Статья по теме «Валеологическое образование дошкольников»
статья (средняя группа) на тему
В статье рассказывается о том, как воспитать здорового ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_teme_valeologicheskoe_obrazovanie_doshkolnikov.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад 111 Фрунзенского района
Васильева Галина Александровна
Статья по теме
«Валеологическое образование дошкольников»
Санкт-Петербург
2019 год
Введение
Детство — важнейший период человеческий жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А. Сухомлинский
Всем известно, что здоровье человека начинается в детстве. Точнее сказать, здоровье человека закладывается задолго до появления ребенка на свет и формируется в период детства. Во все времена считалось, что здоровье детей является показателем состояния физического и нравственного здоровья общества в целом. К сожалению, нынешнее состояние здоровья детей имеет целый ряд негативных тенденций.
Рождение здорового ребенка стало редкостью. В настоящее время в Санкт-Петербурге с высшей оценкой жизнеспособности по шкале Апгар рождается в среднем не более 8% детей и всего 10% новорожденных не имеет отклонений со стороны центральной нервной системы. Имея такой низкий исходный уровень здоровья, дети не могут противостоять неблагоприятным экологическим факторам. В результате более 90% подростков Санкт-Петербурга страдают хроническими заболеваниями. За время обучения в начальной и средней школе у детей почти в 5 раз возрастает частота нарушений зрения, в 3 раза патология пищеварения и опорно-двигательного аппарата, в 2 раза - патология сердечно-сосудистой системы и психические расстройства.
Понятно, что к таким катастрофическим последствиям приводит не только загрязнённая окружающая среда, но в целом факторы среды обитания и, в первую очередь, факторы образа жизни.
В связи с этим все более ясной становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей и молодого поколения, формирования сознательного отношения к здоровью, профилактики вредных привычек, воспитанию лучших человеческих качеств. Очевидно, что прочный фундамент здоровья должен быть заложен именно в детстве, так как от этого будет зависеть качество всей последующей жизни человека. С дошкольного возраста надо прививать умение разбираться в особенностях своего организма и привычку к образу жизни, сохраняющему здоровье, а не разрушающему его.
В ближайшие годы ситуация с финансированием здравоохранения вряд ли улучшится, значит, возрастает роль педагогов, которые способны воспитать в детях ответственное отношение к своему здоровью и привить навыки ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Ребенок дошкольного возраста легко поддается воспитательному воздействию, благодаря развитому чувству подражания, наблюдательности, потребности в самостоятельных действиях. Поэтому при проведении оздоровительной работы на первый план теперь уже выступает сам ребенок.
Кроме того, обратившись к данным психологов об особенностях трех «переходных возрастов», связанных с «постановкой границ дозволенного», становится ясно, что именно в дошкольном детстве возможно приобщение детей к здоровому образу жизни и созданию у них привычки, но и потребности в сохраняющем здоровье образе жизни.
Для достижения цели (укрепление здоровья и формирование сознательного к нему отношения) необходимо решить следующие задачи:
1. Развитие представления детей о здоровье и средствах его укрепления.
2. Формирование понятия о функционировании организма.
3. Воспитание мотивации здорового образа жизни, воспитание понимания того, что здоровье - великий дар, который надо ценить и сохранять, а не бездумно растрачивать.
4. Изучение правил заботы об организме, освоение навыков личной гигиены, соблюдения режима дня и т.д. Воспитание потребности самостоятельно заботиться о своем здоровье.
5. Приобщение детей и их родителей к практическому опыту здорового образа жизни.
6. Знакомство детей с традиционными духовно-нравственными ценностями России.
7. Воспитание в детях лучших человеческих качеств: доброты, чуткости, доброжелательности, сострадания, верности, целомудрия, храбрости, любви к Отчизне.
8. Формирование социальных навыков поведения, воспитание культуры поведения.
9. Создание благоприятных условий для физического и психического развития детей.
Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни детей
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в дошкольном возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.
Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость. В настоящее время имеется обширная литература, посвященная теоретическим и методическим вопросам оптимизации двигательной деятельности детей разработан и практически апробирован ряд оздоровительных систем занятий физическими упражнениями, обладающих доступностью, простотой реализации, объяснимой эффективностью. К сожалению, большинство оздоровительных систем (аэробика, шейпинг, ритмическая гимнастика и прочее) методически разработаны для взрослых людей, но, безусловно, использование этих систем для оздоровления детей и подростков возможно с внесением элементов игры и соблюдением принципа индивидуализации.
Перейдем к следующему фактору здорового образа жизни, влияющему на здоровье человека, к проблеме питания. В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний. При организации питания необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям как в количественном, так и в качественном составе пищи. В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:
1. Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени - главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка.
2. Питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.
3. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой.
4. Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья, реакции на пищу и другое.
Следующий фактор здорового образа жизни - это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. Уход за кожей тела (мытье рук перед едой, после прогулок, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ перед сном или теплая ванна) должны стать естественной и неотъемлемой процедурой, посещение бани, должно стать как средство закаливания (парная) и как средство активного отдыха. Там, где отсутствует централизованное горячее водоснабжение, желательно использовать перед сном местные обливания теплой водой и ежедневное мытье ног. Необходимо ежедневно менять носки, чулки, колготки. В руководстве по гигиене детей и подростков рекомендуется мыть голову 1-2 раза в 1-10 дней. К решению этого вопроса подходить нужно индивидуально и моющие средства для волос следует подбирать индивидуально, в зависимости от характера волос и личными вкусами. Уход за зубами является неотъемлемой частью поддержания хорошего здоровья. Распространенный по всему миру кариес отрицательно сказывается на деятельность системы пищеварения, кариозные зубы являются местом скопления различных патогенных микроорганизмов. Большинство стоматологов рекомендуют чистить зубы 2 раза в сутки утром и вечером (утром после завтрака). После каждого приема пищи желательно прополоскать рот слегка теплой водой, один раз в полгода следует осуществлять санацию полости рта. Гигиенические требования, предъявляемые к одежде, направлены в первую очередь на обеспечение нормального тепло- и газообмена организма с окружающей средой, оптимального уровня температуры тела и кожи, влажность кожи, кожного дыхания. Достижение этих требований может быть обеспечено использованием для одежды материалов с определенными физическими свойствами, такими как, воздухопроницаемость, теплопроводность, влагопроводность, электризуемость. Следует с самого раннего возраста воспитывать у детей гигиенические навыки ухода за своей одеждой. Подбирать обувь лучше всего точно по размеру: не слишком тесную, но и не на вырост. Тесная обувь причиняет боль, затрудняет походку, нарушает рост и форму стоп. Необходимо воспитывать у детей бережное отношение к одежде и обуви.
Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого в радости к жизни. Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот. Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни необходимо формировать, начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.
Следующий фактор здорового образа жизни закаливание. Практически всем известно изречение «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды в первую очередь переохлаждению и перегреву. Закаливание эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции. Закаливание обеспечивает тренировку и успешное функционирование терморегуляторных механизмов, приводит к повышению общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям.
Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются:
- постепенность (повышать силу закаливающего воздействия и продолжительность процедуры нужно постепенно);
- систематичность (закаливание будет эффективным, когда осуществляется не от случая к случаю, а ежедневно и без перерывов);
- комплексность закаливание будет наиболее эффективным, если в комплексе используются все естественные силы природы, солнце, воздух и вода;
- учет индивидуальных особенностей при закаливании - необходимо принимать во внимание и рост, и пол, и состояние здоровья, а также местные климатические условия и привычные температурные режимы.
При закаливании детей необходимо в первую очередь помнить, что у них каждая закаливающая процедура должна проходить на положительном эмоциональном фоне, должна доставлять радость и удовольствие. Положительные эмоции полностью исключают негативные эффекты охлаждения. Наилучшим способом достижения положительных эмоций при закаливании детей является введение в закаливающую процедуру элементов веселой игры. Привлечение детей к закаливанию служит пример родителей, отсюда понятна важность действенность пропаганды закаливания среди слоев населения. Существуют закаливание воздухом (воздушные ванны); закаливание солнцем (воздушно-солнечные ванны); закаливание водой (обтирание, обливание, душ, купание, купание в проруби), хождение босиком является одним из древнейших приемов закаливания, оно широко пропагандируется и практикуется во многих странах.
Обобщающий опыт
Занятия по валеологии способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни.
За основу занятий по валеологии, я взяла программу «Развития»: «Школа здорового человека», которая включает в себя разделы:
1. Я - человек
2. Я осваиваю гигиены и этикет
3. Я учусь правильно организовывать свою жизнь
4. Я учусь охранять свою жизнь и здоровье
5. Навыки здоровья
В ознакомлении детей со своим организмом помогают программы «Мой организм» и «Расти здоровым».
Моя главная задача поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию и научить их помогать себе, бережно относиться к органам чувств и своему организму в целом. Для того чтобы дети умели бережно относится к своим органам и знали о профилактике заболеваний, я знакомлю ребят сначала с органами чувств, где они находятся, их функции. На занятиях я провожу опыты, наблюдения, показывающие что человеку не обойтись без того или иного органа. Например, определить по запаху цветы, прошу ребенка закрыть глаза или уши, чтобы он на собственном опыте почувствовал то, что испытывают слепые и глухие и научился сострадать им.
Сделан тематический альбом «Азбука здоровья» («Я и мой организм»). Так же я использую игровые упражнения «Определи, где звенит колокольчик», «Пойми меня» (отгадывание по мимике и жестам и т.п.).
В своей работе по валеологии я использую дидактические игры: например, «Дорисуй часть лица», «Лицо», «Определи на ощупь», «Найди пару», «Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее?» (профессии - орган чувств), «Глаза, уши, нос». Использую на занятиях иллюстративный материал, литературный материал, картотека стихом, загадок.
Изучая органы чувств, я развиваю у детей навыки личной гигиены:
• учу мыть руки перед едой и после посещения туалета
• полоскать рот после каждого приема пищи, чистить зубы утром и на ночь
• спать в трусиках
• ежедневно обтираться или обливаться прохладной водой полностью или частично
• ежедневно менять трусики, носки, носовые платки
Сделана картотека «Правила здоровья», картотека потешек, пословиц, поговорок, стихов, загадок о предметах личной гигиены
Даю знания о профилактике заболеваний, я рассказываю детям о том, что следует заботиться не только о своем собственном здоровье, но и здоровье окружающих. Учу детей различать, что такое здоровье и что такое болезнь. Как надо одеваться в каждый сезон года, чтобы не заболеть. Сделан тематический альбом «Времена года», д/и «Одень куклу на прогулку», д/и «Соберемся на прогулку», кроссворды, картотека стихов и загадок об одежде, картотека об явлениях природы, картотека пословиц и поговорок.
Объясняю детям, что нам помогают выздороветь не только таблетки, но и настои из лекарственных растений. Сделан тематический альбом «Зеленая аптека», картотека стихов и загадок о лекарственных растениях.
Для того чтобы быть сильным, ловким смелым, я учу детей делать утреннюю зарядку, заниматься спортом, больше двигаться. Сделан тематический альбом «Азбука здоровья» («Я и моё здоровье»), сделана «Тропа здоровья», картотеки стихов, загадок, подвижных игр, считалок, хороводных игр, игры, которые лечат, логарифмические упражнения, адаптационная гимнастика после сна. игра «Волшебные мячики» на развитие ловкости.
При проведении утренней гимнастики и адаптационной гимнастики обращаю внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц для работы различных систем организма.
Для формирования ценностей здорового образа жизни я рассказываю о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастики, воздушных и солнечных ваннах, витаминно-, фито, - и физиотерапии, массаже. В доступной форме привлекая примеры из литературы и жизни детям объясняю, как свежий воздух, вода, ветер, помогают при закаливании организма, как воздействуют различные «лечебные запахи», что происходит с организмом человека во время массажа и тому подобное. Одной из форм закаливания оздоровления детского организма является игровой самомассаж. Вместе с детьми мы осваиваем приемы поглаживания отдельных частей тела в образно игровой форме. Сделана картотека пальчиковой гимнастики, д/и «Дыхательная гимнастика», «Водичка, водичка» самомассаж грецкими орехами.
При знакомстве детей с пищеварением я объясняю детям какие продукты полезны для организма, какие витамины в них содержатся. Учу не переедать, не есть много мучного и сладкого, как можно больше употреблять овощей и фруктов, зелени, лука, чеснока, не есть овощи и фрукты не мытыми. Сделан тематический альбом «Витамины растут на ветках, витамины растут на грядках», картотека стихов и загадок об овощах и фруктах, д/и «Полезно - ограниченно», д/и «Овощи - фрукты», «Угостим друзей обедом», д/и «Угадай по конуру», «Что лишнее?», мозаика, коллажи.
Чтобы дети не переутомлялись во время занятий и после, я провожу физкультминутки, обеспечивающие активный отдых, умственную работоспособность на занятиях. Подбираю хорошо знакомые детям упражнения под стихотворный текст. Физкультминутки подбираю в зависимости от вида занятия и его содержания. Сделана картотека физкультминуток.
Стараюсь сформировать у детей умения и навыки, которые позволят им успешно взаимодействовать с окружающей средой, даю знания, как помочь себе, как вести себя в экстремальных ситуациях, уметь избегать опасности. Сделан тематический альбом по основам безопасности жизнедеятельности.
В развитии представления о здоровом образе жизни, о пользе и целесообразности физической активности и гигиены я подключаю и родителей. На родительских собраниях провожу беседу о закаливание, профилактике заболеваний, о режиме дня для детей. Провожу индивидуальные беседы по поводу работоспособности детей, пропагандирую спортивное воспитание в семье.
Вывод: моя работа направлена на оздоровление детей и привитие им любви к здоровому образу жизни, закаливанию.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Валеологическое образование дошкольников через систему занятий познавательного цикла
Данная статья раскрывает опыт работы Помиранцевой Елены Григорьевны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного, валеологического воспитания дошкольников через цикл занятий познавательного характера "По...
Мастер – класс по теме:ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,КАКСРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ
Мастер – класс по теме:ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,КАКСРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ«Валеология» в переводе с латинского vale - будь здо...
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Становление валеологической компетентности.2. Раскрытие валеологических подходов к воспитательно – образовательному процессу.3....
презентация по статье на тему "Валеологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"
презентация по статье на тему "Валеологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"...
статья по теме "Валеологическое развитие дошкольников посредством проектной деятельности"
статья по теме "Валеологическое развитие дошкольников посредством проектной деятельности"...
Консультация для воспитателей "Прогулка в природу как средство валеологического образования дошкольников"
Консультация для воспитателей "Прогулка в природу как средство валеологического образования дошкольников"...
Сравнительный анализ парциальных программ по валеологическому образованию дошкольников (В.Г.Алямовская, Ю.Ф.Змановский, и др.).
Существует ряд образовательных программ по валеологии и по физической культуре с элементами валеологии для дошкольников, которые составляются с учетом особенностей регионо...