проект по формированию ЗОЖ у воспитанников среднего дошкольного возраста
проект (средняя группа) на тему
ПРоект разработан воспитателем средней группы и инструктором по физической культуре для пропаганды ЗОЖ среди родителей и воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.docx | 20.14 КБ |
anketa.docx | 16.25 КБ |
prilozheniya_k_proektu_put_k_zdorovyu.docx | 39.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27
станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район
Проект «Путь к здоровью»
Разработали: воспитатель Козык М.А., инструктор по физической культуре Табакова С.А.
2018 год
Информационная карта проекта:
Проект: «Путь к здоровью»
Участники: воспитанники средней гр., родители, воспитатель Козык М.А., инструктор по физической культуре Табакова С.А.
Продолжительность проекта: среднесрочный (с 1.03.2018 по 17.05.2018)
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.
Актуальность: Семья и детский сад – это важнейшие социальные институты, определяющие развитие маленького ребенка. У семейного и общественного дошкольного воспитания различное предназначение, у каждого своя уникальная миссия, поэтому семья и ДОУ не могут заменить друг друга.
Сотрудничество семьи и педагогов предполагает объединение усилий, их совместную деятельность, выстраивание партнерских отношений для обеспечения максимально благоприятных условий развития и воспитания детей в семье и дошкольном учреждении.
На современном этапе развития дошкольного образования ставится вопрос о необходимости взаимодействия с родителями на новых принципах и новых формах.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, причем решать системно и сообща. Оздоровление детей - это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная систематически спланированная работа всех участников образовательного процесса на длительный срок.
Лишь тесное взаимодействие родителей, воспитателей группы и других специалистов ДОУ позволит организовать более эффективную деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей, предполагающую формирование у семей воспитанников ДОУ потребности в здоровом образе жизни и как следствие снижение заболеваемости детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей.
Цель: установление сотруднических отношений между родителями и педагогами по формированию навыков здорового образа жизни у детей.
Задачи проекта
Образовательные. Сформировать понятие «здоровье». Дать представление детям о своем теле, предназначении и функционировании некоторых его органов, о необходимости бережного отношения к своему здоровью. Сформировать представление о понятиях «опасно для здоровья» и «безопасно для здоровья», о видах спорта, о здоровье, расширить представление о «полезных» и «вредных» продуктах питания.
Воспитательные. Воспитывать бережное отношение своему телу и здоровью, чувство безопасности.
Развивающие. Развивать физические качества (ловкость, меткость, прыгучесть), функциональные возможности организма.
Задачи в работе с родителями. Информировать родителей о важности приобщения детей к здоровому образу жизни, о деятельности ДОУ, направленной на оздоровление и физическое развитие воспитанников; привлекать родителей к проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий, пополнению предметно-пространственной среды группы физкультурным оборудованием.
Итоговое мероприятие: круглый стол «Здоровый образ жизни в летний период».
Ожидаемые результаты: В результате реализации данного проекта будет создана система совместных мероприятий, направленных на установление сотруднических отношений между родителями и педагогами по вопросам формирования навыков здорового образа жизни. Повысится активность родителей в совместной с педагогом деятельности по формированию здорового образа жизни детей. Родители приобретут знания, практические умения и навыки осуществления совместной с педагогами оздоровительной работы. Они станут единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей. А также педагогами будет приобретен опыт сотрудничества по созданию благоприятных условий для оздоровления ребёнка.
Практическая значимость: Прививать навыки здорового поведения (безопасного, пищевого), осознанного отношения к своему телу, предоставить родителям возможность привить детям навыки ЗОЖ в совместной работе с педагогами, вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Ресурсное обеспечение проекта:
-Уголок физического воспитания;
-картотека бесед о ЗОЖ;
-картотека загадок о спортивном оборудовании, видах спорта, режимных моментах;
-нетрадиционное физкультурное оборудование;
-дидактически игры на формирование ЗОЖ.
Ход реализации проекта
1 этап (подготовительный)
Изучение литературы по теме, разработка проекта, подбор методического и дидактического материала, обновление и пополнение предметно-пространственной среды, ознакомление родителей со значимостью проектной деятельности по данной теме, разработка информационно-наглядного материала, ознакомление родителей с положением конкурса по изготовлению нетрадиционного физкультурного оборудования.
2 этап (основной)
Образовательные области | Формы организации |
Познавательное развитие | Беседы «Ребёнок и здоровье», «Полезные и вредные продукты», «Личная гигиена», «Тело человека», «Со спортом дружить –здоровым быть!», «Зачем нужен режим дня». «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Врачи – наши помощники», «Как я буду заботиться о своём здоровье», «Опасное и безопасное поведение», складывание пазлов «Виды спорта» |
Речевое развитие | Загадки о видах спорта, о режиме дня, о физкультурном оборудовании. Чтение: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Сказка про глазки: поучительные истории», С. Михалков «Про девочку Юлю, которая плохо кушала», рус. Народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», составление рассказов по картине («Таня не боится мороза», «Полезные и вредные продукты»), работа с дидактическими карточками «Овощи и фрукты», «Безопасность дома и на улице», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»», заучивание стихотворений Н. Нищева «Компот», Ю.Тувим «Овощи», Ю. Шигаев «Я сегодня медсестра», считалок |
Физическое развитие | Игры «Найдём зайку», «Поезд», «Пробеги тихо», «Зайцы и волк», «Совушка», «Кто скорее добежит до флажка», «Цветные автомобили», «Птички и кошка», «Пилоты», «Котята и щенята», «Лиса в курятнике», «Лягушки», «Найдём зайца», «Бабочки и лягушки», «Бездомный заяц», «У медведя во бору». «Барашек». Игры с физкультурным оборудованием |
Художественно-эстетическое развитие | Раскраски «Виды спорта», «Спортивное оборудование», «Овощи», «Ягоды» Рисование «Как мы играли в подвижную игру «Бездомный заяц»» Аппликация «Помидоры и огурцы в банке» Работа с лабиринтами |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры «Что вредно, а что - полезно», «Что сначала, что потом», «Подбери предметы», «Полезная и вредная еда», «Опасно-не опасно», «Правила гигиены», «Угадай, кто позвал», моделирование ситуаций «Если я сделаю так…», «Мой день» |
3 этап (заключительный)
Предполагает повышенный интерес у детей и родителей к данной теме, привлечение родителей к совместной деятельности с педагогами, информирование по теме «Здоровый образ жизни». Презентация проекта
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап | Содержание работы инструктора | Содержание работы воспитателя |
П | - составление анкет (до 22.02.18); - составление «Положения о конкурсе оборудования» - изготовление образцов нетрадиционного оборудования; - изготовление дидактических и настольных игр о здоровом образе жизни | С родителями: - знакомство с целями, задачами и направлениями реализации проекта; - проведение анкетирования; - знакомство с «Положением о конкурсе оборудования» С воспитанниками: - знакомство с настольными и дидактическими играми о здоровом образе жизни |
О | С воспитанниками: - развлечение с детьми «Как Мишка здоровым стал» (05.04.18 в 16.00) - тематическое занятие «Куб здоровья» (18.04.18) С родителями: - родительское собрание в форме брифинга «ЗОЖ в вашем представлении» (15.03.18) - конкурс нетрадиционного оборудования для группы (27.04.18) | С воспитанниками: - беседы: - разгадывание загадок по теме; - чтение и заучивание стихотворений, сказок; - НОД (рисование, аппликация, развитие речи) по теме; - самостоятельная деятельность детей с дидактическими и настольными играми; С родителями: - изготовление оборудования, подготовка к конкурсу; |
З | С родителями: - совместное развлечение детей и взрослых «Веселые старты» (03.05.18) - круглый стол «Здоровый образ жизни в летний период» (17.05.18) С педагогами: - демонстрация презентации проекта на пед.часе (24.05.18) | С воспитанниками: - выставка рисунков, аппликаций (апрель) С родителями: - выпуск стенгазеты «Я не хмурюсь, не тужу. Ведь со спортом я дружу» (до конца апреля); - подведение итогов конкурса оборудования и награждение победителей (03.05.18) С педагогами: - демонстрация презентации проекта на пед.часе (24.05.18) |
Работа с родителями: консультирование на темы "Нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками», «Как укрепить иммунитет ребёнка». Анкетирование «Здоровый образ жизни», «Укрепление здоровья детей в детском саду и дома». Родительское собрание в форме брифинга «ЗОЖ в вашем представлении». Выставка-конкурс нетрадиционного физкультурного оборудования. Совместная эстафета родителей с детьми «Весёлые старты». Круглый стол «Здоровьесбережение детей летом».
Ожидаемые результаты: задачи проекта реализованы, познавательная активность детей повысилась, они проявляют интерес к теме, рассуждают о здоровом образе жизни. Педагогическая составляющая проекта позволила каждому участнику проявить себя в данном вопросе. Поэтому в рамках проекта организованы разные формы работы, поиск необходимой информации. У воспитанников сформировалось осознанное отношение к своему здоровью, о мерах, способствующих его укреплению и разрушению. С помощью родителей в группе пополнена предметно-пространственная развивающая среда.
Использованные источники:
1) Дидактические карточки «Безопасность дома и на улице»;
2) Дидактические карточки «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»»;
3) «Инструктор по физкультуре» № 5/ 2017;
4) «Инструктор по физкультуре» № 6/ 2017;
5) «Инструктор по физкультуре» № 7/ 2017;
6) Интернет-ресурсы detstvo-sh.ru, инфоурок.ру;
7) Мнемосхемы к стихотворениям Ю.Тувима «Овощи», Н. Нищевой «Компот», Ю. Шигаева «Я сегодня медсестра»;
8) «Ребёнок в д /с» №5/ 2017;
9) «Ребёнок в д/с» №12/ 2017;
10) Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье»;
11) Т.А. Шорыгина «Спортивные сказки»;
12) Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр».
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
«Здоровый образ жизни»
Уважаемые родители! Наша группа ведет работу по сохранению и укреплению здоровья детей. Ваши искренние ответы помогут нам в решении этих задач.
Ф. И. ребенка____________________________
1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?
а) совсем не болеет
б) редко болеет
в) часто болеет
2. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребёнка?
а) да
б) нет
в) частично
3. На что, по вашему мнению, должны семья и детский сад обращать внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?
а) соблюдение режима
б) полноценный сон
в) достаточное пребывание на свежем воздухе
г) здоровая гигиеническая среда
д) благоприятная психологическая атмосфера
е) физические занятия
ж) закаливающие мероприятия.
4. Ваш ребенок занимается физкультурой дома?
а) постоянно
б) часто
в) очень редко
г) не занимается
5. Какие закаливающие процедуры вы предпочли бы для своего ребёнка?
а) облегчённая форма одежды на прогулке
б) облегчённая одежда в группе
в) обливание ног водой контрастной температуры
г) хождение босиком
д) прогулка в любую погоду
е) полоскание горла водой комнатной температуры
6. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?
а) да
б) нет
7. Если прививаете, то каким образом?
а) с помощью бесед
б) личным примером
в) совместной деятельностью
8. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада правильным? (сбалансированным)
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
9. Как Ваши дети проводят досуг?
а) у бабушки
б) гуляют во дворе
в) смотрят телевизор
г) с друзьями
д) другое __________________________
10.Есть ли у Вашего ребенка какие-либо спортивные принадлежности, например мяч, скакалка, самокат/велосипед, роликовые коньки и т. д ?.
_____________________________________________________________________________________________________________________
11.Как именно вы оздоравливаете своего ребенка?
а) отдыхаем на море
б) занимаемся гимнастикой (зарядкой)
в) выезжаем на природу (в лес, на рыбалку)
г) другое ___________________________
12. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?
а) из специальных книг
б) из средств информации
в) из беседы с _____________________
г) в детском саду
13. Какую помощь детского сада в этом вопросе вы хотели бы получить?
_____________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за помощь!
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Сводная таблица по результатам анкетирования родителей средней группы (1) на тему «Здоровый образ жизни»
№ | Тема | Количество в % соотношении | |||||||||||||||||||||||
1 | Часто ли болеет ребёнок | Часто – 36% | Редко – 64% | ||||||||||||||||||||||
2 | Осведомлённость родителей о физ.показания для отслеживания нормы развития ребёнка | Да – 36% | Нет – 9% | Частично – 55% | |||||||||||||||||||||
3 | Что способствует здоровому развитию ребёнка | Режим – 91% | Сон – 27% | Пребывание на свежем воздухе – 45% | Гигиена – 73% | Благоприятная псих. Атмосфера – 73% | Физ. занятия – 45% | Закаливание – 27% | |||||||||||||||||
4 | Занимается ли ребёнок физкультурой дома | Постоянно – 9% | Часто – 18% | Редко – 73% | |||||||||||||||||||||
5 | Предпочтительные закаливающие процедуры | Облегченная одежда на прогулке – 18% | Облегченная одежда в группе – 9% | Обливание ног водой – 9% | Хождение босиком – 36% | Прогулка в любую погоду – 54% | Полоскание горла водой комн. T – 18% | ||||||||||||||||||
6 | Прививают ли детям ЗОЖ | Да – 91% | Нет – 9% | ||||||||||||||||||||||
7 | Каким образом | Беседы – 36% | Личный пример – 9% | Совместная деятельность – 55% | |||||||||||||||||||||
8 | Правильно ли питается ребёнок вне ДОУ | Да – 18% | Отчасти – 45% | Нет – 9% | Затрудняюсь – 27% | ||||||||||||||||||||
9 | Как дети проводят досуг | У бабушки – 45% | Гуляют во дворе – 91% | Смотрят ТВ – 45% | С друзьями – 27% | Другое – 9% | |||||||||||||||||||
10 | Есть ли спортивные принадлежности | Мяч – 100% | Скакалка – 63% | Самокат – 72% | Велосипед – 72% | Рол.коньки – 9% | |||||||||||||||||||
11 | Как родители оздоравливают ребёнка | Отдых на море – 72% | Выезд на природу (лес, рыбалка) – 90% | Купание летом в бассейне – 9% | |||||||||||||||||||||
12 | Откуда получают знания о ЗОЖ | Из книг – 27% | Из СМИ – 81% | От др. родителей – 9% | В ДОУ – 27% | ||||||||||||||||||||
13 | Какую помощь желают получить | Помощь логопеда – 9% | Способы закаливания – 9% | Нет необходимости – 82% |
Примечание: Всего опрошено 11 родителей (Ростислава Г., Артёма Д., Кристины К., Алексея К., Дмитрия О., Алисы С., Екатерины Ш., Василисы З., Константина С., Ульяны Н., Ярослава Т.)
Выводы
Родителям необходимо разъяснить значение здорового образа жизни и подробно остановиться на его составляющих (эмоциональное здоровье, режим дня, физические упражнения, нетрадиционное физкультурное оборудование), объяснить, каким образом можно изготовить физкультурное оборудование в домашних условиях и как с ним заниматься.
Сводная таблица по результатам анкетирования родителей средней группы (1) на тему физического воспитания детей
№ | Тема | Результаты в % соотношении | ||||||||||
1 | Двигательные игрушки и пособия, имеющиеся дома | Мяч – 83% | Надувной мяч – 50% | Боксерская груша – 16% | Кегли – 33% | Шары пластмас. – 33% | Мяч с ручками – 50% | Велосипед – 16% | Скакалка – 16% | |||
2 | Позволяет ли пр-во комнаты выполнять физ. упражнения | Да- 100% | ||||||||||
3 | Виды движений, кот. любит выполнять ребёнок | Бег – 100% | Ползание – 83% | Прыжки – 100% | Метание – 50% | |||||||
4 | Инициатор двигательной активности | Ребёнок – 33% | Взрослый – 67% | |||||||||
5 | Техника бега ребёнка | Продолжительный – 33% | Лёгкий (с носка) – 50% | Топающий – 33% | Не обращали внимания - 16% | |||||||
6 | Как ребёнок приземляется при выполнении прыжков | Легко – 67% | Тяжело – 33% | |||||||||
7 | Положение головы при ходьбе | Опущена – 16% | Прямо – 84% | |||||||||
8 | Поведение ребёнка | Непоседливый – 100% | Шумный – 50% | |||||||||
9 | Сформированность гигиенических навыков и их выполнение без напоминаний | Да – 100% |
Примечание: было опрошено 6 родителей ( Алексея К., Богдана Б., Артёма Д., Ростислава Г., Ярослава Т., Василисы З.)
Приложение 2
Конспект родительского собрания в форме брифинга «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»
Приложение 3
Загадки о спортивном оборудовании
Бегу при помощи двух ног, Пока сидит на мне ездок. Мои рога в его руках, А быстрота в его ногах. Устойчив я лишь на бегу, Стоять секунды не могу (велосипед) | Гоняют клюшками по льду Её у нас всех на виду. Она в ворота залетит, И кто-то точно победит. (шайба) |
Эта птица – не синица, Не орёл и не баклан. Эта маленькая птица. Называется … (волан). | Каждый вечер я иду Рисовать круги на льду. Только не карандашами А блестящими … (коньками). |
Силачом я стать хочу. Прихожу я к силачу: «Расскажите вот о чём- Как вы стали силачом?» Улыбнулся он в ответ: «Очень просто. Много лет Ежедневно, встав с постели, Поднимаю я … (гантели). | Палка в виде запятой Гонит шайбу пред собой. ( клюшка) |
Я смотрю - у чемпиона Штанга весом в четверть тонны. Я хочу таким же стать, Чтоб сестренку защищать! Буду я теперь в квартире Поднимать большие… (гири) Два берёзовых коня По снегам несут меня. Кони эти рыжи И зовут их … (лыжи). | Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки. И несут меня не кони, А блестящие … (коньки). |
Любого ударишь – Он злится и плачет. А этого стукнешь – От радости скачет! То выше, то ниже, То низом, то вскачь. Кто он, догадался? Резиновый… (мяч) | Я его кручу рукой, И на шее и ногой, И на талии кручу, И ронять я не хочу. ( обруч) |
Есть у нас коньки одни, Только летние они. По асфальту мы катались И довольными остались (коньки роликовые) | Взял дубовых два бруска, Два железных полозка, На бруски набил я планки. Дайте снег! готовы … (санки). |
Когда апрель берёт своё И ручейки бегут звеня, Я прыгаю через неё, А она – через меня. ( скакалка) | Он велосипеду брат. Без седла и без педалей На спине детей катает Невысокий…( самокат) |
Приложение 4
Положение о конкурсе «Лучшее нестандартное физкультурное оборудование для группы»
Приложение 5
Конспект НОД по физическому развитию в средней группе «Куб здоровья»
Приложение 6
Сценарий спортивного развлечения в средней группе «Как Мишка здоровым стал»
Приложение 7
Сценарий спортивного развлечения для детей средней группы и родителей «Весёлые старты»
Приложение 8
Конспект родительского собрания в форме круглого стола «Сохранение и укрепление здоровья ребёнка летом»
Приложение 9
Памятка для родителей по укреплению здоровья ребёнка в летний период
Приложение 10
КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.«Что сначала, что потом»
Цель: развивать умение детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством; составлять небольшие рассказы.
Детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.
2.«Лабиринты»
Цель: формировать навык ориентироваться на листе бумаги.
Ребёнку предъявляют изображения лабиринтов, «пройдя» по которым можно выполнять действия, способствующие здоровому образу жизни.
«Малыш сидит совсем близко от телевизора и смотрит передачу. Как ты думаешь, это полезно для его здоровья? Чем ты посоветуешь заняться малышу? Помоги добраться до игрушки!»
«Соня хочет почистить зубы. Помоги ей пройти к полочке с зубной щеткой и пастой»
3.«Подбери предметы»
Цель: Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.
Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.
4.Полезная и вредная еда.
Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).
Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.
5.Если сделаю так.
Цели: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность. Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.
Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.
6.Опасно – не опасно.
Цели: упражнять детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.
Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.
Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.
Дети не должны мешать друг другу, при необходимости, дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.
7.Найди опасные предметы.
Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними.
Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.
В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:
Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;
Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку;
Опасно одному выходить на балкон.
8.«Мой день».
Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.
Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.
Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.
9.«Правила гигиены».
Цели: Формировать навык угадывать задуманное действие без его словесного описания, только при помощи жестов и мимики. Развивать логическое мышление.
С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.
10.«Отгадай загадку по картинке».
Цели: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.
Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
11.«Умею — не умею».
Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.
Оборудование: мяч.
Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
12.«Угадай, кто позвал?»
Цели: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.
Ведущий, стоя спиной к детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.
Приложение 11
История о глазах – братьях-близнецах. ( Ребенок в д/с № 8, 2017 г)
Жили-были братья-глаза. Они были дружными, веселыми и любознательными. Рано утром глаза просыпались, умывались и отправлялись гулять. Им нравилось рассматривать все вокруг. Что они могли увидеть? Какие предметы? Какие цвета различают глаза?
История первая – разноцветная (о цветах и оттенках). Игра «Собери друзей одного цвета». «Дорисуй радугу»
История вторая – глазомерная. Выложить на стол две гости конфет. Стали глаза соревноваться: кто сможет определить, не считая, сколько конфет на столе. Один глаз предположил, что 8, а другой – 10. Сначала высказать предположения, потом посчитать. Понравилось глазам соревноваться. Давайте и мы проведем соревнование (эксперимент): будем измерять предметы карандашом, шнуром, полоской из газеты и т.д. угадаем мы длину предмета или нет.
История третья. Глаза в гостях у спортсменов.
Отправились глаза на стадион. Один говорит: «Давай встанем у мишени и будем смотреть, как в нее стрелы попадают». А другой: «Лучше опустимся на дно бассейна и посмотрим, как пловцы соревнуются». Как вы думаете, опасно ли для глаз находиться под водой или у мишени? (ответы детей).
Задание «Что опасно и вредно для глаз». В-ль показывает картинки ( телевизор, флакон духов, компьютер, ножницы, игла, очки и др). Дети говорят, какой вред зрению могут нанести изображенные предметы. Затем формулируют правила обращения с данными предметами: беречь глаза от колющих и режущих предметов, нельзя долго смотреть телевизор, находиться близко к экрану, надо оберегать глаза от попадания едких жидкостей, нельзя смотреть на солнце и яркий свет.
Воспитатель: а теперь скажите, что нужно делать для того, чтобы глаза хорошо видели и были здоровыми?
- нужно тренировать глаза, делать упражнения ( гимнастика для глаз)
- если долго читаешь или рисуешь, надо давать глазам отдохнуть: поморгать, посмотреть вдаль, по сторонам;
- гулять на свежем воздухе.
Глаза устали и решили отдохнуть: закройте глаза, слегка помассируйте веки. С закрытыми глазами «посмотрите» направо, налево, вверх и вниз.
Наши глазки отдыхают,
Упражнение выполняют.
Мы по шире их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву О –
Получается легко.
Вверх посмотрим, вправо, влево,
Вниз мы взгляд переведем
И с начала все начнем.
История четвертая – поучительная.
Стали глаза спорить: «Я нужнее!», «Нет, я важнее!». Давайте рассудим их спор. И проведем опыты.
Опыт 1. Каждый ребенок получает лист бумаги с двумя кругами. Задание: поставить точку в центре первого круга, потом закрыть один глаз и поставить точку в центре второго круга. Сравнить, в каком случае задание удалось выполнить точнее.
Опыт 2. Дети по очереди бросают мяч в обруч, который держит в-ль: сначала с открытыми глазами, потом закрыв один глаз. Сравнить, в каком случае задание удалось выполнить точнее.
Вывод: два глаза помогают выполнить любую работу точнее, чем один.
Воспитатель (обобщает высказывания детей). Я рассказала вам несколько историй о глазах – братьях-близнецах. Думаю, вы поняли, что глаза имеют большое значение в жизни человека. Хорошее зрение позволяет видеть окружающую красоту, работать, учиться. Мы знаем, что нужно беречь глаза, заботиться о них. Глаза нуждаются в отдыхе, правильном питании и регулярных прогулках. Ведь на свежем воздухе мы можем насытить кислородом наш организм, а значит, улучшить работу глаз. Идем на прогулку!
Приложение 12
Беседы с детьми о здоровом образе жизни
1. ТЕМА: «Ребенок и здоровье»
Цель: формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов побуждать делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь друг другу.
Ход занятия:
1) Поговорить о здоровье, выяснить, как дети понимают слово «здоровье»:
1. здоровье – лучшее богатство;
2. здоровому – все здорово.
2) Внести куклу-мальчика небрежно одетого. Обратить внимание на то, что, одеваясь таким образом можно навредить своему здоровью.
3) Разобрать ситуации, когда нужно вести себя осторожно, беречь здоровье (как пройти по мокрому полу, чтобы не поскользнуться; как спускаться по лестнице; как одеваться, собираясь на прогулку).
Чтение стихов – советов.
2. ТЕМА: «Полезные продукты»
Цель: уточнить знания детей о полезных продуктах, их назначении для здоровья и хорошего настроения. Закрепить названия овощей, их вкусовые качества. Воспитывать желание употреблять в пищу фрукты.
Ход занятия:
1) Предложить детям корзину с игрушечными фруктами (рассмотреть и описать их).
2) Рассказать детям о пользе фруктов для здоровья детей и взрослых.
3) Спросить какие фрукты покупают детям родители, напомнить, что для того, чтобы быть сильными и здоровыми, обязательно нужно кушать свежие фрукты.
3. ТЕМА: «Личная гигиена»
Цель: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Уточнить, какими принадлежностями пользуются дети при умывании. Упражнять эмоционально, четко читать чистоговорку.
Ход занятия:
1) Чтение отрывка из стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
2) Вопросы:
1. Какой из мальчиков вам больше нравиться?
2. Почему вам понравился опрятный, аккуратный мальчик?
3. А другой мальчик кому-нибудь понравился?
4. Почему не понравился?
5. Какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и быть чистым?
6. Что, кроме мыла и губки, необходимо для мытья?
Предложить детям показать, как дети моют руки и лицо (имитации движений)
3) Предложить выучить чистоговорку:
1. Мама Милу с мылом мыла…
4. ТЕМА: «Тело человека»
Цель: Уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека, рассказать о роли органов чувств, о значении определенных частей тела: рук, ног, головы, туловища. Понятно отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать желание вырасти сильными и здоровыми.
Ход занятия:
1) В гости пришла кукла Маша и привела своих подруг. Обратить внимание, что все куклы разные (рост, цвет волос и глаз), предложить найти различия, подвести к выводу: у всех одни и те же части тела (предложить показать их на себе).
2) Вопросы:
1. Что можно делать ногами, в какие игры играть?
2. Что делают руками?
3. Почему руки называют первыми помощниками?
4. Для чего нужны уши?
5. От чего нужно беречь глаза?
3) Рассмотреть изображения детей разного возраста, обратить внимание на изменение их роста.
Побудить прийти к выводу: чтобы вырасти большим, сильными и здоровыми, нужно хорошо кушать, заниматься спортом и заботиться о своем здоровье.
5. ТЕМА: «Витамины и здоровый организм»
Цель: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Познакомить детей с назначением витамина А, В, С. Активизировать названия овощей и фруктов. Познакомить с продуктами, которые можно употреблять в небольшом количестве.
Ход занятия:
1) Показать картину с изображением полезных и вредных продуктов, подвести к пониманию, что для хорошего здоровья необходимо правильное питание. Побеседовать о любимых блюдах детей.
2) Рассказать о витаминах, в каких продуктах содержатся и работе каких органов помогают.
3) Рассказать о продуктах, которые не очень полезны (конфеты, черный кофе, леденцы).
6. ТЕМА: «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»
Цель: Закрепить правила поведения на улице: ПДД, понятие о светофоре и его назначении. Воспитывать правила безопасного поведения на улицах. Способствовать формированию культуры речевого общения в транспорте.
Ход занятия:
1) Внести и рассмотреть макет перекрестка. Уточнить значение сигналов светофора, действия пешеходов и водителей.
2) Вопросы:
1. Кто регулирует движение на дорогах?
2. Что означает каждый сигнал светофора?
3. Где можно переходить через дорогу?
3) С/р игра «Автобус»
7. ТЕМА: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»
Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить названия некоторых видов спорта.
Ход занятия:
1) Показать картинки с изображением разных видов спорта, уточнить, знают ли дети их название.
1. Какие виды спорта нравятся и почему?
2. Каким видом хотели бы заниматься?
3. Какими видами спорта можно заниматься зимой, летом?
2) Чтение стихотворения Т.Волгиной «Два друга»
Вопросы:
1. Что случилось с этим мальчиком, почему он заболел?
2. Почему спортсмены реже болеют?
3. Как называется ваша любимая подвижная игра?
3) Подвести к выводу о пользе физической культуры и необходимости ею заниматься.
8. ТЕМА: «Врачи – наши помощники»
Цель: Закрепить знания о витаминах, уточнить представления об овощах, упражнять сажать лук. Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребности быть здоровыми. Активизировать название: шиповник.
Ход занятия:
В группу въезжает «автомашина», в которой лежат мешочки с шиповником, овощами и фруктами и доктором Айболитом.
1. Д/и «Чудесный мешочек»
2. Д/и «Угадай на вкус»
Показать плоды шиповника, объяснить, что это такое. Обратить внимание на лук и предложить его посадить.
9. ТЕМА: «Как я буду заботиться о своем здоровье»
Цель: Закрепить понимания о здоровом образе жизни. Продолжать знакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважение к людям этих профессий. Повторить пословицы о здоровье.
Ход занятия:
1. Как вы себя сегодня чувствуете?
2. Кто в детском саду заботится о вашем здоровье?
3. Как вы сами можете помочь себе быть здоровыми?
4. Быть здоровым хорошо или плохо?
Обобщить ответы детей, повторить знакомые пословицы о здоровье.
Приложение 13
Анкета для родителей
«Здоровый образ жизни»
Уважаемые родители! Наша группа ведет работу по сохранению и укреплению здоровья детей. Ваши искренние ответы помогут нам в решении этих задач.
Ф. И. ребенка____________________________
1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?
а) совсем не болеет
б) редко болеет
в) часто болеет
2. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребёнка?
а) да
б) нет
в) частично
3. На что, по вашему мнению, должны семья и детский сад обращать внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?
а) соблюдение режима
б) полноценный сон
в) достаточное пребывание на свежем воздухе
г) здоровая гигиеническая среда
д) благоприятная психологическая атмосфера
е) физические занятия
ж) закаливающие мероприятия.
4. Ваш ребенок занимается физкультурой дома?
а) постоянно
б) часто
в) очень редко
г) не занимается
5. Какие закаливающие процедуры вы предпочли бы для своего ребёнка?
а) облегчённая форма одежды на прогулке
б) облегчённая одежда в группе
в) обливание ног водой контрастной температуры
г) хождение босиком
д) прогулка в любую погоду
е) полоскание горла водой комнатной температуры
6. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?
а) да
б) нет
7. Если прививаете, то каким образом?
а) с помощью бесед
б) личным примером
в) совместной деятельностью
8. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада правильным? (сбалансированным)
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
9. Как Ваши дети проводят досуг?
а) у бабушки
б) гуляют во дворе
в) смотрят телевизор
г) с друзьями
д) другое __________________________
10.Есть ли у Вашего ребенка какие-либо спортивные принадлежности, например мяч, скакалка, самокат/велосипед, роликовые коньки и т. д ?.
_____________________________________________________________________________________________________________________
11.Как именно вы оздоравливаете своего ребенка?
а) отдыхаем на море
б) занимаемся гимнастикой (зарядкой)
в) выезжаем на природу (в лес, на рыбалку)
г) другое ___________________________
12. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?
а) из специальных книг
б) из средств информации
в) из беседы с _____________________
г) в детском саду
13. Какую помощь детского сада в этом вопросе вы хотели бы получить?
_____________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за помощь!
Приложение 14
Режим дня – основа здоровья
Ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определённый распорядок дня.
И. П. Павлов.
Правильный режим дня играет огромную роль в жизни ребёнка. Уже в дошкольном возрасте нужно приучать ребёнка к распорядку дня, иначе, взрослея, дети трудно воспринимают то, что от них требуют, а именно правильную организацию времени бодрствования и сна. Дети в дошкольном возрасте любят стабильность, и малейшее изменение в режиме начинает их утомлять. Не только ребёнок должен жить по определённым правилам, но и люди, которые находятся рядом.
Примерный режим дня дошкольника.
1. Сон. Полноценный сон – важный фактор не просто физического, а и психического здоровья вашего ребенка. Никогда не лишайте сна по причине смены ваших планов, или капризов малыша. Продолжительность его сна, как правило, зависит от условий, создаваемых взрослыми. За минимально короткое время обычно засыпают дети, родители которых приучили их укладывать в одно и то же время ежедневно. Невозможно не заметить, как изменяется характер ребенка с приближением установленного времени сна. Ребёнок становится очень капризным, плаксивым, вялым. Для того, чтобы малыш вовремя засыпал, взрослым необходимо в течение дня «заполнить» его день двигательной активностью, общению с ровесниками на улице, в детском садике.
2. Прогулки на улице. Ежедневные продолжительные прогулки на свежем воздухе, активные игры с детьми – непременный пункт в распорядке дня малыша, так как прогулки закаляют его организм, влияют на психологический фон ребёнка. Кроме того, гуляя на улице с ровесниками, он получает много информации и приобретает опыт общения и поведения с разными людьми. Особенно важными прогулки являются для деток, которые не посещают дошкольные учреждения.
Длительность прогулки напрямую зависит от возраста, сезона, и погоды. В холодное время года нужно проводить на улице, по меньшей мере, 2-4 часа, а летом ребёнок может находиться вне дома как можно больше. Весной и летом двигательная активность увеличивается, частота походов в различные парки с каруселями, горками, турниками увеличивается, давая тем самым возможность развиваться вашему любимчику. Вернуться с прогулки нужно как минимум за полчаса до еды, чтобы карапуз смог спокойно снять из себя верхнюю одежду, немного отдохнуть и помыть руки.
3. Питание. Один из главных пунктов режима дня - питание. Полноценное питание - это залог здоровья вашего чада. Наверное, не стоит напоминать, что то, чём вы кормите ребёнка, должно быть исключительно качественным, свежим и здоровым. Питание должно быть сбалансированным, сочетая в равных количествах белки, жиры и витамины. А вот с углеводами нужно быть начеку. Почти все дети обожают сладости, поэтому нужно следить за тем, чтобы ребёнок не переедал их. Приучите его к определенной «дозе» конфеток, печенья и булочек, и объясните, что следующую конфетку нужно суметь «заслужить». Так ребенок будет знать меру и не будет постоянно просить сладости. Углеводы являются основными источниками энергии, однако в большом количестве они способны привести к ожирению ребенка, а также могут стать причиной частого кариеса.
Помните, что нормальному развитию вашего чада помогают следующие микроэлементы: магний, натрий, железо, фосфор, кальций, йод; поэтому пища должна подбираться с учетом наличия в ней этих элементов, непосредственно влияющих на рост костей, зубов, ногтей. Продукты, содержащие много белка, желательно давать ребёнку в первой половине дня, в дуэте с жирами они надолго задерживаются в желудке и требуют большого количества желудочного сока для их переработки. А вот на ужин малышам нужно давать исключительно легкоусвояемую пищу. Это могут быть молочные продукты, либо легкие каши, потому что ночью, как известно, процесс пищеварения значительно замедляется.
4. Не забывайте про игры, обучающие и творческие занятия. В составлении режима дня рекомендуют выделить время для самостоятельной игры, совместных занятий и игр с родителями или близкими для него людьми. Как правило, в первой половине дня родители заняты своими домашними делами, поэтому при составлении графика самостоятельную игру лучше включить до обеда. Конечно же, можно привлечь карапуза к своей работе, например, лепить пирожки. В результате малыш с азартом будет помогать Вам и увлекательно проведёт время. Для каждого возраста должны быть подобраны свои формы игровой деятельности Обязательным условием интеллектуального и культурного развития ребёнка являются развивающие и познавательные занятия – уроки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В поисках пропавшей куклы". Занятие по формированию математических представлений у воспитанников среднего дошкольного возраста.
Математическое занятие составлено с учетом задач программы воспитания и обучения под редакцией М.А. Васильевой....
"Маша и медведь". Занятие по формированию математических представлений у воспитанников среднего дошкольного возраста по мотивам одноимённого мультфильма.
Занятие по мотивам одноименного популярного мультфильма с использованием мультимедийного оборудования.Для мультимедийного соповождения выбраны и озвучены кадры мультфильма, добавлены слайд...
Проект "Вместе весело шагать" (формы работы с родителями воспитанников среднего дошкольного возраста)
Тип проекта:по доминирующей: в проекте деятельности: воспитательно-образовательный.по содержанию: психолого-педагогический.Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.Предм...
Проект по формированию финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста «Маленький экономист»
Актуальность и социальная значимостьАктуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования вобществе, становление рыночных отношений, необходимость формированиямассового мышления с учет...
Образовательный проект с воспитанниками среднего дошкольного возраста "Военная техника"
В период с 22 января по 20 февраля 2016 года с детьми средней группы № 2 осуществлялась проектная деятельность под названием "Военная техника".Тип проекта...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ ПРО ЖЁЛТЫЙ ШАРИК», КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ ПРО ЖЁЛТЫЙ ШАРИК», КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Панарина В.В....
Формирование связной речи и коммуникативных навыков у воспитанников среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...