Программа по здоровьесбережение "Быть здоровым-здорово."
рабочая программа (старшая группа) по теме

Черкасова Виктория Викторовна

Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prgramma_zdorovya_sberezheniya.docx89.79 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дружба».

Программа по здоровьесбережению воспитанников

Среднего и старшего дошкольного возраста

«БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЗДОРОВО!»

Воспитатель: Черкасова В.В.

г. Ярцево


Оглавление

I.        Пояснительная записка        3

1.2.        Нормативно-правовое и програмно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОО        3

1.3.        Цели и задачи программы        6

1.4.        Ожидаемый результат        7

1.5.        Методика работы с воспитанниками        8

1.6.        Основные принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников        9

1.7.        Краткая характеристика системы занятий        10

II.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        12

2.        Используемые образовательные технологии «Быть здоровым - здорово»        12

2.1.        Методики, направленные на развитие органов дыхания        12

2.2.        Методика, направленная на коррекцию зрения        12

2.3.        Методики, направленные на профилактику ОРЗ        12

2.4.        Методики, направленные на развитие двигательной активности        13

2.5.        Методики, направленные на повышение резистентности организма        13

2.6.        Методики, направленные на повышение работоспособности детей        13

2.7.        Методы, направленные на коррекцию психического состояния        14

3.        Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ        21

4.        Планирование работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников старшего дошкольного возраста        23

5.        Работа с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей        25

III.        Конспект утренней гимнастики в старшей группе.        27

IV.        Литература        29


  1. Пояснительная записка

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений.

На сегодняшний день все сложней представить наш мир  без компьютера, телевизора и прочих гаджетов к сожалению проблема ухудшения здоровья детей дошкольного возраста в наше время берет на себя большую актуальность.

У детей отсутствует ценностное отношение к собственному здоровью. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства.

В настоящее время особое внимание уделяется укреплению физического и психического здоровью ребенка. В дошкольном учреждении предусматривается в старшем дошкольном возрасте валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Только здоровое поколение может быть созидателем своей будущей духовной и материальной жизни. И успешно реализоваться в семье, в коллективе, социуме.

Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

  1. Нормативно-правовое и програмно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОО
  • Первоосновой здоровьесберегающей деятельности выступает нормативно-правовая база. Она включает в себя федеральные и региональные законодательные документы, уставные документы ДОО:
  • Конвенции ООН о правах ребёнка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г.;
  • Приказ Минздрава России от 30.06.92 №186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»;
  • Приказ Минздрава РФ от 03.07.2000 N 241 «Об утверждении Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»;
  • Приказ Минздрава России от N 60 от 14.03.95 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов»;
  • Методические рекомендации «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (утв. Минздравом РФ, 1993);
  • Инструктивно-методическое письмо Минобразования России «О гигиенических требованиях, максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» № 65/23-16 от 14.03.2000;
  • Закон Смоленской области «Об образовании в Смоленской области»; 
  • Устав МБДОУ Детский сад №14 “Дружба»

Программно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности включает в себя:

Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по-прежнему оставляет желать лучшего. Данное убеждение основано на высоких показателях заболеваемости детей дошкольного возраста, как в целом, так и по основным классам болезней.

Данная программа реализуется в рамках рабочей программы ФГОС, утверждённая в МБДОУ «Детский сад «14 «Дружба», г. Ярцево, Смоленской обл., который предполагает новый подход к вопросу формирования здоровья детей, начиная с младшего дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Содержание представленной программы разработано в соответствии с требованиями образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по следующим темам:

  • здоровье ребенка
  • ребенок дома
  • ребенок и социальное окружение
  • ребенок и природа
  • ребенок на улицах города
  • эмоциональное благополучие ребенка.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.

Задачи:

Основные задачи (Развивающий цикл)

Образовательные:

  • знакомить детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов);
  • учить детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений;
  • формировать систему культурно-гигиенических навыков, знаний об организме человека.

Речевые:

  • привлечь внимание к речевой культуре через проблемные, обобщающие вопросы и другие задания.
  • ориентировать на самостоятельность суждений и действий;
  • увеличить активный и пассивны словарный запас ребенка.

Развивающие:

  • развивать умение сознательно вырабатывать полученные привычки правильного поведения;
  • развивать умения обосновывать и соблюдать правила гигиены;
  • развивать творческий, критический и эвристический тип мышления, вариативные представления о поведении человека в различных ситуациях;
  • развивать компетентностные умения, предполагающие перенос теоретических знаний на конкретные ситуации жизни человека;
  • развивать любознательность, познавательный интерес, творческие способности, умение сравнивать и обобщать.

Воспитательные:

  • воспитание самостоятельности;
  • формирование гармоничной личности (чувство уважения к окружающим, доброта, самокритичность).

Основные задачи (Оздоровительный цикл)

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • формирование потребностей в двигательной активности;
  • профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
  • приобретению навыка правильного дыхания;
  • привитие навыков элементарного самомассажа;
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • развитие эмпатии, дружеских взаимоотношений, желания помочь друг другу.
  1. Ожидаемый результат
  1. Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы
  2. Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
  3. Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.
  4. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей:
  5. оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий.
  6. Снижение уровня заболеваемости детей.
  7. Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
  8. Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического, психического и социально-личностного развития ребенка; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.
  1.  Методика работы с воспитанниками

строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников, побуждая ребят к осознанному здоровье творчеству. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимых для развития навыков ребенка. 

Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Содержание организованных форм обучения наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. В интеграции используются и другие виды деятельности: театрализованная, изобразительная, музыкальная и т.д. Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и социумом.

Методологической основой программы являются теоретические позиции В.Г. Алямовской, где здоровье возникает как динамическое состояние процесса развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Следовательно, отличительной особенностью данной программы является: комплексный подход к оздоровлению и развитию ребенка – помимо сугубо познавательных задач в ней реализуются вопросы целостности полученных знаний о здоровье, формируется ценностная ориентации на здоровый образ жизни, приобретаются специальные умения и навыки сохранения и укрепления здоровья.

В программе выделены основные направления по здоровьесбережению детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, разработано содержание развивающего материала, продуман механизм отслеживания результатов работы


  1. Основные принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников

Принцип активности и сознательности  определяется через участиевсего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитание

валеологической        культуры        дошкольников,        постепенное        усложнение

содержания  и  приемов  работы  с  детьми  на  разных  этапах  педагогической

технологии,        сквозную        связь        предлагаемого        содержания,        форм,        средств        и

методов работы;

«Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

Доступности и индивидуализации  Оздоровительная работа в детском саду должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Системного подхода  оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).

Оздоровительной направленности  нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности.

  1. Организация двигательного режима детей.

Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.

  1.  Краткая характеристика системы занятий

Здоровьесберегающая программа «быть здоровым – здорово!», реализованная в рамках рабочей программы ФГОС разработана для детей средней, старшей группы.

     Занятия подготовлены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Курс занятий рассчитан на 7 месяцев (с октября по май).  Акцент в оздоровительной работе делается на профилактику простудных заболеваний, нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения, что особенно актуально для нашего региона.

     Физкультурные занятия проводятся три раза в неделю, из них: 2 занятия в помещении и одно на улице.  Игры и упражнения используются на занятиях по физической культуре, в познавательной, а также в свободной и самостоятельной деятельности.

     Индивидуально-дифференцированный подход является основным принципом работы с детьми.

 Система занятий организуется в определённой последовательности:

  • Формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям через игры, упражнения.
  • Способствование хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребёнка.
  • Развитие его адаптационных возможностей.
  • Проведение одного занятия на свежем воздухе.
  • Витаминизация питания.
  • Постоянное осуществление медико-педагогического контроля над развитием у детей правильной осанки, координации движений, двигательной активности.

Структура программы:

Программа состоит из двух основных разделов: «Оздоровительного» и «Развивающего».

Программа «Быть здоровым – здорово!» рассчитана на 3 года.

Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-оздоровительная деятельность в течение дня. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации. Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье, происходит по направлениям: оздоровительное и познавательное.

Средняя группа

Развивающий направление:

  • здоровье ребенка
  • ребенок дома
  • ребенок и другие люди
  • ребенок и природа
  • ребенок на улицах города
  • эмоциональное благополучие ребенка

Оздоровительное направление:

  • закаливающий массаж
  • дыхательная гимнастика
  • корригирующие упражнения для опорно-двигательного аппарата
  • миогимнастика
  • пальчиковая гимнастика

Старшая группа

Развивающие направление:

  • здоровье ребенка
  • ребенок дома
  • ребенок и другие люди
  • ребенок и природа
  • ребенок на улицах города
  • эмоциональное благополучие ребенка

Оздоровительное направление:

  • закаливающий массаж
  • дыхательная гимнастика
  • корригирующие упражнения для опорно-двигательного аппарата
  • миогимнастика
  • оздоровительная гимнастика для глаз
  • пальчиковая гимнастика
  • релаксация

Работа по каждому разделу включает занятия, детско-взрослое проектирование, игры, праздники, досуги, самостоятельную деятельность детей.

  1.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Используемые образовательные технологии «Быть здоровым - здорово»

  1. Методики, направленные на развитие органов дыхания

1.   Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачёва.  Данный метод для детей, страдающих респираторными заболеваниями. Характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.

2.   Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.  Направлена на лечение и восстановление певческого голоса. Суть методики – в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно.

3.   Методика дыхательных упражнений йогов:  

Цель этого вида дыхательных упражнений – сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. По представлениям индийских медиков, при вдохе через одну ноздрю более активно работает одна часть вегетативной нервной системы (симпатическая или парасимпатическая), при вдохе через другую – другая. Двухфазное йоговское дыхание предполагает раздельный попеременный вдох то одной, то другой ноздрёй.

  1. Методика, направленная на коррекцию зрения

1.  Йоговские упражнения для глаз способствуют восстановлению зрения независимо от характера имеющихся нарушений – близорукости или дальнозоркости. Йоги считают, что глаза потребляют около 50% биоэнергии, приходящейся на жизнедеятельность всего организма. Поэтому эти упражнения

 рекомендуется выполнять и людям, имеющим хорошее зрение.

      Йоговская гимнастика для глаз укрепляет глазные мышцы, снимает с них напряжение, активизирует кровоснабжение глаз, способствует поступлению в ткани кислорода, оказывает комплексное укрепляющее и тонизирующее действие. Вращение глазами вверх-вниз, вправо – влево, круговые движения.

  1.  Методики, направленные на профилактику ОРЗ

1.      Массаж биологически активных зон (по А. А. Уманской) рекомендуется ослабленным и часто болеющим детям. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон), в связи с этим, значительно снижается заболевания гриппом и ОРВИ.

  1.  Методики, направленные на развитие двигательной активности

1.    Ритмическая гимнастика является одной из разновидностей оздоровительной гимнастики. Она укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечнососудистую системы, способствует формированию правильной осанки, развитию музыкальности. Ритмическая гимнастика включает общеразвивающие, силовые, акробатические упражнения, элементы художественной гимнастики, прыжки, бег, танцевальные движения с элементами современных и народных танцев.

2.   Методика игрового обучения построена на двигательных играх под музыку, позволяет детям быстро усваивать материал по развитию речи, ОБЖ, знакомит с окружающим миром в игровой форме. 

  1.  Методики, направленные на повышение резистентности организма

1.     Массаж пальцев.   По восточной медицине, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного -  положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

2.     Самомассаж по китайской методике Шиацу.  По китайской методике, точечный массаж сочетается с поглаживающими, растирающими движениями. Подобный массаж улучшает питание тканей, терморегуляцию, деятельность центральной нервной системы, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения 

3. Упражнения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений осанки. Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребёнка, позволяющей ему длительно сохранять правильную осанку благодаря достаточной выносливости мышц.

4. Логоритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляции мышечного тонуса, активизации всех видов внимания и памяти.

  1. Методики, направленные на повышение работоспособности детей

1.     Динамические паузы повышают умственную работоспособность детей на занятиях и дарят «мышечную радость» (И. П. Павлов). Кратковременные физические упражнения под музыку вызывают возбуждение определённых отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия для отдыха ранее возбуждённых отделов.

2.     «Эффект Моцарта» - под влиянием этой музыки дети лучше учатся и более спокойны. Проведение релаксации под музыку Моцарта помогает расслабить и успокоить детей, снять эмоциональное и умственное напряжение.

  1. Методы, направленные на коррекцию психического состояния

1.     Коммуникативные игры способствуют формированию положительного климата в детском коллективе, развитию личности ребёнка, раскрытию его творческих способностей.

2.     Музыкотерапия – эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов, помогающих справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание.


Модель режима двигательной активности детей

Виды занятий

Варианты содержания

Особенности организации

Утренняя Гимнастика

Традиционная Гимнастика

Ежедневно утром, на открытом воздухе или в зале. Длительность 10-12 мин.

Ритмическая гимнастика

Корригирующая Гимнастика

Физкультурные Занятия

Традиционные занятия

Два занятия в неделю в физкультурном зале. Длительность 20-35 мин.

Игровые и сюжетные Занятия

Тематические занятия

Занятия на свежем Воздухе

Физкультминутки

Упражнение для снятия общего и локального Утомления

Ежедневно проводятся во время занятий по развитию речи, ИЗО, формированию математических представлений. Длительность 3-5 мин.

Упражнения для кистей Рук

Гимнастика для глаз

Музыкальные минутки

Гимнастика для улучшения слуха

Корригирующая гимнастика после Сна

Дыхательная гимнастика

Упражнения для

Профилактики

Плоскостопия

Разминка в постели – Корригирующие упражнения и

Самомассаж

Оздоровительная ходьба

по массажным и

ребристым дорожкам

Развитие мелкой

моторики

Ежедневно, при

открытых фрамугах в

спальне или группе.

Длительность 7-10 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Подвижные игры средней и низкой интенсивности

Народные игры

Эстафеты

Спортивные упражнения(катание на санках)

Ежедневно, на утренней прогулке. Длительность 20- мин.25


Игры с элементами

На прогулке во второй

половине дня

Длительность 15-

20мин.

спорта (футбол,

бадминтон, хоккей)

Музыкальные игры

«Недели

здоровья»

Занятия по валеологии

4 раза в год (в октябре,

январе, марте, июле)

Самостоятельная

Двигательная Деятельность

Спортивные игры и

Упражнения

Совместная трудовая

деятельность детей,

педагогов и родителей

Развлечения.

Спортивные

праздники и

физкультурные

Досуги

Игровые

Праздники проводятся

2 раза в год.

Длительность не более

часа.

Досуги - один раз в

квартал.

Длительность не более

30 мин.

Соревновательные

Сюжетные

Творческие

Комбинированные

Формирующие здоровый

образ жизни

Самостоятельная

двигательная

деятельность

Самостоятельный выбор

движений с пособиями, с

Использованием

самодельного или

приспособленного

инвентаря.

Ежедневно, во время

прогулки, под

руководством

воспитателя.

Продолжительность

зависит от

индивидуальных

особенностей.

Участие

родителей в

физкультурно-

оздоровительных,

Массовых

мероприятиях,

Занятиях



Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее следует проводить при открытой форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности. На утренней гимнастике целесообразна частая смена упражнений при многократной повторяемости (до 8—12 раз) одного упражнения (в соответствии с рекомендациями Ю.Ф. Змановского).

Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме. Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных

упражнений (различные виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса упражнений дети строятся в колонны.

Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.

Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т.д.

Оздоровительные занятия проводятся регулярно.

Музыкальные занятия

  • ходепроведенияиспользуютсяритмические,музыкально-

дидактические,        речевые,        хороводные,        музыкальные        коммуникативные,

пальчиковые игры, игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.

Динамическая пауза - заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной


нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи, ИЗО-деятельности.

Снять напряжение также помогают физминутки, логоритмическая гимнастика, пальчиковые игры.

Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.

Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц.

Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.

Профилактическая        гимнастика        проводится        с        целью        повышения

функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Профилактическую гимнастику можно проводить во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом игровой деятельности, в любую свободную минутку. Продолжительность - 2-3 минуты.

Самомассаж

Массаж - система приемов дозированного механического воздействия на

кожу и подлежащие ткани тела человека.

Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.

Гимнастика для глаз

Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках,


движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день.

Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.

Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.

Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке

Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.

Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.

Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.

Оздоровительно - развивающие игры при наиболее распространенных заболеваниях и отклонениях в состоянии здоровья дошкольников:

  • оздоровительно-развивающие игры при плоскостопии;

  • оздоровительно-развивающие игры при нарушении осанки;

  • оздоровительно-развивающие игры при дискинезии желчевыводящих путей;

  • оздоровительно-развивающие игры при ожирении;

  • оздоровительно-развивающие  игры при функциональных нарушениях

Данныеигрыимеютсоревновательный,кооперативныйи

несоревновательный характер.

Релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика

Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация - состояние


покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Рекомендуется выполнять релаксационные упражнения перед дневным сном с использованием музыки и ароматерапии.

Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна. Цель: сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую комнату,

далее выполняют упражнения ритмической гимнастики. Общая продолжительность бодрящей гимнастики - 7-15 минут.

ЗАКАЛИВАНИЕ

Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка.

Воспитатели выбирают из предложенных методов закаливающие процедуры, которые они будут проводить с детьми своей группы. В дошкольном учреждении используют методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей.

Обязательное условие закаливания — соблюдение принципов постепенности и систематичности. Эффект в снижении острой заболеваемости проявляется через несколько месяцев после начала процедур, а стойкий эффект — через год.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

  • Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями.

  • Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.
  • Широкоиспользоватьдлязакаливанияиоздоровленияне


традиционное физкультурное оборудование.

        Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические движения.

  • После сна выполнять упражнения для пробуждения.

  • Применять точечный массаж.

  • В осенне-зимний период применять чесночные бусы.

  1. Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ

Виды здоровьесберегающих технологий:

Виды

Время проведения в

Особенности методики

здоровьесберегающих

режиме дня; возраст детей

проведения

технологий

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1.Подвижные

и

Как  часть  физ.занятия,  как

Игры   подбираются

в

спортивные игры

прогулке,   в   группе   со

соответствии

с

средней

степенью

программой по возрасту

подвижности, ежедневно

детей.

Используются

только

элементы

спортивных игр.

2.Физкультурные

ВовремяООД,    1,5-2

Рекомендуются для всех

Минутки

минуты во всех возрастных

детей

в

качестве

группах

профилактики

утомления.

3.Пальчиковая

С

Младшего

возраста

Рекомендуется

детям

с

Гимнастика

индивидуально,

с

речевыми

проблемами.

подгруппой и всей группой.

Проводится   в

любое

время.

4.Дыхательная

В

разных

формах

Проветривание

Гимнастика

физкультурно-

помещения

и

оздоровительной

работы,

обязательная

гигиена

начиная с младшей группы

полости

носа

перед

проведением процедур.

5.гимнастика для глаз

Ежедневно  по  3-5минут  в

Рекомендуется

показ

свободное

время,

в

воспитателя

и

зависимости

от

использование

интенсивности

нагрузки,

наглядности.

начиная с младшей группы.


6.Закаливание

Ежедневно,

начиная

с

Комплексы

(упражнения

после

младшего возраста.

физ.упражнений

в

сна)

спальне и группе.

7.Динамические паузы

Во  время  ООД  и  между

В  ООД

в

виде

игр.

ООД   2-5минут   по   мере

Между

ООД

в

виде

утомляемости.

танцевальных

движений,

элементов

релаксации.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

1.Физкультурное

2-3   раза   в   неделю   в

Занятия

проводятся

в

Занятие

спортивном

или

соответствии

музыкальном залах.

программой, по которой

работает

ДОУ.  Перед

занятием

необходимо

хорошо

проветрить

помещение.

2.Проблемно-игровые

В  свободное  время,  можно

Занятие

может

быть

(игротреннинги

и

во  второй  половине  дня.

организовано

не

игротерапия)

Время

строго

не

заметно

для

ребенка,

фиксировано

посредством включения

педагога

в

процесс

игровой деятельности.

3.Коммуникативные

2 раза в неделю по 30 мин.

входят беседы, этюды и

Игры

со старшего возраста

игры   разной

степени

подвижности,

занятия

рисованием,

лепкой

и

др.

4. Занятия

1 раз в неделю по 30 мин

Могут быть включены в

факультатива

сетку занятий в

«Букварь здоровья»

качестве

познавательного

развития

5.Самомассаж

В зависимости от

Необходимо объяснить

поставленных педагогом

ребенку серьезность

целей, сеансами либо в

процедуры и дать детям

различных формах

элементарные знания о

физкультурно-

том, как не нанести вред

оздоровительной работы

своему организму

3. Коррекционные технологии

1.Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30

Занятия используют для


мин. со старшего возраста

психологической

терапевтической и

развивающей работы.

Сказку может

рассказывать взрослый,

либо это может быть

групповое

рассказывание, где

рассказчиком является

не один человек, а

группа детей

2.Технологии

В различных формах

Используются в

музыкального

физкультурно-

качестве

Воздействия

оздоровительной работы;

вспомогательного

либо отдельные занятия 2-4

средства как часть

раза в месяц в зависимости

других технологий; для

от поставленных целей

снятия напряжения,

повышения

эмоционального

настроя и пр.

3.Технологии

Сеансами по 10-12 занятий

Группы составляются

коррекции поведения

по 25-30 мин. со старшего

не по одному признаку -

Возраста

дети с разными

проблемами

занимаются в одной

группе. Занятия

проводятся в игровой

форме

4.Фонетическая

2 раза в неделю с младшего

Цель занятий -

Ритмика

возраста не раньше чем

фонетическая грамотная

через 30 мин. после приема

речь без движений

пищи.

  1. Планирование работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников старшего дошкольного возраста

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

  1. Утренняя гимнастика с использованием

корригирующих и дыхательных

ежедневно

воспитатели

Упражнений


2

Организация жизни детей в

ежедневно

воспитатели

адаптационный период, создание

комфортного режима

3

Физкультурные занятия

3 раза в

воспитатели

неделю

4

Спортивные развлечения и праздники

1 раз в месяц

5

Специальные гимнастические

ежедневно

воспитатели

упражнения для профилактики

плоскостопия, нарушения осанки.

Динамические паузы во время

ежедневно

воспитатели

проведения НОД

6

Гимнастика после дневного сна

ежедневно

воспитатели

7

Прогулки на воздухе с включением

ежедневно

воспитатели

подвижных игр и игровых упражнений

8

Организация самостоятельной

ежедневно

воспитатели

двигательной активности детей

9

Гимнастика для глаз

ежедневно

воспитатели

10

Пальчиковая гимнастика

ежедневно

воспитатели

11

Дыхательная гимнастика в игровой

ежедневно

воспитатели

Форме

12

Хождение босиком по «дорожке

ежедневно

воспитатели

здоровья»

13

Обширное умывание

ежедневно

воспитатели

14

Игры с водой

в теплое

воспитатели

время года

15

Воздушные ванны (облегченная одежда

ежедневно

воспитатели

соответствует сезону года)

16

Хождение босиком на траве

в теплое

воспитатели

время года

  1. Работа с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей

Задачи

Мероприятия

Формирование у

родителей системы

знаний в вопросах

укрепления и

сохранения

физического и

психического

здоровья детей

Родительские собрания, индивидуальные и

групповые консультации:

«Адаптация ребенка к детскому саду»

«Как сохранить здоровье ребенка»;

«Организация закаливания»

«Одежда и здоровье ребенка»

«Как   сделать   зарядку   любимой   привычкой

ребенка»

Формирование        у        детей        привычки        здорового

питания»

«Кризис трех лет»

«Роль витаминов в детском питании»

«Правильное        питание        детей        –        основа        их

здоровья»

«Профилактика простудных заболеваний у детей

дошкольного возраста»

«Оздоровление детей в условиях детского сада и

семьи»

«Особенности питания детей в зимний период»

«Двигательная  активность  дошкольника  –  залог

улучшения физического состояния»

«Закаливаем детей дома и в детском саду»

1.        Анкетирование родителей.

«Физическое развитие и оздоровление в семье»

«Развитие        двигательной        активности        ребенка        в

семье»

«Физкультура в Вашей семье»

3.        Памятки для родителей:

«Как не нужно кормить ребенка»

«Витамины,        здоровые        продукты        и        здоровый

организм»

«Советы родителям по питанию»

«Здоровый образ жизни»

«Игры с детьми на свежем воздухе»

«Значение        режима        дня        для        здоровья

дошкольника»

«Чего нельзя делать в дошкольном возрасте»

«Как организовать полноценный сон ребенка»

«Как сохранить зрение ребенка»

«Соки – напитки защиты организма от простуды»

«Простуда, или ОРВИ, у малышей»

«О детской одежде»

«Физическое воспитание ребенка»

Индивидуальные беседы и консультации с родителями по запросу


  1. Конспект утренней гимнастики в старшей группе.

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

        

Задачи:

- создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка, настроить на действенный лад,

- воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям.

- развивать все группы мышц, координацию движений. Силу и выносливость.

-воспитывать умение одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения под музыку.

Вводная часть. (Песня гр. Барбарики- «Бананамама»)

-Построение и ходьба обычная в колонне по одному

-Корригирующая ходьба с различным положением рук: ходьба на носках - руки вверх, ходьба на пятках - руки в стороны, ходьба на внешней стороне стопы- руки на поясе.

-Подскоки

-Бег в умеренном темпе

-Ходьба с высоким подниманием коленей

-Ходьба обычная с перестроением в 3 звена.

Основная часть.

1. Хлопки над головой.

И. п. руки вверх — хлопок, и. п. (повторить 5 раз).

2. Повороты головы.

И. п. повернуть голову вправо, влево, поднять вверх, опустить вниз до касания подбородком груди. (4 раза).

3. Руки в сторону, вверх…

И. п. руки снизу, подняли в сторону, над головой, в сторону и. п. (повторить 4 раза).

4. Приседание.

И. п. ноги расставлены, руки вперед, присесть, руки назад, и. п. (5 раз).

5. «Прогнись назад».

И. п. стоя на коленях, руки на пояс, сесть на пятки, и. п. (5 раз).

6. Поднимание туловища.

И. п. сидя, ноги прямые вместе, руки в упоре на ладонях сзади, поднять таз и бедра, выпрямиться, и. п. (5 раз).

7. Наклоны.

И. п. - ноги на ширине плеч, руки отвести назад

1-наклон корпуса вправо - вниз

2-наклон корпуса прямо - вниз

3- наклон корпуса влево – вниз (повторить 3 раза).

8. Взмахи.

 И. п. Ходьба на месте не отрывая ног от пола со взмахами рук вверх-вниз.

9. Прыжки.

И. п. Прыжки

1-ноги в стороны, руки в стороны - И. п. (повторить 8 раз).

Заключительная часть.

-Перестроение в колонну по одному, обычная ходьба, с выполнением задания для рук: руки вперёд, руки вверх. Руки в стороны, руки вниз

- боковой галоп, руки на поясе

- ходьба широким шагом

- ходьба обычная с перестроение по местам.

Речѐвка.

Здоровье в порядке,

Спасибо зарядке!

  1. Литература

  1. Ю. Ф. Змановский  Программа «Воспитываем детей здоровыми»

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

3. Программа «Здоровый ребёнок», разработанная коллективом ДОУ по физическому развитию и оздоровлению детей от 1,5 до 7 лет)

  1. Программа « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

  1. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка.

  1. Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой

  1. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина

  1. Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада.

  1. Крылова И.И. .Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-развлекательная программа "Быть здоровым - здорово!"

Формирования знаний о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста. Воспитание бережного отношения к здоровью и интереса к занятиям физической культуры....

Программа здоровья "Здоровый малыш"

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни   были и  сейчас рассматриваются первостепенной задачей детских садов. В связи с этим,  в дошколь...

Авторская программа по формированию валеологической культуры дошкольников "Быть здоровым - здорово!"

Программу «Быть здоровым здорово!» разработала  с учётом ФГОС ДО и парциальной программы «Будь здоров, дошкольник» (автор - Т.Э. Токаева). Программа направлена на фор...

Программа сохранения и укрепления здоровья «Здоровые дети – здоровое поколение» для старшей группы

Сохранение, укрепление здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, безопасности жизнедеятельности, эмоционально-психологического благополучия, совершенствование оздоровительной работы с деть...

Рабочая программа "Быть здоровым здорово"

Рабочая программа "Быть здоровым здорово"...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром по программе «Разговор о правильном питании» на тему: «Питаться здОрово, здорОво»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 240» городского округа СамараИНН 6318207777 КПП 631801001Россия, 443063, г. Самара, Балхаш...

Конкурсно – игровая программа «Жить здорово - здорово».

Разработка методического материала ....