Хлеб – всему голова
проект на тему

Гришкова Светлана Вячеславовна

Хлеб – всему голова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_hleb.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Хлеб – всему голова»

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: октябрь

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Пашут каждую весну,

 Поднимают целину,

 Сеют, жнут, ночей не спят,

 С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,

 Не добудешь на прогулке.

 Люди хлеб в полях лелеют,

 Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб , и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Цель:

-Систематизировать , обобщить и расширить представления детей о ходе процесса от рождения хлеба до поступления хлеба на стол.

-Создать и обеспечить условия для реализации познавательно-исследовательских способностей детей в процессе разработки и проведения проекта «Хлеб всему голова»

Задачи:

*Формирование знаний о многообразии злаковых культур и хлебобулочных изделий.

*Формировать представления о долгом пути хлеба от поля до стола, способствовать развитию детской любознательности.

*Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности.

*Обогащать словарь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.

*Развивать умение применять полученные знания и умения в продуктивных видах деятельности

*Побуждать к активным действиям совместной деятельности со взрослыми и детьми.

*Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду людей, которые занимаются созданием хлебных изделий.

Разработка проекта:

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Ожидаемые результаты:

• сформированы у детей представления о ценности хлеба;

• получены знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донесены до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• у детей возник интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• у детей воспитано бережное отношение к хлебу.

Методы исследования:

• сбор информации;

• беседы;

• наблюдения;

• экскурсия;

• эксперимент

• анализ.

Интегрируемые области:

• социально-коммуникативное развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• речевое развитие;

• познавательное развитие;

. физическое развитие.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

 беседы:

«Как хлеб на стол пришел»;

«Какой бывает хлеб»;

«Как испечь хлеб дома»;

«Берегите хлеб».

 Ноод «Беседа «Хлеб всему голова»»

Проговаривание скороговорок о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Ноод по развитию речи «Откуда хлеб пришел»

Ноод по развитию речи «Пересказ сказки «Колосок» с использованием сюжетных картин»

Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок» «Круть и верть»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», М. Пришвин «Теплый хлеб»Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Покуда есть хлеб, да вода- все не беда

Без хлеба всё приестся

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

 Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

 Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

  1. Рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.
  2. Ноод по рисованию «Хлеб –всему голова»
  3. Ноод по декоративному рисованию «Русский пряник»
  4. Ноод по лепке «Русский пряник»
  5. Ноод по лепке «Подкова из соленого теста»
  6. Составление узоров и рисунков из круп.
  7. Ноод по художественному труду «Шумят колосья золотые»
  8. Прослушивание песни Я.Френкеля «Русское поле», народной песни«Блины»

   ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Наблюдения и рассматривание альбомов;

- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

- репродукций картин русских художников на заданную тему;

- просмотр  презентации «От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.

-Ноод по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел»

-Ноод  «Экскурсия на кухню детского сада»

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Пекарня».

Дидактические игры:

«Что из какой муки испекли»;

«Что сначала, что потом»;

«А какой он, хлеб»;

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

«Назови профессию».

Исследовательская деятельность.

Посещение мини-музея «Русская изба», экскурсия на кухню,. Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность:

- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

- Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

- Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

-Игра –соревнование «Кто быстрее перевезет зерно на элеватор»

-Подборка подвижных игр.

-Подборка пальчиковых игр.

Взаимодействие с родителями.

1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».

3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».

4.  Праздник «Откуда хлеб пришел» Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).

5. Театрализация русской народной сказки Колосок.

6. Рекомендации по теме «Откуда хлеб пришел»

7. Консультация «Хлеб всему голова»

Анализ  и результат работы:

В ходе работы над проектом у детей повысился уровень знаний по данной теме. Дети получили новые знания о производстве хлеба и хлебобулочных изделий, о людях разных профессий связанных с выращиванием и выпечкой хлеба, о том ,что труд их нужен и важен, но очень труден. Полученные знания окажет большое влияние на формирование у детей навыков толерантного отношения к людям разных профессий.

 Итоговое мероприятие открытый просмотр для молодых педагогов «Беседа «Хлеб всему голова» »

Защита проекта, презентация по проведенной работе. Выставка  детских работ «Своими руками». Стенгазета «Хлеб- наше богатство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....