"Разговор о правильном питании".
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Программа "Разговор о правильном питании".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razgov_o_prav_pit.docx | 36.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области»
Программа «Разговор о правильном питании»
в подготовительной группе № 6
Воспитатель: Волынина О.В.
2017 – 2018 г.
Пояснительная записка.
Программа «Разговор о правильном питании» разработана сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования при спонсорской поддержке компании «Нестле».
Цель программы – сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Данную программу мы решили начать с подготовительной группы. Количество детей составляет 27 человек, разработана диагностика. Занятие проводится один раз в неделю, продолжительность занятия 25 минут, для каждого ребенка имеется рабочая тетрадь.
Для того чтобы занятия были интересными, учитывались возрастные особенности каждого ребенка, имеется разнообразной методической литературы и пособий. Обучение по программе, строится как игра, она позволяет проявить ребятам свою активность.
Большое значение имеет традиции питания – все рекомендуемые в программе блюда и правила питания являются традиционными для российской кухни.
Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с основными принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей (Нежелание ребенка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы), далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности правильного питания. Для этого организованы тематические беседы, собрания, анкеты, наглядная агитация здорового образа жизни.
Надеемся, что программа разговор о правильном питании, будет, не только интересна, но и полезна, позволит познакомиться с полезными продуктами, преодолеть трудности в организации правильного питания.
Цель:
Создание в МДОУ условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к своему здоровью, освоения элементарных навыков правильного питания.
Задачи:
1. Познакомить детей и родителей с полезными и необходимыми продуктами; научить детей выбирать самые полезные продукты.
2. Создавать благоприятную развивающую среду для формирования культурно-гигиенических навыков и этикета приема пищи.
3. Расширять знания детей о традиционном питании русского народа.
4. Вовлекать родителей в образовательный процесс по воспитанию основ рационального, здорового питания.
5. Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
6. Знакомить родителей воспитанников с общими признаками рационального питания и влияния его на здоровья ребенка.
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы № 6
в рамках реализации программы Т.А. Филипповой, М.М. Безруких «Разговор о правильном питании» на 2017-2018 учебный год.
Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.
Сократ .
I. Пояснительная записка.
Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.
В настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это привело, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания.
Данные научных исследований показывают, что здоровье зависит от следующих факторов: медицинского обслуживания, наследственности, экологии и образа жизни.
В связи с этим особую роль приобретает дошкольное обучение, где закладывается основа отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму.
Воспитание здорового ребенка – проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на педагога. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В этой связи уместно привести слова В.А. Сухомлинского « Опыт убедил нас в том, что приблизительно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и педагога».
Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию образовательно – оздоровительных программ.
Актуальность курса.
Дошкольникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира. Поэтому, имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья. А сохранение здоровья человека находится в прямой зависимости от питания.
Это доказывает актуальность и значимость специального обучения дошкольников основам правильного питания.
Цель программы: формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье и о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Реализации программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
● расширять знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
● формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
● воспитывать у детей культуру здорового питания;
● просвещать родителей в вопросах организации правильного питания детей.
II. Общая характеристика программы « Разговор о правильном питании».
Программа составлена на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования по инициативе компании «Нестле Россия», руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких. Содержание программы базируется на российских кулинарных традициях и имеет строго научное обоснование. Консультационную поддержку программе оказывает Институт питания РАМН.
Программа « Разговор о правильном питании» построена в соответствии с принципами:
● научная обоснованность и практическая целесообразность;
● возрастная адекватность;
● необходимость и достаточность информации;
● модульность программы;
● практическая целесообразность;
● динамическое развитие и системность;
● вовлеченность семьи и реализацию программы;
● культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
Формы обучения:
Ведущими формами деятельности предполагаются:
● практические занятия;
● творческие домашние задания;
● конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
● ярмарки полезных продуктов;
● сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
● совместная работа с родителями.
Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.
Многолетний опыт реализации программы "Разговор о правильном питании" убедительно продемонстрировал ее эффективность. Как показывают опросы педагогов и родителей, программа "Разговор о правильном питании" позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети и подростки самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона. Более того, по признанию большинства родителей, программа "Разговор о правильном питании" оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав его более эффективным и полезным.
Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует использование программы "Разговор о правильном питании" в практической педагогической деятельности как один из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Участники программы: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Освоение программного материала кружка «Разговор о правильном питании» рассчитано на 1 учебный год.
Планируемые результаты.
В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, научатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.
Первичная диагностика в форме анкетирования родителей перед началом работы по УМК «Разговор о правильном питании».
1. Какие правила здорового питания Вы знаете? Напишите.
2. Какое значение, по Вашему мнению, имеют фрукты в рационе питания ребенка?
3. Какое значение, по Вашему мнению, имеют овощи в рационе питания ребенка?
4. Какие продукты питания предпочитают употреблять в вашей семье?
5. Назовите любимые блюда папы.
6. Назовите любимые блюда мамы.
7. Назовите любимые блюда детей (ребенка).
8. Завтракает ли дома Ваш ребенок?
9. Какие блюда, с удовольствием, съедает ребенок на завтрак?
10. Какие продукты остаются нетронутыми после завтрака?
11. Просит ли ребенок купить ему чипсы, мороженое, газированную воду? Как часто?
12. Какую кашу употребляет Ваш ребенок с удовольствием? А Вы, родители?
13. Используете ли Вы сухофрукты, ягоды, в приготовлении каш?
14. Назовите обычное время ужина. Какие блюда употребляете?
15. Нужно ли ребенку положить в портфель яблочко, банан для перекуса в школе? Или это лишнее?
16. Назовите время между приемами пищи членами Вашей семьи.
17. Как по-вашему мнению, важна ли временная регламентация между приемами пищи?
18. Моет ли Ваш ребенок с мылом руки перед едой?
19. Бывают ли в Вашей семье случаи, когда руки кто-то из членов семьи не вымыл?
20. Как Вы считаете, нужно ли соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы? Почему?
21. Нужно ли проводить занятия с детьми и подробно рассказывать им о культуре питания?
Итоговая диагностика в форме анкетирования родителей после проведения занятия: «Правильно питайся – литературой увлекайся».
1. Какие правила здорового питания Вы знаете? Напишите.
2. Какое значение, по Вашему мнению, имеют фрукты в рационе питания ребенка?
3. Какое значение, по Вашему мнению, имеют овощи в рационе питания ребенка?
4. Какие продукты питания предпочитают употреблять в вашей семье?
5. Назовите любимые блюда папы.
6. Назовите любимые блюда мамы.
7. Назовите любимые блюда детей (ребенка).
8. Завтракает ли дома Ваш ребенок?
9. Просит ли ребенок купить ему чипсы, мороженое, газированную воду? Как часто?
10. Используете ли Вы сухофрукты, ягоды, в приготовлении каш?
11. Назовите обычное время ужина. Какие блюда употребляете?
12. Нужно ли ребенку положить в портфель яблочко, банан для перекуса в школе? Или это лишнее?
13. Назовите время между приемами пищи членами Вашей семьи.
14. Как, по-вашему мнению, важна ли временная регламентация между приемами пищи?
15. Моет ли Ваш ребенок с мылом руки перед едой?
16. Бывают ли в Вашей семье случаи, когда руки кто-то из членов семьи не вымыл?
17. Как Вы считаете, нужно ли соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы? Почему?
18. Нужно ли проводить занятия с детьми и подробно рассказывать им о культуре питания?
19. Есть ли необходимость в занятиях по программе «Разговор о правильном питании»? Какая?
20. Какие впечатления у Вас остались после праздника: «Здоровое питание – здорово!».
21. Какие этапы праздника Вам особенно понравились? Почему?
22. Реализовали ли Вы свое желание участия в празднике в полном объеме?
23. Чтобы Вы еще включили еще в программу праздника?
24. Какая часть праздника показалась Вам неудачной? Почему?
25. Изменилось ли поведение детей в отношении полезных продуктов в пользу их употребления при знакомстве с программой «Разговор о правильном питании»?
26. Бывают ли случаи, когда ребенок на завтрак не употреблял в пищу кашу, а сейчас с удовольствием кушает, или даже сам просит её приготовить?
27. Была ли на празднике новая полезная информация для Вас?
28. Какие мероприятия по программе Вы бы предложили в следующем учебном году?
29. Готовы ли Вы к дальнейшему сотрудничеству с классным руководителем?
30. Ваши пожелания, замечания.
Итоговая диагностика в форме анкетирования детей после проведения мероприятия.
Задание: подчеркните высказывание, с которым вы согласны.
Если встретится ____________ нужно вписать слово.
1. Я с удовольствием ем дома.
2. Из молочных продуктов мне нравится ___________________.
3. Я регулярно кушаю.
4. Я редко все съедаю.
5. Я всегда мою руки перед едой.
6. Я иногда мою руки перед едой.
7. Я сам мою руки перед едой.
8. Мама моет фрукты перед употреблением.
9. Меня не надо уговаривать кушать.
10. Во время еды я не тороплюсь.
11. Во время еды я стараюсь есть быстро.
12. После ужина моя тарелка пуста.
13. После ужина мама не понимает: «Ел я или нет?»
14. За день я могу съесть много конфет.
15. Мама часто готовит кашу _______________________.
16. Мама каши почти не готовит.
17. Я люблю пить __________________________.
18. Мои любимые блюда: ______________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Разговор о правильном питании" кружок
Это методический материал для педагогов работающих по программе Т.А. Филипповой, М.М. Безруких "Разговор о правильном питании"...
доклад на тему разговор о правильном питании
Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании зан...
Родительское собрание "Разговор о правильном питании"
Задачи: Заинтересовать родителей значимостью программы "Разговор о правильном питании" как компонента формирования здорового образа жизни.Способствовать осознанию родителями ответственности за ф...
«Емеля о здоровом питании». Конспект занятия по программе «Разговор о правильном питании»
Программа "Разговор о правильном питании " реализуется в нашем детском саду не первый год . Эта методическая рахработка - помошь всем , кто работает по этой проерамме....
Проект к программе "Разговор о правильном питании на тему: «Путешествие в мир Здорового питания вместе с героями сказок и притч»
Представляю вашему вниманию компонет по реализации программы "Разговор о правильном питании" . Через художественную литературу....
Презентация. "Разговор о правильном питании". Питание. Здоровье.
quot;Разговор о правильном питании".Здоровое, правильное питание это сбалансированный по белкам, жирам и углеводам рацион, в котором есть все необходимые витамины и минералы. Правильное пищевое ...