Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методик оздоровления
методическая разработка на тему
Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования г. Екатеринбурга
Управление образования Октябрьского района
«Формирование основ здорового образа жизни
у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методик оздоровления»
Аналитический отчет за межаттестационный период
Воспитатель МАДОУ – детский сад № 364:
Кузнецова Ольга Николаевна.
Екатеринбург 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»…………………6
1.2. Возрастные особенности формирования здорового образа
дошкольников……………………………………………………………..............9
ГЛАВА 2. Организация работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников в ДОО
2.1. Задачи, содержание и традиционные формы организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни……………………………….12
2.2. Использование нетрадиционных методик оздоровления при формировании основ здорового образа жизни у дошкольников………………………….………14
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………27
Приложение………………………………………………………………………….29
Введение.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнить наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Здоровье - это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Воспитание физически здорового ребенка стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе нашего дошкольного учреждения МАДОУ №364. Задачи физического воспитания и развития детей, снижения их заболеваемости мы решаем совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей. Работает в тесном контакте с медицинским персоналом: врачом-педиатром и медсестрой.
Анализ заболеваемости детей нашего детского сада показал достаточно высокий уровень хронических заболеваний, нарушения осанки и сколиоз, нарушения зрения, речевых отклонений, а также простудных заболеваний.
Все это вызвало потребность углубленно заниматься оздоровлением детей. Проанализировав современные программы, реализующие идеи концепции о сохранении здоровья ребенка, такие как, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стеркиной, «Здравствуй!» М. Лазарева, «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцевой. Мы пришли к выводу, что все они имеют несомненное достоинства, богаты оригинальными идеями построения педагогической работы и решили, что использование нетрадиционных методик в работе нашего детского сада принесут свои положительные результаты в приобщении детей к физкультуре и оздоровлению.
Применение нетрадиционных методов оздоровления детей дошкольного возраста показалась мне интересной возможностью использования для активного развития детей, приобретения ими жизненного опыта, познания нового и интересного в разнообразных играх, получение знаний о строении своего организма. Именно поэтому целью моей работы я определила формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методик оздоровления.
Затем были опредены задачи:
1. Изучить теоретические основы процесса формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
2. Выявить возрастные особенности формирования здорового образа жизни.
3. Рассмотреть содержание и формы работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
4. Определить критерии и показатели эффективность работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Вся работа по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста велась в соответствии с общепедагогическими принципами: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, динамичности и открытости.
Конечным результатом своей работы по данному направлению считаю:
- Снижение уровня заболеваемости.
- Расширение знаний взрослых и детей о понятии “здоровья” и влияния образа жизни на состояние здоровья.
- Умение использовать полученные знания для самооздоровления.
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
1.1. Понятия и значение «здоровья» и «здорового образа жизни».
Здоровье – важнейший показатель, отражающий биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние общества, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства и, в конечном счете, - отношение государства к проблемам здоровья.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Здоровье - это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.
Образ жизни предопределяет механизмы адаптации организма человека к условиям окружающей среды, гармоничное взаимодействие всех органов и систем органов, способствующее полноценному выполнению им социальных функций и достижению продолжительной жизни. Образ жизни является также плодом культурного творчества человека и результатом его свободного выбора.
Понятие образа жизни по своему составу является сложным. Оно позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни» (Ю.П. Лисицина, Г.И. Царегородцева и Казначеева В.П), в основу которых заложены такие отправные суждения, как поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др.
Под образом жизни понимается система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая основана на личном опыте, традициях и принятых нормах поведения. От того, какой образ жизни ведет конкретный человек, зависит в основном его здоровье. Эта составляющая является главной, поскольку именно образ жизни оказывает решающее влияние на здоровье человека.
В международном терминологическом словаре санитарного просвещения дается определение понятия «здоровый образ жизни» - гигиеническое поведение, базирующееся на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Один из ведущих исследователей факторов здорового образа жизни Степанов А. Д. пишет о следующих аспектах здорового образа жизни:
- правильно организованный, физиологически оптимальный, приносящий удовлетворение труд;
- достаточная двигательная активность;
- сбалансированное в качественном и количественном отношении питание;
- достаточный сон;
- соблюдение режима дня;
- закаливание;
- вызывающие положительные эмоции формы досуга;
- отказ от вредных привычек.
Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» образуют между собой связи, обозначение которых позволяет обобщенно выразить их содержание и использовать его в педагогической практике.
Итак, понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» являются сложными. Первое из них отражает смысл сохранения и развития биологических, социальных, духовных функций человека и общества и определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных и национально-региональных ценностей культуры.
Второе характеризует стиль жизнедеятельности, обусловленный особенностями организма человека, условиями его существования и ориентированный на сохранение, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций.
Таким образом, формирование культуры здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья человека через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний для организации правильного питания, стиля жизни, в борьбе с гиподинамией (пониженная подвижность), стрессом, вредными привычками.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечают А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др., - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни.
Состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении.
1.2. Возрастные особенности формирования здорового образа у дошкольников
Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.).
В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка.
Кроме того, этот возрастной период — это возможность формирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у часто болеющих и предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей.
Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.
Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:
- активно развиваются психические процессы;
-заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку;
- дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности».
На физиологическое состояние детей дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни дошкольников:
- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.
В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).
В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о способах сохранения здоровья.
Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.
В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
Итак, активность, любознательность, подвижность, с одной стороны, а с другой – подвижность нервных процессов, подверженность инфекционных и простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного возраста являются важными предпосылками формирования здорового образа жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром. В то же время каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.
ГЛАВА 2. Организация работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников в ДОО.
2.1. Задачи, содержание и формы организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни
Задачи и содержание воспитания детей дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы формирования здорового образа жизни, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.
Для каждой возрастной группы в процессе формирования здорового образа жизни ставятся свои задачи (см.приложение). Многообразие задач гарантирует доступность для детей и создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».
Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.
Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам.
Развитие движений, воспитание двигательной активности дошкольников осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д.
Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.
Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.
Особое место уделяется работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Для установления более тесного контакта с родителями мною были организованы и проведены мастер-классы для родителей «Создание условий для развития мелкой моторики ребенка в домашних условиях», «Саморегуляция систем организма человека при использовании нетрадиционных методик оздоровления».
Разработаны и реализованы проекты «Семейные традиции оздоровления», «Спортивные увлечения моей семьи», направленные на формирование потребности в двигательной активности и здоровом образе жизни у воспитанников и их семей. В результате проведения проектов были установлены доверительные партнерские отношения ДОУ с родителями в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей. Заинтересованность родителей в мероприятиях по оздоровлению детей растет с каждым годом, при помощи родителей изготовлено специальное, спортивное оборудование для профилактики плоскостопия и развития физической активности детей.
Наряду с этими, всем известными формами работы, существуют и нетрадиционные методы и приёмы по формированию основ сохранения и укрепления здоровья детей.
2.2. Использование нетрадиционных методик оздоровления при формировании основ здорового образа жизни у дошкольников.
Из многообразия видов нетрадиционных методик оздоровления мной используются следующие:
- Су-джок терапия;
- Восточная гимнастика (хатха-йога);
- профилактика и коррекция плоскостопия.
Уже на протяжении многих лет мною применяются нетрадиционные формы работы на физкультурных занятиях, в непосредственно-образовательной деятельности и в режимных моментах, для снятия эмоциональной и физической нагрузки дошкольников.
При эмоциональной нагрузке, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, у него возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц.
Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребенка. Именно такие нетрадиционные методики, как элементы дыхательной гимнастики Хатха-йога, Су-джок терапия и профилактика и коррекция плоскостопия, помогут детям освоить и затем свободно применять в своей повседневной жизни знания по снятию эмоционального и физического напряжения. Применение этих методик является успешной составляющей решения основной задачи ДОУ – укрепление организма ребенка дошкольника в целом, профилактика заболеваемости, приобщение детей к здоровому образу жизни. Так же эти методики несут познавательную информацию о строении человека, внутренних органах. Детям выполнять задания очень нравится, они получают положительный настрой, приятные эмоции и ощущения. Они приемлемы для проведения в дошкольных учреждениях, они не наносят вреда физическому развитию детей, эмоциональной сфере ребенка. Нетрадиционные методики используются в комплексе, как со всей группой, так и индивидуально. Их можно использовать в системе, они не приносят вреда организму ребенка и способствуют оздоровлению в целом, повышают работоспособность.
Су-джок терапия - наиболее эффективный для детского возраста – это ручной способ стимуляции точек воздействия и применение семянотерапии. Ручной способ более простой, доступный каждому. С помощью ручного способа воздействия можно предупредить возникновение осложнений, заболеваний, проводить профилактику.
В раннем возрасте дети подвержены большему риску заболеваемости, нарушения осанки и плоскостопия. Выделены отдельные упражнения, направленные на возможное расслабление позвоночника, давая при этом несильную нагрузку и растирание различными способами стоп и рук, усиливая и улучшая кровоснабжение конечностей.
Чтобы идти в ногу со временем, на своих занятиях я применяю один из видов Су Джок терапии — Су Джок массажер, как одно из средств здоровьесбережения дошкольников.
Что же такое Су Джок терапия? С древнейших времён, как на востоке, так и на западе, особым вниманием людей пользуются кисти рук и стопы. По канонам восточной медицины на кистях, стопах и пальцах находятся точки, соответствующие внутренним органам и частям тела. Так в переводе с китайского Су Джок переводиться как Су – кисть, Джок – стопа.
Кисть и стопа – это уменьшенные проекции тела человека (голографические отражения в так называемой — системе соответствия).
Система соответствия – это своеобразная информационно-энергетическая копия тела, в которой отражается не только анатомическое строение организма, но и его функциональное состояние.
Рис. 2. Внутренние органы в системе соответствия кисти.
Рис. 3. Внутренние органы в системе соответствия стопы.
В этой системе есть свои миниатюрные энергетические системы. Они представлены бель-меридианами на пальцах кистей и стоп и бель-чакрами на кистях и стопах в виде энергетических центров («бель» — специальная, особая, уменьшенная). Вот они-то и есть основа энергетического обеспечения человека в системах соответствия.
Рис. 4. Стандартная система соответствия на пальцах кисти.
Напомню, что мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы при выполнении мелких и точных движений кистями и пальчиками рук. Именно поэтому тренажер имеет другое распространенное название – кистевой массажер.
Все мы знаем, что развитие мелкой моторики рук непосредственно связано с совершенствованием координации движений, тренировкой зрения, памяти и что самое важное развитием речи. Так занимаясь с этим удивительным массажером, мы можем решить несколько задач одновременно:
- Воздействовать на биологически активные точки организма.
- Лечение внутренних органов, нормализация работы организма в целом.
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать память, внимание;
- Совершенствовать навыки пространственной ориентации;
Что представляет собой этот чудо массажер?
Массажер «Ёжик» или «Каштан» — это полое сферическое изделие из пластмассы с шипиками на внешней поверхности. Изделие состоит из двух полусфер, которые открываются, как коробочка. Внутри полости может находиться массажер для пальцев рук – от одного до трех пружинных колечек.
Главные достоинства Су-Джок терапии.
Высокая эффективность. При правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут, иногда секунд.
Абсолютная безопасность применения. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно.
Универсальность метода. С помощью Су-Джок терапии можно лечить любую часть тела, любой орган, любой сустав.
Доступность метода для каждого человека. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.
Простота применения. Ваша рука и знания всегда с вами.
На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма.
При ходьбе, беге, работе руками происходит естественная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней. Поэтому всем известно, что лучшее лекарство от болезней – движение и работа.
Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется всё тело человека в виде минисистем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.
Восточная гимнастика хатха-йога… Почему именно она? Очень просто, ведь как раз этот вид йоги уделяет основное внимание физическому совершенствованию и укреплению организма. Слово «хатха» состоит из двух частей. «Ха» обозначает солнце, «тха» — луна. Солнце символизирует тепло, активность и энергию, а луна — холод, пассивность и торможение.
Проведение занятия в детском саду с элементами хатха-йоги поможет детям сбалансировать противоположные физиологические процессы возбуждения и торможения. Основными элементами хатха-йоги являются так называемые асаны (позы), а также пранаяма (дыхательные упражнения).
Динамические упражнения системы хатха-йоги выполняются в виде разминки в игровой форме с использованием спокойного музыкального сопровождения. Упражнения способствуют развитию подвижности суставов, гибкости позвоночника, тренируют костно-мышечную и сердечнососудистую систему. Это достигается с помощью различных движений: вращений в суставах в состоянии расслабления и напряжения, наклонов, поворотов, прыжков, кувырков, приседаний и бега. Выполненные упражнения могут имитировать выполняемые полет насекомых, птиц, движения животных. Освоив технику упражнения, в дальнейшем дети опосредованно вырабатывают способность к концентрации через ощущения в работающей части тела. Это усиливает профилактический эффект упражнения. Дыхательные упражнения системы хатха-йоги включают в себя освоение навыков нижнего (брюшного) дыхания с последующими переходами к полному дыханию, очистительного характера дыхания «Ха». Полное дыхание оказывает положительный, лечебный эффект, особенно у часто болеющих детей. Очистительное дыхание хорошо снимает возбуждение и усталость после динамических нагрузок, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути. Упражнения составлены на основе древних китайских оздоровительных систем, способствуют регуляции дыхания, дыхательной системы и других функций организма, а также оказывают успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, снимают усталость.
Условия проведения гимнастики:
- четкое соблюдение принципов, методов и приемов, заложенных в программе;
- хорошо проветренное помещение (с температурой воздуха не ниже 17 градусов);
- коврики (одеяло);
- одежда должна быть легкой, не стесняющей движения и хорошо пропускать воздух;
- время проведения – утреннее или после дневного сна (но не раньше, чем через 2-3 часа после еды);
- противопоказания: высокая температура тела, повышенное кровяное давление.
- Собственное желание ребенка.
Методические рекомендации по организации работы с детьми.
- Группы детей для занятий гимнастикой Хатха-йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада.
- Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.
- На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.
- При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей.
- Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.
- Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.
- Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.
- После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.
Особенности выполнения статических поз:
- Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.
- Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении.
- Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.
- Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.
- Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.
- Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.
Главные достоинства хатха-йога.
Занятия йогой способствуют укреплению позвоночника и мышц, развитию гибкости, формированию правильной осанки. Упражнения помогают улучшить концентрацию внимания, восстановить эмоциональное равновесие.
Дети, которые длительное время занимаются йогой, меньше болеют, более стрессоустойчивы и спокойны, чем их сверстники, находятся в хорошей физической форме.
Ребенок, познающий принципы йоги, с детства учится воспринимать себя гармоничной, целостной и уникальной личностью.
Профилактика и коррекция плоскостопия.
Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия - все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.
Стопа - фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Одним из частых симптомов плоскостопия является боль в стопе. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развиваются у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит. Перегрузка, переутомление стопы часто возникает у детей с избыточным весом.
Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Борьба с плоскостопием должна идти по пути улучшения физического развития ребенка. С раннего возраста необходимо укреплять мышцы и связки ног.
Лечение плоскостопия включает в себя ношение правильной обуви, массаж и лечебную гимнастику на фоне общего укрепления организма ребенка. Основное и самое верное средство - специальная гимнастика, укрепляющая мышцы стопы и голеностопного сустава. Особенно хороший эффект достигается при ее сочетании с массажем голени и стопы.
Профилактику плоскостопия надо начинать с дошкольного возраста и продолжать в школьном, а у детей с врожденным плоскостопием – с рождения. Формирование свода стопы у детей начинается с 4-х лет. Лечить плоскостопие труднее, чем предупредить. Поэтому главное внимание нужно уделять профилактике заболевания. Именно поэтому в своей работе, активно использую различные упражнения, задания, игры, самомассаж для профилактики плоскостопия:
С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время занятий физической культурой, утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, проводимых в помещении, дети занимаются босиком.
Упражнения при плоскостопии:
1. Без предметов:
- движения пальцами ног;
- круги;
- перекаты;
- пружинящие движения с сопротивлением;
- ходьба и бег по наклонной плоскости.
2. С предметами:
- ходьба и бег по массирующим коврикам;
- захват предметов, удержание их и бросание;
- перекатывание мячей разных размеров;
- упражнение на равновесие.
3. На снарядах и приспособлениях:
- ходьба по специальным дорожкам;
- ходьба по лесенке, мостику, дорожке под разным углом наклона;
- ходьба по ребристым доскам;
- лазание по гимнастическим лесенкам;
- вход на возвышение и спрыгивание с него.
Главные достоинства профилактики и коррекции плоскостопия.
Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки.
Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить, поэтому с раннего возраста необходимо укреплять мышцы и связки ног.
Таким образом, использование нетрадиционных методик оздоровления при формировании основ здорового образа жизни у дошкольников в условиях ДОУ осуществляется ежедневно начиная с младшей группы и реализуется через занятия, через режимные моменты, игру, прогулку, индивидуальную работу, и самостоятельную деятельность.
Заключение.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.
Результат моей работы показывает, что использование игровых коррекционных упражнений на развитие физических качеств с элементами нетрадиционных методик оздоровления способствует развитию координационных способностей и оказывает влияние на умственные способности дошкольников.
По итогам мониторингов, проводимых МАДОУ детский сад № 364, отмечаются стабильные положительные результаты освоения воспитанниками образовательной программы. Уровень физического развития на начало 2015-2016 учебного года составил 38%, а на конец 2015-2016 учебного года повысился до 72%. Уровень социально-коммуникативного развития вырос с 24% до 56%. Уровень познавательного развития вырос с 35% до 62%.
Мои воспитанники демонстрируют родителям свои знания, умения и физические качества на совместных спортивных и других праздниках, профессиональной общественности в мероприятиях различного уровня.
Воспитанники являются активными участниками районных конкурсов:
2013г., участие в городском конкурсе «Цветы Победы»; участие в городском конкурсе «Наши соседи по планете».
2014г., 3 место в спортивном празднике Октябрьского района Фестиваль «Здоровья».
2015г., соревнования дошкольников Октябрьского района, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне; районный отборочный тур городской математической игры «Кенгуренок 2015»; районный конкурс книжек - малышек «Инженером стать хочу - пусть меня научат»; районный спортивный праздник «На призы Деда Мороза».
2016г., спортивный праздник городского Фестиваля «Здоровья» - 2016 (второй этап); участие во Всероссийском творческом конкурсе «Путешествие в космос».
Таким образом, правильно организованная развивающая среда, учет возрастных особенностей детей, привлечение к работе по ЗОЖ родителей, ежедневное систематическое использование нетрадиционных методик оздоровления детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
Литература:
- Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – Москва: Педагогика, 2003.
- Алямовская, В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. – Москва: ВЛАДОС, 2006.
- Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. – Москва: Аркти , 2001.
- Аронова Е.Ю., Хашабова К.А. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в детском саду и дома. Режим. Закаливание. Игры и упражнения. – М.: Школьная Пресса, 2007.
- Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.:Мозаика-Синтез, 2006.
- Воротилкина И.М., Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Метод.пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004 – (Детский сад).
- Галанов А.С., Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007.
- Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
- Дегтярев Е.А., Синицын Ю.Н. Педагогика здоровья. – Ростов н/Д: «Учитель», 2005.
- Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. – М.: ВЛАДОС, 2000.
- Картушина М.Ю., Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2004. (Программа развития).
- Кузнецова М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Кузнецова, М.Н. Современные пути оздоровления дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2002. - №11.]
- Кудрявцев В. Развивающая педагогика оздоровления./ Здоровье дошкольника. №2.2008.
- Маханева, М. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе. – Москва: АРКТИ, 2004.
- Прищепа С.С., физическое развитие т здоровье детей 3-7 лет: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
- Смирнов Н.К. Здоровьсберегающие образовательные технологии. М.: АРКТИ, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Задачи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Младшая группа:
1. Формировать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире; показать модели социального поведения.
2. Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).
3. Рассказывать о правилах поведения на улице города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.
4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя».
5. Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.
Средняя группа:
1. Продолжить идентифицировать свое имя с собой; знакомить с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов); ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к сверстнику или взрослому.
2. Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек — живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью); познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха.
3. С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я буду заниматься бегом, как папа, чтобы стать здоровым и сильным». «Я каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня не будут болеть».
4. Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности.
5. Рассказывать о Правилах дорожного движения.
6. Рассказывать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замерзло лицо на морозе — разотри легко шарфом, но не снегом; озябли ноги — попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги — переоденься в сухое.
7. Рассказывать о культуре еды, правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана.
8. Рассказывать, как садиться за стол, правильно пользоваться вилкой, ложкой, есть аккуратно, не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами, не набивать рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать брать хлеб, печенье с общей тарелки, но не менять взятое; не мешать другим детям; пользоваться салфеткой, спокойно выходить из-за стола, говорить «спасибо».
9. Рассказывать о микробах, доказать необходимость использования мыла и воды. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в садик.
Старшая группа:
1. Расширять знания ребенка о себе, своем имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телосложении, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми. представлять в общих чертах развитие человека; младенец, дошкольник, школьник, мама (папа), бабушка (дедушка), различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности телосложения)
2. Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. «У меня есть замечательный помощник — скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, легкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках. Тренироваться, заниматься гимнастикой и физическими упражнениями».
3. Ответственно относиться к внутренним органам, выполнять основные валеологические правила: помоги своему сердцу работой всех мышц, занимайся ежедневно физическими упражнениями; помоги своим легким дышать свежим воздухом, не ленись ежедневно гулять в парке, на участке, сон с открытой форточкой; помоги работе желудка и кишечника, пережевывай «33 раза» каждый кусочек пищи; помоги своему мозгу мыслить, думать, береги от ушибов свою умную голову, совершай добрые поступки.
4. Знакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своем здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать свое время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых Погодных условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.
5. Рассказывать, что на улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки, пласты снега); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомны собак и кошек. Не есть незнакомые ягоды, лезть в водоемы. Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций (если ты потерялся в парке, встретился с незнакомым человеком).
6. Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях. Знать, что если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать на помощь, а не прятаться; нельзя играть со спичками и огнем, трогать газовые краны у плиты, включать электроприборы. Знать телефон пожарной охраны — 01.
7. Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом. Выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела и жилища.
Подготовительная группа:
1. Формировать положительную оценку и образ себя; обращать внимание на свою внешность; отвечать на вопросы (Тебе нравится свое имя, хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Какое у тебя полное имя, отчество, а мамы и папы? Какая у тебя семья, твои домашние обязанности?).
2. Рассказать о способах бережного отношения человека к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности. Познакомить детей с чувствами и настроениями человека, показать, как они отражаются на его лице (страх, усталость, обида, радость, тревога, удивление, бодрость, смех, раздражение, испуг, слезы, беспокойство, уныние, благодушие, дружелюбие, восхищение, ужас, интерес). Рассказать о здоровье человека, о сохранении целостности органов.
3. Называть характерные признаки состояния здоровья и нездоровья, рассказывать о ситуациях, которые произошли или могут произойти при нарушении правил, из-за лени, неумения.
4. Рассказывать о рациональном отдыхе, развивать, стойкую привычку к спорту, физической культуре, зарядке.
5. Рассказывать, что такое здоровье, красота, гармония и совершенство, сила, грация; понимать особенности функционирования человеческого тела, строение организма человека; активно использовать физические упражнения.
6. Рассказывать об основных правилах безопасности поведения на улице и в помещениях.
7. Учить, как самостоятельно, с опорой на картинку, схему рассказывать о ситуациях безопасности, как не нанести вред себе и другим людям, почему человек растет, почему нужно заботиться о своем теле, быть в ладу с самим собой.
8. Рассказывать о человеческих качествах: аккуратность, чистоплотность, общительность, красота, любовь, драчливость, доброта, настойчивость, вежливость, воспитанность, образованность, талант, сила.
9. В процессе бытовой, игровой деятельности уточнить и систематизировать знания детей о полезной и вредной пище; учить содержать вещи в порядке. Формировать представление о правилах поведения за столом, личной и общественной гигиены.
10. Учить обслуживать себя, осуществлять контроль за самочувствием после физической нагрузки; самостоятельно выполнять правила гигиены, контролировать качество мытья рук, ног, шеи; уметь отдыхать, расслабляться; правильно и красиво есть, удобно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти, пользоваться столовыми приборами, при необходимости вести беседу.
Перспективное планирование занятий по формированию физических качеств у детей через гимнастику «Хатха-йога».
Возраст 3-5 лет
№ п/п | Сентябрь комплекс №1 | Октябрь комплекс №2 | Ноябрь комплекс №3 |
Ц Е Л ь | Совершенствовать дви-гательные умения и навыки детей; формировать правильную осаннку; сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов; учить детей чувствовать свое тело во время движений; развивать умение быть организован-ными, поддерживать дружеские отношения со сверстниками. | Закреплять умение выполнять конкретные движения на равновесие; гибкость; укреплять мышцы рук, ног, спины; учить дышать, сочетая дыхание и движение | Способствовать выполнению упражнений легко, с равномерным дыханием; сосредоточить внимание на выполнении движения, где требуется сила и выносливость; воспитывать привычку сохранять правильную осанку. |
I. | Встреча «Улыбнитесь!» | ||
«Настройтесь на занятие». Разминка. Массаж | |||
II. | Комплекс статических упражнений: - Поза зародыша - Поза угла - Поза мостика - Поза ребенка - Поза кошки (доброй, сердитой, ласковой) - Поза бриллианта (вариант 1) - Поза горы | Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 1) - Поза бриллианта (вариант 1) - Поза льва - Божественная поза - Головоколенная поза (вариант 1) - Поза змеи - Поза прямого угла | Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 1) - Поза кривого дерева - Поза бегуна - Поза бриллианта (вариант 2) - Поза скручивания - Поза полукузнечика - Поза полуберезки |
Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) | |||
Дыхательные упражнения и игры, гимнастика для глаз | |||
Релаксационная гимнастика | |||
III | Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания |
№ п/п | Декабрь комплекс № 4 | Январь комплекс № 5 | Февраль комплекс № 6 |
Ц Е Л ь | Учить выполнять дви-жения осознанно, ловко, красиво; сохранять правильную осанку; развивать координацию движений, выдержку, настойчивость в дости-жении результатов. | Вырабатывать равновесие, координацию движений; закреплять навыки массажа; развивать гибкость | Продолжать развивать гибкость позвоночника и подвижность суставов; закреплять умение правильно дышать. |
I | Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!» | ||
«Настройтесь на занятие». Разминка. Массаж. | |||
II. | Комплекс статических упражнений: - Урок в позе лотоса: удобная поза; поза полулотоса; поза лотоса. - Переменное дыхание, или раздельное продувание (для детей старшей и подготовительной группы) | Комплекс статических упражнений: -Поза дерева (вариант 1) - Поза дерева (вариант 2) - Поза бегуна - Поза аиста - Поза бриллианта (вариант 3) - Поза ребенка - Поза перекрестка - Совершенная поза - Головоколенная поза | Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 1) - Поза дерева (вариант 2) - Поза скручивания - Поза березки - Поза мостика - Поза бумеранга - Поза наклона вниз головой - Поза лотоса |
Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) | |||
Дыхательные упражнения и игры, гимнастика для глаз | |||
Релаксационная гимнастика | |||
Темы для беседы: «Как я сплю», «Учусь сосредотачиваться», «Свежий воздух» | Темы для беседы: «Расскажи, что ты ешь?», «Полезная пища», «Развиваем свои возможности», «Все успею сделать?» | Темы для беседы: «Скорая помощь при болезни», «Чтобы не было насморка», «Средства от кашля», «Помогите сердцу» | |
I | Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания |
№ п/п | Март Комплекс № 7 | Апрель Комплекс № 8 | Май Комплекс 9 |
Ц Е Л ь | Продолжать работу по развитию ловкости; способствовать выработке выносливости и силы во время выполнения упражнений; учить следить за дыханием. | Закреплять умение ощущать свое тело во время движений, направлять свои мысли на выполнение конкретного движения; продолжать учить правильно дышать. | Продолжать развивать гибкость позвоночника и подвижность суставов; совершенствовать координацию движений рук и ног; закреплять умение осознанно дышать. |
I. | Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!» | ||
«Настройтесь на занятие». Разминка. Массаж | |||
II. | Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 2) - Поза кривого дерева - Солнечная поза - Поза аиста - Поза орла - Поза героя - Поза полулотоса - Поза лука - Поза березки - Поза плуга | Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 2) - Солнечная поза - Поза аиста - Поза цапли - Поза лебедя - Балансная поза - Поза полуверблюда - Поза ребенка - Тронная поза - Поза кузнечика | Комплекс статических упражнений - Поза дерева (вариант 2) - Солнечная поза - Поза аиста - Поза цапли - Поза лебедя - Поза орла - Поза героя - Поза полулотоса - Поза лука - Поза ребенка - Тронная поза |
Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц) | |||
Дыхательные упражнения и игры, гимнастика для глаз | |||
Релаксационная гимнастика | |||
Темы для беседы: «В свободную минуту – тренируй тело, укрепляй дух», «Игра – это тоже тренировка, но и отдых, разрядка» | Темы для беседы: «Следуем заповедям здорового питания», «Возможности моего тела», «Гигиена моего тела». | Темы для беседы: «Скорая помощь при травмах», «Научился сам – научи другого!» | |
III. | Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания |
Возраст 5-7 лет
№ п | Сентябрь комплекс №1 | Октябрь комплекс №2 | Ноябрь комплекс №3 |
II. | Совершенствовать двигательные умения и навыки детей; форми-ровать правильную осанку; сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоноч-ника, подвижность суставов; учить детей чувствовать свое тело во время движений; развивать умение быть организованными. | Закреплять умение выполнять упражнения на равновесие, гибкость, силу; умение следить за дыханием | Способствовать выполнению упражнений легко, с равномерным дыханием; совершенствовать координацию движений; сосредоточиваться на выполнении конкретного движения; воспитывать привычку сохранять правильную осанку. |
I | Встреча «Улыбнитесь!» | ||
«Настройтесь на занятие». Разминка. Массаж | |||
III. | Комплекс статических упражнений: - Поза зародыша - Поза угла - Поза ребенка - Поза кошки (доброй, сердитой, ласковой) - Поза бриллианта (вариант 1) - Поза горы | Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 1) - Поза дерева (вариант 2) - Поза бриллианта (вариант 1) - Поза льва - Божественная поза - Головоколенная поза | Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 1) - Поза кривого дерева - Поза бегуна - Поза бриллианта (вариант 2) - Поза скручивания - Поза полукузнечика - Поза полуберезки |
Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц | |||
Дыхательные упражнения и игры, гимнастика для глаз | |||
Релаксационная гимнастика | |||
Темы для бесед: «Поговорим о здоровом питании», «Азбука волшебных слов», «Копилка мудрых советов», | Темы для бесед: «Витамины, витамины», «Вода – сок жизни!», «Гигиена без скуки», «Копилка мудрых советов», «Я знаю волшебные слова» | Темы для бесед: «Полный отдых – расслабление», «Тренируем внимание», | |
IIII. | Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания |
№ п/п | Декабрь комплекс № 4 | Январь комплекс № 5 | Февраль комплекс № 6 |
Ц Е Л ь | Учить выполнять дви-жения осознанно, ловко, красиво; учить сохранять правильную осанку; развивать волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов. | Вырабатывать равновесие координацию движений; закреплять навыки массажа; развивать потребность в ежедневной двигательной деятельности. | Продолжать развивать гибкость позвоночника и подвижность суставов; закреплять умение правильно дышать. |
I. | Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!» | ||
«Настройтесь на занятие». Разминка. Массаж. | |||
II. | Комплекс статических упражнений: - Урок в позе лотоса: удобная поза; поза полулотоса; поза лотоса. - Переменное дыхание, или раздельное продувание (для детей старшей и подготовительной группы) | Комплекс статических упражнений: -Поза дерева (вариант 1) - Поза дерева (вариант 2) - Поза бегуна - Поза аиста - Поза бриллианта (в 3) - Поза ребенка - Поза перекрестка - Совершенная поза - Головоколенная поза | Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 1) - Поза дерева (вариант 2) - Поза скручивания - Поза березки - Поза мостика - Поза бумеранга - Поза наклона вниз головой - Поза лотоса |
Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)
| |||
Дыхательные упражнения и игры, гимнастика для глаз | |||
Релаксационная гимнастика | |||
Темы для беседы: «Как я сплю», «Учусь сосредотачиваться», «Свежий воздух» | Темы для беседы: «Расскажи, что ты ешь?», «Полезная пища», «Развиваем свои возможности», «Все успею сделать?» | Темы для беседы: «Скорая помощь при болезни», «Чтобы не было насморка», «Средства от кашля», «Помогите сердцу» | |
III. | Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания |
№ п/п | Март Комплекс № 7 | Апрель Комплекс № 8 | Май Комплекс 9 |
Ц Е Л ь | Продолжать работу по развитию физических качеств; способствовать выработке выносливости и силы во время выполнения упражнений; особое внимание обратить на правильное дыхание. | Учить детей ощущать свое тело во время движений, направлять свои мысли на выполнение конкретного движения; продолжать учить правильно дышать. | Продолжать развивать гибкость позвоночника и подвижность суставов; закреплять умение правильно дышать. |
I | Встреча «Улыбнитесь, потянитесь!» | ||
«Настройтесь на занятие». Разминка. Массаж. | |||
II | Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 2) - Поза кривого дерева - Солнечная поза - Поза аиста - Поза орла - Поза героя - Поза полулотоса - Поза лука - Поза березки - Поза плуга | Комплекс статических упражнений: - Поза дерева (вариант 2) - Солнечная поза - Поза аиста - Поза цапли - Поза лебедя - Балансная поза - Поза полуверблюда - Поза ребенка - Тронная поза - Поза кузнечика | Комплекс статических упражнений - Поза дерева (вариант 2) - Солнечная поза - Поза цапли - Поза лебедя - Поза орла - Поза героя - Поза полулотоса - Поза лука - Поза ребенка - Тронная поза |
Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)
| |||
Дыхательные упражнения и игры, гимнастика для глаз | |||
Релаксационная гимнастика | |||
Темы для беседы: «В свободную минуту – тренируй тело, укрепляй дух», «Игра – это тоже тренировка, но и отдых, разрядка» | Темы для беседы: «Следуем заповедям здорового питания», «Возможности моего тела», «Гигиена моего тела». | Темы для беседы: «Скорая помощь при травмах», «Научился сам – научи другого!» | |
III | Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания |
Комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп.
1 КОМПЛЕКС «УТЯТА»:
1. «Утята шагают к реке»
И.п. – сидя согнув ноги, руки в упоре сзади.
Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
2. «Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку»
И.п. – то же
1-2 – поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп
3-4 – и.п.
3. «Утята встретили на тропинке гусеницу»
И.п. – то же.
Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.
4. «Утка крякает»
И.п. – то же
1-2 – отрывая пятки от пола, развести их в стороны
(«клюв открылся»), произнести «кря-кря»
3-4 – и.п.
5. «Утята учатся плавать»
И.п. – сидя руки в упоре сзади, носки натянуть
1 – согнутую правую стопу – вперед
2 – разгибая правую стопу, согнутую левую стопу – вперед.
2 КОМПЛЕКС С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ:
1. И.п. – сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп.
Катать палку вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.
2. И.п. – то же
1-2 – сгибая пальцы ног, обхватить ими палку
3-6 – держать
7-8 – и.п.
3. И.п. – то же
1-2 – поднять пятки, опираясь пальцами ног о пол
3-4 – и.п.
4. И.п. – сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стопами, хватом двумя руками придерживать ее за верхний конец.
Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси.
5. И.п. – то же.
Стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз.
6. И.п. – стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс.
Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу.
Примечание. Лучше всего использовать деревянные гимнастические палки длиной 80 см, диаметром 2 см.
3 КОМПЛЕКС С ПРЕДМЕТАМИ:
I. Разминка.
1. Хождение на высоких носочках.
2. Хождение на пяточках.
II. Основной комплекс упражнений.
1. «Окно» - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги не отрывая подошв от пола.
2. «Каток» - ребенок катет вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой.
3. «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой.
4. «Сборщик» - И.П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске.
5. «Художник» - И.П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
6. «Гусеница» - И.П. – тоже. Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем пальцы расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется двумя ногами одновременно.
7. «Серп» - И.П. – тоже. Подошвы ног на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.
8. «Мельница» - И.П. – тоже. Ноги выпрямлены. Описываются ступнями дуги в разных направлениях.
9. «Барабанщик» - И.П. – тоже. Стучим носками ног по полу не касаясь его пятками.
10. «Веселые прыжки» - И.П. – сидя, ноги плотно прижаты друг к другу. Поднять ноги, перенести их через лежащий на полу брусок (высота 20 см.), положить на пол, вернуться в И.П.
11. «Носильщик» - поднять кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо, положить на пол. Вернуть кубик И.П. Затем кубик перенести в левую сторону, вернуться в И.П.
Подвижная игра «Охотники и зайцы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование привычки здорового образа жизни детей дошкольного возраста с использованием социально-культурных и национальных традиций в дополнительном образовании
выступление на педагогическом совете...
Вариативный блок "Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста"
Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни, рациональную двигательную активность, закаливание организма....
Отчёт по вариативному блоку "Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста" за проработанный 2019 2020 учебный год.
Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития...
Сообщение из опыта работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни"...
План по самообразованию «Подвижные игры, как средство повышения двигательной активности и формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста» 2021-2022гг
laquo;Подвижные игры, как средство повышения двигательной активности и формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста»....
«Формирование ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста через использование в режимных моментах упражнений, направленных на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия»
Статья для педагогов по формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия...
Консультация для воспитателей «Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста» была представлена вниманию молодых педагогов на Школе молодого педагог...