Методическая разработка "Радуга здоровья"
методическая разработка на тему

Пивень Екатерина Юрьевна
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиски новых технологий, оценки состояния здоровья и физического развития детей, инновационных форм работы с семьями воспитанников. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности и общества в целом. Педагоги, совместно с семьей, должны воспитать в ребенке умение находить правильный выбор только полезного для здоровья, и отказа от всего вредного; прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него; развивать экологически-культурного члена общества. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. На решение этих задач и направлен проект "Радуга здоровья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1458547758-brightcolorful-4 

Проект «Радуга здоровья»

Образовательное

учреждение

Государственное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №26 Калининского р-на г. СПб

Ф.И.О. автора

Пивень Екатерина Юрьевна, воспитатель

Направление

Современные модели управления здоровьесозидающей деятельностью в образовательной организации

Номинация

Инновационный проект

Тема конкурсной работы

«Радуга здоровья»

Пояснительная записка

Обоснование необходимости создания проекта:

Одно из ключевых направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как законы РФ «Об образовании в Российской Федерации»,  а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации». Перечисленные документы призваны способствовать достижению определенных результатов стабилизации в дошкольных учреждениях, качественного улучшения детского здоровья, здоровья семьи и общества.

Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиски новых технологий, оценки состояния здоровья и физического развития детей, инновационных форм работы с семьями воспитанников.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности и общества в целом. Здоровье - это понимание воспитанниками и их родителями (законными представителями) ценности  целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; осознанное отношение семьи к выбору полезного рациона здорового питания; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе транспортных, экологических и техногенных; готовности активно им противостоять; овладение  культурно-гигиеническими навыками; необходимости активного участия в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в учреждении и вне его; осознание обучающимися и членами семьи  взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей среды.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку, его здоровью и к культурно- экологическому, безопасному образу жизни. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов и семьи — научить детей покорять эту вершину.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, характер, отношение к себе и к окружающим, закладывается экологическая культура и основы безопасной жизнедеятельности.

Педагоги, совместно с семьей, должны воспитать в  ребенке умение находить правильный выбор  только полезного для здоровья, и отказа от всего вредного; прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него; развивать экологически-культурного члена общества. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Содержательная часть.

Анализируя статистику отношения к ЗОЖ наших воспитанников и их семей, я пришла к выводу, что проводимых мероприятий по этой теме в ДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни и популизации эко-безопасного образа жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на  осведомленность и положительную мотивацию по этому вопросу, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни.

Следует отметить, что успешность  проекта зависит от системного подхода образовательного учреждения к решению данной проблемы. Необходима скоординированная политика, декларируемая на всех уровнях функционирования и управления образовательного учреждения и подкрепленная комплексным планом действий. Так же подтвердить целесообразность проекта поможет грамотно подобранная, эстетически-оформленная и доступная информация. Поэтому «Радуга здоровья» должна реализовываться не только в печатном виде, но и в электронном.

Цель проекта:

Создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового, культурно-экологического  и безопасного образа жизни.

Проект предполагает объединить, обогатить и расширить уже накопленный опыт педагогического коллектива по охране и укреплению здоровья детей.

Задачи проекта:

  • Скоординировать работу всех участников образовательного процесса /педагогов, медицинского персонала, работников пищеблока, администрации детского сада, родителей/ по снижению  заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни.
  • Оптимизировать систему физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ за счет внедрения современных  технологий в образовательный процесс;
  • Разработать модель построения методической работы по повышению компетентности педагогов и пропаганде вести спортивный, здоровый образ жизни, являясь примером для воспитанников и их семей;
  • Спроектировать  модель сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, бережного отношения к здоровью детей с целью повышения его уровня;
  • Активизировать знания безопасного и культурно-экологического образа жизни детей, семьи, педагогов.
  • Путем создания единого информационного стенда «Радуга здоровья» (в том числе размещение на сайте ДОУ), реализовать возможность вносить  предложения, быть в курсе планируемых мероприятий, обмениваться опытом, участвовать в анкетировании, онлайн-студии «Вопрос-ответ», оставлять комментарии.

            Паспорт проекта.

  • Вид проекта:  практико–ориентированный, открытый
  • Участники проекта: сотрудники ДОУ, воспитанники и их родители
  • Продолжительность: долгосрочный
  • Сроки реализации: сентябрь - август

Этапы и механизмы реализации проекта

I этап – аналитический/сентябрь/

Цель: анализ условий, созданных в ДОУ, выявление  проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта  и направлений работы.

- анализ  состояния  здоровья детей;

- анализ уровня знаний о ЗОЖ и экологического просвещения среди педагогов, воспитанников и семей;

- оценка организационных и материально – технических условий ДОУ;  

-  формирование      информационного  банка  данных  по  здоровому  образу  жизни (анализ педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения, ОБЖ и вопросам просвещения экологического воспитания).

- создание единого информационного поля для активизации, привлечения всех участников проекта «Радуга Здоровья» и размещения отчетов о проделанной работе.

II этап – практический октябрь– август

Цель: внедрение проекта «Радуга здоровья» с привлечением всех субъектов учреждения в течение планируемых сроков реализации.

Направления, цвет радуги, организаторы:

 - Безопасное поведение в широком смысле рассматривается как интеграция ценностных ориентаций и опыта деятельности личности в экстремальных ситуациях. В более узком понимании безопасное поведение – это функциональная система взаимодействия человека с окружающей средой и предметами быта с целью обеспечения защищенности во всех сферах жизнедеятельности. 

Содержание деятельности

Сроки

Оформление мобильных

информационных стендов:

«Телефоны экстренной помощи»

«Дети и бытовые приборы»

«Осторожно – праздники»

- в течение учебного года

 - октябрь

 - ноябрь

-декабрь

Подбор и знакомство с литературой соответственно возрасту (для родителей и педагогов), создание общедоступных картотек игр (в том числе в электронном виде)

сентябрь

Презентации детям:

«Как помочь себе и окружающим»

«Что такое электричество»

«Как было – как стало (прошлое предметов)»

- октябрь

-ноябрь

- декабрь

- Технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности.

Содержание деятельности

Сроки

Развлечения, совместные с родителями (законными представителями) праздники, забавы, игры на свежем воздухе;

дни здоровья, веселые старты, мастер-классы: «Спортивное оборудование из подручных материалов» и т.д.

-в течение   учебного года

Подбор и знакомство с литературой по теме

-сентябрь

-апрель

Подбор мобильной картотеки (в том числе размещение на сайте ДОУ) – упражнения для самомассажа, дыхательной гимнастики, профилактики плоскостопия и т.п.

-октябрь

-декабрь

 - март

 - май

Анкетирование родителей (законных представителей)

ноябрь, апрель

Открытая гостиная «Спорт в моей жизни»

Онлайн обсуждение в течение года

- Технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. К этому виду технологий можно отнести технологии педагогического сопровождения развития ребёнка в процессе образования.

Содержание деятельности

Сроки

Подбор и знакомство с литературой, использование интернет ресурсов, создание мобильных информационных стендов

- в течение учебного года

Анкетирование родителей

- сентябрь, декабрь, март, июнь

«Музыка и движение», «Релаксация – зачем это надо» - выступление педагога дополнительного образования

- ноябрь

 - апрель

Открытая гостиная «Традиции нашей семьи»

- в течение года

Консультации для родителей «Адаптация-как пережить?», «Мой ребенок особенный», «Детский коллектив» и т.д.

- в течение года

Экскурсия по саду – центры эмоционально-развивающей среды

- сентябрь-август

Технологии, направленные на развитие  здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

 

Содержание деятельности

Сроки

Систематизация взаимодействия педагов с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни (выступление на педагогических советах)

- сентябрь,декабрь, апрель, июль

Организация спортивных состязаний для коллектива ДОУ

«Делай как я»

 - октябрь, март, июль

Участие сотрудников в спортивных районных спортивных мероприятиях

- в течение года

Организация фотогазет, размещение информации о районных и городский мероприятиях с целью привлечения родителей (законных представителей)

- в течение года

Консультация «Как быть спокойным»

- январь

 - Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю

жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме  и др.

Содержание деятельности

Сроки

Папки-передвижки «Мы- дети природы»

Выставка макетов «Природные зоны»

- осень, зима, весна,лето

-июнь, июль, август

Презентация «Техногенные катаклизмы»

- ноябрь

Презентации: мультфильм «Спасем планету от мусора»

Акция «В нашем городе –чистота»

- апрель

- май

Выступление на родительском собрании «Правильное питание для растущего организма»

- октябрь, май

Подбор мобильных и электронных картотек по экологическим играм по возрастам

 - в течение годла

 - Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.

Содержание деятельности

Сроки

Родительские собрания

-сентябрь, январь, май

Анкетирование «Здоровый образ жизни в моей семье»

-сентябрь, ноябрь

Акция «Быть здоровым - модно»

- декабрь, июль

Организация фотовыставки «В здоровом теле – здоровый дух»

- август

Открытая гостиная «Вопрос-ответ»

- в течение года

Почта родителей «Наше здоровье – в наших руках»

- в течение года

Организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Организация деятельности

Сроки

Организация и контроль питания, осмотр детей

- в течение гола

Выступления на родительских собраниях «Профилактика простудных заболеваний», «Прививки»

- по плану

Информация на стенд – «Лекарства или народные средства?», «Польза свежего воздуха», «Солнечный удар», «Оторожно клещи» и т.д.

- октябрь, февраль, май, июль

Индивидуальные консультации

- по запросу

III этап – заключительный/август/

Цель:

- Анализ выполнения проекта всеми участниками .

- Анализ достижений поставленной цели и задач.
- Сбор и уточнение информации, выявление ошибок и пути их исправления.

- Обсуждение альтернатив, планирование на следующий учебный год.

- Поиски новых методик и технологий по данной теме, возможностей сотрудничества с другими учреждениями.

Предполагаемые результаты :

- снижение заболеваемости и повышения роста физической подготовленности в первую очередь воспитанников, а так же членов семей и сотрудников ДОУ.

- должное обеспечение педагогической поддержки семьи, повышения компетентности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

- сформированность стремления к духовному, физическому, культурно-экологическому и безопасному образу жизни.

- активизация партнерских отношений родителей и  сотрудников  ДОУв воспитании и оздоровлении подрастающего поколения.

Список литературы:

  1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
  2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  3. Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. - 2007. - №1. - С.25-30.
  4. Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10. - С.63-68.
  5. Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.
  6. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
  7. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
  8. Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4. - С.40-45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Неделя здоровья. Зимние виды спорта.

В разработке представлен материал по организации и проведению Недели зимних видов спорта в детском саду....

Методическая разработка "День здоровья"

Методическая разработка «День Здоровья!»Подготовила:Ложкина И.М.,воспитательПриём детей, родителям при входе в детский сад предлагается выполнить веселое задание, например:ребенок должен пролезть в об...

Методическая разработка недели здоровья с использованием здоровьесберегающей технологии в подготовительной группе. Тема: "Правильное питание - залог здоровья"

Методическая разработка недели здоровья с использованием здоровьесберегающей технологии в подготовительной группе. Тема: "Правильное питание - залог здоровья"...

Конспект занятия к методической разработке "Радуга".

Методическая разработка «Радуга»реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровой,  двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конс...

Методическая разработка «Радуга красок» Нетрадиционные техники рисования в ДОО.

Методическая разработка «Радуга красок» Нетрадиционные техники рисования в ДОО. ...

Методическая разработка «Радуга»

Поэтапное выполнение коллективной работы "Радуга"...