Мастер-класс по теме «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни посредством кубанских народных игр».
учебно-методический материал на тему
Мастер – класс посвящен кубанским народным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_na_rayon.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Солнышко» поселка Гражданского муниципального образования
Выселковский район
Мастер-класс по теме
«Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни посредством кубанских народных игр».
Подготовила Дорожко Светлана Анатольевна,
воспитатель первой квалификационной
категории
поселок Гражданский
2017год
Цель: Систематизировать представления педагогов о кубанских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с некоторыми кубанскими народными играми.
2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.
3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.
Материалы: атрибуты к подвижным играм, шпаргалки для участников со словами игры.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами проведем мастер – класс, который будет посвящен кубанским народным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.
Веселые игры – это наше детство. Мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине.
По содержанию кубанские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.
Кубанские игры разнообразны по своему содержанию и организации.
1. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами.
2. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения.
3. В третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
Кубанские игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Задачи кубанских подвижных игр.
- Формирование патриотического, художественного и физического воспитания, расширение кругозора детей.
- Воспитание уважительного отношения к родному краю, его культуре, любви к своей малой Родине.
- Развитие выдержки, внимания, ловкости, чувства коллективизма.
- Ориентировки в пространстве, ответственности, находчивости, взаимопомощи.
Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потери здоровья.
Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо и педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.
На Кубани есть старинное поверье: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Я предлагаю вам встать в круг, и поиграть в игру «Передай подкову».
Звучит музыка, участники стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот, у кого осталась подкова в руках, делиться секретами сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников?
В кубанских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Разученные с детьми считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения и никогда не стареет.
Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.
Например:
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич
Король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай честных и добрых людей!
Сейчас я предлагаю вам уважаемые коллеги вспомнить считалку из вашего детства.
Основным условием успешного внедрения кубанских игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое значение и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру, как эмоционально - образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию.
Следит, за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.
Предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Курень»
В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под веселую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша).
Игра «Хлибчик»
Дети делятся на пары и встают врассыпную.
Ведущий — хлибчик (хлебец) — становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары.
Он громко произносит:
- Пеку, пеку хлибчик!
- А выпечешь?
- Выпеку!
- А убежишь?
- Посмотрю!
С этими словами дети и хлибчик бегают по залу врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому пары не хватило, становится хлибчиком.
Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминологией. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.
Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями.
В своей работе при проведении подвижных игр учитываю возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.
Для среднего возраста выбираю наиболее простые игры, которые привлекают своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы.
Давайте уважаемые коллеги и мы с вами поиграем в эти игры.
«Кауны»
На одном конце площадки проводится черта. Это «бахча», за чертой на расстоянии 2-3 шагов от нее «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается «дом детей». Выбирается сторож. Остальные играющие – дети. Когда «сторож» засыпает, дети направляются к бахче со словами:
Крадем, крадем кауны,
Деда не боимся
Дед нас палкой – мы его каталкой.
Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша.
«Мельница»
Играющие встают в круг, и каждый, не сходя с места, кружится. При этом все поют:
Мели, мели, мельница! Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай и в мешочки набивай!
Крутись, крутись, жернов!
Съеден хлеб наш черный,
Съеден белый хлебик.
Мели новый, мельник!
На последнем слове песни все должны
остановиться и стоять не шевелясь. Кто не сумеет вовремя остановиться, из игры выходит. Остальные повторяют песню и опять кружатся. Остается в кругу самый внимательный. Он и выигрывает.
выбираю наиболее простые игры, которые привлекали своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы.
Проводится подвижная игра «Калачи»
Участники становятся в три круга. Двигаются подскоками по кругу и при этом произносят слова:
Бай-качи-качи-качи!
Глянь — баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры могут меняться местами в кругах.
Игра: Атаман и котята. С помощью считалки выбирается «атаман». Остальные дети — котята. Атаман стоит в сторонке, «котята» потихоньку подкрадываются к нему со словами:
Во дворе у атамана
Пролилась рекой сметана.
Мы, веселые котятки,
На сметану ох и падки.
Нам чуть-чуть бы полизать.
Атаман:
Брысь, котята, под кровать.
После последних слов «котята» разбегаются, «атаман» их догоняет.
Игра: «Ох, и ветер на Кубани». Дети поднимают руки вверх, изображают качающиеся деревья:
Ох, и ветер на Кубани.
Улетел платок у Тани.
Ох, и ветер на Кубани.
Дует с ночи до зари.
Ну-ка, деревце, замри.
«Дети-деревья» замирают. Кто первый пошевелился, тот — проиграл и выходит из игры. Игра повторяется до тех пор, пока не останется один человек.
Итак, народные кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, нам педагогам надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Спасибо, уважаемые коллеги за участие в играх, я думаю, что сегодня для вас мастер – класс прошел не безрезультатно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные подвижные игры"
Мастер-класс для педагогов и воспитанников ДОУ....
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Приобщаем детей к здоровому образу жизни»
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Формирование здоровья детей является приоритетным направлением, а также сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование привыч...
Мастер-класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры».
Мастер-класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры». ...
Мастер – класс для педагогов на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
Русские народные подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста: развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение...
Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Приобщаем детей к здоровому образу жизни»
Знакомство воспитателей с опытом работы по формированию представлений у детей о здоровом образе жизни, с использованием здоровьесберегающих технологий , массажёров....
Мастер- класс для воспитателей на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
Мастер- класс для воспитателейна тему:«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»...
Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Приобщаем детей к здоровому образу жизни»
Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Приобщаем детей к здоровому образу жизни»...
- Мне нравится (1)