Составление рассказа по картине "Играем в Айболита"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Обеспечение целостного восприятия картины. Обучение рассказыванию по отдельному фрагменту картины по плану и образцу. Расширение и уточнение словаря (игрушка, мишка, зайка, машина; лечить витамины, делать; белый, красный). Сформировать потребность в ежедневной двигательной активности, умению держать осанку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nominatsiya1_konspekt_uroka_pedagog_lapteva_s.i.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Ладушки» г.Анадырь».
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Тема: Составление рассказа по картине «Играем в Айболита»
Составила: воспитатель Лаптева С.И.
Тема. Составление рассказа по картине «Играем в Айболита».
Образовательные цели.
Обеспечение целостного восприятия картины. Обучение рассказыванию по отдельному фрагменту картины по плану и образцу. Расширение и уточнение словаря (игрушка, мишка, зайка, машина; лечить витамины, делать; белый, красный). Сформировать потребность в ежедневной двигательной активности, умению держать осанку.
Развивающие цели.
Развитие навыков речевого общения, речевого дыхания, связной речи, тонкой и общей моторики, зрительного восприятия и внимания, памяти и мышления. Совершенствование навыка хорошего пения. Объяснить детям, как витамины влияют на органы человека.
Воспитательные цели.
Воспитать и закрепить навыки и умения здорового образа жизни.
Формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества, взаимодействия, желание принимать участие в сюжетно-ролевой игре.
Оборудование.
Картина О.Р. Гофман «Играем в Айболита» (см. на цветной вкладке), магнитофон, кассета с записью аккомпанемента песенки «Игрушки» (муз. Л.Б. Гавришевой, сл. Н.В. Нищевой).
Предварительная работа.
Чтение сказки К.И. Чуковского «Айболит», организация сюжетно-ролевой игры «Аптека», экскурсия в медицинском кабинете. Беседа о работе врача и медицинской сестры.
Методические приемы:
-художественное слово,
-вопросы,
-объяснение,
-рассматривание картины,
-подвижное упражнение,
-пение песни,
-Массаж биологически-активных зон «Неболейка»,
-рассказывание,
-план рассказа,
-образец рассказа.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Создание положительного эмоционального фона восприятия картины. Оживление личного опыта детей. Чтение педагогом отрывки К.И. Чуковского «Айболит».
Педагог приглашает детей на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом.
Педагог. Сядьте правильно, выпрямите спины, положите руки на колени. Послушайте стихотворение.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечится
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Педагог. Вам знакомо это стихотворение?
Как оно называется?
Дети. «Айболит»
Педагог. Правильно. Мы с вами читали его. Вспомните, что делал Айболит?
Дети. Лечил Зверей.
Педагог. Как он их лечил? Что он делал?
1-й ребенок. Ставил градусник.
2-й ребенок. Пришил зайчику ножки.
3-й ребенок. Давал шоколадку.
Педагог. Сегодня мы с вами рассмотрим картинку, на которой художник нарисовал детей в детском саду. Дети играют в доктора Айболита. Мы с вами тоже играли в эту игру. Помните, каким хорошим доктором был Миша? Он вылечил всех ваших больных зверей. А как хорошо помогала ему медицинская сестра Ариша! Что она делала?
Дети. Уколы, перевязки.
- Рассматривание картины и беседа по ней.
Развитие диалогической речи.
Педагог помещает на мольберт картину и предоставляет детям возможность рассмотреть ее.
Педагог. Кого нарисовал художник?
Дети. Детей.
Педагог. Что они делают?
Дети. Играют в доктора Айболита.
Педагог показывает указкой на ту часть картины, о которой он задает вопрос.
Педагог. Кого вы видите на картине слева?
Дети. Это мальчик. Он в костюме Айболита.
Педагог. Где он сидит?
Дети. Он сидит под пальмой.
Педагог. Как в стихотворении: «Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит….» Что он делает? Что у него в руках?
Дети. Он хочет послушать больного. У него в руке трубка.
Педагог. Что вы видите рядом с табуретом, на котором сидит доктор?
Дети. Это чемоданчик. Там лекарства. Витамины оказывают различное влияние на здоровье человека. Например, витамин А очень важен для зрения, а витамин В способствует хорошей работе сердца. Витамин С укрепляет весь организм, делает человека здоровым.
Педагог. Расскажите о детях. Как они одеты? Кого принесли на прием к Айболиту?
1-й ребенок. Мальчик в клетчатых шортах принес мишку.
Педагог. Что болит у мишки?
1-й ребенок. У него болит лапа.
Педагог. Правильно. Лапа завязана. Наверное, мишка ее поранил.
2-й ребенок. Девочка в розовом сарафане принесла зайчика. У него болят ушки.
Педагог. Да, наверное, зайчик простудился. А что делает медицинская сестра? Помните, мы говорили о том, что медицинская сестра помогает доктору?
3-й ребенок. Она делает укол маленькому слонику.
Педагог. Кто ждет своей очереди, сидя на табуреточке около стола?
4-й ребенок. Это маленький мишка. Ему надо измерить температуру. На столе лежит градусник.
Педагог. ВЫ сказали мне, что мальчик в костюме Айболите. Расскажите, какие костюмы у Айболита и медицинской сестры.
1-й ребенок. У Айболита белый халат и белая шапочка с красным крестом.
2-й ребенок. У медицинской сестры белый халат и белая косынка с красным крестом.
Педагог. Что вы видите около столика?
Дети. Это машина «скорая помощь». В ней ездит доктор.
Педагог. Обратите внимание на лица детей. Как вы думаете, им нравится игра?
Дети. Нравится. Им интересно играть. Они улыбаются.
Педагог. Давайте и мы поиграем. Встаньте со стульчиков и пройдите на ковер. Давайте вспомним упражнение « У нас славная осанка».
Педагог убирает картину с мольберта.
3.Подвижное упражнение « У нас славная осанка».
Координация речи с движением. Педагог предлагает детям встать в круг и выполнять движения вместе с ним.
У нас славная осанка
Мы свели лопатки
Мы походим на носках
А потом на пятках
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый
И как серый волк-волчок
И как заинька-трусишка
Вот свернулся волк в клубок
Потому что он продрог
Лучик ёжика коснулся
Ёжик сладко потянулся.
4.Пение песенки про витамины.
Совершенствование навыка хорового пения. Развитие речевого дыхания.
Если нет возможности пригласить на занятие музыкального руководителя, педагог включает запись аккомпанемента.
Педагог. Давайте споем песенку про витамины, которыми вылечил добрый доктор Айболит больных зверей.
Помни истину простуда
Лучше видит только то.
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины
Помогает апельсин
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Рыбий жир всего полезней
Хоть противный- надо пить
Он спасает от болезней
Без болезней лучше жить!
Никогда не унываю
И улыбка на лице
Потому что принимала
Витамины А, В, С
Педагог. Массаж биологически-активных зон – Доктор Айболит, чтобы не болеть учил делать массаж. Давайте и мы сделаем
Массаж биологически-активных зон «Неболейка».
- Чтобы горло не болело Мы его погладим смело( поглаживаем ладонями шею сверху вниз),
- Лоб мы тоже разотрем. Ладошку держим козырьком. ( прикладываем ко лбу ладони козырьком и растираем его),
- Чтоб не кашлять, не чихать надо носик растирать (указать пальцами, растирать крылья носа),
- Знаем, знаем –да-да-да! Нам простуда не страшна (потирать ладони друг друга).
6. Рассказывайте по отдельным фрагментам картины по плану и образцу, данному педагогом.
Развитие связной речи.
Педагог предлагает детям снова пройти на стульчики к мольберту и ставит на мольберт картину.
Педагог. Давайте попробуем составить рассказ по картине.
Начну рассказывать я, а вы продолжите.
Художник нарисовал на картине детей в детском саду. Они играют в доктора Айболита. Мальчик в костюме доктора, в белом халате и белой шапочке, сидит под пальмой. Он держит в руке трубку и собирается слушать больных зверей.
Рядом с ним на полу стоит чемоданчик с лекарствами.
Теперь каждый из вас будет рассказывать об одном из детей.
Что он делает? Что у него в руках? Сначала нужно рассказать о мальчике, который сидит рядом с доктором. Попробуй ты, Машенька. Начни со слов рядом с доктором.
1-й ребенок. Рядом с доктором стоит мальчик. Он держит в руках большого мишку. У мишки завязана лапа. Он ее поранил.
Педагог. Хорошо. О девочке в розовом сарафане расскажет Юля. Начни со слов за мальчиком.
2-й ребенок. За мальчиком стоит девочка в розовом сарафане. Она держит зайчика с завязанными ушками. Он простудился.
Педагог. Теперь ты, Даша, расскажи о девочке в костюме медицинской сестры. Начни со слов девочка в белом халате.
3-й ребенок. Девочка в белом халате стоит около столика. Она держит в руках шприц. Девочка хочет сделать укол слонику.
Педагог. Расскажи, Андрюша, о маленьком мишке и машине.
4-й ребенок. Рядом со столиком сидит маленький мишка. Ему нужно измерить температуру. Перед столиком стоит «Скорая помощь». На ней доктор ездит к больным.
Педагог. Расскажи, Сережа, нравится ли детям играть.
5-й ребенок. Детям нравится играть в доктора Айболита. Им интересно. Они улыбаются.
Педагог. Вы очень хорошо рассказали о том, как дети играют в доктора Айболита. А теперь послушайте весь рассказ целиком. Если вы хорошо помните, о чем мы рассказывали, можете рассказывать вместе со мной.
7.Рассказ педагога по картине.
Формирование целостного представления об изображенном на ней.
Художник нарисовал на картине детей в детском саду. Они играют в доктора Айболита. Мальчик в костюме доктора, в белом халате и белой шапочке, сидит под пальмой. Он держит в руке трубку и собирается слушать больных зверей.
Рядом с ним на полу стоит чемоданчик с лекарствами.
Рядом с доктором стоит мальчик. Он держит в руках мишку.
У мишки завязана лапа. Он ее поранил.
За мальчиком стоит девочка в розовом сарафане. Она держит зайчика с завязанными ушками. Он простудился.
Девочка в белом халате стоит около столика. Она держит в руках шприц. Девочка хочет сделать укол слонику. Рядом со столиком сидит маленький мишка. Ему нужно измерить температуру.
Перед столиком стоит «Скорая помощь». На ней доктор ездит к больным.
Детям нравится играть в доктора Айболита. Им интересно, Они улыбаются.
8.Организация окончания занятия.
Оценка работы детей.
Педагог: Вспомните, чем занимались на занятии?
Дети: Рассматривали картину и беседовали по ней. Учились рассказывать по отдельным фрагментам картины. По плану данному педагогом.
Педагог: Что вам особенно понравилось?
Дети: Игра «Вспомни и назови». Подвижное упражнение « У нас славная осанка». Пение песенки про витамины.
Составление рассказа.
Педагог: Кто лучше всех рассказывал сегодня?
Педагог: Если кто-то затруднялся, то ничего страшного. В следующий раз он расскажет лучше. Молодцы. Занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )
Цель:- учить давать описание о себе, - дать представление об особенностях внешности, - учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...
ООД Коммуникативная деятельность. Развитие речи(составление рассказа по мнемотаблицам) Тема: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна…»»
Данный конспект по развитию речи с использованием мнемотаблиц, для детей среднего возраста....
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
ООД «Возвращение птиц» Составление рассказа по серии картинок о весне в старшей группе и пересказ составленного рассказа, с опорой на план – схему (мнемотаблицу).
Конспект по речевому развитию для детей старшей группы...
конспект занятия для средней группе составление рассказа по картине "Играем в Айболита"
конспект занятия для средней группе составление рассказа по картине "Играем в Айболита"...
Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»
Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...
Конспект ООД по развитию связной речи (составление синквейна) Составление рассказа «Вот, какой снеговичок!» с элементами творчества.
Конспект ООД по развитию связной речи (составление синквейна) Составление рассказа «Вот, какой снеговичок!» с элементами творчества....