Оптимизация оздоровительных технологий дошкольников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
статья на тему
Оптимизация оздоровительных технологий в условиях реализации ФГОС – это обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка с ОВЗ, воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения к своему здоровью и жизни. Позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Оптимизация оздоровительных технологий дошкольников с ОВЗ. | 46.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1637»
111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А тел.:(495) 672-02-35
e-mail: 1637@edu.mos.ru тел./факс: (495) 672-01-99
Педагогические чтения «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы».
Оптимизация оздоровительных технологий дошкольников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
Учитель-дефектолог Смирнова Ирина Алексеевна
Здоровье человека во многом определяется уровнем физического развития и функциональных возможностей организма, основы которых закладываются в детском возрасте. Главным фактором здорового образа жизни является физическая культура, привычка к которой должна прививаться в детском возрасте как элемент общей культуры.
Особое значение здоровый образ жизни приобретает для детей с нарушением зрения. Существует ошибочная точка зрения, что таким детям нужно снижать объем двигательной активности. Любая степень гипокинезии в детском возрасте отрицательно влияет на развитие сердечно-сосудистой и нервной системы, опорно-двигательного аппарата; снижает функциональные резервы организма, устойчивость к заболеваниям.
Оптимизация оздоровительных технологий в условиях реализации ФГОС – это обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка с ОВЗ, воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения к своему здоровью и жизни. Позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо, создать условия для диагностики и коррекции нарушений развития, и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов, и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей.
Современная модернизация образовательной системы по Федеральному государственному образовательному стандарту требует от педагогов внедрения инновационных методов и технологий в работе с детьми любой категории. Работа в нашем структурном подразделении по сохранению и развитию здоровья ведется по нескольким направлениям:
1.Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, в соответствии с ФГОС, СаНПиН и особенностями детей, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).
2. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей с ОВЗ в организованных формах обучения, учет индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).
3. Формирование валеологической культуры ребенка (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).
4. Оптимизация оздоровительных технологий, используемых в работе с детьми с ОВЗ.
Особенностью работы является соблюдение комплексного подхода в работе с детьми с ОВЗ, подразумевающего взаимодействие всех участников педагогического процесса: воспитателя, учителя-дефектолога, музыкального руководителя и других специалистов. В структурном подразделении дошкольного образования разрабатывается и внедряется система здоровьесбережения:
- различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
- комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия; хождение босиком, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, гимнастика пробуждения);
- физкультурные занятия всех типов;
- оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (логоритмика, массажёры, тактильные дорожки и другие);
- организация рационального питания;
- медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
- комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Оздоровительно-развивающая работа в системе дошкольного образования отражают два направления:
- приобщение детей к физической культуре;
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
В начале учебного года мы преобразовали предметно-пространственную среду группы и создали максимально доступное пространство развивающее двигательную деятельность, способствующее укреплению здоровья детей с учетом особенностей и коррекции недостатков их развития. Насыщенность среды отвечает гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим и эргономическим требованиям.
Оптимизация оздоровительных технологий, сохраняющие и стимулирующие здоровье детей с нарушением зрения:
- дыхательные упражнения из разных исходных положений. Проводятся в различных формах оздоровительной работы, во время утренней гимнастики, после дневного сна, на физминутках в проветриваемом помещении;
- динамические музыкальные паузы – в перерыве между НОД, по мере утомляемости детей;
- физкультминутки со словами. Проводятся в процессе НОД;
- подвижные и спортивные игры со словами - на физкультурных занятиях, на прогулке, в групповой комнате. Ежедневно, в связи с особенностями детей, мы используем лишь элементы спортивных игр;
- игры на развитие зрительно-двигательной и пространственной координации – на физкультурных занятиях, на прогулке, в групповой комнате. Ежедневно;
- релаксационные паузы – в любом помещении. Спокойная классическая музыка, звуки природы;
- гимнастика пробуждения в сочетании с профилактикой плоскостопия и нарушения осанки. Ежедневно, после дневного сна;
Коррекционные технологии:
- глазная гимнастика в сочетании со словами. В режимные моменты, на НОД, утренней гимнастике длительность от 3 до 5 мин. 3 раза в день;
- упражнения на снятие зрительного напряжения. Ежедневно, в режимные моменты и НОД;
- самомассаж рук с помощью массажеров (мячи, «су-джок», карандаши, мешочки). Ежедневно, в режимные моменты и НОД;
- игры ни развитие мелкой моторики. Ежедневно, в режимные моменты и НОД;
- пальчиковая гимнастика со словами. В любое время, особенно с детьми, имеющими речевые нарушения;
- артикуляционная гимнастика. Осуществляется в процессе НОД;
- логоритмика. Проводится 1 раз в неделю по 25 мин.;
- логопедические ОРУ со средним массажным мячом (d – 20см). Проводятся в процессе НОД, на утренней гимнастике длительность 8-10 мин.
Работа по оздоровлению детей проводится совместно с родителями.
Взаимодействие ГБОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
- Информационные стенды для родителей, работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры).
- Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми, имеющими зрительную патологию в ГБОУ.
- Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья и др.).
- Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Физическое здоровье детей с ОВЗ неразрывно связано с их психическим здоровьем и эмоциональным благополучием. Становится невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.
Применение в работе оздоровительных технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ.
Результаты оптимизации оздоровительных технологий в работе с дошкольниками ОВЗ:
1. Улучшение и сохранение соматических и психофизических показателей здоровья дошкольников с ОВЗ.
2. Взаимодействие специалистов в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
3. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научных подходов в организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ГБОУ и семье.
Список литературы:
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход, 2000.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
Коррекционно - воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста/сост.: А.В. Лазаренко. Т. П. Свиридюк. – Киев, 1984.
Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки/Т.И. Нагаева. – Ростов-Н/Д: Феникс, 2008.
Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольном учреждении/сост.: Л.И. Плаксина, Л.Ю. Феоктистова. – М.: Просвещение, 1978.
Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях. Методист. – 2007.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога. – М.; 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
В публикации актуализирована проблема взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС, описаны технологии и виды взаимодействия....
Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях в условиях реализации ФГОС ДО»
« Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь. » Гораций « Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие фи...
Современные технологии организации педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО.
План:· 1 Понятие и основные признаки педагогической технологии. · 2 Технологии по ФГОС в детском саду. · 3 Ме...
Физкультурно-оздоровительная работа в средней группе в условиях реализации ФГОС ДОУ
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – это самое главное, что необходимо сделать всем ДОУ. Задачи сохранения и у...
Физкультурно-оздоровительная работа в средней группе в условиях реализации ФГОС ДОУ
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – это самое главное, что необходимо сделать всем ДОУ. Задачи сохранения и у...
Создание комплексно-тематической модели коррекционно-воспитательного процесса через технологию эффективной социализации дошкольников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (2020)
Создание комплексно-тематической модели коррекционно-воспитательного процесса через технологию эффективной социализации дошкольников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС...
«Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС»Информационно-коммуникативные технологии.
laquo;Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС»Информационно-коммуникативные технологии....