Долгосрочный педагогический проект по ПДД «Правила дорожного движения – нужно знать всем, без исключения!» (для детей средней группы)
проект (средняя группа) на тему
Постановка проблемы.
Безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире. Основные проблемы:
- незнание дошкольниками элементарных правил;
- стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
- безучастное отношение взрослых к поведению детей.
В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле — это автодорога. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. В нашем крае ситуация с ДТП имеет место также и с участием детей дошкольного возраста.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Правильное поведение на дороге, в транспорте является основным условием сохранения жизни. Поэтому важно не просто рассказать о безопасности на дороге, но и отработать до автоматизма правила дорожного движения. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.
Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о правилах дорожного движения, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по соблюдению правил безопасности.
Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является обучение дошкольников правилам дорожного движения. Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Большинство детей не знают, как вести себя на проезжей части, чтобы уцелеть.
Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах безопасного поведения на дороге.
Актуальность проекта: По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий становятся сами дети. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности. Дети дошкольного возраста — это особая категория пешеходов. Ответственность за воспитание грамотных и адекватных участников дорожного движения возлагается на родителей и воспитателей. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями мы организовали проектную деятельность по теме «Дорога без опасности».
Находясь на проезжей части или играя на ней, дети не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Тематика проекта: информационный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (3 года)
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, специалисты
По количеству участников: групповой
Вид проекта: познавательно-игровой.
Цель проекта: формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах. Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей правил дорожного движения.
Задачи:
- обобщение и расширение знаний детей о правилах безопасного поведения на улице;
- с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей среднего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
- формирование сознательного отношения к соблюдению правил поведения вблизи проезжей части дороги;
- укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
- Формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения.
- Уточнить и закрепить знания о различных видах транспорта.
- Развивать творческие способности у детей.
- Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
Предполагаемый результат:
- создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения;
- Сформированность у детей в соответствии с возрастом элементарных знаний и представлений по теме «Правила Дорожного Движения»:
- Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе;
- Внедрение проектной деятельности в практику работы группы;
- Повышение заинтересованности родителей в проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге;
- Сформированность навыков культуры поведения на улице и в общественном транспорте;
- Активизация совместной деятельности детского сада и семьи в вопросах безопасности
Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, физическая культура, безопасность.
Художественная литература:
- Елена Ульева, Забавные истории для малышей. Правила безопасности на прогулке. Мозаика-Синтез, 2013.
- Марина Дружинина, Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на улице. Махаон, 2005.
- Андрей Усачев, Правила дорожного движения, Изд. Самовар, 2011
- Научи меня понимать правила дорожного движения
- Марина Дружинина, Мы идем через дорогу, ООО «Дрофа», 2002
- Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»;
- Михалков С. «Бездельник светофор»;
- Маршак С. «Светофор»;
- Мигунова «Уроки малышам» ПДД, «Светофор»;
- Сапотницкая «Правила маленького пешехода»;
- Про правила дорожного движения, ООО «Омега0пресс», 2002
Картотека стихов и произведений по ПДД.
Методы реализации проекта.
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:
- Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
- Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики).
- Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.
Проект реализуется по двум направлениям:
- Совместная деятельность с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
План проекта:
I этап - Подготовительный
- Анкетирование родителей по теме «Для чего нам ПДД»,
- сбор информации, подбор дидактического и методического материала, подвижных игр, аудио и видеоматериалов по теме «Соблюдай правила дорожного движения».
- Загадывание – отгадывание загадок по теме.
II этап - Основной
- Проведение НОД на тему: «Светофор и мы»; «Для чего нужны дорожные знаки?»; «Правила для пешеходов и пассажиров»; «Транспорт нашего города»; «Помни правила ГАИ, это правила твои»; «Пешеходный переход».
- Наблюдения. Экскурсия к проезжей части, где находиться светофор и пешеходная дорожка.
- Чтение художественной и познавательной литературы.
- Работа с родителями:
- Беседы и консультации на тему: «Берегите жизнь ребенка!»; «Почему не мамины руки?».
- Игра «Колесо истории»
- Памятки и буклеты.
- Работа с педагогами:
- Помощь в подборе материала для чтения детям.
- Помощь в подборе дидактических игр по данной теме.
- Организация совместных викторин, занятий — развлечений, игр, соревнований.
III этап - Заключительный
- Проведение занятия — развлечения «Автостоп»
- Выставка рисунков, аппликаций по проекту.
- Встречи с инспектором ГИБДД района.
- Участие родитнлнй в конкурсах, развлечениях.
- Родительские собрания.
- Газета для родителей «Поговорим о ПДД»
- Презентация проекта
У детей пятого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый пункт работы начинается с бесед и занятий познавательного цикла («В гостях у светофора», «Дорожные знаки – наши друзья», «Красный, жёлтый, зелёный»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходят разные герои сказок и мультфильмов (Почтальон Печкин, Баба Яга, Кот Матроскин и т.д.), которые знакомят ребят с правилами дорожного движения, рассказывают о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищут выход из сложившихся ситуаций, помогают закрепить знания и умения детей.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним, могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на улицах.
- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
- осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Педагоги:
- сформированная ориентация на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
- укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ПДД "Правила дорожного движения нужно знать всем, без исключения!"
Педагогический проект по ПДД "Правила дорожного движения нужно знать всем, без исключения!" Содержание: паспорт проекта, пояснительная записка, теоретический анализ, практическая работа по реализации ...
Педагогический проект «Правила дорожного движения нужно знать всем, без исключения!»
Педагогический проект, направленный на создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города....
Педагогический проект "Правила дорожного движения нужно знать всем без исключения"
Педагогический проект расчитан на один учебный год.Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Социа...
Проект "Правила дорожного движения нужно знать всем без исключения"
Данный проект направлен на ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения, а также построения конструктивного взаимодействия воспитателей, родителей и детей в воспитании и развитии ребенка....
Педагогический проект по ПДД в старшей, подготовительной группе «Правила дорожного движения – нужно знать всем, без исключения!»
В проекте отмечены направления работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения...
Проект по ПДД «Правила дорожного движения – нужно знать всем, без исключения!» 2 младшая группа (3 – 4 года) общеобразовательной направленности
Долгосрочный с 1. 09. По 31. 05. 2021Проблема. Безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных за...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Правила дорожного движения – нужно знать всем, без исключения ! Старшая группа.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТПравила дорожного движения – нужно знать всем, без исключения !Старшая группа....