"Система работы по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка на тему
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_zdorove.docx | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система работы по здоровьесбережению
с детьми дошкольного возраста.»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский.
Введение
Одним из приоритетных направлений государственного национального проекта «Образование» является улучшение качества образования, состояния здоровья детей и профилактика их заболеваний.
Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у ребенка появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность в более старшем возрасте. (Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Д.А.Медведева)
Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, физкультурные занятия, в том числе спортивные досуги, праздники и развлечения, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья дошколят. Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных здоровьесберегающих программ, которые разовьют у ребенка интерес к сохранению собственного здоровья. Система образования в обществе на современном этапе ее развития выполняет не только образовательную функцию, но и все больше становится институтом здоровья человека. В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей.
Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому считается, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития дошкольников.
Проанализировав показатели физического развития и современные здоровьесберегающие технологии, я пришла к выводу, что только работая в системе можно достигнуть высоких результатов.
Цель работы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
Задачи:
1. Повышение показателей здоровья воспитанников за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей: осознанного отношения к своему здоровью, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.
2. Воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
3. Разработка системы медико-педагогического контроля за организацией образовательного процесса на его соответствие требованиям здоровьесбережения.
- Основные принципы
1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.
2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
3. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
4. Принцип систематичности - реализация лечебно– оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
5. Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников.
Основные направления работы:
1. Консультативно-информационное образование детей, персонала, родителей: раскрываются новые подходы учреждения в организации физкультурно-оздоровительной работы, система работы специалистов, стратегический план улучшения здоровья детей );
2. Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ (кадры, медицинский кабинет, спортивный зал, спортивная площадка);
3. Организация рационального питания;
4. Комплексная физкультурно-оздоровительная работа: раскрываются виды и типы занятий, проводимых в ДОУ, формы организации закаливания дошкольников, способы повышения двигательного режима детей в течение дня, профилактические мероприятия в период повышения ОРВИ и гриппа. Работа по организации и формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
5. Реализация дополнительных образовательных программ:
« Экологическое воспитание» и «Три сигнала светофора».
1.1. Виды здоровьесберегающих технологий.
Актуально значимым и востребованным на современном этапе становится поиск средств и методов повышения эффективности
оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка.
Таким образом, обосновывается необходимость включения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс дошкольных учреждений (В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова, И. В. Чупаха и др.).
Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и, получила в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
· приобщение детей к физической культуре
· использование развивающих форм оздоровительной работы.
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.
С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
· медико-профилактические;
· физкультурно-оздоровительные;
· технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
· здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
· валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании– технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании– технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду– технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка- технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов– технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей– задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
1.2. Цель: Формировать представление ребенка о самом себе, здоровом образе жизни через применение здоровьесберегающих технологий.
1.3. Задачи:
1. Формирование здоровьесберегающей среды.
2.Воспитание у детей привычки здорового образа жизни для повышения защитных свойств организма, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
3.Развитие потребности в двигательной активности.
4. Просвещение родителей в вопросах воспитания здорового ребенка.
1.4. Ожидаемые результаты:
1.Снижение уровня заболеваемости детей;
2. Создание и поддержание положительного микроклимата в группах.
3. Осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни, овладение разнообразными видами двигательной активности и закаливания;
4. Активная помощь родителей в организации оздоровления своих детей;
5. Пополнение предметно-развивающей среды по направлению «Физическая культура» и «Здоровье».
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников
3. Здоровьесберегающие технологии.
3.1.Медико-профилактические технологии
1.Организация мониторинга здоровья детей (2 раза в год – сентябрь, май),
2.Соблюдение требований СанПиН.
3. Организация и контроль питания
4. Организация профилактических мероприятий по оздоровлению:
План лечебно-оздоровительных мероприятий.
Полоскание рта водой комнатной температуры (ежедневно после обеда);
Сон с доступом свежего воздуха;
3. Организация здоровьесберегающей среды в группе
· Изготовить нетрадиционное физкультурное оборудование
· пополнить спортинвентарь спортзала и групповых комнат мячами разных размеров, обручами, массажными мячами, гантелями, ковровыми дорожками, массажными ковриками
· оборудовать спортивную площадку: “полосой препятствий” для развития выносливости, гимнастической стенкой и бревном, различными малыми формами для организации двигательной активности детей на свежем воздухе
· обновить зоны уединения (для снятия эмоционального напряжения) в каждой возрастной группе
3.2. Физкультурно-оздоровительные технологии
Модель двигательного режима
Формы организации | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Зарядка | 5-7 мин. | 6-8 мин. | 8-10 мин. | 10-12мин |
Упражнения после дневного сна | 5-10мин. | 5-10мин. | 5-10мин. | 5-10мин. |
Двигательные разминки ( в том числе игры м/п) | Не менее 2-4 раз в день | |||
6-8 мин. | 8-10 мин | 10-15мин | 10-15мин | |
Экскурсии, пешие прогулки, походы | 2 раза в месяц | 2-3 раза в месяц | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю |
Подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе | 2 раза вдень по 10-15 мин | 2 раза вдень по 10-15 мин. | 2 раза вдень по 15-20 мин. | 2 раза вдень по 15-20 мин. |
Физкультурные развлечения | 1 раз в месяц. | 1-2 раза в месяц | 1-2 раза в месяц | 1-2 раза в месяц |
Физкультурные праздники | 2 раза в год | 2-4 раза в год | 2-4 раза в год | 2-4 раза в год |
День здоровья | Один раз в квартал, летом 1 раз в месяц | |||
Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно |
Схема закаливания
Группа/ сезон | 1 младшая группа | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
осень | 3,5,6,7,12 | 3,5,6,7,12
| 3,5,6,7,9, 11,12 | 3,5,6,7,8,12 | 3,5,6,7,8,9,12 |
зима | 6,7,9,12 | 6,7,9,12 | 6,7,9,11,12 | 6,7,9,10,11, 12,14 | 6,8,9,11,12 |
весна | 3,5,6,9,12 | 3,5,6,9, 11,12 | 3,5,6,7.9, 11,12 | 3,5,6,7,10, 11,12 | 3,5,6,8,9,11,12 |
лето | 1,4,5.6, 8,13 | 1,2,3,4,5,6,7,8, 11,13 | 1,2,3,4,5,6,7,8, 11,13 | 1,2,3,4,5, 6,8,12,13, | 1,2,3,4,5,6,8, 11,13,12,13 |
Условные обозначения
1 – утренний прием на свежем воздухе;
2 - оздоровительная пробежка;
3 - воздушные ванны;
4 - солнечные ванны;
5 - сон при открытых фрамугах;
6 – облегченная одежда;
7 – умывание и обливание рук до локтей;
8 – обширное умывание
9 – ходьба по мокрой дорожке;
11 – закаливание носоглотки. Полоскание рта и горла;
12 – босохождение по комнатному полу;
13 – босохождение по сухому и мокрому песку.
3.3. Здоровьесберегающие образовательные технологии
1. Чтение художественной литературы.
«Вот они - сапожки... Этот с левой ножки...» «Водичка, водичка...», «Наша Маша маленька, На ней шубка аленька...», «Маша варежку надела...», «Чешу, чешу волосыньки...» (И.С. Погудкина «Что и чем заниматься от года до трех»). А. Барто «Девочка чумазая», В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо?», К.И. Чуковский «Мойдодыр» и т.д.
2. Беседы, игры, ситуации (приложение)
3.4.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
1) Поддержание положительного психологического фона в группе.
"Уголок настроения" создается для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение (к своей фотографии прикрепляют шарик соответствующего цвета). В течение дня, если настроение у ребенка меняется, то и цвет шарика на доске он меняет. Утро в детском саду начинается с «минутки вхождения в день» или «утра радостных встреч. В конце недели можно подводить итоги добрых дел. Для этого в группу вносится "Шкатулка добрых дел": за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой — синюю. Уголок уединения
2) Музыкотерапия – музыкальное сопровождение ритмичных моментов, музыкальное оформление фона занятий.
3.5. Технологии валеологического просвещения родителей
1. Папки-передвижки: «Учимся дышать правильно», «Зачем малышам физкультура».
2. Круглые столы по вопросам здоровья.
3. Родительские собрания: «Будь здоров!», «Физкультура вместе с мамой (папой)».
4. Родительская почта.
5. День открытых дверей.
6. Уголки здоровья - консультации для родителей, отражающие правила личной гигиены, закаливания, советы врача: «Нетрадиционные средства оздоровления детей», «Пальчиковая гимнастика в системе оздоровления», «Методические рекомендации по применению фитотерапии, ароматерапия, витаминотерапии в образовательном учреждении и семье».
Привлечение родителей к поиску нужной информации в методической литературе, журналах, интернете и распространение среди других родителей.
4. Диагностика знаний детей о своем здоровье.
№ | 2-я младшая | средняя | старшая | подготовительная |
1 | Назови части своего тела | Что такое здоровье? | Что такое здоровье? | Как устроен человек? Что нужно человеку для жизни? |
2 | Что можно делать руками и ногами? | Для чего нужно умываться? | Для чего нужен режим дня? | Какие внутренние органы человека ты знаешь? Для чего они нужны. |
3 | Как нужно ухаживать за собой?
| Как нужно ухаживать за зубами? | Что такое ЗОЖ? | Какие растения полезны для здоровья человека? |
4 | Для чего нужны носик, уши и глазки? | Что нужно делать, чтобы глазки были здоровыми? | Что такое осанка? Что нужно делать, чтобы осанка была красивая? | Для чего нужны зубы? Как правильно ухаживать за зубами? |
5 | Какое у тебя сейчас настроение? | Как мы слышим? | Для чего нужны витамины? | Какую пользу для здоровья оказывают зимние виды спорта? |
6 | Что нужно кушать, чтобы быть здоровым? | Для чего нужен нос? | Чем полезно молоко? | Что делает наш организм прочным, что такое осанка? |
7 | Почему можно заболеть? | Как дышит кожа? | Назови части тела человека? | По каким признакам можно определить здоровье и болезнь? |
8 | Зачем мы спим?
| Как определить вкус пищи? | Почему человек может заболеть? | Почему нужно закаляться? |
9 | Что нужно делать, чтобы стать здоровым? | Какого человека можно назвать здоровым? | Как вредные привычки влияют на здоровье? | Чем полезна прогулка? |
Заключение
Стиль жизни, общения и педагогической работы с детьми направлен в первую очередь на сохранение самостоятельности, неповторимости дошкольного периода детства. При планировании оздоровительной работы с детьми мною учитывались:
- Медико-гигиенические требования к последовательности, длительности и особенностям проведения различных режимных моментов;
- Местные, региональные условия (климат, природные условия);
- Специфика контингента детей, посещающих группу (время подъёма, характер ухода дома, жилищно - бытовые условия и т.д.);
- Индивидуальные особенности каждого ребёнка (пробуждение, свобода участия в той или иной деятельности);
- Чередование и соотношение организованной и самостоятельной деятельности детей с обязательным временем для свободных игр -ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста;
- Изменение работоспособности детей в течении дня;
- Включение моментов, способствующих эмоциональной разрядке. Творческие, доброжелательные, компетентные педагоги, работая в системе и в содружестве с семьёй обязательно добьются снижения заболеваемости детей, укрепления их здоровья, сформированности навыков здорового образа жизни и дети будут активнее, самостоятельнее, проявлять инициативу и творчество в разных видах деятельности. Станут более открыты к общению со взрослыми, дружелюбнее и терпеливее по отношению к сверстникам, любознательней и интеллектуально развиты, эмоционально отзывчивыми на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей, любящие свою Родину, свой народ.
Ведь в здоровом теле - здоровый дух.
Использованная литература
1. Н.И. Бочарова «Туристские прогулки в детском саду», М. Аркти 2004
2. Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», М. Сфера 2007.
3. А.С. Галанов «Оздоровительные игры для дошкольников» С-пб. Речь 2007.
4. А.И. Крылова «Человек» (наблюдения и эксперименты в детском саду),
М. Сфера 2007.
5. О.В. Козырева «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников», М. Просвещение 2007.
6. Н.И. Крылова «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ», Волгоград 2008.
7. В.Т. Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления», М. Линка-пресс, 2000.
8. Г.И. Кулик «Школа здорового человека», М. Сфера 2010
9. М.Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры» М. Сфера 2007
10. О.Н. Моргунова «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ, Воронеж «Учитель» 2005.
11. И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» М. «Мозаика-Синтез» 2009.
12. В.А. Шишкина «Прогулки в природу», М. Просвещение 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ВОСПРИЯТИЮ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Методическая разработка в помощь музыкальным руководителям о работе над восприятием музыки детьми старшего дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей «Использование проектной деятельности для работы по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей«Использование проектной деятельности для работы по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста». Естественное желание каждого человека — быть...
Консультация «Использование проектной деятельности для работы по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста»
Естественное желание каждого человека — быть здоровым. Всемирная организация здравоохранения определяет термин «здоровье», как состояние полного физического, психического и социально...
План работы по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста
План работы по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста...
«Использование проектной деятельности для работы по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста»
Консультация для педагогов ДОУ....
«Система работы по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад «Малыш»
Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике образовательного учреждения для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения ...
План работы по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста
План работы по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста...