статья. "Закаляйся, если хочешь быть здоров!" во второй младшей группе
проект (младшая группа) по теме

Мероприятия, проводимые в детском саду, для сохранения и поддержания здоровья ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Статья. «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ, ЗАКАЛЯЙСЯ!»

                                Во второй младшей группе №9

        Вид проекта: педагогический, игровой, долгосрочный. Участники: воспитатели, дети, родители. Здоровье детей дошкольного возраста, как и других групп населения, социально обусловлено, зависит и от состояния окружающей среды, и от здоровья родителей, и от наследственности, от условий жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов приводит к ухудшению адаптационных процессов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма. Оздоровительная работа в ДОУ – одна из ключевых проблем в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие. Поэтому все чаще дошкольные учреждения разнообразят формы и методы работы с учетом лечебно – профилактических, оздоровительно – развивающих мероприятий. Закаливание является эффективным способом оздоровления детей, многие из видов закаливания применяются и в дошкольных учреждениях, включены в режимные моменты, являются частью физкультурных занятий. Проблема: высокий уровень заболеваемости детей младшего дошкольного возраста. Цель проекта: совершенствование условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка в условиях ДОУ. Необходимо соблюдать ряд правил:  Систематическое использование закаливающих процедур во все∙ времена года, без перерывов.  Постепенное увеличение дозы раздражающего действия.∙  Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма ребенка.∙  Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне∙ положительных эмоций. К традиционным видам закаливания детей относятся: -утренний прием на свежем воздухе, гимнастика -оздоровительная прогулка -воздушные ванны -воздушные ванны с упражнениями -сон с доступом свежего воздуха -умывание в течение дня прохладной водой -полоскание рта прохладной водой -хождение босиком до и после дневного сна -хождение босиком по «дорожке здоровья» -(массажные коврики) после дневного сна -солнечные ванны К нетрадиционным видам закаливания можно отнести: -хождение по мокрым солевым дорожкам (Ю.Ф. Змановский) -контрастные водные ванночки для рук (В. Алямовская) -полоскание носоглотки прохладной водой с элементами психогимнастики (Ю.Ф, Змановский, В.Т. Кудрявцев) -игровой массаж (Интерпретация и адаптивный вариант методик специального закаливания детей А.Уманской и К.Динейки) КОНТРАСТНЫЕ ВОДНЫЕ ВАННОЧКИ ДЛЯ РУК Рекомендуется проводить после прогулки, перед обедом. Воспитатель наливает в большой таз теплой воды и немного нейтрального детского шампуня. Можно иногда добавить настой трав или ароматических масел, бросить в воду резиновые игрушки. Дети играют с мыльной водой и к тому же получают лечебную ванну. При манипуляции с игрушками в воде развивается кисть руки и моторика пальцев. Поплескавшись в теплой воде («купаем игрушки»), ребенок моет руки под краном с холодной водой. Длительность горячей ванны 3 – 5 минут. ХОЖДЕНИЕ ПО МОКРЫМ СОЛЕВЫМ ДОРОЖКАМ После дневного сна дети выполняют гимнастические упражнения, проходят по ребристой доске, резиновым коврикам с шипами. Вода для замачивания одеяла от 38 до 40 град каждые два дня снижается на 1 град до 20град. Состав раствора: вода 10 л, поваренная соль 400г. По мокрому одеялу с 30 секунд до 2 минут топчутся дети Ведро для замачивания одеяла, одеяло, ребристая доска, резиновый коврик с шипами. Воспитатель, медсестра, обязательный контроль. ЗАКАЛИВАНИЕ НОСОГЛОТКИ. ПОЛОСКАНИЕ РТА И ГОРЛА ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ НАПИТОК» Дети садятся на ковер в позе факира, перед ними ставится вода в бокалах температурой 36—38 °С. Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому всё подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а открыв глаза, произносят «волшебные» слова: Я хороший, добрый ребенок, Всем детям в группе я желаю здоровья, Пусть все будут добрыми и красивыми, Милыми и счастливыми, а…у…м…» Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные — такие, какие подсказывает собственное воображение. Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я — здоров. Дети полощут рот, промывая водой всю его полость. После этого со звуком «а…а…а», подняв голову, полощут горло и проглатывают воду. Предлагается определить на вкус, какой стала «заряженная» вода. Чувствуется ли аромат, с чем его можно сравнить? Постепенно температура воды снижается до 8—10 °С с целью достижения закаливающегося эффекта. ИГРОВОЙ МАССАЖ Закаливающее дыхание Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста. Проводится 2—3 раза в день. «Поиграем с носиком» 1. Организационный момент а) «Найди и покажи носик» Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому. 2. Основная часть Игровые упражнения с носиком. б) «Помоги носику собраться на прогулку» Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого. в) «Носик гуляет» Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос. г) «Носик балуется» На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа. д) «Носик нюхает приятный запах» Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем. е) «Носик поет песенку» На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу». ж) «Погреем носик» Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем, вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание. 3. Заключительный этап з) «Носик возвращается домой» Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся. Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

—Подходи ко мне, дружок,

 И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,покажи.

 Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

 Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

 Вот так носик- баловник!

 Он шалить у нас привык.

 —Тише, тише, не спеши,

 Ароматом подыши.

Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу». Надо носик нам погреть, Его немного потереть. Нагулялся носик мой, Возвращается домой. Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов, формируют условно-рефлекторную пульсацию кожных сосудов, что обеспечивает большую устойчивость кожной поверхности к длительному воздействию холода, а регуляция теплоотдачи способствует поддержанию температуры внутренней среды на постоянном уровне. При прекращении закаливающих воздействий условные рефлексы угасают. Тренирующий эффект закаливающей нагрузки достигается за несколько месяцев (2-3), а исчезает за 2-3 недели, а у дошкольников через 5-7 дней [5]. Подчиняясь этому правилу, нельзя отменять закаливание даже в случае легких заболеваний детей – следует уменьшать нагрузку или интенсивность раздражителя. Поэтому лучше сочетать местные и общие закаливающие процедуры, когда достигается оптимальная устойчивость организма к холоду. Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливания. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития — не только физического, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий. Закаливание организма — это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат — снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста. С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но говоря о закаливании как средстве физического воспитания, имеется в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Если хочешь быть здоров!" Подготовительная к школе группа

Педагогический проект  разработан на 1 год. В нем представлено система работы и задачи по формированию у воспитанников интереса к компонентам здорового образа жизни, приобретению детьми знаний и ...

Проект : "Если хочешь быть здоров" для детей средней группы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №93  г.Карталы»    ПроектТема: "Если хочешь быть здоров"для  детей средней группы...

Проект. Тема : «Если хочешь быть здоров!» во II младшей группе.

Проект проводится в игровой форме в течение недели. Зайчик путешествует по осеннему лесу.Цель проекта:cохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных...

Проект «Если хочешь быть здоров» в первой младшей группе

Акцентирование  особого внимания воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни;создание  вос...

Технологическая карта реализации проекта «Если хочешь быть здоров» во второй младшей группе

К сожалению, в России здоровый образ жизни не занимает пока первое место в шкале потребностей и ценностей человека. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё зд...

ООД "Если хочешь быть здоров" во второй младшей группе

ООД "Если хочешь быть здоров" во второй младшей группе...

Сценарий развлечения "Если хочешь быть здоров" для детей младшей группы

В развлечении роль медведя исполняет ребенок старшей группы. Это вызывает живой интерес малышей и они с восторгом участвуют в играх, соревнованиях, даже  сами дают советы медведю....