Физкультурно-оздоровительный проект «Жить здоровым – здорово!»
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Цель проекта:
- формирование привычки к здоровому образу жизни детей .
- привлечение родителей к формированию и закреплению у детей навыков здорового образа жизни, повышения знаний о культуре здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zhit_zdorovym_-_zdorovo.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультурно-оздоровительный проект
«Жить здоровым – здорово!»
Спорышева Т. В., Мытник Г. Н.
МБДОУ «Муромцевский детский сад №7 присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур» Муромцевского муниципального района Омской области
Актуальность
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты. Здоровье детей является абсолютной ценностью и включает в себя три уровня:
-биологическое;
-социальное;
- психическое.
Подробный анализ и изучение состояния здоровья воспитанников нашей группы показал, что уровень заболеваемости за 2012 год был следующим: 23% детей группы не болели, 10% -1-2 раза, 59% - 3-4 раза, 9% 5-7 раз). Большое количество пропущенных по болезни дней свидетельствует о необходимости закаливания детей и формированию основ ЗОЖ. По результатам диагностик физической готовности и знаний по ЗОЖ у детей этой же группы было выявлено следующее: из 20 дошкольников 6 человек с низким уровнем развития, 11 человек со средним уровнем развития и 3 человека с высоким уровнем развития. Диагностические срезы методики по выявлению уровня развития показали средние результаты, что позволяет судить о необходимости дальнейшей работы по формированию знаний по ЗОЖ и физической готовности старших дошкольников. Поэтому одним из важнейших направлений в работе педагогов по улучшению состояния здоровья детей является формирование ценностных установок к своему здоровью, заботы и потребности в здоровом образе жизни.
По мнению Н. А. Ноткиной, М. М. Антроповой и С. В. Поповой, в понятие «здоровый образ жизни» входит воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек, выработка потребности получения положительных эмоций. Эта проблема натолкнула нас на создание собственного проекта «Жить здоровым - здорово!»
Обоснование проекта
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему осознанному поведению детей с дошкольного возраста является актуальной проблемой дошкольного воспитания, т.к. именно в этом возрасте в силу высокой активности детей формируется поведение, складываются привычки. Возникает потребность в поиске практических путей по формированию у детей дошкольного возраста здорового образа жизни. Необходимость воспитания культуры здоровья подчеркивают исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Сегодня содружество валеологической и педагогической наук накопило некоторый опыт формирования здорового образа жизни человека (Г.К.Зайцев, Ю.Ф.Змановский, В.В.Колбанов, Л.Г.Татарникова), опыт формирования необходимых знаний, умений и навыков у дошкольников в организации ЗОЖ (В.Г.Алямовская, К.Л.Казаковцева, М.Л.Лазарев, Л.Г.Татарникова), опыт формирования здоровья (Т.Н.Доронова, В.Т.Кудрявцев). Решение задач по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью может идти как в непосредственно образовательной деятельности, так и реализоваться в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Система обучения знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья позволит успешно решать задачу формирования собственной философии здоровья и сформировать укрепляющие здоровье привычки, пока вредные еще не приобретены, и тогда поведенческие навыки ЗОЖ станут неотъемлемой частью бытия.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Данная проблема определила:
Цель:
формирование привычки к здоровому образу жизни детей .
привлечение родителей к формированию и закреплению у детей навыков здорового образа жизни, повышения знаний о культуре здоровья.
Задачи: • дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем;
• помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиенических навыков;
• расширять знания детей о здоровой и полезной пищи, о правильном питании, его значимости, способах закаливания, физической культуры;
• формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.
-помочь получить родителям знания и навыки, для укрепления здоровья их детей.
Методы проекта:
интеграция образовательной познавательно-исследовательской деятельности и физической культурой;
подвижные игры;
дидактические игры;
сюжетно-ролевые игры;
игры на развитие двигательного творчества;
игры – драматизации;
беседы;
рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни;
заучивание пословиц, поговорок о здоровье;
чтение художественной литературы;
художественное творчество;
народны игры;
спортивные досуги;
спортивные праздники;
индивидуальная работа.
Условия реализации проекта:
Комплексный интегративный подход в содержании и организации образовательной деятельности
Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы.
Активное сотрудничество с семьей и социумом.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы
МБДОУ «Муромцевский детский сад №7».
Основная целевая группа, на которую направлен проект воспитанники детского сада №7 в возрасте 5-7 лет. Сроки реализации: сентябрь 2012г – июль 2013г.
Этапы проекта
Сроки | Мероприятия | Ожидаемый результат | |
1.Сентябрь 2012 г | -Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. -Создание инициативной группы на базе МБДОУ «Муромцевский детский сад №7» из числа активных педагогов и активных родителей; -Изготовление деревянных построек. | Информированность о создании объединения для реализации проекта, привлечение родителей, заинтересованных лиц в объединение | |
2.Октябрь - ноябрь 2012г | Создание условий для реализации проекта: -разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности по теме; -подбор и изготовление дидактических, настольных игр; -создание картотек: утренней, пальчиковой и дыхательной гимнастик, гимнастики пробуждения, точечный массаж, упражнений на релаксацию, гимнастики для глаз, самомассаж, физминутки; -диагностика уровня физического развития и ЗОЖ; -изготовление снежных построек. | Оборудование территории участка и развивающая среда группы для реализации поставленных целей этапа. Карты индивидуальных нагрузок по возрастам для целевой группы. | |
3.Декабрь 2012–июнь 2013 г | -Соблюдение двигательного режима; -Оздоровительная работа; -Создание развивающей среды для формирования навыков здорового образа жизни; -Работа с родителями. | Оптимизация направлений и форм работы с дошкольниками по формированию навыков ЗОЖ, организации двигательного режима и оздоровительной работы. | |
4. Июль 2013 г | -Диагностика уровня физического развития и знаний о ЗОЖ; -подведение итогов работы по реализации проекта (рефлексия) | Сформированные знания о ЗОЖ. Оптимальный уровень физического развития детей. Снижение уровня заболеваемости. |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Сентябрь - ноябрь 2012г)
Привлечение внимания педагогов, медицинских работников, родительской общественности к проблеме создания условий для физкультурно-оздоровительной работы с детьми; создание материальной базы, системы координации усилий участников проекта. Вместе с родителями изучить опыт Т. Н. Дороновой, В.Т. Кудрявцевой и дыхательную гимнастику по Стрельниковой. Совместная разработка воспитателями, родителями и воспитанниками детского сада создание познавательно - развивающей среды, проектов плана зимних и летних построек на участке ДОУ необходима для определения единой темы оформления участка («Космическое путешествие Лунтика», «Приключение Смешариков», «Зимняя сказка» и др.), Схемы согласуются с инженером по охране труда, заведующим. На этом же этапе разрабатывается план реализации проекта, определяются формы и методы вовлечения родителей в совместную деятельность по данному направлению. В период проектировочного этапа проводятся консультации («Советы по украшению снежных фигур», «Рецепт «снежного теста», «С чего начинать закаливание?», « Отношение родителей к проблеме ЗОЖ» и др.) и мастер-классы по изготовлению массажных дорожек, ковриков, проведению различных профилактических и закаливающих мероприятий в домашних условиях, украшений и выносного оборудования из бросового материала участка для педагогов и родителей. Воспитанники рисуют работы для тематической выставки рисунков, готовят пригласительные билеты на субботник для родителей.
2. ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (Декабрь 2012г - февраль 2013 г)
1- организация по формированию навыков ЗОЖ
№ п/п | Направление и мероприятия | График проведения | Продолжительность, Мин. |
1.1 | Утренняя гимнастика | 8.07-8.15-в зале или на улице в зависимости от погодных условий, ежедневно. | 8 |
1.2 | Непосредственно образовательная деятельность по физкультуре и ЗОЖ | По сетке занятий | 30 |
1.3 | Народные игры | 1-2 раза в неделю | 7-10 |
1.4 | Индивидуальная работа | Ежедневно | 5-7 |
1.5 | Подвижные игры, Физические упражнения и самостоятельная двигательная активность детей | Ежедневно | 30 мин – 1 час |
1.6 | Самостоятельные игры с элементами двигательной активности | Ежедневно | 10-15 |
1.7 | Физкультурный досуг | 1 раз в месяц | 40-60 |
1.8 | Соревнования и эстафеты | 1-2 раза в неделю | 5-10 |
1.9 | Спортивные праздники | 1 раз в год | 40-60 |
1.10 | Дидактические, настольные игры | Ежедневно | 10-15 |
1.11 | - упражнения на релаксацию, физминутки, пальчиковая гимнастика | Ежедневно | 2-5 |
1.12 | Гимнастика пробуждения | Ежедневно | 5-8 |
1.13 | Сюжетно – ролевая игра, игры драматизации. | 2-3 раза в неделю | 25-30 |
1.14 | Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рассматривание альбомов, фотографий. | 2-3 раза в неделю | 8-10 |
1.15 | Беседы | 2 раза в неделю | 8-12 |
1.16 | Художественное творчество | 2-3 раза в неделю | 10 -12 |
2 - Оздоровительная работа с детьми
№ п/п | Направление и мероприятия | График проведения | Продолжительность, Мин. |
2.1 | Закаливающие мероприятия: - приём детей на улице; - оздоровительный бег; -ходьба босиком по траве летом, солевым и массажным дорожкам; солнечные и воздушные ванны, полоскания горла соленой водой, контрастное закаливание водой (обливание рук по локоть, ног по колено), растирание ног до покраснения кожи. | В зависимости от погоды Ежедневно Ежедневно | 35 3-5 2-5 |
2.2 | Профилактическая работа: -фиточай, соки, фрукты, витаминизированные напитки; -кварцевание; -проветривание группы; - самомассаж, точечный массаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. | Ежедневно Ежедневно Ежедневно | 5-10 мин в зависимости от погоды 2-3 |
2.3 | Просветительская работа: -уголки здоровья в группах; - выставки детских рисунков и семейных работ, посвященных ЗОЖ; -фотовыставка «Зимняя сказка», «На лесной полянки», «Лето солнышком согрето», «Если хочешь быть здоров – закаляйся» | Материал используется в группах. | 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в квартал |
3 3.1 3.2 | Работа в социуме Участие в муниципальных мероприятий (спортивных соревнованиях, олимпиадах, выставках рисунков) Экскурсии в больницу, библиотеку, спорткомплекс. | По плану муниципальных учреждений 1-2 раза в квартал |
3 – работа с родителями
№ п/п | Формы работы | График проведения |
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 | Консультации для родителей. Анкетирование: -«Результаты диагностики детей»; -«Основные методы профилактики детской заболеваемости в ДОУ»; -«Если хочешь быть здоров – закаляйся»; -«В морозный день»; -«Приобщение детей к ЗОЖ»; -«Здоровые затеи»; -«Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»; -«Двигательная активность на прогулке». Круглый стол: -«Охрана жизни и здоровья детей»; -«Опасные ситуации». Совместные развлечения: -«Путешествия по сказкам»; -«Путешествие в страну здоровья»; Спортивные праздники и досуги: -«Мама, папа и я – здоровая семья»; -«Ловкие, сильные, смелые»; -«Вместе с сыном, вместе с дочкой»; -«Веселый поход в сосновый бор». | В начале года Ежемесячно 1-2 раза в квартал 2 раза в год 2 раза в год 1 раз в квартал |
3. Подведение итогов (рефлексия) (Май-июнь 2013 г.)
Диагностика уровня физического развития и знаний по ЗОЖ.
Коэффициент уровня заболеваемости
В проекте будут принимать активное участие на начальном этапе: не менее 10 дошкольником, по мере развития - не менее 20 детей.
Ожидаемые результаты:
- родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ;
- изменение отношений детей к сохранению своего здоровья;
- использование здоровьесберегающих технологий в семье;
- снижение заболеваемости;
- повышение уровня физической готовности.
Критерии оценки реализации проекта.
Критерий 1. Ресурсное обеспечение.
Показатель 1.1. Наличие технической базы. Данный показатель оценивается тем выше, чем полнее оснащена развивающая среда группы и уличного игрового участка разнообразными снежными и деревянными постройками, для расширения знаний, навыков ЗОЖ, выполнения всех основных движений, сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Критерий 2. Здоровьесберегающая культура.
Показатель 2.1. Безопасность и здоровьесбережение. Данный показатель тем выше, чем благоприятнее показатели тестовых исследований по проблемам физического здоровья, ценностного активного отношения ребенка к своему здоровью, валеологическая компетентность, развитость интегративных качеств личности.
Показатель 2.3. 100% обеспечение дошкольников картами индивидуальных нагрузок.
Показатель 2.4. Наличие положительной динамики по снижению заболеваемости детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно - оздоровительный досуг "Навстречу к Радуге Здоровья".
Оздоровительный досуг включает в себя самомассаж, подвижные игры, ходьбу по массажным и корригирующим дорожкам, песни, образно - игровую композицию физкультурной направленности....
Конспект НОД по физкультурно-оздоровительной работе "Поможем зайке быть здоровым"
В конспекте раскрываются задачи по физическому развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию, познавательному развитию...
Физкультурно-оздоровительная программа "Я и моё здоровье"
.Программа «Я и моё здоровье» стала одним из главных элементов управления оптимизацией оздоровительной деятельности нашего дошкольного учреждения. Программа представляет собой систему мер, способных в...
Физкультурно-оздоровительная программа "Я и мое здоровье"
Физкультурно-оздоровительная программа для групп ДОУ оздоровительной направленности, разработанная рабочей группой педагогов МБДОУ №1 г. Александрова....
проект по физкультурно- оздоровительной работе "С водой дружить - здоровым быть!"
В настоящее время увеличивается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. При этом все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психологического здоровья дете...
Педагогический проект физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду "Здоровый малыш»
Актуальность проекта.Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте закладываются основы физического разви...
Педагогический проект физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ «Наше здоровье в наших руках»
Актуальность проекта. Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте закладываются основы физического развития,...