Программа "Комфорт - ЛОГО"на основе принципа биологической обратной связи(БОС)
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Хочу поделиться с коллегами материалом о работе программы "Комфорт -ЛОГО" производственного объединения "Амалтея" а это:
Диагностика и коррекция психофизического состояния методом функционального биоуправления (ФБУ) на основе принципа биологической обратной связи (БОС)
По данной программе можно работать со взрослыми людьми, со школьниками и с детьми дошкольного возраста.
В дошкольных образовательных учреждениях по этой программе проводится профилактическая работа по предупреждению возникновения психосоматических и нервнопсихических нарушений, обучить детей правильному диафрагмальному дыханию, проводить логопедическую коррекцию и много другое.
Рекомендую ознакомиться с предложенной презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Комфорт - ЛОГО" на основе принципа БОС (биологической обратной связи) | 462 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Визитная карточка программы «Комфорт» выглядит следующим образом:
Программа «Комфорт» имеет следующую комплектацию Комплект: индикатор компьютерный мультипараметрический «МиКарТ»; программное обеспечение (ПО) на CD; методическое пособие с рекомендациями по алгоритму работы.
Использование программы: - с 1999 года успешно реализуется в учреждениях системы образования и социальной защиты населения, в санаторно-курортных и оздоровительных центрах более чем 50 регионов Российской Федерации - является автономной, но абсолютно совместима с любой образовательной, профилактической, коррекционной или лечебно-оздоровительной программой
Разработчик программы научно-производственная фирма «Амалтея» г. Санкт – Петербург. Программа «Комфорт является универсальной методикой коррекции и развития адаптационных возможностей. Она предназначена для работы с различными возрастными группами. В дошкольных образовательных учреждениях профилактическая работа по предупреждению возникновения психосоматических и нервно-психических нарушений. В школьных условиях обеспечивает создание здоровьесберегающей среды, борется со снижением концентрации внимания, повышает работоспособность, усиливает произвольный контроль поведения, решает логопедические проблемы, способствует успешной адаптации в учебном процессе. В специализированных психолого-педагогических и медико-социальных центрах позволяет проводить коррекционную работу, направленную на оптимизацию психофизического состояния, коррекцию нервно-психических отклонений в развитии. В условиях оздоровительных и лечебно-профилактических учреждений позволяет создать благоприятные условия для проведения основного лечения, снижает эмоциональную нагрузку.
Программа «Комфорт» может использоваться в следующих направлениях: КОРРЕКЦИЯ Коррекция психоэмоциональных нарушений. Коррекция состояний при психосоматических заболеваниях. Логопедическая коррекция. ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА Оптимизация функционального состояния. Снижение стрессовой нагрузки и проявлений дистрессовых реакций. Обучение эффективным навыкам саморегуляции. РАЗВИТИЕ Обеспечение благоприятных условий развития детей и подростков. Обеспечение процесса личностного развития. Расширение возможностей социально-психологической адаптации.
Важнейшим преимуществом ФБУ является объективность. БИОУПРАВЛЕНИЕ – это обучение человека новой для него деятельности, новым навыкам. Но это особая форма обучения. Её специфичность состоит в том, что обучаются системы организма, произвольно не контролируемые, и осуществляется это при помощи специализированных технических средств.
Схема взаимодействия компонентов в системе ФБУ физиологический сигнал приборы ФБУ параметр компьютерныеприставки ЦНС прибор МиКарТ анализатор преобразованный сигнал компьютер, в котором происходит обработка и преобразование этих параметров и введение их в сюжет игры сигнал обратной связи специальные компьютерные игры в которых игровые сюжеты носят явный или скрытый соревновательный характер.
Психофизиологическая диагностика. Для проведения эффективного тренинга или коррекционных процедур, прежде всего необходимо оценить общее психоэмоциональное состояние человека. Программа «Комфорт» включает в себя ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ. Диагностическая регистрация проводится на самом первом занятии курса – это ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА. Именно с этими показателями в конце курса обучения будет производиться сравнение результатов ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ , для того, чтобы судить об изменении психофизиологического состояния в результате проведённого курса занятий.
После проведения диагностического сеанса функциональное состояние оценивается по следующим параметрам: Среднее значение ЭМГ (отражает уровень мышечной напряжённости). При высоких значениях следует проводить работу по обучению пациента навыкам произвольной релаксации. Частота дыхания (количество дыхательных движений в минуту). В ходе выработки навыка этот показатель должен снижаться. Минимальный пульс, средний пульс, максимальный пульс (в ходе обучения показатель среднего пульса обычно снижается). Коэффициент соотношения длительности вдоха и выдоха (стремимся к тому, чтобы выдох был в два раза длиннее вдоха). Средняя периферическая температура (позволяет оценить подверженность организма стрессовым воздействиям и общий фон эмоционального напряжения.
Возможности программы «Комфорт» РЕЖИМ Температурное биоуправление. 1. 2. 3. 4. РЕЖИМ Лого РЕЖИМ Кардио РЕЖИМ ЭМГ, ЭМГ - Джекобсон
В различных режимах можно выбрать нужные для работы параметры Мониторирование параметров, не используемых непосредственно в рабочих сеансах, позволяет оценить правильность выполнения навыка и степень его закрепления, а обучение во всех доступных режимах формирует свой собственный индивидуальный навык оптимизации состояния, включающий управление всеми значащими параметрами организма.
Физиологические и клинические нормы показателей кардиореспираторной и речеобразующей систем организма. ЧСС (частота сердечных сокращений- число ударов в минуту мин. пульс – нижний порог (выдох) макс. пульс – верхний порог (вдох) Пороги выставляем сами. 5 лет 98 – 100 6 лет 90 – 95 7 лет 85 – 90 Взрослые 62 - 67 стремимся к снижению ЧД (частота дыхания в минуту) 4 -7 лет 24 – 26 7 - 9 лет 21 - 23 10 - 18 стремимся к снижению Коэффициент вдоха - выдоха допустимые значения 0,4 – 0,8 стремимся к 0,5 РСА (разница между мин. ЧСС и макс.ЧСС) стремимся к увеличению ЭМГ (электромиограмма) показатель общего и психоэмоционального напряжения (порог автоматически.) Сравниваем полученные значения или хроническим стрессовым воздействием. с первым диагностическим показателем Высокие значения – повышенная психоэмоциональная напряжённость, низкие – незначительный уровень психоэмоционального напряжения.Обучаем навыкам произвольной релаксации. ТЕМПЕРАТУРА Средняя периферическая температура ( порог автоматически) При низких значениях Т можно говорить о серьёзных нарушениях периферического кровообращения Это м.б. связано с патологическими состояниями или с острым
Вот чего мы достигаем, работая в каждом из этих режимов Режим «Кардио-ФБУ» Тренируется устойчивый навык диафрагмального дыхания. Режим «Температурное биоуправление» Формируется навык произвольного повышения периферической температуры. Режим «Лого» Отрабатывается постановка речевого дыхания; тренируется звукопроизношение при оптимизации дыхательной функции; оптимизируется темп, ритм и мелодичность речи; достигается снижение физиологической цены речи. Режим «ЭМГ-ФБУ» Вырабатывается навык общей мышечной и психоэмоциональной релаксации; развивается или восстанавливается мышечное чувство; тренируется навык координированного управления мышечным напряжением. Режим «ЭМГ- «Джекобсон» Осваивается метод прогрессивной мышечной релаксации (попеременное напряжение-расслабление одной и той же мышцы или групп мышц в соответствии с сигналом обратной связи).
Виды обратной связи. Режим «Температурное биоуправление» - индикатор, график, мозаика, радуга, калейдоскоп, звуковая обратная связь (тон, пороговая музыка, фоновая музыка). Режим «ЭМГ – ФБУ»- индикатор, полоса, слайды, видео, прозрачность, звуковая обратная связь (тон, пороговая музыка, фоновая музыка). Режим «Кардио» - индикатор, полоса на выдохе (сверху вниз), слайды, прозрачность, игра «Бабочка», фоновая музыка. Режим «Лого» - полоса на выдохе(слева направо).
В системе «Комфорт есть закладка «Тесты». При её выборе становятся доступными методики. ТЕСТ : « ЦВЕТОПРЕДПОЧТЕНИЯ» ДИАГНОСТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ. Цветовой тест М.Люшера может применяться как индикатор изменения психофизиологического и эмоционального состояния для взрослых и детей с 5-ти летнего возраста. Тест проводится предъявлением стандартных 8-ми карточек теста до начала работы, и после проведения курса. Данные заносятся в карточку и автоматически подсчитываются показатели суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК). В цветовых предпочтениях отражается психофизиологическое содержание, чрезвычайно важное для успешной деятельности человека в экстремальных условиях и в обыденной жизни. Сравнение данных тесте до и после проведения курса будет свидетельствовать об эффективности проведённой работы по коррекции психоэмоционального состояния.
Тест «СЕНСОРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ» Методика определения индивидуальных особенностей репрезентативных систем. (предназначен для взрослых и детей от 12 лет) визуальная модальность отражает ориентировочное поведение, обеспечение собственной безопасности во внешней среде; кинестетическая модальность отражает чувственную, телесно-эмоциональную связь с миром. Включает представления о тактильных, моторных ощущениях и эмоциональных переживаниях; аудиальная модальность отражает социально-эмоциональную связь с миром – восприятие и выражение эмоций на социально принятом уровне; дигитальная (дискретная) модальность отражает содержательную, смысловую связь с миром.
Презентацию по материалам производственного объединения «Амалтея» подготовила учитель-логопед д/с 56 ОАО «РЖД» Власенкова Валентина Ивановна Презентация опубликована на сайте: Viki . rdf . ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологически-обратной связи"
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о ...
Формирование дыхания с использованием компьютерной системы с биологической обратной связью «Комфорт ЛОГО»
Конспект сеанса в режиме «Кардио»Цель: отработать умение диафрагмального выдоха....
Статья "Метод биологической обратной связи в реабилитации заикающихся"
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это уникальная медицинская технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры, включающей увлекательные компьютерные игровые тренажер...
Опыт работы по теме: "Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей".
Опыт работы по коррекции и компенсации речевого развития детей с использованием кабинета "БОС-логотерапевтический"....
Программа «Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей».
Данная программа раскрывает особенности работы по преодолению и компенсации речевых нарушений у детей дошкольного возраста, через использование метода биологической обратной связи....
Собственная методическая разработка на тему: "Метод биологической обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ"
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может...
Статья. Развивающе-коррекционный комплекс на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью. Комплекс БОС.
В данной статье предоставлен материал, о том. как Комплекс БОС, влияет на положительное развитие детей....