«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя по развитию физической активности, сохранению и улучшению здоровья дошкольников»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Повышение компетенций музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по вопросам формирования оптимального физического, психического и эмоционального здоровья воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_muzykalnogo_rukovoditelya_i_vospitatelya_po_zdorovesberezheniyu.docx | 45.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя по развитию физической активности, сохранению и улучшению здоровья дошкольников»
Автор:
Наижалова Любовь Олеговна
Музыкальный руководитель
МБДОУ г.Иркутска детского сада № 176
Сахипова Елена Васильевна
Воспитатель
МБДОУ г.Иркутска детского сада № 176
Иркутск
2022г.
Содержание:
Пояснительная записка…………………………………………................3
Возможности взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя по развитию физической активности детей, внедрению здоровьесберегающих игр и упражнений.………………………………………5
Заключение…….……………………………………………………………7
Список использованной литературы…………………………………........8
Приложения 1: Примеры совместного внедрения двигательных и здоровьесберегающих упражнений в непосредственной образовательной деятельности.…….…………………………………………………………...........9
Приложение 2: Конспект музыкально- образовательной деятельности с применением здоровьесберегающих технологий «Времена года»……...........11
Пояснительная записка
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Актуальность
В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом, со временем этот процесс более усугубляется. В наш компьютерный век, многие родители не уделяют достаточного внимания воспитания у ребенка привычки к здоровому образу жизни, а в силу своей занятости, направляют ребенка к нерациональному использованию всевозможных гаджетов.
Именно поэтому в детском саду остро возникает проблема не только сохранения, но и укрепления здоровья детей, которое должно быть последовательным и постоянным, развитию их физической активности.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости.
Во ФГОС задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в трех направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере и овладение нормами и правилами здорового образа жизни.
Мы считаем это возможным только при тесном взаимодействии не только инструктора по физической культуре с воспитателем, но и музыкального руководителя и воспитателя. Создание единого пространства для физического развития и воспитания ребенка невозможно, если усилия инструктора по физической культуре, воспитателей и музыкального руководителя будут осуществляться независимо друг от друга, и стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Педагогическая разработка охватывает дошкольный возраст, с 3 до 7 лет.
Цель педагогической разработки заключается в повышении компетенций музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по вопросам формирования оптимального физического, психического и эмоционального здоровья воспитанников
Задачи:
-Раскрыть потенциал использования двигательных игр и упражнений в музыкально-образовательной деятельности и продолжением их применения в образовательном процессе в группе, режимных моментах и свободной деятельности детей.
-Показать возможность использования коммуникативных игр и танцев для повышения физической активности дошкольников.
-Обратить внимание педагогов на формировании не только физической составляющей здоровья детей, но и социально-психологической, духовно-нравственной.
-Освоения педагогами игр и упражнение по здоровьесбережению.
Возможности взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя по развитию физической активности детей, внедрению здоровьесберегающих игр и упражнений.
Воспитатель направляет самостоятельную двигательную деятельность детей, использует материал, выученный с музыкальным руководителем в музыкально-образовательной деятельности, то есть включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс. Воспитатель участвует в отборе музыкального материала, используя его на утренней гимнастике, изобразительной деятельности, работе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, после сна и в свободной деятельности детей.
Утренняя гимнастика.
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений,
Гимнастика решает некоторые музыкально-образовательные задачи такие как развитие слуха, эмоциональной отзывчивости, выполнении движений в соответствии с характером музыки.
Музыкальный руководитель должен помнить, что музыкальное сопровождение утренней гимнастики подчиняется определенным требованиям: ведущая роль отводится решению физических задач, формированию двигательных умений и навыков, развитию физических качеств: выносливости, быстроты реакции.
Проведение таких утренних гимнастик, возможно только при тесном взаимодействии воспитателя с музыкальным руководителем, когда выстроена четкая и слаженная педагогическая работа.
Валеологические песенки –распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия- это несложные добрые тексты с мелодией. (смотреть приложение 1)
На музыкальных занятиях дети вместе с воспитателем знакомятся с валеологическими песенками-распевками, а так как они поднимают настроение, улучшают социально-психологический микроклимат в группе, повышают эмоциональноле состояние, воспитатель закрепляет слова и применяет при организации ежедневного утреннего круга в группе.
Дыхательная гимнастика.
Музыкальный руководитель применяет упражнения на развития дыхания для тренировки силы вдоха и выдоха, а по мере их постоянного применения продолжительность песенного выдоха возрастает, что положительно сказывается на развитии певческих способностей детей.
Воспитатель использует дыхательные упражнения в группе с детьми для насыщения кислородом организма ребенка. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоится, справиться с волнением и раздражительностью.
Артикуляционная гимнастика.
Основная цель артикуляционной гимнастики -выработка качественных , полноценных движений органов артикуляции, что очень важно для ребенка во всех сферах деятельности. (смотреть приложение 1)
На музыкальных занятиях такие упражнения проводятся в сочетании с музыкой, перед пением с совместным применением хлопков или притопов. Профессиональный материал разработан Е.С. Железновой.
При помощи артикуляционной гимнастики воспитатель совершенствует дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ. Закрепляет выработку артикуляционных укладов звуков, в слогах и фразах, с которыми познакомились при исполнении музыкальной гимнастики. Широко применяет в проведении занятий по речевому развитию.
Пальчиковые и жестовые игры.
Такие игры не только развивают речь детей, но и повышают двигательные качества, соединяют пластику рук и пальцев с речью. (смотреть приложение 1)
Применяются как в музыкальной- образовательной деятельности, так и в режимных моментах в группе, в свободной деятельности детей.
Разученные движения и упражнения дети ,уже в группе, объединяют в сказки, сценки, которые по собственной инициативе могут использовать в самостоятельной деятельности. Дети проговаривают стихи, потешки и «конструируют» их пальцев различные предметы, фигуры: зайцы, кошки, волки.. Ребёнок при этом не просто играет, а играет с собственным телом, повышается его двигательная активность. Такие игры способствуют становлению у ребёнка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.
Физминутки.
Кратковременные физические упражнения применяем для смены характера деятельности и позы ребенка путем двигательной активности, снимающей утомление. Повышают физическую активность ребенка в процессе образовательной деятельности. На музыкальных занятиях проводятся под музыку, а затем применяются в группе, как не требующие большого пространства.
Кроме этого в группе созданы условия, при котором воспитатель в этих же упражнениях может использовать небольшие предметы.
Музыкотерапия
Метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психосоматических заболеваний.
В процессе совместной работы педагога и музыкального руководителя с помощью специально подобранной музыки передаются самые разнообразные характеристики движений - быстрые, умеренные, медленные.
Соответственно использование воспитателем соответствующей музыки, может как повысить двигательную активность детей, так и привести её в состояние покоя.
Коммуникативные танцы и игры.
Такие игры и танцы, наряду с развитием музыкально-ритмических навыков, выполняют роль подвижных двигательных упражнений и применяются, как основная форма развития физической активности ребенка. (смотреть приложение 1)
Танцы - это отличная физическая активность. Применение танцев и игр увеличивают гибкость ребенка, диапазон движений, физическую силу и выносливость. Улучшается мышечный тонус, исправляется осанку, координацию. Используют в разнообразных формах работы с детьми и в непосредственной образовательной деятельности, и на праздниках и развлечениях, и при организованной свободной деятельности детей в группах.
Разученные на музыкальных занятиях танцы и игры педагог широко применяет на прогулке, на свежем воздухе. Физическая и психическая составляющая в них взаимосвязаны и дети в таких играх не только учатся владеть собой, согласовывать свои действия с действиями других игроков, но и совершенствуют основные двигательные навыки, не уставая, находятся в постоянной физической активности.
Заключение
Использование музыки для повышения двигательной активности детей эффективно при учете индивидуальных, физических и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества не только инструктора по физической культуре с воспитателем, но и тесной работе с музыкальным руководителем. Двигательная деятельность, осуществляемая как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности эффективна при применении правильно подобранной музыки. От активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение общего физического здоровья детей, так и сохранения и укрепления их психофизического здоровья, с целью формирования полноценной личности ребенка. Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна. Достигнуть её можно только согласовывая свои действия посредством педагогической интеграции.
Список использованной литературы:
- Арсеневская, О.Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду [Текст]/ Л.Н. Антонова.- Волгоград: Учитель 2009.-204 с.
- Нищеева, Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры: Учебно – методическое пособие для педагогов. 2013. – 48 с
- Терновская, С.А., Теплякова Л.А. «Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении»./ Методист. – 2005г.
Приложение 1
Примеры совместного внедрения двигательных и здоровьесберегающих упражнений в непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель Муз.рук.
«Я здороваюсь»
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице,
Даже “здравствуй” говорю
Я соседской курице (показывает “крылышки”).
Здравствуй, солнце золотое! (показывает “солнце”)
Здравствуй, небо голубое! (показывает “небо”)
Здравствуй, маленький дубок! (показывает “дубок”)
Здравствуй, вольный ветерок! (показывает “ветерок”)
Здравствуй, Утро! (жест вправо)
Здравствуй, День! (жест влево)
Мне здороваться (кладёт руки на грудь)
Не лень. (разводит руки в стороны)"
Ссылка на музыку: https://disk.yandex.ru/d/AQmo2vaQZqdaVw
Воспитатель Муз.рук.
«Лиса»
Су су су су
Не пускают в дом лесу
Са са са са
Ждет за дверью два часа
Сы сы сы сы
Она хочет колбасы
Си си си си
Ей кусочек отнеси.
Ссылка на музыку: https://disk.yandex.ru/d/hANNZ_UudAuyuA
Воспитатель Муз.рук.
«Жили - были гномики»
Жили - были гномики (руки согнуты домиком над головой)
В расчудесном домике (кивки головой в домике)
Папа - гном дрова рубил (на ладошку одной руки постукиваем краем ладони другой руки).
Гном - сынок их в дом носил (хватательные движения руками).
Мама - гном суп варила (с двумя ладошками делаем чашку).
Дочка – гном его солила (имитируем сыпку соли с кончиками пальцев).
Гномик бабушка вязала (имитируем вязание на спицах).
Гномик тётушка стирала (потираем ладошки друг о друга)
Дед - окошко открывал, всех знакомых в гости звал (руки согнуты, показывают окошко).
Ссылка на музыку: https://disk.yandex.ru/d/zJty1QPG3SPDBA
Воспитатель Муз.рук.
«Милый друг»
Танец со сменой партнеров, рекомендации: Дети делятся на 2 команды. Первая команда образует внутренний круг, вторая – внешний. Дети стоят лицом друг к другу. Под музыку каждый круг двигается противоходом.
Здравствуй, здравствуй милый друг! - двигаются по кругу противоходом
Всем привет! – продолжают движение и машут ладошкой
Помашите мне скорей
Вы в ответ! – останавливаются друг напротив друга и машут другу ладошкой
Улыбнись! – улыбаются друг другу
Поклонись!- кланяются
На носочках покружись!- кружатся вокруг себя 1 раз
Руку дай – протягивают друг другу правую руку
И пожми, – здороваются, пожимая руки
Своё имя назови! – в конце каждый говорит другу своё имя
Далее танец начинается сначала.
Ссылка на музыку: https://disk.yandex.ru/d/IGTD9ny0RW-CbQ
Приложение 2.
Конспект музыкально- образовательной деятельности с применением здоровьесберегающих технологий «Времена года»
Цель: Развивать творческие способности и двигательную активность детей используя здоровьесберегающие технологии в различных видах музыкальной деятельности.
1.Музыкально-ритмическое движение на формирование правильной осанки. (Упражнение «Зарядка» муз. Филц.)
2. Приветственная валеологическая песенка-распевка «Добрый день»
В зал заходит Ох: Дети, очень грустно мне
Что –то хрумкает в спине
В горле все болит, горит
Нос мой булькает, сопит.
Муз.рук: Ты кто? Как тебя зовут?
Ох: Меня зовут Ох. Здравствуйте ребята
Ох! Мороза я боюсь!
В шарф и шубу завернусь!
А еще и этот грипп,
Ох, ко мне б он не прилип!
Вот уже горячий лоб
Все спасайтесь, грипп идет.
Муз.рук: В холодное время года очень полезно делать веселый самомассаж. Наши дети сейчас тебя вмиг вылечат. Звучит музыка.
3. Оздоровительный массаж всего тела «Не скучай» по гимнастики маленьких волшебников Т.Нестерюк, А.Шкода.
Чтобы не зевать от скуки,
Встали и потерли руки,
А затем ладошкой в лоб -
Хлоп-хлоп-хлоп.
Щеки заскучали тоже?
Мы и их похлопать можем,
Ну-ка, дружно, не зевать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Вот и шея. Ну-ка, живо
Переходим на загривок.
А теперь уже, гляди,
Добрались и до груди,
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа.
Постучим и тут, и там,
И немного по бокам.
Не скучать и не лениться!
Перешли на поясницу,
Чуть нагнулись, ровно дышим,
Хлопаем как можно выше.(Выполняются быстрые частые хлопки на соответствующие слова.
Ох: Спасибо ребята, теперь я всегда буду делать эту зарядку и всегда сидеть дома.
Муз. рук: Но зачем же сидеть дома, зимой много разных развлечений, правда ребята. Расскажите, что можно делать зимой?
Ответы…
Муз.рук: А еще когда холодно, можно станцевать веселый танец, приглашаю тебе посмотреть…
4. Танцевальное творчество.
Ох: Оказывается, зимой очень весело! Я теперь тоже буду зиму любить, а еще у меня есть для вас сюрприз.
«Люди дуют в инструменты,
Звуки льются, как живые.
Мы такие инструменты
Называем духовые.
Вот в этом футляре лежит один из таких инструментов и про него загадка
Звучит сигнал, на бой зовет, вставай солдат она зовет ? Что это , ….. ответы…
Ребята, но что бы услышать , как играет инструмент, необходимо сделать упражнение на дыхание.
5. Дыхательное упражнение на формирование длительного выдоха «Труба» по Стрельниковой.
Тру-ру-ру, бу-бу-бу!
Подудим в свою трубу.
Ох: Но вот кроме зимы я ни одно время не люблю.
Муз.рук.: Ребята ,как вы думаете, остальные времена года разве хуже?
Ответы….
Муз.рук.: Давайте сегодня мы совершим волшебное путешествие по временам года? Глаза закрывайте, Руками взамхнем…
6. Слушание музыки. «Весна» Э.Григ.
На проэкторе появляется картина весны.
Ох: Ну вот опять эта плакса-звенелка весна
Муз.рук: Весна! Весна на улице!
Весенние деньки!
Кричат грачи, поют скворцы,
Поем с весной и мы!
Но перед пением ребята нужно обязательно что сделать ?
Ответы детей…
Исполняется распевка Евдотьевой :
Перед пением друзья
Разогреем голоса
Высоко мы будем петь
Средним тоже бы суметь
Ну а низким петь не будем
И о низком позабудем
Петь красиво начинаем
К песни сразу приступаем.
7. Пение «Весна» муз. и сл. Меньших.
Ох: Оказывается и весна тоже очень хороша .
Муз.рук.: Ребята, нам пора продолжать наше путешествие .
8. Динамическое упражнение с фонопедическими элементами «По дорожке» (Модель В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток»)
Шагай – поманила лесная дорожка шагают на месте
И мы зашагали по этой дорожке.
Шуршит под ногами трава у ребят произносят «Ш», при этом хлопая ладонями по коленям
Сосны до неба на солнце глядят. поднимают руки вверх, вставая на носочки.
Травка пушистая мягче подушки. складывают руки под щеку.
Ужа промелькнули желтые ушки. показывают ушки.
Разносится всюду запах смолы. вдох носом слева и справа.
Жужжание слышится с медом пчелы. на выдохе звук «Ж»
Кузнечики стали во всю стрекотать. цокот языком
Летом в лесу приятно гулять. шагают на месте
На экране появляется картина лета.
Ох: Ох, летом мне плохо. Ох, как плохо! Жара, пыль, комары вокруг жужжат, пчелы кусачие летают! (Хнычет.) Буду сидеть и целыми днями смотреть телевизор. (трет глаза), только вот глаза болят. Как вы думаете почему?
Ответы детей….
Муз рук: А еще полезно глаза тренировать, а помогут нам бабочки.
Звучит музыка.
9. Гимнастика для глаз «Бабочки».
Дети берут бабочек, прикрепленных на палочку.
Бабочку мы в руки взяли,
С ней немножко поиграли,
Вдаль на бабочку смотри, близко к носу поднеси.
Бабочки вправо полетели –
Дети вправо посмотрели.
Бабочки влево полетели –
Дети влево посмотрели.
Бабочки порхают –
Дети глазками моргают.
Раз, два, три – глаза закрой.
Раз, два, три – глаза закрой.
Муз.рук: Дети, а вы можете рассказать, чем полезно заниматься летом?
Ответы…….
Муз.рук: Вы ребята все вставайте и летний танец начинайте.
10. Коммуникативный танец «Я от тебя убегу»
Муз.рук: Молодцы ребята, присаживайтесь на стулья и снова в путь.
На экране появляется картина осени, звучит фрагмент «Октябрь» П.И.Чайковского.
Ох: Вот и осень наступает,
Птички больше не поют,
Мерзнут руки, грустно очень.
И зачем нам эта осень?
Муз.рук: Ох, не печалься, лучше с ребятами загадку отгадай!
Шел долговяз, в сыру землю увяз.
(Дождь.)
Воспитатель: Наши ребята дождя не боятся.
Дружно они под дождем веселятся!
11. Подвижная игра, под зонтиком.
Звучит музыка из кинофильма.
Ох: Ребята спасибо вам, я понял, у природы нет плохой погоды,
каждая погода благодать
дождь ли снег, любое время года
надо благодарно принимать.
Теперь мне пора сказать вам до свидания и до новых встреч.
12. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре"
В системе дошкольного воспитания особое значение уделяется организации взаимодействия в работе инструктора по физической культуре и музыкального руководителя. Эти специалист...
Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре
Мастер-класс по теме "Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами ДОУ"....
Статья о взаимодействии музыкального руководителя и инструктора по физической культуре
ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Развитие познавательной активности, любознательности через использование проектного метода на музыкальном занятии"
В настоящее время проектный метод в детском саду стал одной из постоянных форм организации воспитательно – образовательной работы, так как он влияет на качество образования, профессионализм и ко...
семинар-практикум Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»
Цель семинара: обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора...
Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физкультуре по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр.
Данная статья показывает важность создания организованной предметно- пространственной среды в ДОО для развития физических способностей дошкольников. Музыкальному руководителю крайне важно взаимодейств...