Методическая разработка "Радуга здоровья"
методическая разработка на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Радуга здоровья»
Образовательное учреждение | Государственное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №26 Калининского р-на г. СПб |
Ф.И.О. автора | Пивень Екатерина Юрьевна, воспитатель |
Направление | Современные модели управления здоровьесозидающей деятельностью в образовательной организации |
Номинация | Инновационный проект |
Тема конкурсной работы | «Радуга здоровья» |
Пояснительная записка
Обоснование необходимости создания проекта:
Одно из ключевых направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как законы РФ «Об образовании в Российской Федерации», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации». Перечисленные документы призваны способствовать достижению определенных результатов стабилизации в дошкольных учреждениях, качественного улучшения детского здоровья, здоровья семьи и общества.
Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиски новых технологий, оценки состояния здоровья и физического развития детей, инновационных форм работы с семьями воспитанников.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности и общества в целом. Здоровье - это понимание воспитанниками и их родителями (законными представителями) ценности целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; осознанное отношение семьи к выбору полезного рациона здорового питания; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе транспортных, экологических и техногенных; готовности активно им противостоять; овладение культурно-гигиеническими навыками; необходимости активного участия в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в учреждении и вне его; осознание обучающимися и членами семьи взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей среды.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку, его здоровью и к культурно- экологическому, безопасному образу жизни. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов и семьи — научить детей покорять эту вершину.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, характер, отношение к себе и к окружающим, закладывается экологическая культура и основы безопасной жизнедеятельности.
Педагоги, совместно с семьей, должны воспитать в ребенке умение находить правильный выбор только полезного для здоровья, и отказа от всего вредного; прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него; развивать экологически-культурного члена общества. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Содержательная часть.
Анализируя статистику отношения к ЗОЖ наших воспитанников и их семей, я пришла к выводу, что проводимых мероприятий по этой теме в ДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни и популизации эко-безопасного образа жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на осведомленность и положительную мотивацию по этому вопросу, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни.
Следует отметить, что успешность проекта зависит от системного подхода образовательного учреждения к решению данной проблемы. Необходима скоординированная политика, декларируемая на всех уровнях функционирования и управления образовательного учреждения и подкрепленная комплексным планом действий. Так же подтвердить целесообразность проекта поможет грамотно подобранная, эстетически-оформленная и доступная информация. Поэтому «Радуга здоровья» должна реализовываться не только в печатном виде, но и в электронном.
Цель проекта:
Создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового, культурно-экологического и безопасного образа жизни.
Проект предполагает объединить, обогатить и расширить уже накопленный опыт педагогического коллектива по охране и укреплению здоровья детей.
Задачи проекта:
- Скоординировать работу всех участников образовательного процесса /педагогов, медицинского персонала, работников пищеблока, администрации детского сада, родителей/ по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни.
- Оптимизировать систему физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ за счет внедрения современных технологий в образовательный процесс;
- Разработать модель построения методической работы по повышению компетентности педагогов и пропаганде вести спортивный, здоровый образ жизни, являясь примером для воспитанников и их семей;
- Спроектировать модель сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, бережного отношения к здоровью детей с целью повышения его уровня;
- Активизировать знания безопасного и культурно-экологического образа жизни детей, семьи, педагогов.
- Путем создания единого информационного стенда «Радуга здоровья» (в том числе размещение на сайте ДОУ), реализовать возможность вносить предложения, быть в курсе планируемых мероприятий, обмениваться опытом, участвовать в анкетировании, онлайн-студии «Вопрос-ответ», оставлять комментарии.
Паспорт проекта.
- Вид проекта: практико–ориентированный, открытый
- Участники проекта: сотрудники ДОУ, воспитанники и их родители
- Продолжительность: долгосрочный
- Сроки реализации: сентябрь - август
Этапы и механизмы реализации проекта
I этап – аналитический/сентябрь/
Цель: анализ условий, созданных в ДОУ, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.
- анализ состояния здоровья детей;
- анализ уровня знаний о ЗОЖ и экологического просвещения среди педагогов, воспитанников и семей;
- оценка организационных и материально – технических условий ДОУ;
- формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения, ОБЖ и вопросам просвещения экологического воспитания).
- создание единого информационного поля для активизации, привлечения всех участников проекта «Радуга Здоровья» и размещения отчетов о проделанной работе.
II этап – практический октябрь– август
Цель: внедрение проекта «Радуга здоровья» с привлечением всех субъектов учреждения в течение планируемых сроков реализации.
Направления, цвет радуги, организаторы:
- Безопасное поведение в широком смысле рассматривается как интеграция ценностных ориентаций и опыта деятельности личности в экстремальных ситуациях. В более узком понимании безопасное поведение – это функциональная система взаимодействия человека с окружающей средой и предметами быта с целью обеспечения защищенности во всех сферах жизнедеятельности.
Содержание деятельности | Сроки |
Оформление мобильных информационных стендов: «Телефоны экстренной помощи» «Дети и бытовые приборы» «Осторожно – праздники» | - в течение учебного года - октябрь - ноябрь -декабрь |
Подбор и знакомство с литературой соответственно возрасту (для родителей и педагогов), создание общедоступных картотек игр (в том числе в электронном виде) | сентябрь |
Презентации детям: «Как помочь себе и окружающим» «Что такое электричество» «Как было – как стало (прошлое предметов)» | - октябрь -ноябрь - декабрь |
- Технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности.
Содержание деятельности | Сроки |
Развлечения, совместные с родителями (законными представителями) праздники, забавы, игры на свежем воздухе; дни здоровья, веселые старты, мастер-классы: «Спортивное оборудование из подручных материалов» и т.д. | -в течение учебного года |
Подбор и знакомство с литературой по теме | -сентябрь -апрель |
Подбор мобильной картотеки (в том числе размещение на сайте ДОУ) – упражнения для самомассажа, дыхательной гимнастики, профилактики плоскостопия и т.п. | -октябрь -декабрь - март - май |
Анкетирование родителей (законных представителей) | ноябрь, апрель |
Открытая гостиная «Спорт в моей жизни» | Онлайн обсуждение в течение года |
- Технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. К этому виду технологий можно отнести технологии педагогического сопровождения развития ребёнка в процессе образования.
Содержание деятельности | Сроки |
Подбор и знакомство с литературой, использование интернет ресурсов, создание мобильных информационных стендов | - в течение учебного года |
Анкетирование родителей | - сентябрь, декабрь, март, июнь |
«Музыка и движение», «Релаксация – зачем это надо» - выступление педагога дополнительного образования | - ноябрь - апрель |
Открытая гостиная «Традиции нашей семьи» | - в течение года |
Консультации для родителей «Адаптация-как пережить?», «Мой ребенок особенный», «Детский коллектив» и т.д. | - в течение года |
Экскурсия по саду – центры эмоционально-развивающей среды | - сентябрь-август |
Технологии, направленные на развитие здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Содержание деятельности | Сроки |
Систематизация взаимодействия педагов с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни (выступление на педагогических советах) | - сентябрь,декабрь, апрель, июль |
Организация спортивных состязаний для коллектива ДОУ «Делай как я» | - октябрь, март, июль |
Участие сотрудников в спортивных районных спортивных мероприятиях | - в течение года |
Организация фотогазет, размещение информации о районных и городский мероприятиях с целью привлечения родителей (законных представителей) | - в течение года |
Консультация «Как быть спокойным» | - январь |
- Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю
жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме и др.
Содержание деятельности | Сроки |
Папки-передвижки «Мы- дети природы» Выставка макетов «Природные зоны» | - осень, зима, весна,лето -июнь, июль, август |
Презентация «Техногенные катаклизмы» | - ноябрь |
Презентации: мультфильм «Спасем планету от мусора» Акция «В нашем городе –чистота» | - апрель - май |
Выступление на родительском собрании «Правильное питание для растущего организма» | - октябрь, май |
Подбор мобильных и электронных картотек по экологическим играм по возрастам | - в течение годла |
- Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.
Содержание деятельности | Сроки |
Родительские собрания | -сентябрь, январь, май |
Анкетирование «Здоровый образ жизни в моей семье» | -сентябрь, ноябрь |
Акция «Быть здоровым - модно» | - декабрь, июль |
Организация фотовыставки «В здоровом теле – здоровый дух» | - август |
Открытая гостиная «Вопрос-ответ» | - в течение года |
Почта родителей «Наше здоровье – в наших руках» | - в течение года |
Организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Организация деятельности | Сроки |
Организация и контроль питания, осмотр детей | - в течение гола |
Выступления на родительских собраниях «Профилактика простудных заболеваний», «Прививки» | - по плану |
Информация на стенд – «Лекарства или народные средства?», «Польза свежего воздуха», «Солнечный удар», «Оторожно клещи» и т.д. | - октябрь, февраль, май, июль |
Индивидуальные консультации | - по запросу |
III этап – заключительный/август/
Цель:
- Анализ выполнения проекта всеми участниками .
- Анализ достижений поставленной цели и задач.
- Сбор и уточнение информации, выявление ошибок и пути их исправления.
- Обсуждение альтернатив, планирование на следующий учебный год.
- Поиски новых методик и технологий по данной теме, возможностей сотрудничества с другими учреждениями.
Предполагаемые результаты :
- снижение заболеваемости и повышения роста физической подготовленности в первую очередь воспитанников, а так же членов семей и сотрудников ДОУ.
- должное обеспечение педагогической поддержки семьи, повышения компетентности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
- сформированность стремления к духовному, физическому, культурно-экологическому и безопасному образу жизни.
- активизация партнерских отношений родителей и сотрудников ДОУв воспитании и оздоровлении подрастающего поколения.
Список литературы:
- Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
- Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. - 2007. - №1. - С.25-30.
- Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10. - С.63-68.
- Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.
- Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
- Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
- Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4. - С.40-45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: Неделя здоровья. Зимние виды спорта.
В разработке представлен материал по организации и проведению Недели зимних видов спорта в детском саду....
Методическая разработка "День здоровья"
Методическая разработка «День Здоровья!»Подготовила:Ложкина И.М.,воспитательПриём детей, родителям при входе в детский сад предлагается выполнить веселое задание, например:ребенок должен пролезть в об...
Методическая разработка недели здоровья с использованием здоровьесберегающей технологии в подготовительной группе. Тема: "Правильное питание - залог здоровья"
Методическая разработка недели здоровья с использованием здоровьесберегающей технологии в подготовительной группе. Тема: "Правильное питание - залог здоровья"...
Конспект занятия к методической разработке "Радуга".
Методическая разработка «Радуга»реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конс...
Методическая разработка "В здоровом теле- здоровый дух!"
ПроектЦельУчастники...
Методическая разработка «Радуга красок» Нетрадиционные техники рисования в ДОО.
Методическая разработка «Радуга красок» Нетрадиционные техники рисования в ДОО. ...
Методическая разработка «Радуга»
Поэтапное выполнение коллективной работы "Радуга"...