«СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ВОСПРИЯТИЮ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Методическая разработка в помощь музыкальным руководителям о работе над восприятием музыки детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospriyatie_muzyki.doc | 93.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ВОСПРИЯТИЮ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленное на решение профессиональной проблемы.
1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Современное социально-экономическое и духовное состояние нашего общества привлекает особое внимание к вопросам совершенствования дошкольной системы образования и воспитания, призванной развивать индивидуальность каждого растущего человека. Согласно концепции духовно нравственного развития, духовнонравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Поэтому, на современном этапе развития общества эстетическое воспитание детей стало жизненной необходимостью. В этой связи нельзя поставить под сомнение неоценимую роль искусства, в частности музыки, в воспитании подрастающего поколения. Именно музыка помогает глубже познать окружающую действительность, пробуждает в личности благородные, возвышенные мысли и чувства. Необходимым условием преодоления наблюдающегося духовного кризиса выступает полноценное музыкально - эстетическое воспитание подрастающего поколения, развития основ восприятия музыки. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а «социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде». У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворения множества потребностей. Это было доказано в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор. Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкого. Б.В. Асафьева, психологов Б.М. Теплова, Е.В. Назайкина. Воспитательные возможности музыки - древнейшего вида искусства признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон. Важное значение музыки в становление личности подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова.
Развить музыкальное восприятие - это значит научить слушателя переживать чувства и настроение, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных. Это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации; это означает также и понимание того, при помощи каких средств художник, музыкант, композитор, исполнитель достигает данный эстетический эффект воздействия. Развитие музыкального восприятия расширяет и укрепляет музыкальный опыт учащихся, активизирует их мышление. правильная организация «слушания» музыки, учёт особенностей восприятия способствуют активизации музыкальной деятельности, развитию интересов, музыкальных вкусов учащихся, а, следовательно, постепенному формированию музыкальной культуры.
Однако в работе по развитию у детей музыкального восприятия выделяют следующие недостатки.
Недостатки в результатах:
- У детей недостаточно сформировано представление о видах музыкального искусства, жанрах музыки.
- Недостаточно развиты способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности.
- Не сформированы эталоны музыкального вкуса.
- Слабо развиты способности и навыки культурного слушания музыки.
Недостатки в процессе:
- В режимных моментах мало внимания уделяется ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством композиторов-классиков, оперой, балетом, произведениями симфонической и инструментальной музыки отечественных и зарубежных классиков.
- Недостаточная работа педагога с родителями по планированию активных форм слушания (в театре, филармонии…). Родители не принимают участие в развитии музыкального вкуса у своих детей.
Недостатки в условиях:
* отсутствие оснащения материалами в музыкальном уголке;
* отсутствие или недостаток методических пособий: дидактических игр, демонстрационного материала, мультимедийных игр для развития детей;
* низкий уровень педагога в самообразовании по данной теме.
* образовательные технологии педагогом используются не всегда эффективно, в частности ИКТ;
Таким образом, на основе проведенного анализа можно увидеть следующее противоречие.
Развитие музыкального восприятия у старших дошкольников происходит в различных формах музыкальной деятельности. Однако, отсутствие в системе работы музыкального руководителя информационного, методического обеспечения, делает эту работу затруднительной.
2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе проведенного анализа, формируется следующая профессиональная проблема. Она заключается в необходимости усовершенствования системы работы музыкального руководителя по развитию восприятия детьми музыкального искусства путем повышения уровня квалификации педагога, использования ИТК технологий в НОД, досугах и развлечениях.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 применительно к исследуемой мною теме целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Целевой ориентир по ФГОС ДО | Конкретизация в соответствии с возрастом и темой | Пример проявления качества в действии и речи ребенка |
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. | Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания муз. искусства; Знакомить с элементарными муз. понятиями, жанрами, формировать песенный, музыкальный вкус. Развивать музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память; | различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). различает звуки по высоте в пределах квинты, звучание музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка). узнает мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музы-кальная фраза). |
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными фор-мами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать. | Воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности, совершенствовать умения в этом виде деятельности. Способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поиску форм для воплощения своего замысла. | Способен придумать свой сюжет к музыкальному произведению. |
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. | При восприятии музыкальных произведений, побуждать детей использовать речь для выражения своих мыслей, чувств; для описания характера музыкального произведения, средствах музыкальной выразительности. | Ребенок высказывается о музыкальном произведении, о его настроении, характере, средствах муз.выразительности, жанре… |
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. | Развивать детское музыкально-художественное творчество, реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей; удовлетворять потребность в самовыражении | Ребенок отображает свое отношение к музыке в рисунке, в музыкально-ритмических движениях движениях |
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства нужна система развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста, включающая в себя следующие направления:
- работа по развитию музыкального восприятия с детьми;
- работа с педагогами по развитию музыкального восприятия детьми старшего дошкольного возраста;
- работа с родителями по развитию музыкального восприятия детьми старшего дошкольного возраста;
- создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию музыкального восприятия.
Развитие восприятия музыки происходит в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, для того, чтобы разучить песню, её необходимо сначала прослушать; исполняя песню, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность её звучания; двигаясь под музыку, мы следим за её ритмическим, динамическим, темповым изменением, развитием и передаём в движении своё отношение к произведению.
В процессе организации восприятия музыки детьми дошкольного возраста выделяется несколько этапов, в ходе которых, для обогащения музыкальных представлений, развития способности слушать и слышать музыку, получать эстетическое удовольствие от ее познания, мною используются разные формы организации осмысленного, прочувствованного и деятельного музыкального восприятия.
1. Этап привлечения детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие; первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него;
Для этого использую портреты композиторов, иллюстрации, загадки, стихотворения, небольшие отрывки из художественной литературы, «Загадочные» коробочки, мешочки и т.п.
2. Этап понимания и переживания
а) повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности;
б) закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, желание послушать его еще раз;
На этом этапе использую различные формы организации активного осмысленного слушания музыки:
- внесение художественных репродукций, соответствующих характеру музыкального произведения в качестве визуальных опор слушания,
- моделирование музыки движениями рук (активизирует осознание детьми характера мелодии (плавное и отрывистое звуковедение, направление мелодии и т.д.),
Провожу беседы о музыке (предваряющие, и завершающие слушание), в контексте которых детей подвожу к составлению эмоционально-образной характеристики прослушанного произведения, доступного возрасту анализу средств музыкальной выразительности. При этом важно подвести детей не к простому перечислению выразительных средств, а к выявлению их роли в создании музыкального образа
- Реагирование на музыку в слове. Сочинительство. Разгадывание сюжетной линии (от действия к слову).
- Использую видеоматериалы из кинофильмов и мультипликационных фильмов.
3. Создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в деятельности — игровой, художественной, двигательной. На этом этапе мною используются:
- двигательно-танцевальная импровизация (помогает выразить свои переживания от музыки через танец – общий эмоциональный настрой музыки, ритмический рисунок, динамику, темп и т.д.),
- музыкальные игры (коллективные игры-фантазии под музыкальное сопровождение с участием педагога, музыкальные игры-сказки по методике О.П.Радыновой, музыкально-дидактические игры на развитие музыкально-сенсорных способностей детей,)
Игры для развития звуковысотного слуха: «Музыкальное лото», «Ступеньки», «Найди нужный колокольчик», «Угадай колокольчик», «Повтори звуки», «Три поросенка»
Игры для развития чувства ритма: «Прогулка», «Наше путешествие», «Определи по ритму», «Учитесь танцевать», «Выполни задание»
Игры для развития тембрового слуха: «Определи инструмент». «На чем играю?» «Слушаем внимательно». «Музыкальные загадки»
Игры для развития диатонического слуха: «Громко-тихо запоем», «Колобок», «Найди щенка», «Наши песни».
Игры для развития памяти и слуха:«Сколько нас поет?», «Слушаем музыку», «Волшебный волчок», «Что делают в домике?», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Какая музыка?».
Музыкальные впечатления детей активно подкрепляются изобразительным творчеством. Я предлагаю старшим дошкольникам различные изобразительные импровизации:
- Рисование на сюжеты программных музыкальных произведений
- Изо-этюды направленные на передачу эмоционального содержания музыки через характер линий и соответствующую цветовую гамму (теплые и холодные тона, яркие, светлые и темные)
- Лепка персонажей музыкальных сказок, пьес, постановок музыкального театра.
В условиях вариативности технологий организации восприятия музыки детьми данный алгоритм может дополняться подэтапами, новыми этапами, не нарушающими общий ход музыкального восприятия, каждый этап должен оснащаться новыми педагогическими приемами, отличаться разнообразием этих приемов с учетом музыкального опыта ребенка, его индивидуальных особенностей.
Организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок занимался активно, с увлечением и интересом помогает использование мультимедийных пособий, которые могут разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной. Поэтому, применение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в работе с детьми заключается в том, что педагоги используют в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми учебного материала различной направленности. Использование ИКТ, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность педагогов позволяет повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дает следующие преимущества и помогает решить ряд задач по муз. развитию:
- улучшается запоминание пройденного материала;
- усиливается познавательный интерес воспитанников;
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;
- делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
- помогает существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
- активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре;
Использование мультимедиа презентаций во время праздников , развлечений, досугов, целесообразно с помощью мультимедийного проекторного экрана. Во время НОД можно использовать ноутбук, экран телевизора. Это может быть демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео…С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики. Презентация может содержать фотографии и творческие работы самих ребят. Необходимо помнить, что материал должен быть доступен для ребёнка и конкретен. Во время проведения музыкального занятия должны сочетаться коллективная, групповая и индивидуальная работа с детьми. Приобщение родителей к поиску нужного для создания мультимедийной презентации материала создаёт атмосферу сотрудничества, взаимосвязи музыкального руководителя, детей и их мам и пап. Мультимедийная презентация может включаться в любой раздел музыкального занятия.
В работе мною используются мультимедийные презентации и игры: «Угадай мелодию», «Четвертый лишний», «Чайковский «Детский альбом», «Музыкалные инструменты», «Мир театра».
Создание мультимедийной презентации требует определённых временных затрат, навыков работы с ПК и интернет-ресурсами. Однако, использование мультимедийных презентаций на музыкальных занятиях является стимулом к развитию детской познавательной активности, повышает качество музыкального образования и воспитания каждого ребёнка и способствует личностному и профессиональному росту педагогов.
С целью повышения педагогической компетентности педагогов по проблеме развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста были проведены консультации для воспитателей: «О влиянии красоты», «Прикосновение любви святой», «Воспитание духовной личности», «Музыка как средство развития творческой индивидуальности» Повышению уровня педагогической компетентности воспитателей по вопросу развития музыкального восприятия дошкольников способствовала и организация мультимедийной игры: «Путешествие Незнайки в мир искусств». Цель - расширить представления о мире искусства, прививать любовь к прекрасному.
С родителями были проведены беседы и консультации по развитию музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста: «А зачем вообще нужна эта музыка?..», «Воспитание души ребенка», «Какую музыку нужно слушать детям?», «Учим ребенка слушать музыку». Цель – формировать интерес детей к музыкальному искусству.
Музыкальное развитие детей осуществляется совместно со всеми педагогами по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Использую также парциальные программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. Наряду с программами в своей работе использую технологию «Элементарное музицирование с дошкольниками». Тютюнниковой Т. Э.
Для анализа знаний и умений детей я регулярно провожу диагностику в начале и в конце года. Для этого использую методики Н. Ветлугиной и А.Кинеман, а также И.Каплуновой и И.Новоскольцевой - программа «Ладушки». Проводится она в виде: наблюдений, индивидуальных занятий, специальных игр-заданий. Используются игровые приемы и многочисленные предметные пособия, детские музыкальные инструменты. По итогам мониторинга ставлю новые цели и задачи в музыкальном воспитании детей.
Параметры диагностирования (по восприятию)
а) эмоционально воспринимает музыку (высказывается о муз. произведении)
б) различает жанры муз. произведений (песня, марш, танец – полька, вальс, плясовая).
в) различает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, баян, скрипка, балалайка, труба.)
г) различает звуки по высоте в пределах квинты
д) узнает мелодии по отдельным фрагментам произведения.
е) способен придумать сюжет к муз. произведению.
ж) отображает свое отношение к музыке в рисунке
з) проявляет стремление передать характер муз. произведения в движении
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Изменений системы, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов только в образовательном процессе недостаточно . В связи с этим произошли изменения в условиях образовательного процесса, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов:
К кадровым изменениям относится:
- повышение квалификации в СИПКРО, ЦРО;
- повышение самообразования;
- участие в методических объединениях.
Научно-методические изменения:
- тематическое планирование;
- разработка серий консультаций и цикла бесед для родителей и воспитателей;
- создание картотеки музыкальных произведений, мультфильмов;
Материально – технические условия
- приобретение мультимедийной и интерактивной техники в ДОУ;
- наличие музыкальных инструментов, музыкального центра;
- ноты, диски с музыкальными произведениями различных жанров, дидактические игры для развития восприятия музыки
- приобретение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
- приобретение демонстрационного и наглядного материала.
Информационные изменения – это создание электронных мультимедийных дидактических пособий, презентаций, интерактивных игр по теме «Восприятие музыки» и использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других воспитателей).
Нормативно – правовое обеспечение
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ принят Государственной Думой РФ 21.12.2012г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.
• календарно-тематическое планирование.
Организационные условия:
• организация совместных поездок с родителями и детьми в театр оперы и балета, филармонию.
• организация выставок рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведений изобразительного искусства»
Развитие дошкольника осуществляется в тесном взаимодействии с окружающим миром на уровне микросистемы – семья; мезосистемы – детский сад, соседи; экзосистемы – родственники, социальные службы; макроси...
«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведения словесного искусства (фольклора)»
«Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте.Здесь нет разноречий.Единство представлений о красоте создавалоединс...
«Система работы по восприятию детьми дошкольного возраста произведений музыкального искусства»
В современном обществе происходят социальные и экономическиеперемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными образовательным...
«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведения словесного искусства (фольклора)
«Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте.Здесь нет разноречий.Единство представлений о красоте создавалоединс...
"Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведений изобразительного искусства
.«В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный з...
Статья «О системе работы по развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений музыкального искусства»
В статье кратко представлена методика развития музыкального мышления у детей Н. В. Сусловой....
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это этап приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.Важнейшей целью дошкольного образовани...