Картотека психогимнастических игр
консультация

Зайкова Мария Александровна

Картотека психогимнастических игр для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_1.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

 КАРТОТЕКА

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

для детей 3–4 лет

ВЫРАЖЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ

Педагог зачитывает текст стихотворения и предлагает детям наклониться и «понюхать тюльпан». Дети делают глубокий вдох – «вдыхают запах», изображают, что наслаждаются ароматом. Упражнение следует повторить несколько раз.

ТЮЛЬПАН

Как из красного стакана,

Выпью запах из тюльпана.

Вот спасибо! Как я рад –

Очень вкусный аромат!

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОРАССЛАБЛЕНИЯ

Дети сидят на мягком ковровом покрытии. Педагог зачитывает текст стихотворения и просит детей изобразить его героя -Темушку. После каждого четверостишия педагог подсказывает детям, что делать: «Покажите, как вам хочется спать, потрите глазки», «Опуститесь на коврики», «Лягте на бочок и прижмите коленки, как будто вы уже заснули и сладко спите», «А теперь полностью расслабьтесь. Молодцы!»

ЗАСЫПАЛОЧКА

Прилетали к Темушке

Серые соловушки,

Баю-баю пели –

Глазки соловели.

Приходили зевушки

К моему Артемушке,

Забрались в кроватку

И зевали сладко.

Приходили дремушки

К моему Артемушке,

Улеглись в кроватку

Задремали сладко.

Приходили сонюшки

К моему Артемушке,

Тему обнимали,

Крепко засыпали.

ВЫРАЖЕНИЕ ГНЕВА

Педагог зачитывает текст стихотворения и предлагает детям изобразить чайник, который злится. Дети надувают щеки, «пыхтят», как чайник, хмурятся, поворачиваются из стороны в сторону.

ЧАЙНИК

Чайник злится!

Чайник злится!

Потому что кипятится!

Паром пышет,

Жаром дышит,

Ничего вокруг не слышит.

С теми, кто кипит от злости,

Договариваться бросьте.

Лучше и не подходить,

Чтоб себе не навредить.

ВЫРАЖЕНИЕ СТРАХА

Педагог предлагает детям разделиться на две группы – «ляли» и «гули». Под текст стихотворения дети идут с разных сторон друг к другу, останавливаются. Далее по очереди – сначала «ляли», потом «гули» – пугаются: бегут в стороны, приседают, прячут лица в ладонях. Потом дети меняются ролями.

ЛЯЛИ И ГУЛИ

Маленькие ляли

Во дворе гуляли.

Серенькие гули

Зернышки клевали.

Смотрят ляли – ГУЛИ! –

И вперед рванули!

Смотрят гули – ЛЯЛИ! –

Да как деру дали!

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ

Дети сидят на мягком ковровом покрытии. Педагог предлагает им представить, как будто они только что проснулись и потягиваются – вправо и влево. Тянуться приятно, дети радуются утру, солнышку. В конце этюда – встают.

ПРОСЫПАТЕЛЬНАЯ

Прежде чем совсем проснуться,

Так приятно потянуться –

Сильно-сильно,

Сладко-сладко!

До свидания, кроватка!

для детей 4–5 лет

ТРЕНИРОВКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЖЕСТОВ

Взрослый зачитывает стихотворение и предлагает детям представить себя дирижером, который руками показывает оркестру, как ему играть музыку разных темпов-спокойную, быструю, громкую, тихую. К упражнению можно добавить музыкальное сопровождение.

ДИРИЖЕР

Дирижер кистями рук рисует музыку вокруг!

 

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ВЫРАЖАТЬ СВОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Взрослый просит детей представить себе, что перед ними – высокая лестница, на которую нужно подняться. Дети «поднимаются» по ступенька шагают на месте, высоко поднимают колени. Потом «устают» - изображают усталость, выдыхают, опускают плечи и голову. В конце «собираются с силами»- выпрямляют спину, поднимают голову, продолжают «подниматься по лестнице».

 

ПОДНИМАЛОЧКА

Раз шажок, два шажок, шел по лесенке сынок.

А ступеньки высоки, а шажочки не легки.

Раз шажок, два шажок-утомился мой дружок.                                        

 Постоим, отдохнем, и опять вперед пойдем!

 

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ТЕЛА

Ребенок сидит на мягком ковровом покрытии. Взрослый предлагает ему представить и показать, как он надевает колготки, а нога их «боится» - «убегает» мелкими шажками вперед. Ребенок «успокаивает» ее, поглаживает. Потом повторить этюд со второй ногой.

НАДЕВАЮ Я КОЛГОТКИ

Я свою родную ногу отправляю в путь дорогу.

А туннель длинющий-жуть! Вправо-влево не свернуть.

Темноты я не боюсь, да и ты, нога, не трусь!

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СВОЕГО ТЕЛА

Родитель зачитывает текст стихотворения – первое четверостишие медленно, с паузами, потом быстрее. Дети изображают, что они рисуют себя на своем теле- «прорисовывают» одну руку, потом другую, наклоняются, «рисуют» свои ноги, кругами вокруг головы «рисуют мысли». В конце гордо стоят, как бы показывают своим видом, какой хороший «рисунок»- то есть они сами- у них получился.

Я РИСУЮ ЧЕЛОВЕКА

Я рисую человека: руки, ноги, голова…  

В голове цветные мысли и округлые слова.

А в груди у человека расцветает не спеша,

Как ромашка полевая, белоснежная душа!

для детей 5–7 лет

ВЫРАЖЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

Взрослый зачитывает текст стихотворения и предлагает детям показать, как они растут, но при этом не поднимать руки и плечи, а только грудную клетку и подбородок. Спина прямая, ноги расставлены, взгляд гордый. Дети оглядываются друг на друга – гордо показывая друг другу, как они выросли.

Я РАСТУ

Я расту! Я расту! Набираю высоту!

Папа в росте чемпион, но иду я на обгон,                                              

А потом еще рывок- продырявлю потолок.

Полюбуюсь небом с крыши, да как двинусь выше-выше,      

Прорасту сквозь облака, поднажму еще слегка,                    

Дотянусь до самых звезд - вот какой мой полный рост!

 

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МИМИКИ И ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

Взрослый предлагает детям разбиться в пары и изобразить сюжет стихотворения в то время, как он его зачитывает. Один ребенок изображает невежливого краба, который не здоровается, движется боком с надменно поднятой головой- плечи опущены, подбородок вверх. Второй ребенок изображает человека, который приветствует краба и удивляется его невежливости, - рот открыт, глаза расширены, руки расставлены.

НЕВЕЖЛИВЫЙ КРАБ

Встретил краба ненароком, побежал наперерез:

«Здравствуй, краб!»- а краб-то-боком, боком-боком,

Боком-боком, боком-боком и исчез!...

 

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ

Взрослый зачитывает текст стихотворения, и предлагает детям представить себя его героиней – лужей и изобразить ее. Дети сначала показывают испуганную лужу-подносят руки к лицу, потом сердитую – грозят пальчиком, а потом совсем рассерженную – указывают пальчиком «Вон!»

О ЧЕМ КРИЧИТ ЛУЖА НА ДОРОГЕ?

Люди! В лужу – ни ногой!

Обходите стороной! От ноги в глазах круги.

Лапы прочь! И сапоги!

Вон, противные машины, у меня от вас морщины!

 

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ РЕЛАКСАЦИОННОГО ДЫХАНИЯ

Взрослый медленно читает текст стихотворения. На первые две строки дети делают глубокий вдох, на вторые две строки медленно и с шумом выдыхают «облака в небо». На третьи-вдыхают и на четвертые тихо и ровно выдыхают, машут рукой «Здравствуй, милый!».

ВЕСНОЙ

Я по улице шагаю, зябнет голая рука,

Потихоньку выдыхаю прямо в небо облака.

А над мокрою дорожкой листик первый в вышине

Хрупкой маленькой ладошкой-

«Здравствуй, милый! -машет мне.

Источник: «Справочник педагога-психолога» №11, 2019

Использовались стихи Анастасии Орловой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психогимнастические упражнения на развитие эмоциональной сферы дошкольника

Материал включает в себя сборник психогимнастических упражнений на развитие эмоциональной сферы детей. Подходит для детей всего дошкольного возраста....

Психогимнастические упражнения.

Психогимнастические упражнения способствуют групповой динамике, сплоченности группы, а также снимают напряжение, позволяют участникам раскрепоститься, дают возможность переключиться с одной темы...

«Психогимнастические упражнения на развитие позитивных эмоций по отношению к красоте природы»

Материал помогает детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. развивает навыки взаимодействия детей друг с другом;развивает внимание, восприятие, речь, воображение...

Картотека психогимнастических игр

Как гимнастика полезна для гармоничного развития тела ребёнка, так психогимнастика полезна для психики. Это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникати...

Картотека "Психогимнастические упражнения"

В картотеке представлены психогимнастические упражнения для детей дошкольного возраста....

Картотека психогимнастических упражнений для старшего дошкольного возраста

В картотеке преддставленны игры и упражнения  по коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников...

Картотека психогимнастических этюдов по экологии

Экопсихогимнастика учит детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, замечать «красивое» в природе. Её персонажами является сама природа. «Примерив» на себя образ той и...