Программа по созданию здоровьесберегающих и безопасных условий при организации учебного процесса в МБДОУ детский сад №11
рабочая программа на тему
В данном документе описываются различные методы, формы и приемы ведения занятий по здоровьесбережению в условиях детского сада с детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_sozdaniyu_zdorovesberegayushchih_i_bezopasnyh_usloviy_v_gruppe.docx | 489.84 КБ |
Предварительный просмотр:
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Доказано, что здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека.
Педагогическое содействие обеспечению паритета образованности и здоровья детей в воспитательно-образовательном процессе предполагает выявление внешних и внутренних резервов здоровьесбережения дошкольников, создание условий реализации этих резервов в процессе усвоения детьми уровня образованности, предусмотренного требованиями Государственного образовательного стандарта, определение необходимых мер, способствующих повышению образованности дошкольников без ущерба для здоровья. Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок», решение проблемы воспитания социально адаптированной личности невозможно без осуществления системы мероприятий по оздоровлению детей. В сложившейся ситуации всё большее значение приобретает разработка педагогических технологий, ориентированных на воспитание у детей культуры здоровья.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» и включает в себя систему мер, предполагающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка и активное формирование здорового образа жизни на всех этапах его обучения и развития.
Цель: создание в МБДОУ детский сад №11 условий, обеспечивающих развитие культуры здоровья, охрану здоровья и безопасности; формирование у воспитанников и других участников воспитательно-образовательного процесса ценности здорового образа жизни; обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Поддержка санитарно - гигиенического режима, профилактика травматизма.
2. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Организация работы по профилактике заболеваний органов зрения, опорно-двигательной системы (плоскостопие и нарушение осанки), заболеваний, вызванных вирусными инфекциями.
3. Пропаганда здорового образа жизни.
4. Формирование у воспитанников убеждения в личной ответственности за состояние здоровья.
5. Работа с педагогами по изучению и внедрению элементов здоровьесберегающих технологий.
6. Диагностика и мониторинг состояния здоровья воспитанников.
7. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
8. Выявление и сопровождение (психолого-педагогическое, медико-социальное) детей группы риска.
9.Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий, используемых в дошкольном учреждении: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесберегающие образовательные технологии.
Составляющие элементы медико-профилактических технологий:
- организация мониторинга здоровья дошкольников;
- разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
- контроль за физическим развитием дошкольников;
- закаливание;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Основная цель данной технологии - сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и
нормами.
Составляющие элементы физкультурно-оздоровительных технологий:
- развитие физических качеств, двигательной активности;
- становление физической культуры дошкольников;
- дыхательная гимнастика;
- массаж и самомассаж;
- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
- профилактика зрения.
Основной целью данной технологии является развитие физических качеств и двигательной активности детей и профилактика нарушений в физическом развитии детей.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка:
- психологическое или психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка;
- эмоционально благоприятная обстановка в группе.
Основная цель - обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
- личностно-ориентированное воспитание и обучение дошкольников, решение задач здоровьесбережения через обучение самих детей здоровому образу жизни, культуре здоровья;
- учет специфики возрастных особенностей ребенка.
Основной целью этих технологий является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
Основные направления деятельности по созданию здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ следующие:
- организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
- обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников;
- организация здорового сбалансированного питания;
- обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;
- организация лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
- физическое воспитание детей.
Для того, чтобы работа в данных направлениях проходила успешно, необходимо:
- обучение детей элементарным приёмам здорового и безопасного образа жизни (оздоровительная гимнастика, игры в течение дня, игры – релаксации, привитие детям гигиенических навыков, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, функциональная музыка, специально организованные занятия оздоровительной физкультуры, массовые оздоровительные мероприятия, закаливание, упражнения для глаз);
- работа с семьей (информационно-просветительская работа: пропаганда здорового и безопасного образа жизни, консультации, индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях, буклеты);
- создание условий развивающей среды (изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, подбор картотеки, разработка отдельных оздоровительных комплексов).
Календарно-тематическое планирование мероприятий
1 группа раннего развития
Месяц | Название мероприятия | Основные задачи | Примечание |
Сентябрь | Анкетирование родителей «Давайте познакомимся» | 1. Познакомить с условиями воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов в детском саду. 2. Показать оснащение и оборудование группы. Установить контакт с родителями. 3. Изучение специфики семьи. | Беседы с родителями «Адаптация ребёнка в детском саду», «Особенности адаптационного периода». |
Октябрь | Занятие «Волшебные витаминки» | 1.Добиться закрепления знаний детей о пользе овощей и фруктов. 2. Рассказать детям о том, что для здоровья важно разнообразное питание. | Рассматривание иллюстраций |
Родительское собрание «Примите наши правила. Малыш в период адаптации» |
| Беседа, консультация | |
Ноябрь | Занятие «В гости к солнышку» |
| Прогулка, беседа с детьми |
Занятие «Прогулка на автобусе» |
| Беседа, игра, рассматривание иллюстраций | |
Декабрь | Фотовыставка «Наш малыш» |
| Оформление стенда |
Январь | Игровое занятие «Кукла Маша заболела» |
| Игра, беседа |
Февраль | Занятие «Водичка, водичка умой мое личико» | 1.Закрепление навыков в умывании. 2.Знакомство с предметами туалета и их назначением. 3.Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными. | Беседа, показ, игра |
Март | Занятие «Наше тело» | 1.Формировать представление о частях тела человека (руки, ноги, голова, туловище). 2.Уточнить и обобщить знания о строении тела человека и животного (зайчика) и его функциях; расширить представление о людях: мальчик, девочка. 3.Воспитывать бережное отношение к себе, к своему организму; закреплять навыки общения детей друг с другом и взрослым. | Беседа, рассмотрение иллюстрация, игра |
Апрель | Занятие «Таблетки растут на грядке» |
| Беседа, рассказ, чтение загадок, стихов, игра |
Май | Занятие «На улице» | 1.Познакомить детей с улицей. | На прогулке |
2 группа раннего развития
Месяц | Название мероприятия | Основные задачи | Примечание |
Сентябрь | Анкетирование родителей «Мой ребенок» | 1. Познакомить с условиями воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов в детском саду. 2. Показать оснащение и оборудование группы. Установить контакт с родителями. 3. Изучение специфики семьи. | Беседы с родителями «Адаптация ребёнка в детском саду», «Особенности адаптационного периода». |
Октябрь | Занятие «Дождевые капельки» | 1. Обогащать двигательный опыт детей в сочетании разнообразных движений с художественным словом. 2. Учить детей перешагивать через препятствия, ходьбе по гимнастической вперед и боком приставным шагом. | Игра, физические упражнения с использованием гимнастических снарядов |
Занятие «Светофор» | 1.Формировать представления детей о светофоре, его действиях в регулировании дорожного движения. 2.Закреплять знания основных цветов (красный, жёлтый, зелёный). 3.Воспитывать навык правильного поведения на дороге. | Беседа, рассматривание иллюстраций, игра | |
Ноябрь | Родительское собрание «Можно ли обойтись без наказания?» | 1.Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их. | Беседа, консультация |
Декабрь | Занятие-прогулка «Наступила зима» | 1. Адаптация ребенка к холодному времени года. 2.Познакомить детей со свойствами снега. | Рассматривание снежинки. |
Январь | Занятие «Да здравствует мыло душистое» | 1.Познакомить детей со свойствами мыла, закрепить знания детей о пользе мыла. 2.Воспитывать культурно-гигиенические навыки. | Чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Эксперименты с водой и мылом. |
Февраль | Беседа с родителями «Правильное питание дошкольника» | 1. Создавать условия для повышения качества деятельности детей по самообслуживанию во время подготовки к приему пищи. 2.Совершенствовать культурно-гигиенические навыки: аккуратно мыть и насухо вытирать руки, вешать полотенце на место. | Беседа, рассмотрение картинок, иллюстраций |
Игровое занятие «Мебель для медведя» |
| Игра с использованием строительного конструктора | |
Март | Игровое занятие «Безопасность на улице» | 1.Учить детей правильно вести себя на улице. Не общаться с чужими людьми. | Беседа, рассказ, чтение стихов |
Занятие ««Чтобы зубки не болели» | 1. Продолжать формировать бережное отношение к своему организму. 2.Учить бережному отношению к зубам. | Беседа, рассказ. | |
Апрель | Занятие «Глаза – мои помощники» | 1.Обеспечить формирование представления об органах зрения – глазах. 2.Учить бережному отношению к глазам. | Беседа, рассказ, гимнастика для глаз. |
Май | Физкультурный досуг «Вместе - дружная семья» |
| Игры, соревнования |
Все мероприятия проводятся в комплексе с утренней гимнастикой, гимнастикой после сна, процедурами закаливания (мокрая дорожка, бег босиком, хождение по массажной дорожке), релаксационными упражнениями. Ежедневная гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Ежедневные прогулки на свежем воздухе в любую погоду (2 раза в день), одежда по сезону.
Показатели, по которым отслеживается эффективность работы по реализации программы:
- легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
- редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (не более 1 раза в год);
- усвоил основные культурно-гигиенические навыки: быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскает рот после еды, моет ноги перед сном, правильно пользуется носовым платком и расческой, следит за своим внешним видом;
- отсутствие травматизма;
- знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.);
- умение правильно и оперативно реагировать в чрезвычайных ситуациях;
- формировать первичные представления о машинах, улице, дороге;
- знакомить с некоторыми видами транспортных средств;
- знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами;
- знакомить с понятиями «можно - нельзя», «опасно»;
- формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.);
- имеет сформированные представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье;
- благоприятный психологический климат в группе;
- комфортное состояние воспитанников в учреждении;
- повышение педагогической компетентности родителей.
Диагностический инструментарий
Методика изучения прогноза адаптации.
Анкета поможет родителям и педагогам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, получаем примерный прогноз на адаптационный период ребенка.
Фамилия имя ребенка______________________________Дата рождения_______________
1.Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное - 3 балла
Неустойчивое - 2 балла
Подавленное - 1 балл
2. Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла
Долго не засыпает - 2 балла
Неспокойно - 1 балл
3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
Да - 1 балл
Нет - 3 балла
4 .Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч - 3 балла
1 ч - 1 балл
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший - 4 балла
Избирательный - 3 балла
Неустойчивый - 2 балла
Плохой - 1 балл
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно - 3 балла
Отрицательно - 1 балл
7. Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да - 3 балла
Нет, но бывает сухой - 2 балла
Нет и ходит мокрый - 1 балл
8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)- 1 балл
Нет - 3 балла
9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
11. Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Не играет сам - 1 балл
12. Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
13. Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко - 3 балла
Тяжело - 1 балл
17. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть - 1 балл
Нет - 3 балла.
Кол-во баллов: _______________
Прогноз адаптации:
Готов к поступлению в ДОУ 40 -55 баллов
Условно готов 24-39 баллов
Не готов 16-23 баллов
Анкета для родителей ясельной группы
Адаптация детей раннего возраста в детском саду
Фамилия, имя ребенка__________________________________________
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, отмечая галочкой подходящий ответ
Бодрое, уравновешенное, 4 Неустойчивое, раздражительное, Подавленное. 3 |
Быстро до 10 минут, 4 Медленнее. 3 |
Спокойно, 4 Неспокойное. 3 | 4.Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? Дополнительные воздействия, 4 Без дополнительных воздействий 3 |
Глубокий спокойный, 4 Неглубокий, неспокойный. 3 |
Хороший, 4 Избирательный, неустойчивый, Плохой. 3 |
Положительное, 4 Отрицательное. 3 |
Есть (сосет палец, соску, качается), Нет. 4 3 |
Проявляет, Недостаточно, 4 Не проявляет. 2 |
Проявляет, Недостаточно, 4 Не проявляет. 2 |
Да, Нет. 4 1 |
Сам готовится к игре, С помощью взрослого. 4 1 |
Да, Нет. 4 1 |
Да, Нет. 4 1 |
Сам вступает в контакт, Сам не вступает в контакт. 4 1 |
Сам вступает в контакт, Сам не вступает в контакт. 4 1 |
Да, 4 Нет. 3 |
Умеет играть самостоятельно, 4 Сам не играет. 3 |
Легко идет на контакт, Избирательно, Трудно. 4 1 |
Легко идет на контакт, Избирательно, Трудно. 4 1 |
Да, Недостаточно, 4 Нет. 2 |
Да, Недостаточно, 4 Нет. 2 |
Да, 4 Не всегда, Нет. 3 | Вывод: (прогноз адаптации по среднему числу баллов) средний бал 2, 387. Адаптация средней тяжести. |
На основании показателей выше приведенной анкеты для родителей, можно сделать следующий прогноз адаптации: (вывод и рекомендации даются на обратной стороне анкеты индивидуально на каждого ребенка).
Вывод: Адаптация средней тяжести. Прием в детский сад с рекомендациями
Рекомендации: Чаще общайтесь с ребенком. Не оставляйте ребенка первое время в детском саду на весь день. Помогите ребенку найти себе игру. Создавайте вместе с ребенком ситуацию игры (подбор игрушек). Подводите к решению проблемных ситуаций. Настойчиво привлекай ребенка к играм и занятиям. Рекомендуются игры, развлечения, показы, слушание музыки, пение. Поощряйте совместные и самостоятельные игры. Учитывая уровень НПР (нервно-психического развития) стимулируйте умения, которыми ребенок владеет. При адаптации следите за настроением, сном, аппетитом, т.д.
Диагностика готовности детей к поступлению в детский сад
(заполняется один раз при поступлении ребенка в детский сад)
Фамилия, имя ребенка__________________________________________
№ | Параметры | Дополнительный вопрос к матери ребенка | Баллы | |||
1. Поведение | ||||||
1.1. | Настроение: бодрое, уравновешенное, раздражительное, неустойчивое, подавленное | Какое из перечисленных настроений преобладает? | 3 | |||
1.2. | Сон | |||||
1.2.1. | Засыпание | |||||
1.2. 1.2. | Длительность: Быстрое, до 10 минут, медленное | Как засыпает ребенок? | 3 | |||
1.2. 1.2. | Характер: спокойный, неспокойный | 3 | ||||
1.2. 1.3. | 1) использую дополнительные воздействия; 2) без дополнительных воздействий | Что вы делаете, чтобы ребенок заснул? | 3 | |||
1.2. | Сон: длительность соответствует возрасту, не соответствует возрасту | Какова длительность сна? | 3 | |||
3.1. | Аппетит: хороший, избирательный, неустойчивый, плохой | Какой аппетит у ребенка? | 3 | |||
1.4. | Отношение к высаживанию на горшок: положительное, отрицательное | Как ребенок относится к этой процедуре? | 3 | |||
1.5. | Навыки опрятности: просится на горшок, не просится, но бывает сухой, не просится, ходит мокрый | 3 | ||||
1.6 | Отрицательные привычки: есть (какие?), нет | Сосет пустышку, палец, раскачивается и т.д. | ||||
Нервно-психическое развитие | ||||||
2.1. | Возраст 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес. Понимание речи Движения Игра Навыки | Выявляются методом диагностики | ||||
2.2. | Возраст 1 г. 9 мес. - 2 г. Понимание речи Активная речь Игра | Соответствует возрасту - 36 Ниже на один эпикризный срок -26 Ниже на 2-3 эпикризных срока -16 | 3 | |||
Навыки | ||||||
3. Личность | ||||||
3.1. | Проявление познавательных потребностей | Проявляет интерес к игрушкам, предметам дома и в новой обстановке? | ||||
3.1.1. | В повседневной жизни: Недостаточно проявляет, Не проявляет | А) Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке? Б) Интересуется ли действиями взрослых? Любит ли заниматься, внимателен, активен, усидчив? | 2 | |||
3.1.2. | При обучении: Проявляется интерес, активность; Недостаточно проявляет, Не проявляет | 3 | ||||
3.2. | Инициативность | |||||
3.2.1. | Инициативность в игре: Проявляет инициативность по всем указанным параметрам, Умеет сам найти для себя дело: Да, Нет, Есть фаза подготовки игры самостоятельно, с помощью взрослого Есть элементы воображения: Да, нет | 3 | ||||
3.2.2. | Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми: вступает в контакт по своей инициативе, сам не вступает в контакт | 3 | ||||
3.2.3. | Инициативность во взаимоотношениях с детьми: Вступает в контакт по своей инициативе, сам вступает в контакт | 3 | ||||
3.3. | Результативность: Доводит начатое дело до конца, не всегда, не играет сам | 3 | ||||
3.5. 3.5.1. | Социальные связи со взрослыми легко идет на контакт, избирательно, трудно | 3 | ||||
3.5.2. | Контакты с детьми. Вступает легко, Избирательно, Трудно | 2 | ||||
3.5.3. | Наличие опыта совместной дея- | 3 | ||||
тельности со взрослыми: - есть, - недостаточные, - нет | ||||||
3.5.4. | Уверенность в себе: есть, не всегда, нет | 3 | ||||
3.5.5. | Адекватное отношение к оценке взрослым деятельности ребенка: да, не всегда, нет | 2 | ||||
3.5.6. | Был ли опыт разлуки с близкими. Как перенес (санаторий, больница и др. -): легко, нет | 3 | ||||
3.5.7. | Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых | К кому именно? | ||||
Прогноз адаптации (по среднему числу баллов): Средний балл - 2,72 3-2. 66. - готов к поступлению в д/с Готов к поступлению в детский сад 2,5 - 2 - условно готов 1,9- 1, 6 б. - не готов |
Прогноз адаптации - готовность к поступлению в ДО У, определяется по
сумме баллов:
18-15 баллов - готов;
10-14 баллов - условно готов;
9-6 баллов - не готов.
Анализ готовности к поступлению в ДОУ и индивидуального течения
адаптации проводит старший воспитатель или психолог с рекомендациями
(пишутся на этом же листе или на оборотной стороне листа) для воспитателей
и родителей, например:
Рекомендации для родителей:
- Воспитывайте в ребенке уверенность в себе;
- Принимайте активное участие в игровой деятельности ребенка;
- Чаще проводите время с ребенком на свежем воздухе (прогулки, игры);
- Необходима спокойная, игровая деятельно перед сном; т.д.
Рекомендации для воспитателей:
- Постепенно отучайте ребенка от вредных привычек;
- Рекомендуется постепенное пребывание ребенка в адаптационный период в детском саду;
- Уделяйте больше внимания ребенку в зависимости от его индивидуального и эмоционального состояния; т.д.
Анкета
«Готовность ребенка к поступлению в д\с»
Ф.И. ребенка _____________________________________________
Дата рождения_______________ Возраст _____________________
1. Какое настроение преобладает у ребенка? (подчеркнуть)
- Бодрое, уравновешенное - 3 балла,
- Раздражительное, неустойчивое - 2
- Подавленное - 1.
2. Как ваш ребенок засыпает?
- Быстро (до 10 мин) - 3,
- Медленно - 2,
- Спокойно - 3,
- Неспокойно - 2.
З. Что вы делаете, чтобы ваш ребенок заснул?
- Дополнительное воздействие - 1,
- Без воздействия - 3.
4. Какова продолжительность сна у Вашего ребенка?
- 2 часа - 3,
- менее 1 часа - 1.
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
- Хороший - 4,
- Избирательный - 3,
- Неустойчивый - 2,
- Плохой - 1.
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
- Положительно -3,
- Отрицательно -1,
- Просится на горшок -3,
- Не просится, но бывает сухой - 2,
- Не просится и ходит мокрый - 1.
7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
- Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать др.)- 1,
- Нет отрицательных привычек — 3.
8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
- Да-3,
- Нет-1,
- Иногда-2.
9. Проявляет ли интерес к действиям взрослых?
- Да - 3,
- Нет - 1,
- Иногда - 2.
10. Как Ваш ребенок играет?
- Умеет играть самостоятельно - 3,
- Не всегда - 2,
- Не играет сам - 1.
11. Взаимоотношения со взрослыми:
- Легко идет на контакт - 3,
- Избирательно - 2,
- Трудно - 1.
12. Взаимоотношения с детьми:
- Легко идет на контакт - 3,
- Избирательно - 2,
- Трудно - 1.
13. Отношения к занятиям: внимателен, усидчив, активен:
- Да - 3,
- Нет - 1,
- Не всегда - 2.
14. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
- Есть - 3,
- Не всегда - 2,
- Нет - 1.
15. Есть ли опыт разлуки с близкими?
- Перенес разлуку легко - 3,
- Тяжело- 1.
16. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
- Есть-1,
- Нет-3.
Прогноз адаптации:
55 — 40 баллов - готов к поступлению в д\с.
39 — 24 балла - условно готов.
23-16 балла - не готов.
Диагностическая карта
Ф.И. ребенка _____________________________________________________________
Возраст ребенка к моменту поступления в детский сад ____________________________
Дата поступления ___________________________________________________________
Обследуемые характеристики | Результаты обследования |
1. Семейный портрет:
| |
2. Уровень физического развития (норам, выше, ниже нормы) | |
3. Общее состояние здоровья (заболевания в днях за год) - профиль заболеваний | |
4. Группа здоровья ( I-V ) | |
5. Уровень развития моторики: а) степень освоенности основных движений; б) уровень развития мелкой моторики и координации движений: (соответствует норме, выше, ниже нормы) в) качества: (соответствие с нормой)
| |
6. Общение:
(норма или отклонения) | |
7. Особенности нервно-психического развития:
(соответствие возрастным показателям | |
8. Интересы и склонности | |
9. Привычки | |
10. Культурно-гигиенические навыки |
Анкета для родителей
(при поступлении ребенка в детский сад)
- Фамилия, имя ребенка
- Дата рождения
- Ф.И.О. отца, место работы
- Ф.И.О. матери, место работы
- Домашний адрес, телефон
- Какой ребенок по счету в семье (возраст сестры или брата)
- Как протекали беременность, роды?
- Были ли проблемы в развитии ребенка до поступления в дошкольное учреждение?
- Какие болезни перенес ребенок?
- Есть ли аллергия у ребенка на пищевые продукты, медикаменты? (назовите их конкретно)
- Часто ли ребенок плачет?
- Какое обычно настроение преобладает у ребенка (спокойное, плаксивое, возбужденное - подчеркните)?
- Есть ли у ребенка страхи? Чего боится ребенок?
- Быстро ли устает ребенок?
- Как ребенок относится к незнакомым взрослым, детям?
- Кто чаще воспитывает ребенка?
- Есть ли трудности у ребенка в одевании, засыпании, еде?
- Какой режим в семье?
- Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье (поощрения, наказания, внушения, выговор, объяснения, рассуждение)?
Наблюдения в период адаптации
(лист должен быть на каждого ребенка, заполняется в период адаптации
индивидуально по каждому ребенку)
Фамилия, имя ребенка ______________________________________________________
Дата рождения _____________ Возраст _____________ Дата поступления в ДОУ ______
Адаптационные данные | Дни наблюдений | ||||||||
Настроение: | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 8-й | 16-й | 32-й | 64-й | 128-й |
Аппетит: завтрак обед полдник | |||||||||
Сон: засыпание длительность | |||||||||
Активность: в игре в речи | |||||||||
Взаимоотношения с детьми | |||||||||
Взаимоотношения с взрослыми |
Оценка адаптации определяется по ее длительности и количеству показателей, имеющих отклонение от возрастных норм. Индивидуальные листы наблюдения в период адаптации ведутся воспитателями групп. Данные заносятся в те дни, которые указаны в листе. В том случае, если ребенок заболел, отмечается дата начала и конца заболевания. При возвращении ребенка после болезни, его поведение отмечается три дня подряд, а затем в указанные сроки. Длительность адаптации:
от 8 до 16 дней - легкая
от 17 до 30 дней - средней тяжести
выше 30 дней - тяжелая
Обозначения в листах наблюдений в период адаптации:
хорошо - «+»;
неустойчиво - «- + »;
плохо - « - »;
дома - « Д »;
болезнь - « Б ».
При определении степени адаптации на определенного ребенка, далее лист
адаптации на этого ребенка - не ведется, например: если ребенок от (8-го до 16-го) дней адаптации показывает хорошие результаты, то в листе наблюдения пишем «Адаптация легкой степени» и запись в листе адаптации не фиксируем, но наблюдение за этим ребенком продолжаем, или, если ребенок только от (17-го до 32-го) дней адаптации показывает положительные результаты, то в листе адаптации пишем «Адаптация средней тяжести» и запись в листе адаптации дальше не фиксируем, продолжая за ним наблюдение, и т.д. на каждого ребенка.
Диагностика развития игры.
Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.
Анализ уровня развития игры:
1) неадекватные действия с игрушкой;
2) манипуляция с предметами — до 2 лет;
3) процессуальные игровые действия — с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т. п.);
4) процессуальная игра с элементами замысла — от 2—3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.);
5) сюжетная игра — к 3 годам.
Диагностика развития двигательной сферы.
Общая моторика.
Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам:
1 год — самостоятельная ходьба;
1,5—2 года — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;
2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;
3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12—15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.
Одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.
Отчетливость движений: ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие)синкенезий.
Тонкие движения пальцев рук
Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами.
Нормативы:
2 года — повторяют штрихи, рисуют круги;
2,5—3 года — рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека — «головонога».
Оральный праксис:
губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку);
щек (надуть и втянуть щеки);
языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка «горку»).
Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые, объем (доводятся ли движения до конца, переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.
Исследование памяти
Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.
Нормативы:
1,5 года — выполняют 3 действия;
2 года — выполняют 3—4 действия;
3 года — выполняют 5 действий.
Игра «Что изменилось — чего не стало»
Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.
Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.
Методика психолого-педагогической оценки негативных тенденций
в развитии детей 1-3 лет (Афонькина Ю.А.)
Методика проводится в ходе наблюдения за ребенком в разных видах деятельности, беседы с воспитателями или родителями.
Шкала наблюдения (вопросов):
1.Наличие вредных привычек у ребенка:
- проявляются постоянно(4 балла)
- проявляются эпизодически под влиянием внутреннего состояния ребенка, например в ситуации стресса (3 балла)
- проявляются эпизодически в зависимости от внешних факторов, например ухода родителей (2 балла)
- проявляются редко, чаще на фоне переутомления (1 балл)
- не проявляются (0 баллов)
2. Наличие страхов:
- проявляются очень часто; устойчивы, навязчивы, множественны; приводят к снижению уровня активности, нарушениям в физиологической сфере (сон, питание и пр) (4 балла)
- проявляются часто и приводят к дезориентации ребенка и ярко выраженному эмоциональному дискомфорту (3 балла)
- проявляются не часто, но сохраняются в течении определенного времени (2 балла)
- проявляются редко, обычно под влиянием сказочных персонажей, и легко проходят (1 балл)
- не проявляются (0 баллов)
3. Аффективность:
- превращается в обычный способ поведения (4 балла)
- становится средством воздействия на взрослого, манипулирования им для достижения собственных целей (3 балла)
- проявляется эпизодически в некоторых ситуациях (2 балла)
- не присуща (0 баллов)
4. Капризность или упрямство:
- становится привычным способом поведения (4 балла)
- проявляется часто в определенных ситуациях; может выступать неадекватным коммуникативным актом, средством воздействия на взрослого (3 балла)
- проявляется не очень, в определенной ситуации; переключение достигается с трудом (2 балла)
- проявляется редко, обычно при переутомлении, плохом самочувствии, легко проходит (1 балл)
- не проявляется (0 баллов)
5. Негативизм:
- становится привычным способом поведения (4балла)
- проявляется во многих видах деятельности (3 балла)
- проявляется часто, настойчиво (2 балла)
- проявляется при нарушении самостоятельности (1 балл)
- не проявляется (0 баллов)
Интерпретация данных:
Низкий уровень развития негативных тенденций у ребенка – 0-6 баллов
Средний уровень – 7-14 баллов
Высокий уровень – 15-20 баллов
Методика психолого-педагогической оценки общения воспитателя
с детьми 1-3 лет (Афонькина Ю.А.)
Наблюдение за общением воспитателя с детьми в различных видах деятельности.
Обработка данных проводится по следующей шкале.
1.Особенности обращения к ребенку:
- всегда обращается на личностно-эмоциональном уровне (4 балла)
- эпизодически обращается на личностно-эмоциональном уровне (3 балла)
- обращается на деловом уровне (оценивая, указывая, одергивая и пр.) (2 балла)
- обращается к ребенку редко, только в ситуации нарушения дисциплины, правил и пр (1 балл)
- не обращается к ребенку (0 баллов)
2. Преодоление особенностей детей, препятствующих их успешной деятельности (ситуативности поведения, низкой работоспособности и пр.):
- преодолевает успешно: широко использует разнообразные приемы, реагирует на специфические проявления каждого ребенка (4 балла)
- преодолевает успешно: ориентируется на содержание и структуру деятельности и используемый дидактический и игровой материал (3 балла)
- преодолевает не очень успешно: не всегда удается организовать деятельность ребенка (2 балла)
- преодолевает неуспешно, использует неадекватные приемы (1 балл)
- не замечает особенностей детей, мешающих им активно участвовать в деятельности (0 баллов)
3. Организация использования предметно-развивающей среды:
- побуждает детей к активной деятельности, с активизацией разнообразных анализаторов и форм активности; создает действенную мотивацию с опорой на интересы и потребности ребенка; учит продуктивно действовать; создает условия для индивидуальной активности (4 балла)
- побуждает детей к активному использованию среды, учит действовать в ней, но не индивидуализирует их активность (3 балла)
- побуждает детей действовать в предметно0развивающей среде, учит разнообразным способам активности, но директивно, не опираясь на потребности ребенка (2 балла)
- предлагает детям развивающий материал, но не обучает способам активной деятельности: берет инициативу на себя, отводя детям роль созерцателей и помощников (1 балл)
- предлагает детям развивающий материал, который не соответствует их потребностям, возможностям; игнорирует их инициативу (0 баллов)
4. Регулирование детских взаимоотношений:
- стимулирует у детей симпатии друг к другу; побуждает к содействию; предотвращает конфликты (4 балла)
- стимулирует интерес к сверстнику; содействие детей стимулирует редко; позитивно и быстро разрешает конфликты (3 балла)
- обращает внимание ребенка на сверстника, приводя его в пример; побуждает подражать; конфликты разрешает директивно (2 балла)
- включается в детские контакты только при наличии конфликтов; предпочитает метод санкций (1 балл)
- не акцентирует внимание на детских взаимоотношениях (0 баллов)
5. Создание психологического климата:
- дети заняты деятельностью; заинтересованы, доброжелательны, инициативны (4 балла)
- дети заняты деятельностью; настроены на общую с воспитателем активность, но никаких эмоций (восторг, радость, удивление) не проявляют (3 балла)
- не все дети включены в деятельность; могут испытывать дискомфорт по разным причинам; эмоции неустойчивы (2 балла)
- наблюдается повышенная конфликтность детей (1 балл)
- интереса к деятельности нет; дети часто отвлекаются, не проявляют выраженного интереса к педагогу или предлагаемому материалу; конфликтны; наблюдается физическая агрессия по отношению к сверстникам или игрушкам; на предложения воспитателя отвечают отказом (0 баллов)
6. Отношение к детской самостоятельности:
- самостоятельность поощряется на уровне постановки и достижения целей (4 балла)
- воспитатель самостоятельность поощряет, но не учит ребёнка достигать цель; быстро разрешает сам поставленную перед ребенком задачу (3 балла)
- самостоятельность не поощряет; делает акцент на послушании; директивное общение с детьми (2 балла)
- самостоятельность организована директивно; проявления самостоятельности не отмечаются (1 балл)
- самостоятельность организована директивно; проявления самостоятельности не поощряются (0 балл)
Интерпретация данных:
Низкий уровень – 0-9 баллов
Средний уровень – 10-17 баллов
Высокий уровень – 18-24 баллов
Список литературы
1. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
3. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М.,2006.
4. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б.Б.Егорова. – М.,2004.
5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
6. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2002.
7. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Создание здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ»
Методическая разработка предназначена для воспитателей детского сада, как помощь при создании здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в группе ДОУ. Мето...
ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Представленный опыт работы раскрывает вопросы использования здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста, а также сотрудничества с семьями...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»
Пояснительная запискаСегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сох...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса "Растём здоровыми"
Рабочая программа "Растём здоровыми"...
Методическая разработка "Создание здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ"
Методическая разработка "Создание здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ"...
План работы по созданию здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ
План работы по созданию здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ...