"РАЗВИВАЮЩИЙ ЭФФЕКТ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Мамедова Ирина Валерьевна

           Организация предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, в связи с ведением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОСДО). Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и позволяющую детям наиболее полно реализовать себя.

Под развивающей предметно - пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленную. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно - творческую деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Развивающий эффект предметно-пространственной среды в игровой деятельности детей дошкольного возраста"

Организация предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, в связи с ведением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОСДО). Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и позволяющую детям наиболее полно реализовать себя.

Под развивающей предметно - пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленную. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно - творческую деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми, которая обнаруживает себя в принципах построения предметно-развивающей среды, рекомендованных ФГОС  .Таким образом, чтобы дать возможность развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов и склонностей организуется развивающая среда в ДОУ с учетом ФГОСДО.

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для детей, – рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, – в ней не создана развивающая среда для дошкольников. Конкретная игровая среда, чтобы быть действительно развивающей, должна «настраиваться» на конкретную группу детей.

Нашей практикой проверено, что после двух  недель функционирования вновь созданной развивающей среды, ее необходимо реорганизовывать и насыщать новыми элементами, это дидактическими оборудованием, включающим в себя наглядный, раздаточный материал, позволяющий обеспечить более высокий уровень развития детей.

В нашем детском саду в каждой группе  выделены игровые зоны в соответствии с образовательной программой и федеральными государственными требованиями. Игровая зона  разделена по половому признаку, для мальчиков и девочек. Она отведена для сюжетно – ролевых игр и игр  для разных видов деятельности, где дети не мешая друг другу или же объединившись в группы, могут заниматься интересным для себя делом.  Хорошо оборудованная среда создает рабочее настроение, и облегчает процесс усвоения знаний. В нашем детском саду предметно-пространственная среда разделена на центры:

     Центр природы. В нем у детей  формируются предпосылки экологического сознания, развивается  экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы. В нем подобраны растения, требующие разных способов ухода, есть необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

    Центр познавательной и исследовательской деятельности, который совмещён с центром природы. Задача данного центра -  развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащение представлений  об окружающем мире.Для детского исследования  и экспериментирования  собраны разнообразные природные  и бросовые материалы: песок, глина, камни, ракушки,  перья, уголь, микроскопы, глобус,  специальная детская литература, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. Здесь же  дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок.

   Центр художественного творчества : Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Здесь же есть небольшая выставка с образцами народного художественного промысла,  альбомы с образцами  народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников.

  Театрализованный  центр (центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций)  В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой,   би-ба-бо, игры-драматизации по знакомым сказкам.

  Центр конструирования : Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) Практичность его состоит в том, что любой конструктор  легко перемещаются  в любое место и позволяет организовать конструктивную деятельность с группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.

  Центр двигательной активности: Здесь находится в свободном использовании спортивный инвентарь и нетрадиционное физкультурное оборудование.

  Центр книги: В этом центре дети с удовольствием приобщаются  к словесному искусству, у детей  развивается  художественное восприятие  и эстетический  вкус.

  Центр безопасности дорожного движения . Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.

В  каждой группе предметно -пространственная среда  меняется в связи лексической темой  недели.  Педагоги в начале недели размещают данную информацию на родительской доске. Там указывается "Тема недели",  цели и задачи  для изучения данной темы, чем мы, педагоги, будем заниматься с детьми в течении недели для изучения данного материала и что мы , предлагаем родителям для закрепления или более углубленного изучения данного материала по данной теме. Это и чтение художественной литературы, это творческие задания, это и игры и упражнения.

В соответствии с "Темой недели", предметно - пространственная развивающая среда в группе реорганизовывается и насыщается новыми элементами: настольными играми, наглядным материалом, трафаретами, раскрасками по данной теме, обводками, схемами конструирования.

Это  и детские энциклопедии, альбомы детей прошлых лет, это схемы, мнемо- таблицы для составления описательных рассказов и знакомство с профессиями взрослых, это фотографии и сюжетные картинки.

Мы считаем, что организация предметно - развивающей среды в нашем детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей уже с  младшего возраста активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей , природы. Наша функция педагогов заключается в том, чтобы используя предметно- развивающую среду и ее средства, помочь  дошкольнику обнаружить в себе  и развить то, что ему присуще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста...

Творческая разработка Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Творческая разработка Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста   Содержание Введение31. Значение предметно-развивающе...

«Организация развивающей пространственной среды в образовательной деятельности детей дошкольного возраста».

Организация  развивающей пространственной среды в образовательной  деятельности детей дошкольного возраста.В связи с потребностями модернизации системы образования и раннегоинвестирования в ...

Роль комфортной и безопасной образовательной среды в игровой деятельности детей дошкольного возраста

В данной статье говорится о том, насколько важно не только дать возможность детям заниматься игровой деятельностью, но и помочь правильно ее организовать...