Мастер – класс по теме:ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,КАКСРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ
презентация к занятию (старшая группа) на тему
Мастер – класс по теме:ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,КАКСРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ
«Валеология» в переводе с латинского vale - будь здоров, «loqos» - наука.Наука о формировании , сохранении и укреплении здоровья. Предметом изучения при обучении детей основам валеологии является собственное тело ребенка. Дети получают научно обоснованные знания о своем организме: функциях, возрастных и половых особенностях, возможностях, условиях сохранения и укрепления здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_po_valeologii.docx | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые члены жюри, участники мастер - класса.
Разрешите представить Вам мастер- класс по проблеме « Валеологическое образование детей дошкольного возраста как средство воспитания здорового образа жизни».
Цель мастер класса: повысить профессиональный уровень педагогов о валеологическом образовании, дать представление о том, что такое валеология, здоровый образ жизни;
задачи:
1Вызвать у участников мастер-класса интерес к валеологическому воспитанию.
2.Подробно рассмотреть образовательную область «Безопасность» раздел «Бережем свое здоровье».
3.Развивать творческую активность педагогической группы
Уважаемые коллеги! На современном этапе развития общества выявлены тенденции к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации и, в частности, в Белгородской области, поэтому нет необходимости убеждать кого- либо в актуальности проблемы здоровья.
Состояние здоровья детского населения в целом по России характеризуется как национальная катастрофа. По данным Министерства здравоохранения РФ лишь 10- 14% детей практически здоровы, около 50 % имеют функциональные отклонения, 35- 40 % - хронические заболевания. А здоровье детей дошкольного возраста в настоящее время вызывает большие опасения. У детей все чаще отмечаются значительные распространенность и выраженность нервно - психических нарушений, утомляемость, более низкая сопротивляемость организма. С каждым годом чаще фиксируется количество детей со сниженным функциональным резервом, дефицитом массы тела, хроническими патологиями, выше уровень агрессивности и конфликтности. В последнее время к числу приоритетных, разрушающих здоровье детей, помимо прочих, ученые относят пассивность семьи в вопросах сохранения здоровья ее членов, нерациональное питание, стрессовые ситуации в окружении детей (алкоголизацию, курение, наркоманию), недостаточную активность медицинских служб.
Таким образом, проблема состояния здоровья подрастающего поколения была и остаётся достаточно актуальной.
Введение в массовое обращение термина «валеология» вызвано стремлением людей к сохранению своего здоровья в условиях безответственно разрушаемой природной среды, снижением доступности квалифицированной медицинской помощи широким слоям населения, ростом статистических показателей заболеваемости, негативными тенденциями демографического состояния России, низкой культуры здоровья.
«Валео» в переводе с латинского означает «сильный», «второе значение этого слова - «здоровый», «логос» - наука.
Предметом изучения при обучении детей основам валеологии является собственное тело ребенка. Дети получают научно обоснованные знания о своем организме: функциях, возрастных и половых особенностях, возможностях, условиях сохранения и укрепления здоровья.
Что же такое здоровье? Ошибочным считается тот факт, что при отсутствии болезней или физических дефектов человека считают здоровым.
Здоровье - сложное биосоциальное явление, представляющее собой «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Уважаемые коллеги? Как Вы считаете, нужно ли рассказывать ребенку - дошкольнику, о том, как устроен его организм?
- Да, нужно, но не нужно читать ребенку курс по анатомии, а необходимо дать ребенку первоначальные представления об устройстве организма, научить его осознанно заботиться о своем здоровье, бережно к нему относиться к себе, соблюдать гигиену.
Итак, тема «Как устроен мой организм»
- Тело человека устроено таким образом, чтобы он мог устойчиво держаться на ногах. Его голова может поворачиваться вправо и влево, благодаря чему человек видит, что происходит вокруг. На голове расположены глаза, которыми человек видит, уши, которыми он слышит, нос, с помощью которого человек ощущает запахи, язык во рту, с помощью которого он чувствует вкус пищи.
У человека ловкие и гибкие руки; кисти рук заканчиваются пятью пальцами, которыми удобно держать карандаш, ложку, расческу и многое другое. Ноги человека — длинные и крепкие, они удерживают и передвигают тело; заканчиваются ноги ступнями — для лучшей опоры.
Внутри грудной клетки, защищенной ребрами, расположен замечательный орган, который помогает нам жить, — сердце. Приложи руку к левой стороне груди и послушай, как оно бьется. Сердце человека невелико, размером чуть больше его кулака. Оно все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. Все остальные органы человеческого тела работают то активнее, то медленнее, а иногда вообще отдыхают.
Подумай, какие органы отдыхают и когда? (Глаза, уши, когда человек спит.)
Сердце трудится, не переставая как мотор или насос, перегоняя кровь. Наше тело пронизано густой сетью сосудов — трубочек, по ним кровь разносит по всему телу полезные вещества, необходимые для питания организма, а значит, и для жизни. Когда человек устает, его телу надо больше энергии и биение сердца ускоряется. Когда человек спокоен или отдыхает, ему требуется меньше энергии и сердце тоже может отдохнуть и биться помедленнее.
Если ты только что бегал, как будет биться твое сердце? А как оно бьется после сна?
Сердце — очень важный орган. Его нужно беречь и укреплять. Игры, прогулки, работа на свежем воздухе, занятия физкультурой, катание на коньках, плавание, утренняя гимнастика, ходьба и бег укрепляют сердце.
Уважаемые участники мастер- класса ответьте на вопросы.
- Почему руки называют первыми помощниками человека?
- Наше тело хрупкое или прочное? Почему его нужно беречь?
- От чего нужно беречь глаза (уши, нос)?
- Вспомни и перечисли правила, которые надо соблюдать, чтобы не болеть. (Мыть руки, умываться и чистить зубы, содержать свои вещи в чистоте и др.)
Вашему вниманию на экране представлены игры, которые рекомендую использовать при изучении организма.
Настольно-печатные игры: «Предметы гигиены», «Гигиена и здоровье», «Пирамида здоровья».
Дидактические
подвижные
Предлагаю следующую тему «Соблюдаем режим дня» для рассмотрения.
О чем рассказать ребенку.
- Знаешь ли ты, что организм человека имеет одну особенность, о которой нельзя забывать: он старается соблюдать свое внутреннее расписание и страдает, если этот порядок нарушается. Например, ты заигрался и совсем забыл, что уже время обедать. И вдруг что-то начинает беспокоить в животе, посасывать в желудке, урчать в кишечнике. Это твой организм дает сигнал, что пора обедать. Или вечером ты рассматриваешь интересную книжку и вдруг зеваешь, глаза начинают слипаться. Это организм сообщает, что он устал и пора спать.
В природе все повторяется в определенной последовательности, как и в режиме дня. Растения и животные приспосабливаются к смене времени суток и года. Ночью все живое спит: не поют и налетают птицы, некоторые цветы закрываются на ночь, а утром снова распускаются
Человек тоже реагирует на изменения окружающей среды. Его «внутренние часы» (биоритмы) подсказывают, в какое время можно потрудиться, а когда необходимо отдохнуть, поесть, чтобы восстановить силы. Если их не послушаться, можно заболеть, так как организм ослабнет и не сможет бороться с различными инфекциями. Вот почему очень важно соблюдать режим дня.
Вопросы и задания
- Расскажи о своем режиме дня, отвечая на вопросы.
- В какое время ты утром просыпаешься? Что делаешь? (Зарядка, умывание, завтрак, одевание.)
- В какое время ты завтракаешь, обедаешь, полдничаешь, ужинаешь?
- Перечисли основные блюда, которые ты ешь на завтрак, на обед и ужин.
- В какие игры во время прогулки ты играешь со своими друзьями?
- Что необходимо делать перед сном?
- В какое время ты ложишься спать?
- Расскажи о том, что такое режим дня и для чего он нужен.
Представляю следующую тему «Бережем свое здоровье».
Для формирования здорового образа жизни необходимо рассказывать ребенку о профилактике заболеваний, сообщать элементарные сведения о лекарствах и болезнях. Однажды переболев, ребенок научится сравнивать состояние здорового и больного человека. А вот о множестве причин, которые приводят к болезням, и о том, как избегать болезней, ему надо рассказать. Бывает нелегко убедить ребенка - мыть руки перед едой, не брать в рот сосульки, не есть снег, не сидеть долго за компьютерными играми или перед телевизором и т.д. Дошкольнику сложно осознать связь между болезнью и ее причинами, но научить ребенка заботиться о своем организме, не вредить ему крайне важно.
Полезно познакомить ребенка с профессией врача, рассказать о том, как врач помогает людям стать здоровыми.
- Тебе, наверное, приходилось слышать, как взрослые говорят: «Врачи — наши друзья». Объясни это выражение.
А теперь познакомься: это доктор Неболейко. (Показ иллюстрации.) Он лечит людей и много знает о болезнях. С помощью микроскопа (увеличительного прибора) он изучает мельчайшие организмы, которые не видны человеческому глазу — микробы. С помощью микроскопа в капле грязной воды можно увидеть множество микробов. Если выпить такую воду, можно заболеть. Микробы опасны тем, что находятся повсеместно и, попадая в организм человека, могут вызвать болезни.
Но, к счастью, наш организм способен оградить себя от этого. Во - первых, все наше тело покрыто кожей, Кожа защищает тело от внешних воздействий. Очень много микробов скапливается на наших руках ведь ими мы касаемся разных предметов на улице, в местах, где много народу, гладим наших питомцев — животных, общаясь с ними.
Запомни правила доктора Неболейко:
- не тереть глаза грязными руками;
- не брать пальцы в рот;
- придя домой с улицы, мыть руки;
- мыть руки перед едой.
Во-вторых, организм человека обладает защитным механизмом и способен сопротивляться различным инфекциям. Это свойство организма называется «иммунитет». Но у слабого организма и иммунитет слабый.
Для укрепления иммунитета выполняй правила доктора Неболейко:
- соблюдай режим дня;
- соблюдай гигиену, содержи вещи и свою комнату в чистоте и порядке;
- закаляйся: принимай воздушные и солнечные ванны, летом купайся в реке, озере, море; занимайся гимнастикой; принимай душ и т. д.
В-третьих, человек сам должен заботиться о своем здоровье. Доктор Неболейко предупреждает: при кашле и чихании изо рта человека вылетают мельчайшие частички слюны. Больной гриппом человек выделяет с кашлем и чиханием вирус (источник болезни), который передается по воздуху. Вот почему при контактах с больным нужно носить гигиеническую маску, чтобы не заразиться.
А теперь уважаемые коллеги ответьте на мои вопросы, помните, что вы дети. Вопросы и задания
- Тебе приходилось быть на приеме у врача? Расскажи об этом. Где работает врач? (В поликлинике, в больнице.) Как выглядит врач, во что одевается? Как он тебя осматривал, лечил? Какими медицинскими инструментами пользовался?
Подумай и ответь на вопросы.
- Почему нельзя есть грязными руками?
- Почему при кашле или чихании надо пользоваться платком или отворачиваться в сторону от тех, кто находится рядом?
- Почему мух называют разносчиками болезней?
- Можно ли пить воду из водоема?
Каждый врач имеет свою специализацию.
Продолжи предложения:
- Врача, который лечит простудные заболевания, заболевание сердца и других внутренних органов, называют... (терапевт).
- Врача, который лечит ушибы, переломы, делает операции, называют... (хирург).
- Врача, который лечит заболевания глаз, называют... (окулист).
- Врача, который лечит заболевания ушей, горла, носа называют... (лор).
Уважаемые коллеги! Вы познакомились с частью раздела «Бережем свое здоровье» ОО «Безопасность». Данная область рассматривает еще такие вопросы как « О правильном питании и пользе витаминов», «Правила первой помощи», «Врачебная помощь».
Но мы переходим к методам валеологического воспитания дошкольников, которые представлены на слайдах.
Словесные методы обучения:
- рассказ педагога – создавать яркие, точные представления о строении, функциях организма, правилах гигиены, законах природы;
- беседа – уточнение, коррекция знаний, их обобщение, систематизация; развитие умения участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание, сосредотачивать умственные силы;
- чтение художественного произведения – расширять, обогащать знания детей, формировать способность к восприятию, пониманию.
Я прошу Вас добавить слово:
Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле …(Ножки).
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле…(ушки)
Оля смотрит на кота,
На картинки - сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (глазки)
И т.д.
Загадки:
По утрам и вечерам
Чистит зубы пастой нам (зубная щетка)
Лег в карман и караулит,
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утрет потоки слез,
Не забудет и про нос (носовой платок)
Наглядные методы обучения:
- наблюдение – формирование основного содержания знаний детей об органах, их функциях, гигиене; развитие мышления, речи;
- рассматривание картин, таблиц, муляжей, репродукций, схем; демонстрация слайдов, кинофильмов, мультимедийных презентаций.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам игру «Зеркало», в которой Вам необходимо обвести рисунки тех частей тела, которые относятся к голове, телу.
Игра «Зеркало»
Практические методы обучения:
1. упражнения – многократное повторение умственных и практических действий;
2. элементарные опыты: рассматривание кожи под микроскопом
- физиологические – преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств органов, установление связи между ними, причин;
Уважаемые коллеги! Игровой метод - основной метод для валеологического оборазования дошкольников. Хочу отметить, что овладение знаниями через игру стало для нас главным условием работы. В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагала дидактические игры на закрепление пройденного материала, создавала игровые и проблемные ситуации. В дидактической игре «Назови и покажи» мы называли какое – то действие, а дети называли соответствующий орган и показывали его.
Целью игры «Умею - не умею» было акцентировать внимание детей на умениях и физических возможностях своего организма. При помощи серии дидактических игр детей подводили к мысли о том, что организму для здоровья необходимы разные полезные продукты и витамины. Такие игры, как «Полезно – неполезно», «Составь меню», «Чудесный мешочек», Красный - синий», «Разложи правильно!»
Предлагаю вам игру «Умею - не умею» для этого попрошу подойти ко мне.
Цель: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувства собственного достоинства.
Играешь с участниками мастер- класса.
Любимая игра моих дошколят «Рисунок на спине»
Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
Предлагаю стать парами.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые работы с детьми дошкольного возраста по валеологическому образованию.
Предлагаю Вам представить методы и приемы, которые эффективны при организации образовательной деятельности «Безопасность» ( наглядный , словесный, практический) А какого метода здесь не достает ( игрового)
Какие игры вы можете использовать в своей работе по данной проблеме?
У вас на столе лежат изображения помогающих быть здоровым, выберите те, которые вы считаете необходимыми и наклейте на лист. ( песня про здоровье)
Защита картины.
- Рефлексия.
Наш мастер- класс подошел к концу.
- На сегодняшнем мастер- классе я узнала……….
-Я поняла, что ……………..
Я себя взяла……………..
На память о мастер – классе дарю вам памятки «Берегите свое здоровье»
- А в заключение познакомьтесь с самым лучшим рецептoм здоровья и счастья:
Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.
- Мне хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс"Валеологическое образование детей дошкольного возраста, как средство воспитания здорового образа жизни"
Мастер-класс"Валеологическое образование дошкольников"...
Мастер-класс«Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»
laquo;Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»...
Мастер класс " Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста".
Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей детей....
Мастер - класс «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами глинопластики»
Мастер - класс«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами глинопластики»Цель: обеспечить условия для повышения профессиональной компетентности педагогов...
Мастер-класс «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами глинопластики»
Мастер - класс«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами глинопластики»Цель: обеспечить условия для повышения профессиональной компетентности педагогов...