«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя по вопросу формирования двигательной активности»
материал на тему

Стрельникова Наталья Александровна

Сообщение из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo_2013g.docx23.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   

РМО музыкальных руководителей

СООБЩЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ:

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя по вопросу формирования двигательной активности»

Музыкальный руководитель:

Н.А. Стрельникова

МДОУ «Росинка»

2013г.

Мир детства – это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окружающего мира, заключенную в самом ритме движения.  

   Ребенок – душа и цветок природы. Как не могут цветы жить без света, тепла и воды, так и дети не могут быть лишены красоты движений. Воспитание красотой движения – одна из главных задач гармоничного развития ребенка и становления его личности.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Сохранение и укрепление  здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего современного российского общества. В настоящее время государством разрабатываются кардинальные меры по охране и укреплению здоровья детей. Их реализация должна осуществляться при активном участии образовательных учреждений, в том числе и ДОУ. В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа “…предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.  Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех педагогов ДОУ, тем самым, обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого воспитанника. Каждый специалист, решая свои сугубо специфические задачи, взаимодействует, интегрируется с деятельностью других специалистов.

Рассмотрим вопрос взаимодействия педагогов и музыкального руководителя по формированию двигательной активности детей.

Прежде всего, перед тем как приступить к работе с детьми воспитатель и музыкальный руководитель получают информацию о состоянии здоровья детей и их индивидуальных особенностях, чтобы грамотно распределить нагрузку при выполнении упражнений.

Планируя музыкальные занятия, стараюсь максимально наполнить их движениями, используя коммуникативные и пальчиковые игры, песни, текст которых можно сопровождать движениями (капельки дождя по ладошке, шуршание листьев и т.п.), танцы, музыкальные игры, хороводы, при этом педагог активный участник и помощник на музыкальном занятии.  

При обучении двигательным навыкам и умениям серьезное внимание обращаем на качественные показатели выполнения отдельных движений. И в этом вопросе роль музыки не является второстепенной, так как музыка дает возможность детям понять движение, создает его образ, качественную характеристику, вызывает желание выполнить его «похоже» на музыку. Под музыку различные упражнения выполняются более правильно, ритмично, пластично, выразительно, чем по словесному указанию, дети больше следят за своей осанкой. Музыка подсказывает характер движений.

Применяя в работе технологию развития танцевального творчества (А.И.Буренина) позволяет использовать музыкально-ритмический материал в  самостоятельной деятельности детей, а также при проведении досугов.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Особенно   любимы   детьми коллективные подвижные игры. Подвижные игры развивают у детей эмоционально – волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, подскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Для того, чтобы музыкальная игра могла выполнять свои воспитательные задачи, надо научить владеть детей своим телом, координировать движения, согласовывать их с  содержанием музыки. А это возможно только при тесном сотрудничестве воспитателя и музыкального руководителя.

Так, например, дети очень любят образные игры «Медведь и зайцы», «Курочки и петушок», «Хитрый кот» и т.п. Но если дети двигательно не подготовлены, они не смогут выразительно и непринужденно передавать в движениях разнообразный характер этих музыкальных образов, игра не будет способствовать развитию музыкального восприятия и воображения детей, не будет их радовать. Поэтому, только работая в тесном контакте с воспитателями можно добиться положительных результатов в развитии двигательной активности.

 Включение разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности в различные формы организации педагогического процесса в дошкольном учреждении (утренняя зарядка, непосредсвенно-образовательная деятельность),  позволяют не только повысить двигательную активность, но и сделать воспитательно-образовательный процесс интересным, увлекательным, поможет снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить  детей.

Например, в процессе НОД по развитию речи дети разговаривают о насекомых, которых можно увидеть в лесу, на лесной поляне летом, они рассматривают картинку с изображением кузнечика, составляют небольшие рассказы  о насекомом. Элементом этого занятия становится исполнение знакомой детям танцевальной композиции «Кузнечик» на музыку В. Шаинского.(А.И. Буренина).

На занятии по ознакомлению с окружающим миром «Ознакомление с  природой» дети рассказывают об осени, о том, что происходит в это время года в природе: часто идет дождь, на улице становится холодно, листья желтеют и когда подует ветер - плавно и мягко падают на землю. Изображая покачивания деревьев,   кружение  листьев  дети  выполняют  творческое  задание  на  выразительность пластического образа в танце «Мы - осенние листочки».

На математическом занятии, которое отмечается высокой умственной активностью и малой подвижностью используем  игровые, танцевальные композиции, например, «Танцуйте сидя» в качестве физкультминуток является средством расслабления, переключения внимания, а также повышения психофизического тонуса детей.

Для активизации внимания детей, пробуждения и поддержания у них интереса к музыке, к творчеству, развития творческого воображения мы включаем некоторые виды музыкально-ритмической деятельности и на занятиях по изобразительной деятельности. Так, например, композиция «Волшебный цветок» (муз. Ю. Чичкова) использовалась на занятие по теме: «Цветок в подарок маме». Дети слушают песню, после чего выполняют пластическую импровизацию: стараются представить, как выглядит «волшебный» цветок, как колышутся на ветру его стебелек и листья, и показывают это в движении. Наряду с этим ритмичная музыка,  танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма. Затем дети выполняют аппликацию.

Музыка является одним из средств физического воспитания. Музыка и движение органически связаны между собой содержанием и формой. Использование музыки на физкультурном занятии является средством повышения эффективности физических упражнений, способствует яркой эмоциональной насыщенности занятия, создает ощущение психологической комфортности. Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, повышает работоспособность сердечнососудистой, мышечной, дыхательных систем организма.

В нашем детском саду музыкальный руководитель готовится к проведению занятий и утренней гимнастики вместе с воспитателями. Время и день таких совместных подготовок определены, расписанием (графиком использования зала). Занятия проходят один раз в неделю, обычно в тихий час. Воспитатели поочередно знакомят музыкального руководителя с содержанием утренней гимнастики и физкультурных занятий, показывают выполнение каждого упражнения, объясняют, в каком темпе требуется его выполнять, сколько раз (учет возрастных особенностей). В соответствии с этими требованиями подбираю  музыку для вводной части занятия и общеразвивающих упражнений. После этого воспитателю важно повторить упражнения еще раз под музыку.

С помощью музыки на занятиях физическими упражнениями ускоряются процессы закрепления двигательных навыков, улучшения техники движения, стимулирования мышечной активности и проявления волевых качеств. Музыкальное сопровождение занятий активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. Поэтому в выборе музыкального сопровождения участвует и воспитатель, для того, чтобы музыка помогала установить нужный темп и ритм выполнения упражнений и соответственно увеличивалась двигательная активность.

Под музыку дети выполняют основные движения в водной части: ходьба, бег, поскоки, общеразвивающие и строевые упражнения. В основной части занятия при общеразвивающих упражнениях музыкальное сопровождение применяем, когда идет совершенствование и закрепление комплекса, используем музыку, чтобы придать ему большую выразительность. Те физические упражнения, которые требуют индивидуального темпа выполнения, силового напряжения, проводятся без сопровождения. Во время подвижной игры, музыку используем очень аккуратно. Так как подвижная игра большой интенсивности, повышает активность и увеличивает эмоциональный подъем детей. Есть игры, где музыка может быть введена лишь частично. Так, например, в игре «Караси и щуки», когда «караси» выполняют однородное движение (бег врассыпную под размеренную музыку, имитируя движения рыб, музыкальное сопровождение вполне оправдано, но только лишь до сигнала «Щуки». Одновременно с сигналом (совпадающим с окончанием музыкальной фразы, когда начинается бег с увертыванием и ловлей, музыка прекращается: каждый ребенок стремится увернуться от ловишки, двигается в зависимости от его действий и музыку не слушает). А на протяжении всей игры «Солнышко и дождь», «День-ночь», используем музыку, так как она меняет свой характер.

Во время сюжетно-игровых занятий по ФИЗО на основе имеющихся знаний, дети вспоминают объекты наблюдений, как ведут себя те или иные персонажи, герои, воспитатель или я показываем их характерные движения, а потом в процессе двигательной деятельности дети начинают действовать из желания играть, а результатом оказывался новый двигательный навык. Использование этой формы работы с детьми способствовало качественному выполнению техники движений, повышению двигательной активности детей и развитию эмоциональной сферы ребенка.

Таким образом, тесное сотрудничество педагогов и музыкального руководителя  обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:                                  - укрепление здоровья и повышение работоспособности детей дошкольников;                             - повышение интереса детей к двигательной активности;                                                                                                                                   - создание разносторонней базы движений и жестов;                                                                  - эффективное развитие двигательных способностей;                                                                   - формирование выразительности движений;                                                                                         - развитие музыкального слуха и чувство ритма ребенка.                                                            




Используемая литература:

  1. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения», под редакцией С.О.Филипповой, «Детство- пресс» 2005г.
  2. «Музыка и движение» авторы-составители С.И.Белкина, Т.П.Ломова, Москва.
    «Просвещение» 1983г.
  3. А. Н.Зимина «Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии
    детей 4-8 лет» Москва 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План. Взаимодействие музыкального руководителя с родителями по вопросам музыкально-оздоровительной работы ДОУ

Планирование на год . Взаимодействие музыкального руководителя и родителей по вопросам музыкально - оздоровительной работы....

«Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ»

Консультация «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ»...

СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ

В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ

В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя по развитию физической активности, сохранению и улучшению здоровья дошкольников»

Повышение компетенций музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по вопросам формирования оптимального физического, психического и эмоционального здоровья воспитанн...

«Интегрированный подход и взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и логопедом при формировании связной речи в работе с детьми с ОВЗ»

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – воплощение в повседневную жизнь путем взаимопроникновения всех естественных для дошкольников видов деятельности, главная из которых - игра.Осно...