Картотека психогимнастических игр
консультация
Картотека психогимнастических игр для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_1.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
для детей 3–4 лет
ВЫРАЖЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ
Педагог зачитывает текст стихотворения и предлагает детям наклониться и «понюхать тюльпан». Дети делают глубокий вдох – «вдыхают запах», изображают, что наслаждаются ароматом. Упражнение следует повторить несколько раз.
ТЮЛЬПАН
Как из красного стакана,
Выпью запах из тюльпана.
Вот спасибо! Как я рад –
Очень вкусный аромат!
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОРАССЛАБЛЕНИЯ
Дети сидят на мягком ковровом покрытии. Педагог зачитывает текст стихотворения и просит детей изобразить его героя -Темушку. После каждого четверостишия педагог подсказывает детям, что делать: «Покажите, как вам хочется спать, потрите глазки», «Опуститесь на коврики», «Лягте на бочок и прижмите коленки, как будто вы уже заснули и сладко спите», «А теперь полностью расслабьтесь. Молодцы!»
ЗАСЫПАЛОЧКА
Прилетали к Темушке
Серые соловушки,
Баю-баю пели –
Глазки соловели.
Приходили зевушки
К моему Артемушке,
Забрались в кроватку
И зевали сладко.
Приходили дремушки
К моему Артемушке,
Улеглись в кроватку
Задремали сладко.
Приходили сонюшки
К моему Артемушке,
Тему обнимали,
Крепко засыпали.
ВЫРАЖЕНИЕ ГНЕВА
Педагог зачитывает текст стихотворения и предлагает детям изобразить чайник, который злится. Дети надувают щеки, «пыхтят», как чайник, хмурятся, поворачиваются из стороны в сторону.
ЧАЙНИК
Чайник злится!
Чайник злится!
Потому что кипятится!
Паром пышет,
Жаром дышит,
Ничего вокруг не слышит.
С теми, кто кипит от злости,
Договариваться бросьте.
Лучше и не подходить,
Чтоб себе не навредить.
ВЫРАЖЕНИЕ СТРАХА
Педагог предлагает детям разделиться на две группы – «ляли» и «гули». Под текст стихотворения дети идут с разных сторон друг к другу, останавливаются. Далее по очереди – сначала «ляли», потом «гули» – пугаются: бегут в стороны, приседают, прячут лица в ладонях. Потом дети меняются ролями.
ЛЯЛИ И ГУЛИ
Маленькие ляли
Во дворе гуляли.
Серенькие гули
Зернышки клевали.
Смотрят ляли – ГУЛИ! –
И вперед рванули!
Смотрят гули – ЛЯЛИ! –
Да как деру дали!
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ
Дети сидят на мягком ковровом покрытии. Педагог предлагает им представить, как будто они только что проснулись и потягиваются – вправо и влево. Тянуться приятно, дети радуются утру, солнышку. В конце этюда – встают.
ПРОСЫПАТЕЛЬНАЯ
Прежде чем совсем проснуться,
Так приятно потянуться –
Сильно-сильно,
Сладко-сладко!
До свидания, кроватка!
для детей 4–5 лет
ТРЕНИРОВКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЖЕСТОВ
Взрослый зачитывает стихотворение и предлагает детям представить себя дирижером, который руками показывает оркестру, как ему играть музыку разных темпов-спокойную, быструю, громкую, тихую. К упражнению можно добавить музыкальное сопровождение.
ДИРИЖЕР
Дирижер кистями рук рисует музыку вокруг!
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ВЫРАЖАТЬ СВОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Взрослый просит детей представить себе, что перед ними – высокая лестница, на которую нужно подняться. Дети «поднимаются» по ступенька шагают на месте, высоко поднимают колени. Потом «устают» - изображают усталость, выдыхают, опускают плечи и голову. В конце «собираются с силами»- выпрямляют спину, поднимают голову, продолжают «подниматься по лестнице».
ПОДНИМАЛОЧКА
Раз шажок, два шажок, шел по лесенке сынок.
А ступеньки высоки, а шажочки не легки.
Раз шажок, два шажок-утомился мой дружок.
Постоим, отдохнем, и опять вперед пойдем!
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ТЕЛА
Ребенок сидит на мягком ковровом покрытии. Взрослый предлагает ему представить и показать, как он надевает колготки, а нога их «боится» - «убегает» мелкими шажками вперед. Ребенок «успокаивает» ее, поглаживает. Потом повторить этюд со второй ногой.
НАДЕВАЮ Я КОЛГОТКИ
Я свою родную ногу отправляю в путь дорогу.
А туннель длинющий-жуть! Вправо-влево не свернуть.
Темноты я не боюсь, да и ты, нога, не трусь!
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СВОЕГО ТЕЛА
Родитель зачитывает текст стихотворения – первое четверостишие медленно, с паузами, потом быстрее. Дети изображают, что они рисуют себя на своем теле- «прорисовывают» одну руку, потом другую, наклоняются, «рисуют» свои ноги, кругами вокруг головы «рисуют мысли». В конце гордо стоят, как бы показывают своим видом, какой хороший «рисунок»- то есть они сами- у них получился.
Я РИСУЮ ЧЕЛОВЕКА
Я рисую человека: руки, ноги, голова…
В голове цветные мысли и округлые слова.
А в груди у человека расцветает не спеша,
Как ромашка полевая, белоснежная душа!
для детей 5–7 лет
ВЫРАЖЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
Взрослый зачитывает текст стихотворения и предлагает детям показать, как они растут, но при этом не поднимать руки и плечи, а только грудную клетку и подбородок. Спина прямая, ноги расставлены, взгляд гордый. Дети оглядываются друг на друга – гордо показывая друг другу, как они выросли.
Я РАСТУ
Я расту! Я расту! Набираю высоту!
Папа в росте чемпион, но иду я на обгон,
А потом еще рывок- продырявлю потолок.
Полюбуюсь небом с крыши, да как двинусь выше-выше,
Прорасту сквозь облака, поднажму еще слегка,
Дотянусь до самых звезд - вот какой мой полный рост!
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МИМИКИ И ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ
Взрослый предлагает детям разбиться в пары и изобразить сюжет стихотворения в то время, как он его зачитывает. Один ребенок изображает невежливого краба, который не здоровается, движется боком с надменно поднятой головой- плечи опущены, подбородок вверх. Второй ребенок изображает человека, который приветствует краба и удивляется его невежливости, - рот открыт, глаза расширены, руки расставлены.
НЕВЕЖЛИВЫЙ КРАБ
Встретил краба ненароком, побежал наперерез:
«Здравствуй, краб!»- а краб-то-боком, боком-боком,
Боком-боком, боком-боком и исчез!...
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ
Взрослый зачитывает текст стихотворения, и предлагает детям представить себя его героиней – лужей и изобразить ее. Дети сначала показывают испуганную лужу-подносят руки к лицу, потом сердитую – грозят пальчиком, а потом совсем рассерженную – указывают пальчиком «Вон!»
О ЧЕМ КРИЧИТ ЛУЖА НА ДОРОГЕ?
Люди! В лужу – ни ногой!
Обходите стороной! От ноги в глазах круги.
Лапы прочь! И сапоги!
Вон, противные машины, у меня от вас морщины!
ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ РЕЛАКСАЦИОННОГО ДЫХАНИЯ
Взрослый медленно читает текст стихотворения. На первые две строки дети делают глубокий вдох, на вторые две строки медленно и с шумом выдыхают «облака в небо». На третьи-вдыхают и на четвертые тихо и ровно выдыхают, машут рукой «Здравствуй, милый!».
ВЕСНОЙ
Я по улице шагаю, зябнет голая рука,
Потихоньку выдыхаю прямо в небо облака.
А над мокрою дорожкой листик первый в вышине
Хрупкой маленькой ладошкой-
«Здравствуй, милый! -машет мне.
Источник: «Справочник педагога-психолога» №11, 2019
Использовались стихи Анастасии Орловой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психогимнастические упражнения на развитие эмоциональной сферы дошкольника
Материал включает в себя сборник психогимнастических упражнений на развитие эмоциональной сферы детей. Подходит для детей всего дошкольного возраста....
Психогимнастические упражнения.
Психогимнастические упражнения способствуют групповой динамике, сплоченности группы, а также снимают напряжение, позволяют участникам раскрепоститься, дают возможность переключиться с одной темы...
«Психогимнастические упражнения на развитие позитивных эмоций по отношению к красоте природы»
Материал помогает детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. развивает навыки взаимодействия детей друг с другом;развивает внимание, восприятие, речь, воображение...
Картотека психогимнастических игр
Как гимнастика полезна для гармоничного развития тела ребёнка, так психогимнастика полезна для психики. Это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникати...
Картотека "Психогимнастические упражнения"
В картотеке представлены психогимнастические упражнения для детей дошкольного возраста....
Картотека психогимнастических упражнений для старшего дошкольного возраста
В картотеке преддставленны игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников...
Картотека психогимнастических этюдов по экологии
Экопсихогимнастика учит детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, замечать «красивое» в природе. Её персонажами является сама природа. «Примерив» на себя образ той и...