формировать потребности в двигательной активности;
  • профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;
  • развивать сенсорные и моторные функции;
  • приобретать навыки правильного дыхания;
  • прививать навыки элементарного самомассажа;
  • развивать интеллектуальные функции (мышление, память, воображение, внимание, восприятие, ориентировка в пространстве);
  • формировать здоровый образ жизни;
  • создавать устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих;
  • развивать эмоционально-волевую сферу и игровую деятельность;
  • формировать гармоничную личность (умение дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.);
  • сохранять здоровье детей в процессе воспитания и обучения;
  • сформировать полноценное развитие и готовность детей к мотивации учебной деятельности.

Этапы

Формы работы с детьми и родителями

Задачи

Время проведения

1.

Анкетирование родителей

Выявить участие родителей в оздоровлении детей в семье

Сентябрь

Занятие с детьми «Все мы разные».

Познакомить детей со строением тела человека, с возможностями организма, вызвать интерес к дальнейшему познанию.

Сентябрь

Родительское собрание.

Знакомство с результатами анкетирования, пропаганда здорового образа жизни.

Октябрь

Физкультурное занятие  с использованием корригирующей гимнастики

Развитие координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей. Формирование глубокого, ритмичного выдоха.

Октябрь

Консультация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста ЗОЖ».

Приобщение родителей к формированию интереса детей к оздоровлению собственного организма.

Октябрь

Физкультурно-оздоровительный досуг «Бим,  Бом и кошки мышки!».

Формировать у детей сознательную установку на ЗОЖ

Конец октября

2.

Изготовление                 нестандартного оборудования

Создание необходимой развивающей среды

Начало ноября

Занятие с детьми «Человеческий организм: дирижёр и исполнитель»

Формирование у детей элементарных представлений о работе органов чувств человека и руководящей роли мозга.

Ноябрь

Заучивание пословиц и поговорок

Знакомство с пословицами и поговорками  о спорте и здоровье

Ноябрь

Беседа с детьми «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!»

Научить ребёнка заботится о своём здоровье

Ноябрь

Корригирующее физкультурное занятие  

Развитие координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей. Формирование глубокого, ритмичного выдоха.

Ноябрь

Консультация для родителей «Движение – основа здоровья»

Значение спортивных игр и развлечений для нормального физического развития ребёнка.

Ноябрь

Игры, которые лечат.

Способствовать всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию.

Ноябрь

Консультация для родителей «Правила применения закаливающих процедур».

Знакомить родителей с правилами закаливания

Ноябрь

Рекомендации родителям «Как быть здоровым душой и телом», «какую обувь покупать детям».

Правильный выбор жизненных ценностей, правильный подбор обуви.

Конец ноября

Круглый стол с родителями «Физическое развитие ребёнка в семье и в ДОУ».

Ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребёнка в семье

Декабрь

3.

  1. Физкультурное занятие с детьми «Мой позвоночник».

Учить следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутым результатам.

Январь

  1. консультация для родителей «Спорт – это жизнь».

Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Январь

  1. Занятие с детьми «Роль зрения в жизни человека».

Показать детям какую роль играет зрение в жизни человека. Подчеркнуть разницу органов зрения человека и животных.

Январь

  1. Корригирующее физкультурное занятие  

Развитие координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей. Формирование глубокого, ритмичного выдоха

Конец Января

  1. консультации в родительский уголок «Виды нарушений осанки», «Профилактика нарушений осанки»

Знакомство родителей с причинами нарушения осанки и способами её профилактики.

Февраль

  1. Семейный час. Спортивное развлечение с родителями и детьми «Слава Армии родной!»

Побуждать родителей к совместному участию          в спортивных соревнованиях.

Февраль

  1. Занятие с детьми на тему  «Система органов чувств», «Развитие слуха у животных и человека»

Активизировать знания детей о роли органов чувств в жизни человека, роль слуха для ориентировки в окружающей действительности и в овладении человеческой речью.

Конец февраля

4.

Занятие с детьми (лепка человека)

Закрепление знаний о частях тела человека

Март

 Разработка пакета рекомендаций о здоровом образе жизни

Привлекать детей к созданию советов, рекомендаций для героев сказок (Нехочуха и микробы)

Март

Занятие с детьми по теме «Внутренние органы», «Скелет и мышцы»,

Продолжать воспитывать у детей потребность узнать о себе и о своём теле

Март

  1. Изготовление макета спортивной площадки

Развитие творческого воображения детей.

Апрель

Занятие с детьми по теме «Зачем человеку еда?».

Познакомить детей с правилами здорового питания

Апрель

Презентация проекта  

«Здоровье – богатство на все времена!»

Подготовка к презентации проекта

Май

Летне – оздоровительные мероприятия

 

Формы организации оздоровительной работы;

Закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусах, ходьба босиком;

Физкультурные занятия в природных условиях (на спортивной площадке)

Физкультурные досуги, развлечения, утренняя гимнастика на воздухе;

Интенсивное закаливание стоп;

Витаминизация: соки, фрукты.

 Работа с педагогами:

 Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:

- актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;

- просветительная работа по направлениям проекта;

- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый дошкольник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник;

Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном аспекте, а также методике обучения дошкольников приемам личной самодиагностики.

Организационные методические мероприятия:

  1. Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых   технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста;
  2. Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуально – психологическом подходе;
  3. Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации в упражнениях для детей с различными видами нарушений в психическом и физическом развитии, а также системы их социального сопровождения после выпуска из дошкольного учреждения;
  4. Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья;
  5. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп;
  6. Диагностика среды жизнедеятельности ребенка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания;
  7. Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей;
  8. Разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции;
  9. Внедрение сбалансированного разнообразного питания. Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений;
  10. Пропаганда здорового образа жизни;
  11. Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приемам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов и привитие дошкольникам чувства ответственности за свое здоровье.

Работа с родителями

 Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.

Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями:

1)    Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.

2)    Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

3)    Дни открытых дверей.

4)    Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших детей.

5)    Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).

6)    Совместные занятия для детей и родителей.

7)    Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, инструктора по физическому воспитанию, педагога – психолога, медицинской сестры, врача).

8)    Родительский всеобуч: клуб «Здоровый дошкольник».

9)    Организация совместных дел.

 Для успешной работы с родителями используется план изучения семьи:

 Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения). Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.).

Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные и отрицательные, причины семейных конфликтов.

Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.

Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.

С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

 

  1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
  2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
  3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
  4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь ее с заболеваниями бронхолегочной системы.
  5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
  6. Значение режимных моментов для здоровья ребенка.
  7. О питании дошкольников.
  8. Особенно физического и нервно-психического развития у часто болеющих детей.
  9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
  10. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
  11. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
  12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
  13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка.

Приложение.

Спортивный праздник ко дню семьи

«Всей семьёю в турпоход!» Под весёлый марш в зал входят родители и дети и встают по обе стороны зала – 3 команды, по 8 игроков (4 взрослых, 4 детей).

Ведущий. Здравствуйте дорогие гости, уважаемые мамы, папы и дети! Мы рады приветствовать вас на нашей спортивной площадке дружные семьи!

1 ребёнок. Здравствуй, солнцем озарён, Нас встречает стадион! Тренируясь, мы растём, Мы сильнее с каждым днём!

2 ребёнок. На любимом стадионе Все рекорды мы побьём, И на смену чемпионам, Очень скоро мы придём!

3 ребёнок. Да здравствуют сетки, мячи и ракетки, Зелёное поле и солнечный свет! Да здравствует отдых, борьба и походы! Да здравствует радость спортивных побед!

Ведущий. Приглашаю всех на спортивный праздник! Предлагаю взять с собой быстроту, находчивость и смелость! Для проведения наших соревнований нужно выбрать жюри (из числа болельщиков, заведующая и методист). Сегодня собрались две команды: «Солнышко» и «Радуга», поприветствуйте друг друга.

Девизы команд: Команда «Солнышко» - хором В мире нет рецепта лучше –  Будь со спортом неразлучен!        

Команда «Радуга» - хором Спорт друзья нам очень нужен, Мы со спортом крепко дружим!

Команда «Ромашка» - хором  Всем ребятам наш привет!  Спорт любите с малых лет!

Ведущий. А сейчас разминка для команд: «Кто больше вспомнит спортивных слов» (за 30 сек)

«Разминка»

Ведущий. Друзья, вы любите лето?

Все. Да!

Ведущий. А отдыхать на природе?

Все. Да!

Ведущий. Хорошо, сегодня мы с вами отправимся в поход! Вы рады?

Все. Да!

Ведущий. Тогда немного потанцуем!

«Разминка под музыку врассыпную»

Ведущая.   Мы сегодня всей семьёю Отправляемся в поход! По болоту, Через речку, И в туннеле проползём!

1 конкурс «Преодолей препятствия»

(по двое взрослый и ребёнок, идут по кочкам, проползают в тоннель, переходят по мостику через речку, на фланелеграфе выкладывают эмблему команды – лучики солнышка; полоски радуги; лепестки ромашки.Затем возвращаются к команде и так пока не соберут эмблему)

Ведущий.  Лес вдали мы увидали  Друг за другом побежали. Чтоб комары нас не кусали, Всем палаточки поставим.

2 конкурс «»Поставь палатку»

(8 игроков. Первый взрослый игрок с большим платком бежит на противоположную сторону площадки, расстилает платок и берётся за угол платка. Затем бежит второй взрослый и берётся за другой угол и так 3 и 4 игрок. Затем дети вчетвером вместе держась за гимнастическую палку, бегут, встают под платок и гимнастической палкой поднимают купол, чтобы получилась палатка)

Ведущая.   Рыбу ловим очень ловко, Ведь у нас же есть сноровка. Я её в ведро сложу, Сварим вкусную уху!

3 конкурс «Поймай рыбку!»

(По двое – взрослый и ребёнок с удочкой в руках и ведёрком бегут к обручу «пруд» с рыбой, на другой стороне площадки. Вдвоём держа удочку вылавливают одну рыбку, кладут её в ведро и бегут к команде, передают следующим игрокам удочку и ведро и т.д.)

Ведущий.  Всей семьёй возьмёмся дружно Собирать в лесу дрова. Мама - ловко, папа - быстро, Всех быстрей, конечно – я!

4 конкурс «Разложи костёр»

(Первые двое – взрослый и ребёнок, несут обруч на другую сторону площадки – место костра, кладут и возвращаются обратно. Следующие несут дрова, третья пара – стойки, последняя ведро с рыбой и крючок, которое вешают на стойку)

Ведущий.  Вкусная уха была Всем понравилась она! А сейчас мы отдохнём  И поплаваем вдвоём!

5 конкурс «Бег в трусах»

(Вдвоём с ребёнком одевают большие трусы, одни на двоих, бегут, изображая, что плывут на другой берег, берут цветок на берегу и возвращаются к команде. Трусы передают следующим игрокам. Можно плыть в обруче)

Ведущий.  Возвращаемся домой  Напустился дождь грибной! Зонт один, а нам семьёй  Нужно всей попасть домой!

6 конкурс «Переправа с зонтом»

(Двое – взрослый и ребёнок под зонтом бегут на другую сторону площадки перепрыгивая лужи. Взрослый остаётся, а ребёнок с зонтом бежит к команде, затем втроём взрослый и двое детей бегут на другую сторону. Первый ребёнок и взрослый остаётся, а второй ребёнок бежит за следующими и т.д. Или другой вариант: парами бегут под зонтом, перепрыгивая лужи до конуса обегают и назад к команде, передают зонт следующим)

Ведущий.  Вот так под одним зонтом вся семья вернулась домой.  Всей семьёй почаще нужно  В  лес и парк в поход ходить! Вместе с мамой, вместе с папой,  С физкультурою дружить!

Слово жюри. Подведение итогов соревнования.  Награждение  команд.

Спортивный праздник

«Бим, Бом и кошки мышки!»

Ход праздника.

Дети строятся по периметру спортивного зала.

Звучит музыка, появляются клоуны Бим и Бом.

    Бим:  Начинаем, начинаем!

              Всех на праздник приглашаем!

    Бом:  Всех девчонок и мальчишек,

              И тихонь, и шалунишек!

              Скучать сегодня воспрещается!

              Наш праздник начинается!

   Бим:  Первый день осеннего праздника

              Вместе нас собрал, друзья,

              Праздник детства, песен, света,

              Праздник мира и добра!

   Бом:  Будут игры, песни, пляски да шутки!

   Бим:  А ну–ка, маленький народ, становитесь в хоровод!

Хоровод «Вперед четыре шага»

         

    Бим и Бом (хором):  Ну а теперь, детвора, познакомиться пора!

(Клоуны представляются и предлагают детям хором назвать их имена)

    Бом:  Гантели ловко поднимаю

              И со скакалкой я дружу.

              Я никогда не унываю,

              И никогда я не грущу:

              Потому что каждый день

              Зарядку делать мне не лень.

   Бим:  И нам не лень. Давайте вместе разомнемся.

Физкультминутка «Давайте разомнемся»

    Давайте разомнемся, физкульт-ура!     (маршируют)

    Потянемся, прогнемся,                           (тянутся, прогибаются)

    Прыгать нам пора.                                   (прыгают на месте)

    Не будет в мышцах лени,

    Нам с ней не по пути.                              (сгибают и разгибают руки)

    Прижми к груди колени,                         (поднимают поочередно колени,

    Руками обхвати.                                       обхватывая руками)

    Наклоны влево - вправо                          (наклоны в стороны)

    И два шага вперед                                    (шагают вперед)

    Стоим на месте прямо                             (стоят)

    И быстрый поворот                                 (поворот назад)

    Назад два шага снова,                            (шагают назад)

    Вернулись на места.                               (встают на свои места)

    Так будем мы здоровы

    Хот я бы лет до ста!                                 (маршируют)

 

    Бом:  Не лень мне умываться

              И быстро одеваться.

              Хочу быть смелым и большим,

              Здоровым быть и волевым!

   Бим:  А, посмотрите, какие мы ловкие и умелые.

    (построение детей в две команды,  на груди у детей эмблемы команд)

    Бом:  Вот у нас команда  «Ракета», а эта команда «Спутник».

    Бим:  Капитан команды «Ракета» ……., капитан команды «Спутник» ……. .

    Бом:  А вот за столом сидит жюри, которое будет оценивать команды.

    Бим:  Эстафета «Веселые колпачки»

    (участники эстафеты выстраиваются друг за другом у линии старта. Каждая команда

      получает по колпачку. По сигналу первый участник надевает колпачок , добегает до

      конуса и бежит обратно, передает колпачок следующему участнику. Побеждает та

      команда, которая быстрее закончит эстафету)

подведение итога эстафеты

    Бом:  Эстафета «Нарисуем солнышко»

   

    (на линии старта перед каждой командой лежат ленты по количеству игроков. На

      расстоянии 5-7 метров кладут по обручу. Задача участников эстафеты – нарисовать

      солнышко: разложить ленты лучами вокруг обруча. Побеждает та команда,

       которая быстрее справится с заданием)

подведение итога эстафеты

    Бим:  И себе и, и детишкам

              Устроим передышку.

Игра «как живете?»

    Бим:  Как живется вам, друзья?

    Дети: Вот так!               (показывают большой палец)

    Бим:  А плывешь?

    Дети: Вот так!               (показывают как плавают)

    Бим:  А бежишь?

    Дети: Вот так!               (бег на месте)

    Бим:  В даль глядишь!

    Дети: Вот так!               («бинокль» к глазам)

    Бим:  Ждешь обед?

    Дети: Вот так!               (подпереть щеку руками)

    Бим:  Машешь в след?

    Дети: Вот так!               (помахать рукой)

    Бим:  Ночью спишь?

    Дети: Вот так!                (руки под щеку)

    Бим:  А шалишь?

    Дети: Вот так!                (надуть щеки и хлопнуть по ним)

     Бом:  Вот и новая затея

              Для детишек посмелее!

            Эстафета «Пройди под мосток и встань на пенек»

            (подлезание под дугу пробежать по скамейке и спрыгнуть вдаль)

Подведение итога эстафеты

             Эстафета «С кочки на кочку»

             (прыжки на обеих ногах из обруча в обруч, (3 обруча), обежать конус, бегом

                 Вернуться к команде)

Подведение итога эстафеты

       Бим:  Капитаны выходите  свою ловкость покажите.

              Эстафета «Пройди через мосток и найди свой листок»

               (ходьба между предметами и сбор листьев – на скорость и время)

Подведение итога эстафеты

      Бом:  Девочки – внимание!

              Мальчики – внимание!

              Для вас еще одно

              Веселое задание.

               Эстафета «Не упусти мяч»

                (прыжки с мячом, зажат между коленями)

Подведение итога эстафеты

                Эстафета «Передай мяч»

                  (передача мяча над головами)

Подведение итога эстафеты

               Эстафета «Бег в мешках»

Подведение итога эстафеты

    Бим:  Шары воздушные,

              Ветерку послушные

              Хотят полетать,

              Давай запускать!

     Бом: Капитаны выходите

              Свою ловкость покажите!

                Эстафета «Сдуй шарик»

                  (шарик лежит на столике, чей шарик дальше улетит, тот и победил)

Подведение итога эстафеты

    Бим: К вам на праздник мы пришли

             И воздушные шары

             Приготовили в подарок

             Для веселой детворы!

             (клоуны раздают детям воздушные шарики, они их уносят с собой)

     Бом:  Праздник детства удался на славу!

              Я думаю, всем он пришелся по нраву!

              Прощайте,

     Бим:  прощайте,

              Все счастливы будьте!

              Здоровы, послушны,

              Всегда добродушны.

      Дети под музыку уходят из зала в группу на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительный проект "Здоровая планета начинается с меня"

Проект физкультурно-озддоровительный, информационно -игровой, практический, тактико-ориентированный,групповой, долгосрочный....

Физкультурно-оздоровительный проект «Здоровый маршрут для малышей».Автор: воспитатель Русакова А.Н.

Для растущего организма физкультурные упражнения и подвижные игры приобретают особую ценность,  если они проводятся на свежем воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм б...

Физкультурно-оздоровительный проект «Жить здоровым – здорово!»

Цель проекта:- формирование  привычки к здоровому образу жизни  детей .- привлечение родителей к формированию и закреплению у детей навыков здорового образа жизни, повышения знаний о культур...

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ!»

Проект разработан инструкторами по физкультуре Беспоясной Ю.А. и Галкиной Н.И. и прошел под девизом " В здоровом теле - здоровый дух!".Тип проекта краткосрочный.Проект проведен в рамках "Недели здоров...

Физкультурно – оздоровительный проект «Движение – основа здоровья» (долгосрочный проект)

Физкультурно – оздоровительный проект «Движение – основа здоровья»( долгосрочный проект)...

Физкультурно - оздоровительный проект : «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительном воспитании детей младшей группы»

Физкультурно - оздоровительный проект " Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительном воспитании детей младшей группы"...