Использование нетрадиционного оборудования как метод здоровьесбережения детей в ДОУ и формирования основ здорового образа
материал на тему
Использование нетрадиционного оборудоваания как метод здоровьесбережения детей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1
«Образовательный центр» п.г.т.Смышляевка
Муниципального района Волжский Саамарской области
Структурное родразделение «Детский сад Янтарик»
Тема: «Использование нетрадиционного оборудования как метод здоровьесбережения детей в ДОУ и формирования основ здорового образа жизни»
Воспитатель:Калентьва Альбина Павловна
Тема: «Использование нетрадиционного оборудования как метод здоровьесбережения детей в ДОУ и формирования основ здорового образа жизни»
Высочайшие темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью, но в последние годы наблюдается заметное ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно – лучевое, «металло–звуковое» облучение (компьютерные игры, длительный просмотр телевизора и т. д., неправильный образ жизни семьи.
Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Вопрос, который всегда стоял перед педагогами таков – «Чему научить и зачем?». Здоровьесберегающие технологии добавляют им еще один вопрос – «Как учить?». Главная их цель – правильное, последовательное и гармоничное обучение детей, без ущерба для их здоровья. Если же дошколенка увлечь, предоставить ему возможность самостоятельно и активно участвовать в его обучении, тогда и энергия, и интерес к занятиям не иссякнут.
Цель нашей работы – воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
-Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;
-Формировать здоровьесберегающие навыки и привычки;
-Побуждать желание и умение сочувствовать и сопереживать чужой боли;
-Воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни.
В своей работе мы используем разнообразные методы и приёмы, здоровье сберегающие технологии, которые помогают заинтересовать детей в познании своего организма, в сохранении и укреплении своего здоровья.
Важное место в формировании ЗОЖ, является правильно подобранная предметно развивающая среда созданная в группах, которая способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника. Ведь организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Созданные в группах спортивные центры, которые включают в себя не только спортивный инвентарь, но и разного рода массажёры, грецкие орехи, шишки, тренажёры для развития дыхания (коктейльные трубочки, снежинки, пёрышки, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья, дидактические игры, картотеки подвижных игр, считалок, альбом «Виды спорта», книги и иллюстрации, помогает детям снять агрессию, напряжение, негативные эмоции.
В работе с детьми мы используем здоровьесберегающие технологии, которые можно разделить на несколько групп:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
• Динамические паузы
• Подвижные и спортивные игры
• Релаксация
• Гимнастика пальчиковая
• Гимнастика для глаз
• Гимнастика дыхательная
• Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин
• Гимнастика корригирующая
• Технологии эстетической направленности реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.
Технологии обучения здоровому образу жизни
• Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)
• Коммуникативные игры
• Занятия из серии «Здоровье»
• Самомассаж
• Точечный самомассаж
Коррекционные технологии
• Арт- терапия
• Сказкотерапия
• Технологии музыкального воздействия
• Технологии воздействия цветом
• Технологии коррекции поведения
Приведем примеры использования некоторых технологий.
Для профилактики плоскостопия на утренней гимнастики, на физкультурном занятии, так же после дневного сна используем «дорожки здоровья»: дорожки мы изготавливаем самостоятельно из бросового и природного материала используя принцип смены различных видов поверхности для воздействия на все биологически активные точки ступней ног.
Наполняющими элементами «дорожки здоровья» могут быть совершенно разные вещи. Это и шишки, деревянные палочки, камушки, и пуговицы, бусины, крышки от пластиковых бутылок, сами пластиковые бутылки, наполненные водой или песком, толстая веревка. Массажная дорожка может включать и мягкие элементы, например, поролоновые губки, мочалки. Можно включать в дорожку мешочки с наполнителями из круп, гороха и фасоли.
Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития кроме пальчиковой гимнастики со стихами используем нетрадиционное оборудование. Это игры со скрепками, с пуговицами, с прищепками.
«Цветочная клумба»
На мячик сшитый из ткани или вязанный из пряжи и наполненный синтепоном нашиваются пуговицы. Отдельно нужно подготовить детали для застегивания: цветочки, грибы, листочки. Ребенку дается задание: создать цветочную клумбу или грибную поляну и т. д.
Выкладывание рисунка цветными скрепками на контур рисунка Добавляем недостающие элементы с помощью прищепок
Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно вжно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эту работа проводиться перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.
1. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками:
их нужно вертеть в руках, щелкать по ним пальцами "стрелять", направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания
2. Массаж грецкими орехами:
катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами
удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук
3. Массаж шестигранными карандашами:
пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
«Полет бабочки» «Новогодний снежок»
Например: Предварительно рассказав и объяснив, детям для чего это нужно, мы взяли пластмассовые бутылочки объемом пол литра, в крышках проткнули отверстия для трубочки. Детям было предложено самим украсить свои бутылочки узором из самоклеющейся бумаги. Это послужило дополнительным положительным фактором в эмоциональном отношении детей к выполнению дыхательных упражнений.
Или: Сделанные из бумаги снежинки или бабочки на ниточке прикрепили к ветке Ребенок вдохнув слегка, наклоняется, и выдыхая, старается их сдуть, чтоб «полетели».
С целью систематического использования дыхательных упражнений мы включаем комплексы в утреннюю гимнастику, в гимнастику после сна, на физкультурных занятиях.
Концепцию Базарного В. Ф. используем для тренировки мышц органов зрения, профилактики миопии. Для профилактики зрительного утомления, усталости глаз также используем схемы зрительных траекторий. Детям предлагается найти глазами какую-либо фигуру. Затем «пробежать» глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху – вниз.
Можно на кончик указки прикрепить бабочку и с ней отправиться в путешествие.
Игротренинги и игротерапия проводим в свободное время. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игрой деятельности.
Коммуникационные игры проводятся 1-2 раза в неделю по 30 минут со старшего возраста. Игру можно провести в форме беседы, этюды и игры разной степени подвижности с элементами рисования, лепки и т. д.
Решение задач по формированию здорового образа жизни напрямую зависят от ценностей семьи, эрудиции в вопросах здоровья, понимания родителями ответственности перед детьми за качество их здоровья. Ведь семья является моделью для своего ребёнка. Родители с удовольствием откликнулись на предложение принять участье в изготовлении нестандартного оборудования. Были даны рекомендации: из какого материала и как изготовить, и, естественно, озвучены требования к оборудованию в соответствии с возрастными особенностями детей, их антропометрических показателей и технике безопасности.
Всё оборудование, которое изготовили педагоги и родители, получилось интересное, эстетично выдержанное, грамотно оформленное.
Таким образом, использование нетрадиционного оборудования в ДОУ, постоянное совершенствование мастерства педагогов, поиск новых подходов к организации здоровьесбережения детей позволит более эффективно использовать здоровьесберегающие возможности среды пребывания детей в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру...
"СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Содержание форм и методов взаимодействия Доу и семьи по формированию основ здорового образа жизни у ребенка дошкольного возраста.Байденко Инна Валентиновнаинструктор по физической культуре высшей квал...
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методик оздоровления
Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является о...
Использование нетрадиционных методик оздоровления при формировании основ здорового образа жизни у дошкольников
В данной статье раскрывается технология использования нетрадиционных методик оздоровления при формировании основ здорового образа жизни у дошкольников, приводятся конкретные примеры их применения в ра...
Использование нетрадиционного оборудования в ДОУ как эффективное средство приобщения младших дошкольников к здоровому образу жизни
Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, но на первом месте всегда остаётся здоровье наших детей! Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогическ...
"Использование нетрадиционного оборудования для формирования основ здорового образа жизни у детей 3-4 лет"
Материал будет интересен воспитателям, старшим воспитателям....
Конспект открытого занятия для детей старшей группы по формированию основ здорового образа жизни «Что такое здоровье?»
Задачи:Образовательные:- расширять представления детей о важных компонентах здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье;- формировать представления о зависимости здоровья человека от прави...