Хлеб – всему голова
проект на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Хлеб – всему голова»
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: октябрь
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)
Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб , и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Цель:
-Систематизировать , обобщить и расширить представления детей о ходе процесса от рождения хлеба до поступления хлеба на стол.
-Создать и обеспечить условия для реализации познавательно-исследовательских способностей детей в процессе разработки и проведения проекта «Хлеб всему голова»
Задачи:
*Формирование знаний о многообразии злаковых культур и хлебобулочных изделий.
*Формировать представления о долгом пути хлеба от поля до стола, способствовать развитию детской любознательности.
*Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности.
*Обогащать словарь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.
*Развивать умение применять полученные знания и умения в продуктивных видах деятельности
*Побуждать к активным действиям совместной деятельности со взрослыми и детьми.
*Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду людей, которые занимаются созданием хлебных изделий.
Разработка проекта:
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Ожидаемые результаты:
• сформированы у детей представления о ценности хлеба;
• получены знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донесены до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• у детей возник интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• у детей воспитано бережное отношение к хлебу.
Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения;
• экскурсия;
• эксперимент
• анализ.
Интегрируемые области:
• социально-коммуникативное развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• речевое развитие;
• познавательное развитие;
. физическое развитие.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
беседы:
«Как хлеб на стол пришел»;
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб дома»;
«Берегите хлеб».
Ноод «Беседа «Хлеб всему голова»»
Проговаривание скороговорок о хлебе
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
Хорош пирожок - внутри творожок
Саша любит сушки, Соня - ватрушки
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Ноод по развитию речи «Откуда хлеб пришел»
Ноод по развитию речи «Пересказ сказки «Колосок» с использованием сюжетных картин»
Чтение художественной литературы о хлебе.
Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок» «Круть и верть»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», М. Пришвин «Теплый хлеб»Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:
Будет хлеб, будет и обед
Пот на спине, так и хлеб на столе
Без соли невкусно, а без хлеба несытно
Хлеб- дар божий, отец, кормилец.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош
Покуда есть хлеб, да вода- все не беда
Без хлеба всё приестся
Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь
Без хлеба и мёдом сыт не будешь
Без хлеба и у воды жить худо.
Приметы о хлебе:
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
- Рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.
- Ноод по рисованию «Хлеб –всему голова»
- Ноод по декоративному рисованию «Русский пряник»
- Ноод по лепке «Русский пряник»
- Ноод по лепке «Подкова из соленого теста»
- Составление узоров и рисунков из круп.
- Ноод по художественному труду «Шумят колосья золотые»
- Прослушивание песни Я.Френкеля «Русское поле», народной песни«Блины»
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Наблюдения и рассматривание альбомов;
- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
- репродукций картин русских художников на заданную тему;
- просмотр презентации «От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.
-Ноод по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел»
-Ноод «Экскурсия на кухню детского сада»
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.
Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Пекарня».
Дидактические игры:
«Что из какой муки испекли»;
«Что сначала, что потом»;
«А какой он, хлеб»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Назови профессию».
Исследовательская деятельность.
Посещение мини-музея «Русская изба», экскурсия на кухню,. Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Опытно – экспериментальная деятельность:
- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
- Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
- Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
-Игра –соревнование «Кто быстрее перевезет зерно на элеватор»
-Подборка подвижных игр.
-Подборка пальчиковых игр.
Взаимодействие с родителями.
1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».
3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».
4. Праздник «Откуда хлеб пришел» Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
5. Театрализация русской народной сказки Колосок.
6. Рекомендации по теме «Откуда хлеб пришел»
7. Консультация «Хлеб всему голова»
Анализ и результат работы:
В ходе работы над проектом у детей повысился уровень знаний по данной теме. Дети получили новые знания о производстве хлеба и хлебобулочных изделий, о людях разных профессий связанных с выращиванием и выпечкой хлеба, о том ,что труд их нужен и важен, но очень труден. Полученные знания окажет большое влияние на формирование у детей навыков толерантного отношения к людям разных профессий.
Итоговое мероприятие открытый просмотр для молодых педагогов «Беседа «Хлеб всему голова» »
Защита проекта, презентация по проведенной работе. Выставка детских работ «Своими руками». Стенгазета «Хлеб- наше богатство»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область
Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе
Цель: Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при...
Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"
Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....
Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.
Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....
Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"
Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....