Гимнастика для глаз на кружке "Хатха Йога" и физкультурных занятиях
методическая разработка (старшая группа) на тему
В процессе восприятия окружающего мира многое мы узнаем с помощью зрения: о форме, величине, цвете предметов, а также степень их удаленности относительно друг друга и их расположение в пространстве. Различные функции зрения помогают получить нам богатую информацию об окружающем мире. Количество детей с различными нарушениями зрения, которые входят в группу риска, растет год от года. Даже при появлении незначительных неблагоприятных факторов возникают проблемы со зрением у детей, находящихся в группе риска по зрению. Давно известно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому корригирующая и профилактическая работа с детьми выступает в ДОУ сегодня, как обязательный компонент образовательной деятельности. Для проведения профилактической и коррекционной работы с детьми педагогам требуется повышение уровня компетентности в данной виде деятельности. По профилактике переутомления глаз и коррекции нарушений зрения, зрительная гимнастика является одной из основных форм работы педагогов.
Профилактика нарушения зрения детей – основная цель гимнастики для глаз.
Основными задачами являются:
- укрепление глазных мышц и предупреждение их переутомления;
- улучшение кровоснабжения тканей глаза;
- снятие напряжения зрительного аппарата;
- укрепление мышцы век;
- общее оздоровление зрительного аппарата
К основным принципам гимнастики для глаз относятся:
- индивидуальный подход, учитывающий состояние здоровья детей и их возраст.
- регулярность проведения упражнений.
- постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений, сочетающееся с двигательной активностью детей.
- поддержание и развитие заинтересованности у ребенка к данному виду упражнений. Специальных условий для проведения гимнастики не требуется, однако следует соблюдать следующие рекомендации:
- гимнастику проводить несколько раз в течение дня. В младшем дошкольном возрасте 2-3 минуты, в старшем дошкольном возрасте увеличивается до 4-5 мин длительность ее проведения.
- гимнастику можно проводить в любой части занятия (в начале, середине или в конце) с учетом возрастного, зрительного и двигательного потенциала детей.
- зрительная гимнастика проводится по словесным указаниям педагога, с использованием стихов и потешек.
- используемый стихотворный текст педагог должен знать его наизусть. Стихотворный текст первоначально применяется короткий (до 4 строк), постепенно переходя к более сложным и длинным.
- педагогу рекомендуется учитывать при планировании принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: зажмуривания, моргание, вверх-вниз, вправо-влево, круговые движения, выпячивание глаз, а затем использовать их в более сложном стихотворном тексте в различных сочетаниях.
- при планировании НОД рекомендуется разучивать и использовать в месяц одну гимнастику для глаз в стихах, а на четвертый раз использовать гимнастику с предметами или без предметов.
Комплексы гимнастики делятся по возрастам так:
3-4 года – первые упражнения простые упражнения;
5-7 лет – расслабляющая гимнастика.
7 лет – к расслабляющим упражнениям можно добавить комплекс, направленный на укрепление глазных мышц.
Вот самые распространенные упражнения, включенные во все комплексы гимнастик для глаз:
«Бабочка машет крылышками», «Метелки» - моргание – происходит отдых, очищение и смывание глаз.
«Письмо носом» - снижает напряжение в области глаз.
«Зоркие глазки» - упражнение служит для профилактики нарушений зрения.
«Стрельба глазами» - упражнение служит для профилактики нарушений зрения.
Пальминг (от англ. «palm» - ладони): применяется для снятия напряжения с глаз, усталости.
Упражнение «Далеко – близко» .
Очень важно чтобы при выполнении упражнения голова была неподвижна (если не указано иначе). Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать.
Регулярно проводите с детьми гимнастику для глаз, превратив это в ежедневную увлекательную игру. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка. Как педагогическое явление - служит средством воспитания и коррекции методом обучения, формой организации деятельности. Поэтому, интересней всего для детей проходят гимнастики, в которых
- задания даются в стихотворной форме.
- используются заданий поиска предметов и картинок в различных местах группы. Необходимый картинный материал для создания зрительных образов можно найти в разнообразных книгах-раскрасках, интернете.
- применяются движения по определенным дорожкам, заданным в задании - глазки делают зарядку на «зрительном стадионе» (по методике В.Ф.Базарного).
- используются ИКТ.
- используются для тренировки глаз – стереокартинки. Эта гимнастика для глаз наиболее эффективна и интересна для детей. Картинки улучшают зрение и предупреждают обострение многих глазных заболеваний. Необходимо просто всматриваться в пестрое изображение и стараться различить картинку, которая проявляется в трехмерном пространстве
- в задании требуется найти отличия на одинаковых изображениях. Это очень интересно, но главное – тренировка внимания и зрения.
Зрение детей является одной из самых больших драгоценностей, потеряв которую очень трудно вернуть. Поэтому зрение ребенка необходимо оберегать, и глазная гимнастика занимает одно из самых важных мест в работе по профилактике и коррекции. В нашем дошкольном образовательном учреждении решаются задачи, связанные с укреплением, сохранением здоровья и физического развития детей. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития.
Методическая подборка «Гимнастика для глаз» в стихах
(по Шабановой П., Выгодской И.Г., Пеллингер ЕЛ., Успенской Л.П.)
"Отдыхалочка"
Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть - чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
«Сова»
Совушка-сова, большая голова, (выполняются действия в соответствии с текстом)
На суку сидит,
во все стороны глядит.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Звери, птицы, эх, держись!
Часы
Тик-так, тик-так (выполняются действия в соответствии с текстом)
Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Стрекоза
Вот какая стрекоза, Соединить большой и указательный пальцы,
Как горошины глаза. Поднести их к глазам
Влево — вправо, Соответственно смотреть глазами,
Вниз — вперед. не поворачивая головы.
Ну, совсем как вертолет!
Синички
Мы летаем высоко, Соответственно смотреть глазами,
Мы летаем низко, не поворачивая головы.
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
Ночь"
Ночь. Темно на улице . (Выполняют действия, о которых идет речь)
Надо нам зажмуриться.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять. (повторить 3 - 4 раза)
Мы рисуем
Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук? , Рисуем указательным пальцем в воздухе и
Нарисуем два квадрата следим взглядом
А на них — огромный круг,
А потом еще кружочки,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень-очень
Развеселый Чудачок!
Линии
На прямой дорожке — палка Рисуем по тексту в воздухе пальцем,
На кривой дорожке - галка, следим за ним глазами.
По наклонной едут сани,
По волнистой — кот с усами.
«Мой веселый, звонкий мяч»
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.
Посмотреть влево- вправо, посмотреть вниз — вверх, круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз. Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза.
«Осень»
Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!
Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза)
«Елка».
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
«Овощи»
Ослик ходит, выбирает, Обвести глазами круг.
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива, посмотреть вверх
А внизу растет крапива, посмотреть вниз
Слева – свекла, справа – брюква, посмотреть влево - вправо
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава, посмотреть вниз
Сверху – сочная ботва. посмотреть вверх
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
Примеры упражнений для глаз (метод Бейтса)
Общеукрепляющие упражнения для глаз
- Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.
- Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.
- Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2-3 с, потом прикрыть веки и опять открыть.
- В течение 5 секунд смотреть обоими глазами на переносицу.
- Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.
Моргание
Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполнять от 30 до 60 с. Затем расслабить глаза.
Это упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение. Может выполняться в любое время.
Список используемой литературы:.
Пальминг. (по М. Корбет)
Упражнение выполняется после того, как ребенок прочитает стихотворение.
У совы глаза как плошки,
А не видят днем ни крошки.
А вот ночью эти плошки
Видят все в лесу густом:
И мышонка на дорожке,
И зайчонка под кустом.
Потому-то, потому-то
И была б сова не прочь,
Чтобы всякую минуту
Над землей стояла ночь! (И. Мазнин)
И.п. – выпрямить пальцы одной руки и положить ладонь на лицо. Положить мизинец другой рукипоперек основания 4-х раскрытых пальцев (руки при этом образуют букву «Л»). Место пересечения оснований мизинцев образуют как бы дужку очков и должно располагаться там, где обычно располагается на переносице дужка очков. Впадины ладоней при этом автоматически располагаются над орбитой глаз. Во время пальминга нужно держать глаза открытыми. Устранить напряжение в пальцах, расслабить запястья, локти.
«Дождик»
Дождик, дождик гуще лей. Дети смотрят вверх, вниз.
Капай, капель не жалей.
Только нас не замочи, Делают круговые движения глазками
Зря в окошко не стучи.
«Треугольник, круг, квадрат»
Дети рисуют глазками геометрические фигуры по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Треугольник, круг, квадрат,
Нарисуем мы подряд.
«Дождик 2»
Капля первая упала – кап! Дети сверху пальцем показывают траекторию
И вторая пробежала – кап! движения капли, то же самое
Мы на небо посмотрели смотрят вверх
Капельки «кап-кап» запели,
Намочились лица.
Мы их вытирали. Вытирают лицо руками
Туфли – посмотрите – показывают руками на ноги и смотрят вниз
Мокрыми вдруг стали.
Плечами дружно поведем выполняют движения плечами
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим, приседают
Под кусточком посидим.
«Теремок»
Терем-терем-теремок! Дети выполняют движения глазками вправо-
Он не низок не высок, влево
Наверху петух сидит, вверх-вниз
«Кукареку» он кричит Моргают
«Ветер»
Ветер дует нам в лицо. Дети часто моргают
Закачалось деревцо. Поворачивают голову, смотрят вправо, влево
Ветер тише, тише. медленно приседают, опуская глаза вниз
Деревцо все выше, выше. Встают и поднимают глаза вверх
«Белка» (М. Картушина)
Белка дятла поджидала, дети резко перемещают взгляд вправо-влево
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка, дятел, посмотри! Смотрят вверх-вниз.
Вот орехи – раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой. моргают
И пошел играть в горелки. Закрывают глаза, гладят веки
указательным пальцем.
«Тише, тише»
Как на горке – снег, снег, дети поднимают обе руки вверх и смотрят
И под горкой – снег, снег, на. кончики пальцев, опускают
И на елке – снег, снег, вновь поднимают руки и смотрят на них
А под снегом спит медведь. Приседают, складывают ладони вместе
Тише, тише. Не шуметь! Прикладывают указательный палец ко рту
- «тс-с-с»
«Лиса»
Са-са-са – вот идет лиса. дети выполняют движения глазами вправо-влево
Су-су-су - видим мы лису.
Сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы. Вверх-вниз, вправо-влево
Са-са-са – лисонька-краса. Вверх-вниз
За-за-за – закрывай глаза. Закрывают глаза
Са-са-са – вот и сказка вся. Моргают.
«Медведь» (М. Дружинина)
Сел медведь на бревнышко. Сидя, дети поднимают голову вверх . И водят
Стал глядеть на солнышко глазами влево, вправо в ритме стихотворения
- Не гляди на свет медведь! Прикрывают глаза ладонями
Глазки могут заболеть!
«Угощение для больного»
Дети переводят взгляд вверх-вниз, вправо- влево
Все больного навещают,
Все больного угощают:
Кто морковкой,
Кто черникой,
Кто сушеной земляникой.
«Буквы»
Много с буквами хлопот, дети переводят взгляд вверх-вниз
Уж такой они народ…
Будем буквы мы искать, переводят взгляд вправо-влево
Будем глазки укреплять.
Вот я вижу букву «Б»
Держит белочка в руке.
В хатха йоге также существует гимнастика для глаз. Во-первых многие асаны положительно влияют на зрение («Кузнечик», «Випарита-карани», «Сарвангасана» - «Березка» ). Понятно, регулярное выполнение специальных комплексов поможет его улучшить. Основными упражнениями такой гимнастики являются фиксация взгляда на различных точках и движения глазными яблоками и веками.
Упражнение 1. Фиксация взгляда на кончике носа.
Не напрягая глаза и веки, зафиксировать взгляд на кончике носа. Голову вниз не опускать, стараться не моргать. При хорошей подвижности глазных яблок удается видеть крылья носа. Это упражнение следует выполнять до легкой слезливости и рези в глазах. На начальном этапе такое состояние может наступить через 10-20 с. При регулярной тренировке можно научиться фиксации взгляда на кончике носа до 3-5 мин. (для взрослых). Это упражнение лучше выполнять утром или днем. После его завершения необходимо расслабить глаза.
Упражнение 2. Моргание.
Это упражнение также способствует хорошему отдыху глаз, повышает их кровоснабжение.
В любой удобной позе нужно быстро сжимать и разжимать веки. Длительность упражнения может составлять 40-60 с. После его выполнения обязательно расслабить глаза.
Упражнение 3. Расслабление глаз.
Принять удобное положение. Закрыть глаза и расслабить веки.
Сосредоточив внимание на глазах, почувствовать вначале тяжесть и тепло, а затем легкость и невесомость их. Расслабление глаз можно выполнять в любое время. После других упражнений оно может продолжаться 20-40 с.
Ожидаемый результат
Как утверждают специалисты, гимнастика для глаз помогает всем без исключения улучшить зрение и поддержать его на должном уровне.
Достоинство же гимнастики для глаз заключается в том, что затраты времени на упражнения измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.
Упражнения для глаз, выполняемые в сочетании с асанами и пранаямами, при правильном сбалансированном питании и гигиенических процедурах помогут восстановить и сохранить на долгие годы хорошее зрение.
Список литературы.
- Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для зрения. – М.
- Крапивина Е.А. Физические упражнения йогов. / Физкультура и спорт /3. Москва. Знание. 1991
- Нагаева Т.Н. Нарушения зрения у дошкольников : развитие пространственной ориентировки / Т. И. Нагаева. — Ростов н/Д : Феникс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурное занятие с элементами теории: "Для чего нужны глаза"
Для чего нужны глаза? Физкультурное занятие с элементами теории. Программное содержание.Учить детей на носочках (с поднятыми руками) с высоко поднятыми коленями, бегать змейкой. Учить строиться в...
Открытое интегрированное занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Найди радугу» (конспект ,занятия,презентация гимнастики для глаз по здоровьесберегающей технологии профессора В. Ф. Базарного
Авторская зазработка моего конспекта занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе.В занятии предложены физминутка, карточки для игр и презентация физминутка для глаз...
Авторский конспект занятия по художесввенно-эстетическому развитию в средней группе «Золотые подсолнушки» с использованием здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, динамическая пауза «Желтый подсолнух», гимнастика для глаз «Подсолнухи и сол
Задачи.Образовательные: учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. Продолжать учить проявлять аккуратность в работе. Формировать аппликативные умения в приложении к тв...
Методическая разработка Речевая гимнастика - как средство развития речи на физкультурном занятии в детском саду
laquo;Азбука речегимнастики для дошкольников»:поквартальное распределение речевой гимнастики и речетативов...
«Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»
laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...
Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»
Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»...
Гимнастика для глаз для дошкольников Зрительная гимнастика- замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз для детей- дошкольников является формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении необхо
Гимнастика для глаз для дошкольниковЗрительная гимнастика- замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение.Главной задачей гимнастики для глаз для детей- дошкольников является формирование у малышей...