Проект по ПДД "«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
проект по обж (подготовительная группа)

Лиханова Анжела Леонидовна

проект по ПДД " Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pdd_1.doc390.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Новосибирска

«Детский сад № 401»

(383) 267-73-53

630089, г. Новосибирск ул. Кошурникова, 49/1

ИНН/КПП 5401140893/540101001 Л/счет 014.03.095.1

Районный конкурс «ПДД»

        

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1239/00107970-f08f09bd/3/img0.jpg

ПРОЕКТ: «Формирование

у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

навыков безопасного поведения

через ознакомление с правилами дорожного движения»

         

        

Авторы проекта:

Лиханова Анжела Леонидовна,                                    воспитатель I кв. категории
Гусева Светлана Юрьевна ,
воспитатель I кв. категории
Бабушкина Елена Владимировна,

учитель – логопед высшей кв.  категории

Новосибирск 2020

Содержание проекта

1.Краткая аннотация проекта…………………………………………………
2.Описание учреждения………………………………………………………

3. Постановка проблемы……………………………………………………..
4. Актуальность проблем…………………………………………………….

5. Цель и задачи проекта ……………………………………………………
6.Готовность к реализации проекта…………………………………………
7.Этапы, содержание и методы реализации проекта………………………
8. Прогнозируемые конечные результаты деятельности…………………
9.Практическая значимость результатов……………………………………
10.Возможные риски…………………………………………………………

11.Критерии и показатели эффективности реализации проекта …………
12.Ресурсы (бюджет проекта)………………………………………………
13.Функционал участников проекта…………………………………………
14.Перечень используемых источников……………………………………

Приложение

3

4

5

5

5

7

11

17

18

18

18

19

20

21

  1. Краткая аннотация проекта.

       Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети с низкой остротой зрения, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста с патологией зрения – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

                  Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей с нарушением зрения безопасному поведению на улицах, дорогах в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, дошкольные учреждения.

                  Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является важной ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МК ДОУ «Детский сад № 401» особое внимание уделяет обучению детей с нарушением зрения правилам дорожного движения. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длинный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

                  Проект реализует нестандартный подход решения проблемы обучения дошкольников правилам дорожного движения. Данный проект необходим как для педагогов, так и для родителей дошкольников. Проект поможет педагогам вызвать интерес у детей к данной проблеме, а в дальнейшем поможет ребенку успешно реализовать свои знания в жизни.

                 С помощью этого проекта снизится детский травматизм, являющийся результатом низкого уровня подготовки детей. Уменьшится и количество ДТП с детьми дошкольного возраста. Особенно у тех, которые имеют низкую остроту зрения.

 

2.Описание учреждения
Детский сад № 401 является единственным Муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением в Дзержинском районе для детей с нарушением зрения. В детском саду функционируют десять дошкольных групп, из которых восемь групп для детей с нарушениями зрения и речи в возрасте от 2 до 7 лет и две группы общеразвивающие для детей от 2-7 лет. В МКДОУ имеются музыкальный и физкультурный залы, кабинет тифлопедагога, логопедический и офтальмологический кабинеты, методический кабинет, медицинский кабинет.
   
В учреждении работают 32 педагога, из них 16 имеет высшее образование, 16 имеют средне специальное образование, 5 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 13 имеют первую квалификационную категорию, соответствие занимаемой должности 8 человек.

   В МКДОУ «Детский сад № 401» поступают дети с различной патологией зрения: сходящееся и расходящееся косоглазие, астигматизм, амблиопия и т.д. Патология зрения, как правило, сопровождается психическими расстройствами: гипердинамический синдром, неврастенический синдром, ППЦНС (перинатальным поражением центральной нервной системы) и т.д.
  Коррекционная работа в МКДОУ строится с учетом ограниченных возможностей детей и специфики обучения и воспитания слабовидящих детей. Сочетание коррекционно-воспитательной работы с лечебно - восстановительной, тесная взаимосвязь специалистов детского сада: врачом – офтальмологом, воспитателем, тифлопедагогом, учителем – логопедом, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и обязательное участие родителей в процессе коррекционного обучения дают положительные результаты.
   В ДОУ квалифицированную коррекцию нарушений зрения у дошкольников осуществляет врач – офтальмолог и медсестра – ортоптистка. В офтальмологическом кабинете дети с нарушением зрения занимаются на макулостимуляторе «Макс-1», амблиотренере «АМО –АТОС», «Ручеек», «Цветоритм», «Стекла Богалини», «Засветы по Чермаку», лазер, иллюзион, синаптофор.   В лечении амблиопии и косоглазии используются компьютерные технологии. Для диагностики, лечения, и профилактики глазных болезней используются комплексы компьютерных программ «Окулист», «Академик», «КАПБИС-1» и др.
     Педагоги и воспитатели детского сада участвуют во всех мероприятиях и акциях проводимых в образовательном учреждении. Особое внимание педагоги уделяют проблеме безопасности и правилам дорожного движения.

Заведующий Гончарова Любовь Геннадьевна, высшее образование.
Старший воспитатель Резвих Елена Сергеевна, высшее образование

Штат специалистов – кто работает с детьми:

Лиханова Анжела Леонидовна - воспитатель I кв. категории;
Гусева Светлана Юрьевна - воспитатель I кв. категории;
Бабушкина Елена Владимировна – учитель-логопед высшей  кв. категории

3.Ценность проекта для данного учреждения

Проект может быть использован педагогами дошкольных учреждений, работающих в данном направлении. Он предназначен для активной деятельности самих детей с нарушением зрения и их родителей. Педагоги и дальше будут привлекать к этой проблеме родителей вновь поступивших детей с нарушением зрения, делая так, чтобы родители стали для них первыми союзниками и помощниками. Педагогами нашего ДОУ будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме.
    Методы и приемы могут быть разнообразными, с учетом психологических особенностей дошкольника с нарушением зрения, в зависимости от цели и задач, включать в себя все виды деятельности, различные технологии и продуктивные методы.
    В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников с нарушением зрения необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность. Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.

4.Актуальность проблемы

     В нашей стране ситуация с детским травматизмом на дорогах была и остается очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете по 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. ед. транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, и в 30 раз больше, чем в Италии.

По данным Главного управления образования мэрии города Новосибирска за один квартал на территории города Новосибирска зарегистрировано 19 ДТП с участием детей.

Анализ ДТП с участием детей показывает, что основными причинами являются:

  • Низкая острота зрения;
  • Ограниченный угол зрения;
  • Невнимательность;
  • Нет предвидения возможности возникновения опасности в быстро изменяющейся дорожной обстановке;
  • Отсутствие правильного распределения внимания и определение существенного от незначительного;
  • Незнание детьми ПДД;
  • Отсутствие у детей практических навыков поведения в конкретной дорожной обстановке;
  • Недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице;
  • Нарушение ПДД водителями;
  • Светофор не оборудован звуковым сигналом.

Наиболее характерными нарушениями ПДД являются:

  • Переход проезжей части в неустановленном месте;
  • Неподчинение сигналам светофора;
  • Внезапный выход на проезжую часть из-за препятствий.

    В связи с вышеизложенными фактами, считаем, что изучение ПДД целесообразно начинать в детском саду и продолжать в начальной школе т.к. дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.

      В октябре 2020 года в нашем детском саду было проведено анкетирование родителей подготовительной группы, а также опрос самих дошкольников.


5. Цель проекта.
Формирование у детей с нарушением зрения устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи поставленные перед детей:
1.Закреплять и систематизировать знаний у детей с нарушением зрения представления о ПДД;
2. Введение в связную речь лексико-грамматических конструкций: прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, составление предложений разных типов;
3. Уточнить, расширить и активизировать лексического запаса по теме «Дорожные знаки»;
4. Развивать мелкую моторику;

5.Отгадывать и толковать загадки по теме;
6. Учить определять и словесно обозначать пространственные направления на других детях, окружающих предметах;

7.Расширять представления детей об окружающем пространстве;

8.Учить ориентироваться по схемам, макетам макро – и микропространстве;

9.Развивать умение различать пространственные признаки предметов (форму, величину, объем) с помощью зрения и осязания;

10.Определять направление движущегося звука.


Задачи, поставленные перед родителями:
1.  Развитие семейного творчества и сотрудничество семьи и детского сада;

2. Возможность проявить свои творческие способности.

3. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.


Задачи, поставленные педагогами:
1. Создать предметно развивающую среду, способствующую формированию у детей основ безопасного поведения на улицах города, формирование словарного запаса по дорожной лексике;

2.Разработать цикл занятий, направленных на формирование навыков дорожной грамоты, культуры поведения в общественном транспорте;

3.Разработать цикл занятий по формированию навыков дорожной безопасности, которые включали бы, как теоретическую, так и практическую часть;

4.Разработать перспективный план работы с родителями, имеющих детей с низкой остротой;

5.Опубликовать опыт своей работы в печатные издания (для дефектологов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями).

6. Готовность к реализации проекта. 
Место проведения:
 МКДОУ «Детский сад № 401»
Проект рассчитан на детей подготовительной группы с нарушением зрения.


п/п

Метод

Компетенции, которые получат дети и родители

Словесные: беседы, КВН, викторины, чтение рассказов, стихов, пословиц, загадок;
Наглядные: просмотр презентации, мультфильмов, рассматривание плакатов;


- Разработка анкет для родителей;

- Подготовка материалов на компьютере;

- Проведение исследования;

- Анализ.

Практические: упражнения, конструирование, дидактические игры.

 

Физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, психогимнастика.

Получение новых знаний, новой информации по правилам дорожного движения.

Выявление уровня знаний детей и родителей по ПДД. Заинтересовать родителей данной темой.

Способствуют развитию исследовательской и творческой активности детей с нарушением зрения, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Необходимы на каждом занятие, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности, это необходимый элемент в здоровьесберегающей деятельности.

Подготовка методического материала для реализации проекта

Направления в работе

Реализация (с помощью чего?)

1.

НОД

1.Изучение существующих методик правил дорожного движения для детей дошкольного возраста;

- Анализ изученных материалов.

Беседы, рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов по теме.

- Разработка теоретических занятий.

- Составление писем родителям (уличный травматизм);

 - словарь основных понятий и терминов по ПДД;

- Первая помощь при несчастных случаях на дороге;

- Подготовка выставки специальной литературы.

2.

Познавательно-коммуникативная, речевая деятельность.

Введение в связную речь лексико-грамматических конструкций: прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; предложно – падежных конструкций разных типов.

Составление рассказов по серии картин, сюжетным картинам.

- Изготовление наглядных пособий (для развития дыхания, голоса, фонематического слуха с учетом специфики заявленной темы);

3.

Ознакомление с окружающим миром

Рисование
Лепка/аппликация

Конструирование

Создание атрибутов к играм по ПДД.

Выставки работ. Изготовление открыток для взрослых (День защитника Отечества с нашей тематикой).

4.

Игры и упражнения

Проведение дидактических игр «Один-много», «Сосчитай до десяти», «Скажи ласково», «Летит, плывет, едет», «Подумай – отгадай», «Расставь знаки», «Дорожная грамота», «Виды транспорта», «Найди отличие» и т.д.

5.

Физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, психогимнастика.

Ежедневно

Физминутки: «Светофор», «Пешеход», «Мы в автобус дружно сели», «Постовой», «Мы шагаем».
Гимнастика для глаз: «Щенок», «Яблоко», «Арбуз», «Ёлочка», «Снежинка», «Анютины глазки», «Шофер», «Глазки».
Пальчиковые игры: «Дорожных правил очень много», «Постовой», «Машины», «Светофор», «Транспорт», «Гонки».
Дыхательная гимнастика: «Поедим на автомобиле», «Регулировщик», «Качели», «Насос», «Снегопад», «Пружинка», «Бегемотик».
Психогимнастика: 
«С добрым утром», «Спать хочется», «Четыре стихии», «Что слышно?», «Снеговик», «Запретный номер», «Художник», «Мыльные пузыри».

6.

Взаимодействие с педагогами

Рассматривание иллюстраций и презентаций

Беседы о правилах дорожного движения.

Чтение художественной литературы.  

«Уроки безопасности»

Разработка теоретических индивидуальных занятий для детей с низкой остротой зрения, имеющих недостаточный словарный запас по дорожной лексики:

- Шумовые сигналы на улице.

- Цвет форма и дорожные знаки;

- Транспорт на улице и развитие ориентировке в пространстве с помощью макетов.
- Пополнение демонстрационного материала;

- Изготовление макетов.
Учитель- логопед руководит работой по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время в рамках заданной темы, используя различные методы в работе.

7.

Взаимодействие с семьями воспитанников

- Вовлечение родителей в пропаганду правил дорожного движения;

- Организация совместных мероприятий с участием родителей (в том числе профессионального опыта: мед. сестры, инспектора ГИБДД);

- Ознакомление родителей с результатами обучения детей.

8.

Создание предметно – развивающей среды для формирования у дошкольников навыков поведения на улице (дороге), формирование активного словаря.

- Мобайлы с дорожными знаками разного размера и силуэтами;

- Распределение обязанностей для изготовления наглядных пособий;

- Схем;

- Демонстрационного материала.

- Игр, макетов, пособий для развития речевого дыхания с иллюстрациями дорожных знаков.

9.

Результат проекта

- Итоговая диагностика;

- Анализ сформированных навыков по разделам;

- Оформление отчетной документации;

- Обобщение опыта и публикация в печатном издании.
Презентация.
ЛЭПБУК

7. Этапы, содержание и методы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 8 месяцев 2020-2021 учебный год и будет происходить в несколько этапов.

I этап – подготовительный

Сроки реализации 01.10.2020г. – 10.10.2020г.

ОКТЯБРЬ

Тема

«Транспорт». Расширять представления детей о появлении первых машин. Продолжать учить классифицировать транспорт: наземный, подземный, водный, воздушный, специальный. Познакомить с понятием «тормозной путь автомобиля»

Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность

Развитие речи «Классификация транспорта».

Конструирование: Выкладывание транспорта из палочек Кюизенера.

Лепка «Дорожный каток».

Рисование «Гараж спецтранспорта».

Целевые прогулки, наблюдения

К нерегулируемому переходу; на шоссе

Беседы

«Что такое тормозной путь?», «Автомобиль будущего».

Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры и упражнения

Дидактические: «Кому что нужно», «Сложи автомобиль», «Чего не хватает», «Летит, плывет, едет», «Транспорт» (пазлы).

Подвижная: «Лодочка».
Сюжетно-ролевая: «Автосалон» 

Чтение

Я. Пишумов «Машины», Н. Носов «Автомобиль»

Рассказы Пети Светофорова «А знаешь ли ты, что…?»

Досуг, развлечения

Вечер загадок «Дорожная математика», викторина «Транспортные средства»

Работа с родителями

1. Памятка «Причины детского дорожно-транспортного травматизма».

  1. Консультация «Детское кресло в каждую машину».

Здоровьесберегающие
технологии

Пальчиковая гимнастика: «Дорожных правил очень много».
Дыхательная гимнастика: «Поедим на автомобиле»
Психогимнастика: «С добрым утром»
Гимнастика для глаз: «Яблоко»
Физминутка: «Светофор».

II этап - основной      

Сроки реализации 21.10.2020г. -30.04.2021г.

НОЯБРЬ

Тема

«Улица».
Расширять представления детей о строении и разметке улиц. «Милиционер-регулировщик». Познакомить детей с работой сотрудников ГИБДД

Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность

Рисование «Моя улица», «На посту в любую погоду»

Конструирование «Городок малышей из Цветочного города».

Составление рассказа по плану «Моя дорога в детский сад».

Целевые прогулки, наблюдения

К проезжей части, к посту работников ГИБДД (с родителями)

Беседы

«Моя дорога в детский сад», «Милиционер-регулировщик», «Куда спешит автомобиль ГИБДД».

Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры и упражнения

Дидактические: «Наш город», «Найди на плане», «Дороги и дорожные знаки», «Регулировщик».

Ситуации: «Я перехожу через дорогу», «Милиционер взмахнул палочкой».

Сюжетно-ролевая: «Пост ГИБДД» 

Чтение

С. Маршак «Правил уличных не зная...», «Милиционер», Я. Пишумов «Посмотрите, постовой», «Инспектор ГИБДД»
Рассказы Пети Светофорова «А знаешь ли ты, из чего сделана машина?»

Досуг, развлечения

Мультфильм: Смешарики ПДД «Пешеходная «Зебра»», «Гармония светофора», «Светофор».

Работа с родителями

1. Консультация для родителей  «Правила дорожного движения».

Здоровьесберегающие
технологии

Пальчиковая гимнастика: «Машины»
Дыхательная гимнастика: «Регулировщик»
Психогимнастика: «Спать хочется»
Гимнастика для глаз: «Арбуз»
Физминутка: «Светофор»

ДЕКАБРЬ

Тема

«Движение транспорта и пешеходов».
Продолжать учить детей правильно переходить через улицы разных типов. Развивать реакцию на световой и звуковой сигналы спецтранспорта. Расширять представления о сложности движения на перекрестке

Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность

Аппликация «Подземный переход».

Рассматривание картины «Обход транспорта».

Ознакомление с окружающим «Крестообразные и Т-образные перекрестки»

Целевые прогулки, наблюдения

Прогулка к Т-образному перекрестку (по возможности)

Беседы

 «Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы»

Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры и упражнения

Дидактические: «Волшебные полоски»,
Ситуации: «Двор — тоже улица», «Вдали замелькал свет мигалки», «Транспорт движется с трех сторон».

Сюжетно-ролевая: «Служба спасения»

Чтение

С. Михалков «Дядя Степа — милиционер», «Самый лучший пешеход», О. Бедарев «Если бы...»

Досуг, развлечения

Ребусы, загадки.

Работа с родителями

1.Консультация «Ребенок на перекрестке»

2.Консультация «Знает правила семья, значит, знаю их и я».

Здоровьесберегающие
технологии

Пальчиковая гимнастика: «Светофор»
Дыхательная гимнастика: «Насос»
Психогимнастика: «Четыре стихии»
Гимнастика для глаз: «Ёлочка»
Физминутка: «Светофор»

ЯНВАРЬ

Тема

«Светофор».

Закрепить знания о необходимости следовать указаниям светофора. Закрепить знания о том, что светофоры бывают с двумя и с тремя сигналами. Познакомить с временным указателем на светофоре

Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность

Развитие речи «Пешеход! А ты знаешь?»

Аппликация «Автомобили у светофора».

Рисование «Внимание! Пешеход».

Развитие элементарных математических представлений «Часы».
Выкладывание светофора из цветных камушек.

Целевые прогулки, наблюдения

К проезжей части: «К светофору»

Беседы

«История создания светофора», «Сигнализация светофора»

Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры и упражнения

Дидактические: «Внимание! Сигнал светофора», «Не спеши», «Укажи время».
Ситуация: «Пробка на дороге»

Чтение

Г. Варшавский «Про Петра и про Егора, про сигналы светофора»

Досуг, развлечения

Викторина – игра  по ПДД для детей 6-7 лет

Работа с родителями

1.Консультация «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»

Здоровьесберегающие
технологии

Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять»
Дыхательная гимнастика: «Шину прокололи»

Психогимнастика: «Снеговик»
Гимнастика для глаз: «Бегемотик»
Физминутка: «Качу, лечу»

ФЕВРАЛЬ

Тема

«Дорожные знаки».

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками. Классифицировать их: запрещающие, предупреждающие, предметно-указательные, предписывающие. Расширять представления о том, к чему приводит несоответствие действий дорожным знакам

Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность

Ознакомление с окружающим «Путешествие в страну Дорожных знаков».

Рисование «Запрещающие знаки на дороге».

Складывание из цветных камушков дорожных знаков.
Изготовление удостоверений пешеходов.

Целевые прогулки, наблюдения

К проезжей части: «К ближайшим знакам»

Беседы

«Дорожные знаки для пешеходов»
«Полезные знаки»: дать представление о том, что нельзя повреждать дорожные знаки, это может привести к несчастным случаям.

Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры и упражнения

«Расставь знаки»: (с использованием книги Ю. Юдохина «Здравствуй, друг, дорожный знак»): упражнять в правильном расположении знаков на улице.

Изготовление  ЛЭПБУКА по ПДД.

Чтение

Рассказы Пети Светофорова «А знаешь ли ты, что такое правостороннее движение?»,  С. Михалков «Шагая осторожно».

Досуг, развлечения

«Автомульти»: учить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства, правильно называть.

Работа с родителями

Рекомендации для родителей:
1. Буклет для родителей «Безопасность на дорогах. Правила безопасности для детей». Раздать родителям на улице.

Здоровьесберегающие
технологии

Пальчиковая гимнастика: «Машины»
Дыхательная гимнастика: «Снегопад»
Психогимнастика: «Снеговик»
Гимнастика для глаз: «Снежинка»
Физминутка: «Пешеход»

МАРТ

Тема

 «Правила поведения в транспорте и на улице».

Уточнить правила поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий.

Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность

Развитие речи «Как должен поступить пешеход, если...»

Развитие элементарных математических представлений «Дорожные задачки»

Целевые прогулки, наблюдения

К проезжей части

Беседы

«Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон?»

Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры и упражнения

Дидактические:  «Кроссворды», «Добавь словечко», «Разрезные картинки».
Ситуации: «Я еду с родителями в машине»

Чтение

А. Эльдман «Эти ребята приятели были»; И. Яворская «Дети и дорога», Рассказы Пети Светофорова «А знаешь ли ты, что такое Автозавод?»

Досуг, развлечения

Мультфильм. Смешарики ПДД «Пляшущие человечки».
«Умные клеточки»- графический диктант

Работа с родителями

1.Буклет для родителей «Самое дорогое у человека – это жизнь»,
2.Консультация: «Правила поведения в общественном транспорте»

Здоровьесберегающие
технологии

Пальчиковая гимнастика: «Транспорт»-1
Дыхательная гимнастика: «Пружинка»
Психогимнастика: «Запретный номер»
Гимнастика для глаз: «Шофер»
Физминутка: «Мы в автобус дружно сели»

АПРЕЛЬ

Тема

 «Велосипед, самокат, роликовые коньки».

Закрепить знания детей о том, какие опасные ситуации могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках. Дать знания о необходимости средств защиты при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках.

Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность

Ознакомление с окружающим «Как кататься безопасно».

Рисование «Мальчик на роликовых коньках»

Целевые прогулки, наблюдения

Целевая прогулка к школе: закрепить знания о школе, познакомить со знаком «Дети».

Беседы

«Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?»

Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры и упражнения

Дидактические: «Велосипедная дорожка», «Подбери правильный путь».

Ситуация: «Мне купили ролики»

Подвижная: «Уроки катания на двухколесных велосипедах и роликах»

Работа по тетради дошкольника «Учим правила дорожного движения» Г.Д. Беляевскова, Э.Г. Шамаева.

Чтение

Рассказы Пети Светофорова «А знаешь ли ты, что колесо может и умеет?», Я.Пишумов. «Самый лучший переход»
С. Михалков «Скверная история».

Досуг, развлечения

Мультфильм. Смешарики ПДД «Метро».

Раскраски для детей по ПДД.

Работа с родителями

1.Консультация «Ответственность родителей за последствия приобретения своим детям технических средств передвижения» (велосипед, самокат, роликовые коньки)

Здоровьесберегающие
технологии

Пальчиковая гимнастика: «Транспорт»- 2
Дыхательная гимнастика: «Самокат»
Психогимнастика: «Художник»
Гимнастика для глаз: «Анютины глазки»
Физминутка: «Постовой»

III этап – заключительный  

Сроки реализации 04.05.2021г. -28.05.2021г.

МАЙ

Тема

«Железнодорожный переезд».

Познакомить детей с правилами поведения пешеходов у железнодорожного переезда, с назначением шлагбаума.

Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность

Аппликация: знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума»

Целевые прогулки, наблюдения

К железнодорожному переезду (с родителями по возможности)

Беседы

«Как регулируется движение поездов и электричек?», «История паровозов» (Мемориал Славы труженикам тыла 1941-1945гг. Паровоз  им. Н.А. Лунина)

Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры и упражнения

Дидактические: «Угадай, какой знак», «Семафор», «Путешествие за город».

Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли».

Сюжетно-ролевая: «Поездка в пригород»

Изготовление макета улица детского сада.

Чтение

А. Дорохов «Шлагбаум», рассказы Пети Светофорова «А знаешь ли ты, что такое Цвет-сигнал?».

Досуг, развлечения

КВН (итоговое мероприятие)

Работа с родителями

1.Консультация «Дисциплина на улице – залог безопасности»
2.  Памятка ученика 1 класса по ПДД (вклеивается в дневник)

Здоровьесберегающие
технологии

Пальчиковая гимнастика: «Гонки»
Дыхательная гимнастика: «Боевой клич индейца»
Психогимнастика: «Мыльные пузыри»
Гимнастика для глаз: «Глазки»
Физминутка: «Мы шагаем»

8. Прогнозируемые конечные результаты деятельности        

    При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
Полученные результаты у детей:

  • Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
  • Приобретут навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
  • Смогут самостоятельно принимать решения в различных жизненных ситуациях;
  • Смогут предвидеть опасные ситуации и обходить их.
  • У детей появится потребность заботы о своем здоровье.
  • Уменьшится количество ДТП с детьми дошкольного возраста.
  • Дети с нарушением зрения научатся пользоваться сохранными анализаторами.

 

Полученные результаты у родителей:

  • Повысится активность родителей и детей дошкольного возраста к обеспечению безопасности дорожного движения.

Оценка эффективности проекта будет происходить с помощью:

  • Диагностики;
  • Анкетирования родителей дошкольников;
  • Совместные тематические занятия с воспитателями групп.

9. Практическая значимость результатов

     Данный проект адресован воспитателям, учителям - логопедам, учителям-дефектологам.
   Педагоги, участвующие в работе считают, что такой подход к реализации проекта поможет воспитателям вызвать у детей интерес к данной проблеме.

    Предлагаемые формы работы, могут быть адаптированы и использованы воспитателями, учителями - логопедами, учителями- дефектологами в работе с дошкольниками. Разработанный практический материал может быть эффективно использован образовательными учреждениями, работающими по данному направлению с детьми с нарушением зрения.

10. Возможные риски

Риски

Пути предотвращения

Нежелание родителей участвовать в проекте.

Работа воспитателя с родителями по мотивированию взаимодействия родителей с ребенком и повышения  психологического комфорта взаимоотношения в семье в рамках бддд.

Травма во время игры.

Создание условий по технике безопасности.

Ребезаболел.

Замена другим ребенком из группы.

Карантин

Перенос даты проведения.

  11.  Критерии и показатели эффективности проекта

      Данный проект адресован воспитателям, логопедам, тифлопедагогам.
Коллектив нашего учреждения считает, что нестандартный подход к обучению дошкольников ПДД поможет воспитателям вызвать у детей интерес к данной проблеме и избежать излишнего морализирования в формировании у них самостоятельности и ответственности.

     Предлагаемые формы работы, могут быть адаптированы и использованы воспитателями, логопедами, тифлопедагогами в работе с дошкольниками. Разработанный практический материал (перспективное планирование, анкеты) может быть эффективно использован образовательными учреждениями, работающими по данному направлению с детьми с нарушением зрения.

12. Ресурсы (в рублях)

1.Нормативно-правовое

  • Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17.11.95 г.
  • Приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России».
  • Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.

2.Информационное:

  • консультации в группе «ВКонтакте» дошкольного учреждения;
  • мультимедийные презентации,

3.Организационное:

  • сотрудничество с управлением ГИБДД,
  • работа по управлению деятельностью участников проекта.

4.Материально-техническое:

  • уголок безопасности в приемной и групповой комнате;
  • выносные макеты дорожно-транспортных средств
  • методические и дидактические пособия.

5.Методическое:

- теоретическая и методическая литература,

- периодическая печать.

6.Кадровое: в проекте участвуют:

- дети подготовительной группы;

- родители воспитанников;

- воспитатель подготовительной группы;

- старший воспитатель,

7.Предполагаемые источники финансирования:

- спонсорские и изыскиваемые родительским комитетом подготовительной   группы

На родительском собрании утверждается смета проекта.

п/п

Наименование

Количество

Имеющиеся

средства

Требуемые

1.

Дидактический материал и настольные игры.

3шт

-

1000

2.

Дорожные знаки

10шт.

300

300

3..

Костюм полицейского:

- ткань;

- жезл.

1шт.

-

150

400

150

4.

Макеты

2шт.

500

500

Средства необходимые для реализации проекта 2350 руб.

  • Имеющиеся средства - 950руб.
  • Недостающие средства – 1400 руб.

13. Функционал участников проекта.

№ п/п

Ответственные

Функционал обязанностей

1

Заведующий ДОУ

Создание условий для реализации и проведения мероприятий.

Обеспечение материальной базы в рамках реализации проекта

Старший воспитатель

Методическое сопровождение педагогов (консультации, семинары).

Воспитатели

Реализация совместной и самостоятельной деятельности с детьми.

Разработка системы взаимодействия педагогов и функционала.

Включение родителей в данный процесс.

Воспитанники подготовительной группы

Активные участники в проектной деятельности, выставках, праздниках, презентациях.

Учитель-логопед

Руководит работой по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время в рамках заданной темы, используя различные методы в работе.

Родители

 1.Активное участие родителей в проекте.
2. Создание макетов: «Золотая Нива»,  «Улица детского сада».

Медицинская сестра

Беседа «Оказание первой медицинской помощи»

Тип проекта досугово – познавательный.

14. Перечень используемых источников
1. Авдеева Н.Н.- Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003;
2.Ахмадиева Р. Ш., Воронова Е. Е., Минниханов Р. Н. и др. -Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.;
3.Белая К. Ю.- Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010:
4. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. -Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004;
5. Беляевская Г.Д. Шамаева Э.Г. Тетрадь дошкольника 6-7 лет. Учим правила дорожного движения: игротека юного пешехода/ авт.-сост. Г.Д. Беляевская, Э.Г. Шамаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – С.71.
6.Бордачева И. Ю. наглядно дидактическое пособие «Дорожные знаки» для детей 4 – 7 лет Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013 г;
7.Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников. С. -П. Детство-пресс. 2009
8.Воронова Е. А. Красный. Желтый. Зеленый. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006;
9. Гончарова Л.М. Правила дорожного движения/ ООО «Феникс», 2008.- С. 247.
10. Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие. - М., «Тритий рим», 2000 г;
11. Комплексные занятия с детьми 4 – 7 лет / авт.- сост. О.Ф. Горбатенко. Изд. 2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2013г;
12. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу/ ООО «ВАКО», 2008.-С. 192.
13.Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения/Н.В. Ковалева. – Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 157.
14. Куцакова Л.В. «Как обеспечить безопасность дошкольников» г. Москва «Просвещение» 2001.;
15Степаненко Э.Я. Филенко М.Ф. Дошкольникам- о правилах дорожного движения/ М.: Просвещение, 1979. – С.63.
16. Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, «Корифей», 2009.г.;
17. Саулина Т.Ф. Три сигала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010г.;
18. Юдохина Ю.Л. Здравствуй, друг, дорожный знак/Изд. «Ансеп-М», 1996. – С.16.

   

     

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействия, воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ по социально-коммуникативному развитию Тема: по правилам дорожного движения «Грамотные пешеходы»

Образовательная область «Познавательное развитие» Закрепить знания детей о транспорте, о видах транспорта.Закрепить правила пользования общественным транспортом.Закрепить представление дет...

Роль коррекционно-развивающих музыкальных игр в формировании навыков пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зр...

Статья "Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью дидактических игр и упражнений"

В статье содержится иформация основанная на личном опыте логопедической  работы с дошкольниками имеющими патологию зрения....

Презентация "Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи".

Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи....

ПРОЕКТ: «Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Краткая аннотация проекта.       Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновникам...

презентация Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками, направленной на формирование навыков безопасного поведения при обучении Правилам дорожного движения

Презентация на тему: "Использование иновационых техннологий в работе с дошкольниками, направленной на формирование навыков безопасного поведенияпри обучении правил дорожного движения....