Картотека психогимнастических упражнений для старшего дошкольного возраста
картотека по психологии
В картотеке преддставленны игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_psihogimnasticheskih_igr_i_uprazhneniy.docx | 36.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №26 «Умка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей».
Картотека психогимнастических упражнений для старшего дошкольного возраста
Составил: педагог-психолог
Стародубцева Мария Вячеславовна
Г. Минусинск 2020г
Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Цель: сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройства психики. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Задачи психогимнастики:
• уменьшение напряжения участников группы;
• снятие страхов и запретов;
• развитие внимания;
• развитие чувствительности к собственной двигательной активности, активности других людей;
• сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы;
• формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей.
Для детей 3 - 4 лет
«Запомни свою позу»
Цель игры: развитие моторной памяти.
Дети становятся в круг или размещаются в зале произвольно. Каждый ребенок должен выбрать определенную позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются. А как музыка закончится — возвращаются на свои места и становятся в те же позы.
«Сова»
Цель игры: развитие самоконтроля.
Дети выбирают ведущего и сову, которая садится в гнездо и под музыку спит. Малыши начинают произвольно бегать и прыгать. Ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает «летать». Все игроки сразу должны замереть. Кто шевельнется или засмеется — становится совой. И игра продолжается.
Этюд «Тише!»
Цель: развитие волевой саморегуляции.
Двое мышат должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на цыпочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише»! Этюд сопровождается музыкой Б. Берлина «Спящий котенок». Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приложен к сжатым губам, брови «идут вверх».
Этюд «Кротость»
Цель этюда: выражение удовольствия, радости.
Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прищуривает глаза от удовольствия, мурлычет трется головой об его руки.
Этюд «Собака лает и хватает за ноги»
Цель: выражение страха.
Матариалы: магнитофон, запись музыки Г. Фрида «Появление большой собаки».
Ребенок гуляет. Мимо на поводке ведут собаку, которая лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать к его ногам. Звучит музыка Г. Фрида «Появление большой собаки».
Игра «Шарфики»
Цель игры: расслабление мышц шеи.
Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, завязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейки.
Упражнение «Позови ласково»
Цель: воспитанее доброжелательного отношения друг к другу.
Вставшие в круг дети передаю мяч или любой другой предмет, называя соседа ласковым прозвищем. В некоторых случаях потребуется подсказка взрослого, поясняющего значение новых слов.
Этюд-релаксация «Цветочек»
Цель: развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию, учить расслаблять мышцы тела.
Детям предлагается почувствовать себя цветочком на лужайке — спящим зернышком, пробуждающимся стебельком, цветущей ромашкой. Руководитель дает новые вводные, которые дети показывают (ветер, холодный дождь, солнечные лучи, теплый дождик).
Игра «Жмурки»
Цель: развитие ловкость, внимание, координацию движений, смелость, обучение ориентировке в пространстве, соблюдение правила игры.
Традиционное групповое развлечение способствует сплочению коллектива и развитию двигательной активности. Поведение с завязанными глазами меняет ощущения ребенка, позволяет по-новому исследовать представленное пространство. Игру можно разнообразить использованием колокольчиков, подсказок «Горячо и холодно».
«Мыльные пузыри»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.
Дети по очереди выдувают воображаемые мыльные пузыри и лопают их, бегая по залу. Вводные можно разнообразить начинающимся дождиком и необходимостью быстро прятаться. Воспитатель отслеживает реакцию самых скромных детей. В коррекционных группах стоит сначала использовать настоящие пузыри, чтобы дети понимали смысл задачи. Для пояснения подойдет логичная с точки зрения ребенка версия «заколдованные пузыри-невидимки».
Игра «Колокольчик»
Цель: сплочение знакомство и сплочение.
Минутка, позволяющая детям познакомиться и запомнить имена. Дети звонят в колокольчик и называют имя следующего участника. Тот выходит в круг и ищет следующего участника. Кроме имен можно предложить детям рассказать о себе простой факт «Меня зовут Маша, я люблю мороженое».
Этюд «Тяжеловес»
Цель: снятие психомышечного напряжения.
Дети по команде поднимают воображаемую штангу. Она может быть очень тяжелой, неподъемной, с трудом поднимаемой и легкой. Дети имитируют напряжение и расслабляют мышцы, получают долю положительных эмоций после установки рекорда.
Игра «Остров сокровищ»
Цель: определение детских ценностей, сплочение группы детей.
Материалы: картинки с изображение детских ценностей, сундук или шкатулка.
Из картинок с нарисованными детскими ценностями (конфеты, игрушки, украшения) ребенку предлагается выбрать 3 самых ценных и сделать свой сундук с сокровищами. Затем пираты роют яму, укладывают тяжелый сундук. Если какой-то енности нет, ее можно нарисовать. В завершении дети могут выбрать самое ценное из сокровищ других детей, пояснив, чем понравился клад соседа.
Этюд «Тролли»
Цель: выражение довольства, радости.
Предварительно рассказывается сказка, о троллях, которые каменеют под солнечными лучами. Детям предлагается развлекаться, пока взрослый не дает команду «солнце встает». Дети замирают в случайной позе и отмирают, когда солнце заходит.
Вариантом игры может стать постепенная заморозка. Ведущий объявляет, какая рука или нога попадают в луч света. Остальные части тела остаются подвижными.
Для детей 5-6 лет
Этюд «Прохожие»
Цель: развитие слухового внимания, ориентировки в пространстве.
Перед упражнением детям объясняются правила — один хлопок означает остановку на месте, два — разворот направо, три — налево, а четыре — на 180 градусов. По команде прохожие начинают хаотичное движение. После сигнала выполняют команду. Усложнением занятия будет работа в паре. Те же условия, но дети ходят, держась за руку или под руку.
Игра «Клавиатура»
Цель: развитие слухового внимания, памяти.
Каждый из детей берет роль буквы алфавита (1-2). Если детей меньше, остальные не стоит использовать, чтобы не путать малышей. Ведущий объявляет слово. По очереди нужная буква хлопает в ладоши. Точкой становится общий хлопок. Задание развивает память и внимание, навык чтения.
Игра «По порядку становись!»
Цель: развитие зрительного внимания.
Упражнение проводится в группе 5-6 человек. Ведущий создает порядок — цепочку детей. После сигнала один ребенок отворачивается, а остальные меняются местами. Задача вернувшегося — снова расставить детей на свои места.
Игра «Азбука Морзе»
Цель: развитие слухового внимания.
Навыки реальной азбуки не используются, ведущий взрослый берет случайные ритмичные фразы, простукивая их карандашом. Ребенок должен повторить их. Остальные дети большим пальцем (вверх или вниз) показывают, были в телеграмме ошибки или нет.
Ролевая игра «Погода в доме!»
Цель: закрепление знаний детей об эмоциях.
Матиералы: картинки с изображением эмоций.
Один ребенок отворачивается, остальные репетируют показанное педагогом выражение лица (лично или на картинке). Вернувшегося встречают такой атмосферой. Ребенок должен сказать, какое настроение у семьи. На завершающем этапе можно обсудить, как себя чувствовал тот, кого встретили грустные домочадцы и как встреченный счастливыми. Можно обсудить и способы коррекции настроения.
«Волшебный цветок».
Цель: Учить выражать свою индивидуальность. Представлять себя другим детям в группе.
Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию, они выбирают, кто каким будет цветком. Далее под музыку показывают, как цветок распускается (дети медленно поднимаются в полный рост, раскрывают руки, сложенные «бутоном»). Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает, что любит, с кем хочет дружить и так далее.
«Передача чувств».
Цель: Учить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ребёнку даётся задание: передать по «цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Чувство называет воспитатель на ухо первому ребёнку, детям произносить слова не разрешается. Затем дети обсуждают, какое чувство они передавали, что они чувствовали при этом.
«Позови ласково».
Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Материалы: мячь.
Дети стоят по кругу. Психолог предлагает ребёнку передать мяч (или игрушку) ребёнку, стоящему рядом, ласково назвав его по имени. Ребёнок берёт мяч и передаёт его следующему ребёнку с тем же заданием. После этого дети делятся своими впечатлениями и ощущениями.
«Тёплый дождик».
Цель: Развитие эмоциональной сферы ребёнка, снятие психоэмоционального напряжения.
Воспитатель рассказывает детям: дождик смочил землю, освежил траву и листья. Давайте поиграем с дождевыми каплями. Вначале дети прячут руки за спину, затем выносим вперёд прямую правую руку ладонью вверх, левая остаётся за спиной. Затем руки меняем местами. Дети пытаются представить, что они чувствуют. Повторить 6 – 8 раз.
Игра «Моя любимая игрушка».
Цель: Развивать умение слушать друг друга: описывать любимую игрушку, отмечая её выражение, настроение, свои чувства к этой игрушке.
Материалы: различные игрушки по количеству детей.
Ребёнок выбирает игрушку, которая ему больше всего нравится и которую, он будет описывать, но не называет её другим детям. Ребёнок начинает её описывать, а остальные дети угадывают.
«Ракушка».
Цель: Развивать эмоционально-личностную сферу психики ребёнка, память, внимание, воображение.
Психолог просит детей представить, что они находятся на берегу реки (моря). Дети свободно двигаются по «берегу», находят ракушки и, поднося их к уху, слушают шум моря, а так же предлагают послушать «голос» найденной ракушки товарищам и воспитателю.
«Разноцветный букет».
Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Каждый ребёнок объявляет себя цветком по своему выбору и находит себе другой цветок для букета. Свой выбор он должен объяснить. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов.
«Поделись своим теплом».
Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка, доброжелательности, взаимопомощи.
Предложить детям найти своё сердце, прижав обе ладони к груди, и прислушаться, как оно стучит. Затем каждый должен представить, что у него вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Тёплый свет его разливается по телу. Его так много, что он не помещается в груди. Воспитатель предлагает поделиться этим теплом с другими. Дети прикасаются друг к другу со словами: я хочу поделиться с тобой своим теплом. Затем дети делятся своими ощущениями.
«Волшебный стул»
Цель: Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Оснащение: большой украшенный стул.
Один ребёнок садится в центр круга на «волшебный стул». Психолог предупреждает детей о том, что о сидящем на стуле можно говорить только хорошие слова. Дети говорят добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего на стуле, обнять, поцеловать. Затем дети говорят, что им понравилось больше: сидеть и слушать или говорить.
«Назови себя»
Цель: Учить детей представлять себя коллективу.
Ребёнку предлагается представить себя. Назвать своё имя, как ему больше нравится, рассказать, как называют его дома, как он хотел бы, чтобы его называли в группе и почему.
«Скульптор»
Цель: Учить детей взаимодействовать в группе сверстников, считаться с их мнением.
Один ребёнок – скульптор, другие (от 4 до 8 ) – глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные дети ему помогают. Затем вместе рассматривают композицию и придумывают для неё название.
«Перевоплощение»
Цель: Учить детей умению перевоплощаться в предметы и животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.
Дети по очереди загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные пытаются отгадать, давая словесный портрет.
«Волшебный сон»
Цель: Расслабление мышц, освоение позы покоя, коррекция эмоциональной сферы.
Дети лежат на полу, закрыв глаза. Психолог произносит слова: наши ноги отдыхают, наши руки отдыхают. Наши глазки отдыхают, отдыхают, засыпают. Напряжение улетело и расслаблено всё тело. И послушный наш язык быть расслабленным привык. Нам дышится легко, ровно и глубоко. Дети лежат так несколько минут.
«Огонь – лёд»
Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка.
По команде «огонь» - стоящие в кругу дети начинают двигать всеми частями тела. По команде «лёд» - дети застывают в позе, которую застала команда.
«Кулачки»
Цель: Расслабление мышц и освоение позы покоя.
Сжать пальцы рук в кулак, руки на коленях, косточки побелели от напряжения. Воспитатель говорит детям: «Нам так сидеть неудобно, расслабьте руки, они устали, отдыхаем. Легко и приятно стало». Повторить это упражнение несколько раз со словами:
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко с напряжением пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем,
Отпускаем расслабляем.
Знайте девочки и мальчики
Отдыхают наши пальчики.
«Кувшинчик»
Цель: Развитие и коррекция познавательной и эмоциональной сферы психики ребёнка.
Дети представляют себя красивым расписным кувшинчиком, из которого можно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой водой. Дети наклоняются вперёд и «выливают» из себя то, чего там быть не должно: боль, обиду, злобу.
«Хрустальная вода»
Цель: Развитие и коррекция познавательной и эмоциональной сферы психики ребёнка.
Присесть, набрать в руки пригоршню «воды», поднять руки с «водой» вверх и вылить на себя, подпрыгивая на месте и произнося громко и радостно продолжительный звук «и – и – и».
«Цветок»
Цель: Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики ребёнка
Психолог произносит следующие слова, сопровождая их действиями:
- Тёплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится на солнышке, подставляет теплу и свету каждый лепесток. Дети передают своими движениями движения цветка.
«Волшебники»
Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.
Детям предлагается представить, что они волшебники и могут исполнить свои желания и желания других. Каждому даётся возможность прибавить другому то, чего (на его взгляд) ему не хватает. Например: «Володе я прибавлю смелости, Алёше ловкости, Маше я прибавлю доброты и т.д.»
«Солнечный зайчик»
Цель: Развивать умение управлять своими эмоциями, воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу. Развивать атмосферу тепла, любви и ласки.
Психолог с зеркалом показывает «солнечного зайчика». Предлагает детям его поймать и передать по кругу, чтобы каждый приласкал его, согрел его своим теплом. Воспитатель обращает внимание на то, что «зайчик» вырос от тепла и любви. Зайчика выпускают.
«Прочитай письмо»
Цель: Развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.
Материалы: заготовки писем с изображенными эмоциями к игре.
Разыгрывается следующая ситуация: почтальон приносит письма, но не обычные, зашифрованные. В каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния и их надо расшифровать. Подгруппе детей вручается по письму, дети обсуждают и рассказывают, что они «прочитали» в своём письме.
«Мыльные пузыри»
Цель: Развитие воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.
Воспитатель имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полёт этих пузырей. Дети свободно двигаются по всему свободному пространству. После команды «Лопнули», дети ложатся на пол.
«Хочешь быть моим другом?»
Цель: Развитие чувства общности, снятие эмоционального напряжения.
Дети встают по кругу. Каждый выбирает себе друга, при этом касаясь руками рук выбранного, проговаривая слова: «Ты хочешь быть моим другом?» По взаимному выбору дети делятся на пары. После этого рассказывают свои чувства и эмоции.
«Снеговик»
Цель: Развитие выразительности движений, воображения, снятие эмоционального напряжения.
Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя «Наступила весна», «снеговики» начинают таять. Дети расслабляются, тело обмякает и дети постепенно опускаются на пол.
«Проведи слепого»
Цель: Развитие чувства общности, снятие эмоционального напряжения.
Ребёнок должен с помощью словесных команд довести игрока с завязанными глазами от одного конца комнаты до другого так, чтобы он ни разу не натолкнулся ни на один предмет. За каждое касание команда получает штрафное очко.
«Хоровод»
Цель: Развитие чувства общности, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.
Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.
«Облака»
Цель: Развитие воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.
Воспитатель показывает детям вырезанные из картона облака с мимическими изображениями, читает стихотворение и предлагает детям передать те же эмоции.
«Цветок кактуса»
Цель: Расслабление мышц, эмоциональное равновесие, освоение позы покоя.
Сидя по-турецки, опустив голову и руки. Медленно поднять голову, распрямить корпус, руки развести в стороны.
Голову откинуть назад и медленно поворачивать за «солнцем».
При этом мимика – глаза закрыты, мышцы лица расслаблены.
Литература:
- Агапова А. И., Давыдова М. А. “Веселая психогимнастика или Как научить ребенка управлять собой”.М., Аркти, 2012.
- Алябьева Е.А. “Психогимнастика в детском саду”: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Алябьева Е.А.”Занятия по психогимнастике с дошкольниками”.: ТЦ Сфера, 2009.
- Готтман Джон “Эмоциональный интеллект ребенка”. Практическое руководство для родителей / Джон Готтман, Джоан Деклер ; пер. с англ. Г. Федотовой. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015
- Хрящевой Н. Ю. “Психогимнастика в тренинге”.: Издательство Речь, 2014.
- Чистякова М.И. «Психогимнастика» Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995..
- Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гипперактивными детьми в детском саду».-М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр и упражнений для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим.
упражнение детей в подборе синонимов и антонимов к словам; пополнение словаря синонимов и антонимов....
Картотека кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста.
Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта....
Картотека корригирующих упражнений для детей дошкольного возраста.
Упражнения, применяемые в группе для коррекции осанки, укрепления вестибюлярного аппарата, укрепление мышц конечностей....
Комплекс психогимнастических упражнений для детей дошкольного возраста
Материал содержит упражнения для детей дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр и упражнений для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим по теме моя Родина- Россия
активизация в речи слова-предметы, слова-признаки, слова-действия по теме....
Картотека дидактических игр и упражнений детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Картотека дидактических игр и упражнений детей старшего дошкольного возраста с ТНР...
Картотека дидактических игр и упражнений для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим.
Материал содержит картотеку дидактических игр и упражнений по ознакомлению с окружающим по теме "Родина" для детей старшего дошкольного возраста....