Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Методическая разработка для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.

Выполнила

Абложей Ирина

Васильевна

Новокузнецк 2012

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………3

I. Характеристика развивающей среды………………………………………………….4

1.1. Принципы создания предметно-развивающей среды……………………………4

1.2. Построение развивающей среды в условиях семьи……………………………...6

II. Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства……………8

2.1. Особенности организации развивающей среды в разных возрастных

группах…………………………………………………………………………………………9

III. Педагогическая ценность игрушек и игрового материала………………………..12

Заключение………………………………………………………………………………...…15

Список литературы…………………………………………………………………………16

Введение

В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

Но окружающая ребенка действительность чрезвычайна, многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н.Я.Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Игрушка, как справедливо отмечала Е.А. Флерина, «учит ребенка жить и действовать».[5]

В связи с этим  была определена цель темы: изучить  особенности проектирования развивающей среды для детей дошкольного возраста.

Поставлены следующие задачи:

Изучить педагогическую литературу по организации развивающей среды.

Рассмотреть возможные игровые и развивающие центры в рамках группового пространства.

Рассмотреть особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах.

Дать теоретический анализ педагогической ценности игрушек и игрового материала.

Глава 1.Характеристика развивающей среды.

Предметная развивающая (игровая) среда система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.[2]

Развивающая  среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта[4]

1.1. Построение  предметно-игровой среды в условиях ДОУ.

При создании предметной развивающей среды в условиях дошкольного учреждения необходимо руководствоваться следующими принципами:

полифункциональность среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

трансформируемость среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования предполагает при создании предметной развивающей среды легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования.

При создании предметной развивающей среды педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Предметная развивающая среда группового помещения должна отвечать принципу вариативности, определяющейся типом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностям.

Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному;- познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.

Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.[2]

Предметно - игровая среда выстраивается с учётом требования концепции по построению развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду.

В  которой определены принципы личностно-ориентированной моделипостроения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Принцип активности.

Принцип стабильности — динамичности развивающей среды.

Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Принцип открытости — закрытости.

Принцип учета половых и возрастных различий детей.[4]

При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

• провоцируют ребенка на агрессивные действия;

• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры - людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

• провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

• вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с ГОСТ 19301.2-94.

Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.

Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды.

Зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры:уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны)

Слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.

Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка

Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка. [2]

1.2. Построение  развивающей среды в условиях семьи.

Проектирование образовательной среды (развивающего пространства) в условиях семьи — это организация пространства и использования оборудования и другого оснащения в соответствии с целями обеспечения безопасности психического благополучия,ребенка, а также его развития.

Проектировать  пространство важно с учетом следующих факторов:

Комфортность и безопасностьдомашней обстановки. Это создает чувство уверенности и безопасности. В результате пребывания в естественной, уютной обстановке складываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса у ребенка, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.Предметы для организации пространства (может даже уголка) необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира.

Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризацияэтой деятельности через насыщение пространства специально подобранными материалами. Такой подход ставит ребенка в позицию активного деятеля, что благотворно сказывается на приобретении опыта социальной жизни и его интериоризации, формировании субъектной позиции дошкольника, развивает его самостоятельность и инициативность.

Обеспечение возможности для исследования и обучения.Исходя из этого положения, развивающую среду можно назвать «обучающей». Здесь следует учитывать особенности восприятия ребенком окружающего мира.

Особенности развивающей среды помещения во многом определяются личностными качествами и педагогическими замыслами родителей.

Реализация современных подходов к образованию дошкольников (осуществление идей развивающего обучения и личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка) возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей среды в условиях семьи.

Принцип удовлетворения потребностей ребенка. У каждого ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Среда должна эти потребности удовлетворять. Она организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для ребенка определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными видами деятельности.

Принцип уважения мнения ребенка. Развивающую среду выстраивают для детей родители. При этом они стараются сделать так, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно. Однако нельзя забывать, что представления взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом.

Принцип функциональности означает то, что в помещении находятся только те материалы и предметы, которые могут быть востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из комнаты. Имеющееся оборудование и материалы необходимо постоянно обновлять, учитывая их привлекательность и развивающий потенциал.

Принцип учета возраста и особенностей ребенка. Правомерно, что родители подбирают в уголок те материалы, которые подходят именно их детям.

Принцип динамичности — статичности среды. Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим и также требует изменений. Развивающая среда не может быть построена раз и навсегда, завтра она уже перестанет стимулировать развитие малыша, а послезавтра станет его тормозить. Родители могут организовывать развивающее пространство с помощью модульной мебели, что создает условия для взаимодействуя, сотрудничества, взаимообучения детей.

При проектировании развивающе-образовательной среды мы исходим из необходимости учета следующих факторов:

■        индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений ребенка;

■        потребностей ребенка;

■        любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей ребенка;

■        возрастных, индивидуальных и социально-психологических особенностей ребенка;

■        особенностей эмоционально-личностного развития ребенка.[3]

Вывод: при построении, проектировании предметно - игровой средыв дошкольном учреждении и в условиях семьи должны учитываться  принципы и факторы  личностно - ориентированной модели построения развивающейсреды.

Глава 2. Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства.

В групповом пространстве рекомендуется разместить следующие центры:

- сюжетно-ролевых игр «Мы играем»;

- сенсомоторного развития «Мир под рукой»;

- уединения «Мой маленький домик»;

- безопасности;

- конструирования «Маленький строитель»;

- физкультурно-оздоровительный «Мы - спортсмены»;

- театрализации «Играем в театр»;

- краеведения «Мой край»;

- творчества «Талантливые пальчики»;

- музыкальный «Мир звуков»;

- развития речи «Будем говорить правильно»;

- групповой библиотеки «Здравствуй, книжка»;

- центр песка и воды;

- природы «Юные экологи»;

- экспериментирования «Юные исследователи»;

- развивающих игр «Юные эрудиты»;

Для реализации гендерного воспитания детей при создании развивающей среды необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, подбирать необходимые атрибуты для полоролевых игр. Атрибутика для старших дошкольников более детализирована. Большую часть оборудования можно хранить в коробках на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют какую игру выбрать.

В физкультурно-оздоровительном центра «Мы - спортсмены» может быть использована нетрадиционное оборудование : массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, гантели, наполненные фасолью, мешочки с песком, массажные мячики, дорожки с изображение следов для развития координации движений. Все материалы должны соответствовать экологическим и гигиеническим требованиям.

Необходимо уделить большое внимание воспитанию у дошкольников чувства патриотизма. В старших группах центральное место должно быть отведено центру краеведения, где дети могут ознакомиться с национальное культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного города и края. В центре можно разместить карту страны, области, портрет президента России, символику Государства, глобус, кукол в национальных костюмах, тематические альбомы, фотоальбомы, литературу со стихами о родине, портреты знаменитых людей и т.д.

Необходимо создать условия для развития самостоятельной художественной деятельности. В доступном для детей пространстве собрать многообразие изобразительных материалов: карандаши, бумага, восковые мелки, формочки для лепнины, пластилин, белая и цветная манка, алгоритмы выполнения работ, образцы альбомов жанровой живописи и декоративно-прикладного искусства, трафареты и шаблоны.

В предметно-пространственную среду каждой группы можно включить искусственные и природные объекты. На ряду с центрами «Юные экологи», где дети наблюдают и ухаживают за растениями, в группах необходимо оборудовать центры экспериментирования «Юные исследователи» для проведения элементарных опытов с песком, водой и другими природными и неприродными веществами.

В центре «Эрудиты» надо тщательно подобрать разнообразные развивающие игры, направленные на развитие воображения, памяти, мышления, внимания («Сложи узор», Блоки Дьенеша) Группы могут быть оснащены магнитными досками, коврографами.

Развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Поэтому дидактический стол в группах раннего возраста является частью центра развивающих игр. В центре сенсомоторного развития «Мир под рукой» дети могут поиграть с пирамидками, разноцветными счётами, вкладышами, шнуровками. Можно оформить дополнительно настенное панно для развития тактильных и зрительных ощущений.

В центре безопасности размещают материал по ПДД и пожарной безопасности. Сюда входят дидактические игры, пособия, иллюстрации, макеты района с перекрёстками и знаками, дорожные знаки, светофор.атрибуты для обыгрывания и т.д.

Преимущества подобной развивающей среды в том, что появится возможность приобщить всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребёнок выбирает занятия по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Ожидается что воспитанники будут меньше конфликтовать между собой, будут редко ссориться из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены разнообразной интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников при этом обеспечен. Планируется что значительно возрастёт продуктивность самостоятельной деятельности : в течении дня дети могут создать и выполнить много рисунков, поделок, построек, провести эксперименты и игровые импровизации.

Предметно-развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую,воспитательную,стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное- она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2.1 Особенности  организации развивающей среды в разных возрастных группах.

В дошкольном детстве происходит постепенный переход от овладения предметным (условным) замещающим действием (в 2-3 года) к ролевому действию — в форме собственно ролевой игры (в 3-5 лет) и к сюжетосложению в форме режиссерской игры или игры-фантазирования (в 5-7 лет).

Преддошкольники (2-3 года) и младшие дошкольники (3-4 года) для развертывания сюжетной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек, задающей "полную" воображаемую ситуацию, причем наиболее значимы для этого возраста игрушки - предметы оперирования. Детям 4-5 лет для развертывания игры уже достаточно стимулирующего и поддерживающего влияния игрушек любых двух функциональных типов (например, игрушка-персонаж и маркер пространства, или предмет оперирования и ролевой атрибут и т.п.), в любых парных сочетаниях. Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) каждый из типов игрушек в отдельности как бы "намекает" на целостную воображаемую ситуацию и может выполнять функцию запуска и поддержки игры. [2]

        

Для детей до двух лет рекомендуется готовая крупногабаритная мебель для игры с куклами, разнообразные предметы быта, соответствующие росту ребенка и размеру его руки. Игрушки могут быть изготовлены из древесины (мебель), ткани (костюмы),  пластмассы (посуда, корзины, ведра и т. п.).

Крупногабаритная мебель-игрушка используется поэлементно(например, куб вместо табурета) или в комплекте, а также с дополнительными игровыми атрибутами.

Для детей от двух до четырех лет рекомендуется прототипические игрушки, крупные и средних размеров, готовые к употреблению.[2] Игровая мебель в готовом и сборно-разборном виде, соответствующая и размерамкукол, и росту детей, изготовленная из фанеры, древесных материалов, пластмассы.(см. приложение№1)

Разнообразная по тематике посуда (чайная, столовая, кухонная), соразмерная руке ребенка и сомасштабная столу или шкафчику, выполнена из пластмассы, металла, древесины, папье-маше, керамики.

Игрушечные коляски, санки, качели должны соответствовать среднему размеру куклы и росту ребенка.

Элементы костюмов для игр изготавливаются из простых и прореженных тканей, нетканых материалов, искусственных волокон.

Игрушки могут быть укомплектованы в тематические наборы, где все фигурки сомасштабны между собой и соразмерны руке ребенка (например, игра «Маленький доктор»).

Для детей от четырех до шести лет рекомендуется сборно-разборная и готовая мебель различного назначения, мелкого и среднего размера. Она может быть представлена отдельными предметами и в наборах. Крупногабаритная мебель-игрушка изготавливается из фанеры и пластмассы; мебель для кукол — из древесины, пластмассы, древесных материалов. Коляски должны быть соразмерны росту ребенка и рассчитаны на кукол размером 35—50 см.

Посуда для игр различна по назначению. Она может быть штучной и в наборах, из разных материалов (в том числе из фарфора и фаянса), изящная по форме, с художественной росписью, чаще мелкая, сомасштабная кукольной мебели.

Рекомендуются наборы игрушечных овощей и фруктов, силуэтов деревьев, кустарников, клумб с цветами, в основном мелкого размера, объемные и плоскостные, сделанные из пластмассы, древесины, папье-маше.

Для развития режиссерских игр применяются тематические комплекты типа «Кукольный дом», «Ателье для кукол», «Куклы на стадионе», «В гараже». Они могут быть изготовлены из бумаги и картона, пластмассы, тонкой фанеры, дополнены атрибутами из различных материалов.

Также нужны наборы заготовок и полуфабрикатов из бумаги, картона, тканей, пленочных материалов, папье-маше, тонкой фанеры, пластмассы разных расцветок для изготовления атрибутов к сюжетно-ролевым играм.[1]

Для всех возрастных групп, кроме игрушек того или иного типа, необходим полифункциональный материал (любые предметы, не имеющие специфического назначения, но могущие выступать как заместители). Это различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, специально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки и т.п. Чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале, обслуживающем их разнообразные игровые замыслы.[2]

Вывод:  для организации предметно- игровой среды игровой материал для  разных возрастных групп должен подбираться с учетом поэтапного добавления игрового материала для нового типа игры и усложнения игрового материала для уже освоенного типа.

Глава 3.Педагогическая  ценность игрушек и игрового материала.

«Игрушка» — предмет, используемый или специально изготовленный для игры. Классифицируются как в соответствии с сюжетообразующей функцией: атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи), предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа), маркеры пространства (обозначающие игровое пространство), так и с мерой условности (реалистические, прототипические и условные).[2]

Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;

Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;

Дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;

В  соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек).

"Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).

"Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.

"Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).

Чтобы правильно подбирать игровой материал с учетом специфики детской сюжетной игры, необходимо рассмотреть его не только со стороны сюжетообразующих функций, но и со стороны меры условности игрушки (игрового материала). Игрушка каждого сюжетообразующего типа может обладать разной мерой условности.

В достаточно емком понятии меры условности игрушки скрыты три параметра.

Первый параметр, определяющий меру условности игрушки, — ее внешний облик. В одних случаях это копия реального предмета, сохраняющая все его черты в их реальных соотношениях, вплоть до деталей (например, игрушечный автомобиль — модель, в крайнем выражении — действующая модель). Этот тип игрушки можно называть реалистической или игрушкой-копией.

В других случаях игрушка может быть достаточно обобщенным отображением реального предмета, подчеркивающим, характеризующим смысл, назначение этого предмета (или категории предметов) для человека. Например, деревянный игрушечный грузовик может не быть точной копией настоящего грузовика, но отображать его типичные черты: наличие кузова, кабины, колес. Такого рода игрушки, как бы "выпячивающие" самые существенные, типичные черты реального предмета, а остальные черты, передающие в обобщенной, недетализированной форме, принято называть прототипическими игрушками.

Обобщение типичных черт целой категории реальных предметов в игрушке может достигать крайней степени, и тогда мы можем говорить об условной игрушке. Примером условной игрушки в этом "автомобильном" ряду может служить скамеечка на колесах со съемным рулем, которая, в силу значительной неопределенности внешнего облика, но при сохранении ряда функциональных свойств, может быть использована для замещения очень широкого класса реальных предметов (любого транспортного средства — машины, автобуса, трактора, кареты и пр.).

Второй параметр, определяющий меру условности игрушки, — ее размер. Игрушки могут быть крупными, соразмерными ребенку, приближающимися к размерам реальных предметов (например, игрушечный пластмассовый молоток, утюг и пр.). Игрушки могут быть мелкими, располагающими к режиссерской игре (например, мелкие фигурки людей и животных, гаражи, железные дороги, наборы самолетов, автомобилей и пр.).

Третий параметр, который также касается меры условности игрушки, связан со степенью ее готовности. Готоваясборная сюжетная игрушка (которая в своих частях не представляет собой отображения реального предмета) —по мере сборки такая игрушка становится собственно сюжетной игрушкой, например, сборная модель самолета, сборная железная дорога и пр.

 В последнее десятилетие появился большой промежуточный класс игрушек по этому параметру — так называемые трансформеры, которые представляют собой изначально готовую сюжетную игрушку, но через ряд последовательных преобразований (трансформаций) она, не теряя своей целостности, может быть преобразована в совершенно иной по смыслу предмет.[2]

Игрушки являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания. Они используются к в самостоятельной деятельности дошкольников, так и при обучении их на занятиях.

Каждая игрушка соответствует тому или иному виду игр. При ом она должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной.

Как средство гармонического воспитания детей игрушка должна способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, проявлению гуманных чувств, развитию художественного вкуса и творческих способностей.[1]

Вывод: таким образом,игрушка и игровой материал являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания.   Это атрибуты, обозначающие игровую роль, предметы оперирования, маркеры пространства, со своими параметрами обозначающими меру условности.

        

Заключение.

В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. Развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности.

В связи с этимизучили особенности организации предметно - игровой среды для детей дошкольного возраста.        Изучили  педагогическую литературу по организации предметно - игровой среды.При   построении, проектировании  предметно - игровой среды в дошкольном учреждении и в условиях семьи должны учитываться  принципы и факторы  личностно - ориентированной модели построения развивающей среды.        Рассмотрели особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах. Для  организации предметно- игровой среды игровой материал для  разных возрастных групп должен подбираться с учетом поэтапного добавления игрового материала для нового типа игры и усложнения игрового материала для уже освоенного типа.

Рассмотрели возможные игровые и развивающие центры в рамках группового пространства

Дали теоретический анализ педагогической ценности игрушек и игрового материала.Игрушка  и игровой материал являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания.   Это атрибуты, обозначающие игровую роль, предметы оперирования, маркеры пространства, со своими параметрами обозначающими меру условности

Литература

Игра дошкольника  [Текст]: /под ред.С.Л.Новосёловой- М.: Просвещение1989г.-216с.

Качество дошкольного образования: нормативно-правовой аспект [Текст]: Учебно-методическое пособие / Сост. О.Ю. Зайцева, В.В. Канащенкова. – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. -  233 с

Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации /под ред. О.В.Дыбиной/-М.: центр педагогического образования,2008г.

Петровский В.А.« Построение развивающей среды в дошкольномучрждении» [Текст]:  // http://www.pedlib.ru/Books/1/0481/1_0481-54.shtml

С.А. Козлова Дошкольная педагогика [Текст]: учебник/С..А.Козлова, Т.А.Куликова -6-еизд.,испр.- М.: Академия,2006.-415с.

Аверин С. Как выбрать игрушку (Текст)/ С.Аверин // Обруч. 2006. №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП

Презентация для воспитателей-тематическое планирование для самостоятельной деятельности детей....

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП созданной на базе МДОУ № 5

Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему:Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП созданной на базе МДОУ № 5 «Сказка».«Ве...

Творческая разработка "Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей-дошкольников"

Содержание Введение …………………………………………………………………………..31.      Значение предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности старших дошкольников…………………………………….……...

Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста...

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей с учетом требований ФГТ с целью социализации дошкольников.

Предметно-развивающая среда группового помещения – неотъемлемая часть целостной образовательной среды...

Творческая разработка Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Творческая разработка Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста   Содержание Введение31. Значение предметно-развивающе...