Картотека психогимнастических игр
картотека (старшая, подготовительная группа) на тему

Попова Ольга Васильевна

Как гимнастика полезна для гармоничного развития тела ребёнка, так психогимнастика полезна для психики. Это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами.

Психогимнастика помогает детям: адаптироваться в коллективе, заводить знакомства и дружить;

разобраться в себе, своих чувствах и чувствах других;

научиться демонстрировать и понимать эмоции;

избавиться от стеснительности, брезгливости, страхов и прочих неприятностей;

развить воображение и творческое мышление;

научиться контролировать свои движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_psihogimnastik.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       

Картотека психогимнастических игр

1. Этюд «Хмурый орел»

Ведущий читает стихотворение:

Вот за решеткой , хмур и зол ,

Сидит орел.

Могучих крыльев гордый взмах

Внушает страх.

Давно ль громады грозных скал

Он облетал

И камнем падал свысока

На врага?

Он был свободный властелин

Седых вершин.

Теперь в неволе, хмур и зол,

Сидит орел.

 Затем дети по очереди изображают орла, который, медленно взмахивает крыльями, взбирается на камень (стул) и хмуро разглядывает детей из-за решетки.

2. Этюд «Лисенок боится»

 Лисенок видит на другом берегу ручья свою маму , но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

 Выразительные движения: поставить ногу вперед наискосок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

 3.Этюд «Потерялся»

 На вокзале ребенок отстал от родителей. Мальчик выходит на привокзальную площадь, он в смятении, не знает, куда идти.

 4.Этюд «Сосулька»

 У нас под крышей

 Белый гвоздь висит.

 Солнце взойдет-

 Гвоздь упадет.(В.Селивестров)

 Во время произнесения первой и второй строчек дети держат руки над головой, во время третьей и четвертой- роняют расслабленные руки и приседают.

 5.Этюд «Шалтай-Балтай»

 Шалтай-Балтай

 Сидел на стене.

 Шалтай-Балтай

 Свалился во сне. (С.Маршак).

 Ребенок поварачиваеттуловише вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» ребенок резко наклоняется вперед.

 6. Этюд «Собака лает и хватает»

 Ребенок гуляет. Мимо него на поводке идет собака. Она лает на ребенка и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног. Ребенок сжимается от страха.

 7. Этюд «Фея сна»

 Дети сидят на полу (на ковре) на достаточно большом расстоянии друг от друга. К ним подходит девочка с тоненькой палочкой в руке -фея сна (если мальчик, то волшебник).Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза).Затем фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой, смотрит на детей (все спят), улыбается и тихонько уходит (играет тихая, спокойная музыка).

 8. Этюд «Ой-ой-ой, живот болит»

 Медвежата Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

 Ой-ой-ой, живот болит!

 Ой-ой-ой, меня тошнит!

 Ой, мы яблок не хотим!

 Мы хвораем Том и Тим! (М. Клокова)

 Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.

 9. Игра «Разведчики»

 В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд.

 10. Этюд «Соленый чай»

 Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песка мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чаюя, не глядя положил в него две ложечки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало во рту!

 Выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен.

 11.Игра «Иголка и нитка»

 Дети становятся друг за другом. Первый из них –«иголка»-бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

 12.Игра «Поссорились два петушка»

 Двое сцепляют за спиной пальцы рук, становятся на одну ногу и , подпрыгивая, пытаются толкнуть друг друга резкими движениями плеч вперед.

 13.Игра «Дракон кусает хвост»

 Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок-это голова дракона, последний- кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего- дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.

 14.Этюд «Гадкий утенок»

 Дети вместе с ведущим вспоминают сказку Х.К.Андерсена «Гадкий утенок2, затем разыгрывают эпизод на птичьем дворе. В нем птицы демонстрируют свое презрительное и брезгливое отношение к утенку, который не похож на других утят. Они считают его безобразным и гадким.

 Выразительные движения:

 -Отвращение: голова откинута назад, брови нахмурены, глаза прищурены, ноздри раздвинуты и сморщены, углы губ опущены.

 -Униженность: голова наклонена вниз, плечи сведены вперед.

 15. Игра «Газета»

 На пол кладется газетный лист. На него должны встать все четверо детей. Далее газета складывается пополам, и дети должны опять поместиться на ней. Газета складывается и уменьшается до тех пор, пока на ней могут уместиться четверо детей. (Для этого надо обняться, уменьшив таким образом физическую дистанцию)

 16.Игра «Ура победителю!»

 Стулья расставляются по кругу спинками внутрь. Стульев на один меньше, чем участников игры. Все бегают вокруг стульев, пока ведущий не хлопнет в ладоши. Как только это произошло, нужно успеть снять стул. Участник, оставшийся без стула, выходит из игры. При том он должен издавать звуки, имитируя какое-либо животное (хрю-хрю, му-му, или мяу- мяу). Бегающие по кругу оставшиеся участники игры опять должны по сигналу ведущего успеть занять стулья, которых снова на один меньше, чем участников (ведущий убирает один стул). Игра продолжается пока не останется один победитель. Он залезает на стул и кричит: «Ура победителю!», а все проигравшие хором издают звуки, которые они издавали во время игры.

 17.Игра «Хромой ведет слепого»

 «Хромому» подвязывают ногу веревкой. У «слепого» глаза завязаныповязкой. На полу- газетные обрывки («трясина»), стулья («препятствия»). «Хромой» ведет «слепого» так, чтобы тот не попал в трясину и не натолкнулся на препятствия. После игры оговариваются ощущения «слепых». Что они чувствовали?

 18. Этюд «Притвора»

 Мальчики играют в пятнашки, они догоняют и пятнают друг друга. Неожиданно один из мальчиков падает и не поднимается. Мальчики подходят к нему, осматривают ногу, усаживают его на скамью. Внезапно мальчик отталкивает товарища, вскакивает, пятнает ближайщего и бежит. Товарищи пытаются его поймать, но он спасается бегством.

 19.Этюд «Упрямый мальчик»

 Уже вечер. Пора идти ужинать и ложиться спать. Мама берет мальчика за руку, чтобы отвести его домой, а он упирается, вырывает руку да еще топает ногой: «Не хочу! Не пойду!»

 20.Этюд «Злюка»

 Ребенок изображает злюку. Он сидит на стуле, смотрит на каждого присутствующего со злостью и недовольством

 Мимика: брови сдвинуты, верхняя губа запущена.

 21.Этюд «Тише!»

 Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

 Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх»

 22.Этюд «Иди ко мне»

 Мальчик манит к себе малыша, который учится ходить самостоятельно.

 Выразительные движения: сидя на корточках, обе руки вытянуты навстречу малышу.

 23.Этюд «Уходи!»

 Ребенок отталкивает обидчика.

 Выразительные движения: кисти рук расположены вертикально ладонями наружу.

 24.Игра «Замри»

 Дети прыгают под музыку, ноги в стороны - вместе, сопровождая прыжки хлопками рук над головой и по бедрам. Внезапномузыка обрывается, и играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Неуспевшие «замереть» выходят из игры, оставшиеся продолжают игру под музыку. Играют до тех, пока не останется только один играющий, который признается победителем.

 25.Этюд «Не покажу!»

 Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы она могла пускать маленьких зайчиков. Дети обступили девочку, просят показать, какое оно. Но девочка, прижав зеркальце ладонями к груди и расставив локти, вертится из стороны в сторону: «Не покажу!»

 26.Этюд «Игра в снежки»

 Зима. Дети играют в снежки.

 Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.

 27.Этюд «Это я! Это мое!»

 Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, потому что она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя говорящего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?» . Мальчик отвечает выразительным жестом: рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь.

 28. Этюд «Заколдованный ребенок»

 Ребенка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами, показывая рукой на различные предметы и указывая направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

 29. Этюд «Вот он какой!»

 Ребенок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчетливые жесты, которые характеризуют предмет:маленький,большой,заостренный, крупный,круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

 30.Игра «Флажок»

 Дети ходят по комнате под музыку. Когда ведущий поднимает флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

 31.Этюд «Штанга»

 Ребенок поднимает «тяжелую штангу», потом бросает ее и отдыхает.

 32.Этюд «Спать хочется»

 Мальчик попросил родителей, чтобы ему позволили вместе со взрослыми встретить Новый год. Но чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном и в конце концов засыпает.

 Выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психогимнастические упражнения на развитие эмоциональной сферы дошкольника

Материал включает в себя сборник психогимнастических упражнений на развитие эмоциональной сферы детей. Подходит для детей всего дошкольного возраста....

Психогимнастические упражнения.

Психогимнастические упражнения способствуют групповой динамике, сплоченности группы, а также снимают напряжение, позволяют участникам раскрепоститься, дают возможность переключиться с одной темы...

«Психогимнастические упражнения на развитие позитивных эмоций по отношению к красоте природы»

Материал помогает детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. развивает навыки взаимодействия детей друг с другом;развивает внимание, восприятие, речь, воображение...

Картотека "Психогимнастические упражнения"

В картотеке представлены психогимнастические упражнения для детей дошкольного возраста....

Картотека психогимнастических игр

Картотека психогимнастических игр для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет...

Картотека психогимнастических упражнений для старшего дошкольного возраста

В картотеке преддставленны игры и упражнения  по коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников...

Картотека психогимнастических этюдов по экологии

Экопсихогимнастика учит детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, замечать «красивое» в природе. Её персонажами является сама природа. «Примерив» на себя образ той и...