Психогимнастические упражнения.
материал по логопедии

Окунева Наталья Сергеевна

 

Психогимнастические упражнения способствуют групповой динамике, сплоченности группы, а также снимают напряжение, позволяют участникам раскрепоститься, дают возможность переключиться с одной темы на другую, не уставать, поддерживать хорошее рабочее состояние в течение всего занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhogimnasticheskie_uprazhneniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение «На лесной опушке»

Дети лежат  на ковре  с закрытыми глазами.

Логопед:

« Дети представьте себе, что вы на лесной опушке. Вокруг  шелестят листья, поют птицы, кукует кукушка, стрекочут в траве  кузнечики, жужжат пчёлы…  Прислушайтесь к звукам… Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи:  ароматно пахнут лесные цветы... Ветер доносит запах сосен.

Расслабьтесь, почувствуйте лёгкость и спокойствия. Запомните свои ощущения и захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».

При выполнении упражнений на эмоциональное расслабление можно использовать спокойные шумовые фоны или медленную музыку.

Упражнение "Драка"

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Логопед: «В нашей группе все ребята дружат, но иногда с ними случается вот что:

Все играли и дружили, и вдруг  игру не поделили.

Напряглись, взглянули грозно. Лоб нахмурили серьёзно.

Кулачки покрепче сжали, локотки к себе прижали.

Все уже пошли в атаку. Вот сейчас начнётся драка».

(Дети делают глубокой  вдох, на задержке дыхания, хмурят лоб.  Пальцы рук фиксируют в кулачках. Прижимают локти к туловищу.)

Логопед:

« Нет, друзья, не будем драться, кулачки должны разжаться.

   Улыбнулись мы друг другу, как приятно видеть друга».

(На выдохе руки  и лицо расслабляются.)

Упражнение « Испуганная черепаха»

Логопед:

«Черепаха, черепаха

  Носит панцирь, как рубаху.

  Панцирь носит черепаха,

  Прячет голову от страха».

 (Дети  делают глубокий вдох, поднимают плечи до ушей и втягивают голову в плечи).

Логопед:

«В домик скрылась Черепаха.
  Вся дрожит, как лист, от страха: (Удерживают позу)

Логопед:     

«Покрутила головой – нет угрозы никакой».

 (Опускают плечи, медленно поворачивают голову вправо и влево).

Логопед:

«В этом костяном жилете
            Не так страшно жить на свете.
           Как из норки, торчит шейка,
           Вся в чешуйках, словно змейка.

(Дети расслабляются).

Упражнение: «Ленивый кот»

Логопед предлагает детям превратиться в кота, на которого напала дремота.

Логопед:

«Ленивый кот спал, спал,

  потом проснулся, потянулся».

(Дети медленно потягиваются: встают на носочки, поднимают руки вверх и вытягиваются.)

Логопед:

«Хотел за мышкой побежать,

но снова решил лечь и помечтать».  

(Дети медленно опускаются на ковёр, ложатся, закрывают глазки и «мечтают». Всё тело расслаблено).

Упражнение «Силач».

Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что Вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

Упражнение «Весы».

Предложите ребенку (далее Р.) представить, что его ладони - чашечки весов. При необходимости - реально «нагрузить» весы, надавливая собственной рукой или кладя на них какой-либо «груз».

Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. «Уравновесить» чашечки весов.

Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз, пальцами от себя. С силой вытянуть ее: на этой чашечке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, расслабиться. Повторить упражнение, изменив положение рук. Аналогичное упражнение можно выполнять лежа, весами при этом становятся ноги.

Упражнение «Травинка на ветру».

Р. изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).

Упражнение «Раскачивающееся дерево».

Строится аналогично предыдущему упражнению (корни - ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова), которое может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый Р. представил себя «своим» деревом: ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.

Упражнение «Парусник».

Р. изображает лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены; сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках. Подул ветер, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в исходное положение.

Упражнение «Дракон».

Р. изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт рукам-крыльям. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море.

Упражнение «Двигательный репертуар».

Детям предлагается свободно двигаться по комнате самыми разнообразными способами, не касаясь друг друга и сосредоточившись на ощущениях, возникающих в теле. Они могут передвигаться с разной скоростью: медленно, максимально быстро (медленно), чуть медленнее и т. п.; с различным уровнем напряжения (максимально напряженно, чередуя напряжение-расслабление разных групп мышц, максимально расслабленно). В ходе этого процесса их просят вспомнить и воспроизвести (телом) различные ощущения: холода, жары, вкусной еды, неприятных запахов, сильного ветра в спину и т. п. Эти и следующие упражнения направлены на расширение диапазона движений по следующим параметрам: быстрые - медленные, мягкие - жесткие, сильные - слабые; тяжелые - легкие, непрерывные - отрывистые, свободные - с сопротивлением.

Упражнение «Огонь и лед».

Исходное положение - стоя в кругу. По команде «Огонь!» - дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый Р. выбирает произвольно. По команде «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Преподаватель (далее П.) несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.

Упражнение «Рыбки и водоросли».

Упражнения со сменой ролей: плавные, легкие движения водорослей - на месте, а рыб - с передвижением в «воде».

Упражнение «Страна кукол».

Когда-нибудь все люди вырастают и забывают, что были детьми. Игрушки, которые мы так любили в детстве, не исчезают бесследно. Они просто уходят в свою страну, куда мы сегодня и отправляемся, став ненадолго разными «куклами».

«Свободная кукла»: индивидуальный танец в том образе, который выберет Р.

«Гуттаперчевая кукла»: движения мягкие, плавные; тело -полностью расслабленно (тело «без костей»). «Пластмассовая кукла»: напряженное тело, законченные движения.

«Марионетка»: кукла, которую кукловод - П. или другой Р. - приводит в движение при помощи нитей, привязанных к различным частям ее тела. Это упражнение направлено на осознавание центров движения.

Упражнение «Росток».

И. п. - сидя на корточках; голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Представь себе, что ты - маленький росток, только что показавшийся из земли. Ты растешь, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе «расти».

Называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности других. На счет 1 - медленно выпрямляются ноги; 2 - ноги продолжают «расти», постепенно «оживают» руки, висят как «тряпочки»; 3 - осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); 4 - выпрямляются плечи, шея и голова; 5 - руки поднимаем вверх, смотрим на «солнышко», тянемся к нему. Усложняя задачу, П. может увеличивать этапы «роста» до 10-20.

Упражнение «Репка».

И. п. - на корточках, колени разведены в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ног. Из этого положения «репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх и поднимаются немного выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко.

Упражнение «Потянулись - сломались».

И. п. - стоя. Руки и все тело устремлены вверх (пятки от пола не отрывать).

П.: Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (пятки прижаты к полу)... А теперь представьте, что наши кисти сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки «сломались» в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), «сломались» в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе.

Упражнение «Подвески».

Детям предлагается представить, что они куклы - марионетки, которые после выступления висят на гвоздике в шкафу.

Инструкция: «Представьте себе, что вас «подвесили» за руку, за палец, за плечо и т. д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается».

Упражнение выполняется в произвольном темпе, лучше с закрытыми глазами.

Упражнение «Сосулька».

Ребятам предлагается представить, что он - сосулька. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Следует зафиксироваться в этой позе на 1-2 минуты. Затем Р. предлагается представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая им сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног.

Упражнение «Воздушный шар».

В положении стоя закрыть глаза, руки поднять вверх, глубоко вдохнуть и набрать в себя воздух. Р. предлагается представить, что он большой воздушный шар, наполненный воздухом. В данном положении необходимо зафиксироваться в течение 1-2 минуты, затем представить, что в шаре появилось небольшое отверстие. Следует медленно выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психогимнастические упражнения на развитие эмоциональной сферы дошкольника

Материал включает в себя сборник психогимнастических упражнений на развитие эмоциональной сферы детей. Подходит для детей всего дошкольного возраста....

«Психогимнастические упражнения на развитие позитивных эмоций по отношению к красоте природы»

Материал помогает детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. развивает навыки взаимодействия детей друг с другом;развивает внимание, восприятие, речь, воображение...

Буклет для педагогов "Психогимнастические упражнения для снятия эмоционального напряжения"

В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, а именно к этому разряду профессий относится  работа педагога — важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работ...

Психогимнастические упражнения на выражение основных эмоций

Этюды на выражение радости, удовольствия, удивления и др....

Комплекс психогимнастических упражнений для детей дошкольного возраста

Материал содержит упражнения для детей дошкольного возраста...

"Комплекс психогимнастических упражнений для детей 3-4 лет"

   В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психопрофилактики и ...

"Комплекс психогимнастических упражнений для детей 5-6 лет"

   В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психопрофилактики и ...