Консультация для педагогов:«Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Использование фольклора в развитии навыков
самообслуживания и культурно
-гигиенических навыков у детей младшего возраста»
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, которую можно эффективно решить с помощью детского фольклора. Особенно актуальна эта проблема в младшем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых
навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.
В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор —сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Фольклор (англ. folk-lore) —народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.
Малый фольклорный жанр —это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника.
Песенки -потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте
значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание —движущая сила в развитии ребенка
Формирование культурно –гигиенических навыков у младших дошкольников посредством УНТ
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержанию порядка в окружающей
обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под
редакцией М.А.Васильевой ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; н
асухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место; пользоваться расческой и носовым платком; освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение мыть лицо, уши, руки:
Закатать рукава;
Смочить руки;
Взять мыло, намыливать до появления пены;
Смыть мыло;
Сухо вытереть руки, аккуратно повесить полотенце в
свою ячейку
Навыки опрятной еды включают умение:
Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
Не крошить хлеб;
Пережевывать пищу с закрытым ртом;
Не разговаривать с полным ртом;
Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
Благодарить; Пользоваться только своим прибором.
Навыки пользования носовым платком
Знать назначение носового платка.
Не использовать его как предмет игры.
Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
Находить носовой платок в
кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необхо-
димости обращаться за помощью).
Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккурат-
но убирать его в карман. Обращать внимание на чистоту носового платка
«Варианты использования устного народного творчества в повседневной жизни ребенка»
Малый фольклорный жанр -это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь, делая ее образной и красочной, привлекают внимание
детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки -потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним: «Аты-баты, шли солдаты...»
Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к взрослом у, виртуозно владеющему образным народным устное народное творчеством, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Предлагаем варианты использования устного народного творчества в повседневной
жизни ребенка в дошкольных образовательных учреждений и дома.
Умывание | Расчесывание волос |
Из колодца принесла Курочка водицы, И ребята всей гурьбой Побежали мыться. Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. | Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят - Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся. Маму, дочка, слушайся. Уж я косу заплету, Уж я русу заплету, Я плету, плету, плету, Приговариваю: Ты расти, расти, коса, Всему городу краса! |
Во время еды | Перед сном |
Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,Вкусную, пушистую, мягкую, душистую. Травка-муравка со сна поднялась Птица-синица за зерна взялась Зайка за капусту, мышка за корку. А детки за молоко. Пейте, детки, молоко будете здоровы! Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. Кто кашу не ест, Молоко не пьет -- Забодает, забодает Пошел котик на торжок, Купил котик пирожок. Пошел котик на улочку, Купил котик булочку | Баю-баю-баиньки, прилетели чайки, Стали крыльями махать, Наших деток усыплять. Я Баю-баю-баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Наших деток не буди. Котя, котенька, коток.Котя --серенький лобок, Приходи к нам ночевать Наших деточек качать. А уж я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога Да кувшин молока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...
мастер - класс «Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста »
Мастер - класс "Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста"...
Методическая разработка (младшая группа) на тему: Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Янпольская Есения Валерьевна
Методическая разработка (младшая группа) на тему: Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Я...
Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей
В помощь воспитателям...
Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» «Чистота залог здоровья»
Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» «Чистота залог здоровья&ra...