Методическая разработка "В здоровом теле- здоровый дух!"
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 23 Колпинского района Санкт – Петербурга
Методическая разработка педагогического проекта
«В здоровом теле – здоровый дух!»
Автор: Власова Марина Борисовна
воспитатель I квалификационной категории
Санкт – Петербург
2016г.
Краткая аннотация:
Название проекта: «В здоровом теле – здоровый дух!»
Тип проекта: Познавательно - исследовательско - творческий
Срок реализации: Краткосрочный
Участники проекта, обоснованность их участия: Воспитатели, дети, родители, инструктор по физическому развитию.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Проблемой в современных семьях, является снижение уровня культуры здорового образа жизни. Поэтому детскому саду отводится особая роль в воспитании здорового ребёнка. Воспитатели должны не только создавать комфортную образовательную среду с учетом индивидуальных особенностей детей, но также оказывать педагогическую поддержку родителям в вопросах физического развития, здоровьесбережения и воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни
Возрастная группа: Старшая, подготовительная группа (5 – 7 лет)
Ресурсное обеспечение:
- Конспекты непосредственно организованной деятельности, спортивных досугов
- Физкультурно – музыкальный зал, спортивная площадка.
- Картотеки
- Альбомы
- Мнемотаблицы
- Дидактические и сюжетно – ролевые игры
- Проблемные игровые ситуации
- Подбор художественной и познавательной литературы
- Изготовление нестандартного оборудования
- Мультимедийные презентации, познавательные мультипликации
- Консультации и буклеты для родителей
Актуальность.
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение, сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Данное направление нашло отображение и в приоритетных задачах главного нормативного документа: Федерального государственного образовательного стандарта, в котором одной из ведущих задач является «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств…»(ФГОС 1.6) Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью. По данным исследования Д.И.Зелинской, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют существенные отклонения в показателях функций нервной системы, органов кровообращения и опорно-двигательного аппарата. В настоящее время известно, что 40% заболеваний у взрослых были «заложены» в детские годы, в 3-7 лет. Если 30 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз.
Освоение культуры здорового образа жизни строится на основе преемственного взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи, что решает задачу сделать родителей своими союзниками в воспитании у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. А также выработать единые педагогические требования к дошкольнику. Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. «Нельзя думать о том, чтобы воспитать хорошее поколение в отношении трудовой способности, если оно будет иметь вялую мускулатуру, недоразвитый костяк, плохое сердце», – А.В.Луначарский.
Всё это привело меня к разработке проекта «В здоровом теле здоровый дух!», целью которого является организация совместных действий родителей и педагогов направленных на укрепление здоровья воспитанников и воспитания ценностного отношения к здоровью.
Приоритетные образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие. В интеграции решаются задачи образовательных областей: Социально – коммуникативной, художественно-эстетической, речевой.
Рекомендуемые формы осуществления проекта
Мероприятия с детьми:
1.НОД по направлениям (физическое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое)
2.Совместная деятельность педагога с детьми:
- утренние гимнастики в разных формах;
- прогулки оздоровительной направленности;
- беседы, проблемные ситуации;
- просмотр и создание альбомов и стенгазет о спорте, здоровье;
- дидактические игры по ЗОЖ;
- чтение художественной литературы;
- физкультурно-оздоровительный праздник и досуг;
- выставка работ детей и взрослых;
- минутки здоровья (дыхательные упражнения, самомассажи, релаксация, минутки тишины, музыкотерапия, гимнастика для глаз, психогимнастика, гимнастика бодрящая, пальчиковая гимнастика);
- закаливание (полоскание горла, воздушные ванны, обтирание и умывание лица и рук до локтя водой с последующим понижением температуры)
- ароматерапия (чесночная, пихтовая, календула)
- витаминизация третьего блюда
3.Самостоятельная двигательная активность детей в течение дня в физкультурных центрах и на прогулке
4.Индивидуальная и коррекционная работа с детьми
Этапы работы над проектом:
I этап. Подготовительный:
- Мониторинг знаний детей по теме и анкетирование родителей
- Определение цели, задач проекта
- Проектирование предметно — развивающей среды в группе
-Изготовление массажёров для стоп: пуговичных, палочных дорожек для профилактики плоскостопия
-«Гантели» и «Бильбоке» из пластиковых бутылок
-«Волшебные колечки» для развития ловкости, координации и осанки
-Моталочки
-Массажёры
-Уголок уединения
- Подбор методической и художественной литературы и мультипликации по теме, изготовление мнемотаблиц для составления описательных рассказов, пересказов и заучивания стихов о спорте
- Подбор раскрасок, альбомов «Учусь рисовать», различного изобразительного и бросового материала
- Разработка мероприятий
II этап. Практический:
- Подборка консультаций, памяток, рекомендаций для родителей
- Совместные мероприятия с родителями и детьми (родительские собрания, утренние гимнастики, художественно – творческая деятельность)
- Творческие задания для родителей
- Игровая, элементарная трудовая, изобразительная деятельность, конструирование
- НОД и беседы с детьми по теме проекта
- Организация двигательной (детской и совместной с родителями) деятельности
- Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений
- Рассматривание иллюстраций, альбомов, слайдов
- Пополнение «уголка здоровья»
III этап. Заключительный:
- Фотовыставка «Мы спортивная семья - мама, папа, я!»
- Подготовка альбома «Витамины», «Загадки с грядки», «Виды спорта», «Чтобы не болеть», «Растения помощники», ребусов
- Выставка рисунков – плакатов «Если хочешь быть здоров…….»
- Викторина для детей «Моё настроение – моё здоровье»
- День открытых дверей «День здоровья с Витаминкой и Здоровинкой в стране детей»
- Рефлексия
План-график реализации проекта
Подготовительный этап:
- Создание условий для реализации проекта, подбор литературы, информации для теоретической части проекта, материалов для организации НОД, бесед, игр, разработка сценария итогового мероприятия.
- Мастер-класс на тему: «Здоровое дыхание или формула от всех болезней»
- Анкетирование родителей: «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье»
- Опрос детей: «Что знаем о…, что хотим узнать о …?»
- Анализ полученной информации, корректировка содержания проекта с учетом полученных данных (и потребностей родителей)
Основной этап:
День недели | Название мероприятия | Ответственные |
Понедельник | Открытие Недели здоровья «Путешествие по организму» Утро: Работа с детьми
Чтение художественной литературы: Пословицы и поговорки о чистоте, порядке, здоровье Г. Зайцев «Твои первые уроки здоровья» К Рассматривание в книжном уголке атлас для дошкольников «Как устроен мой организм» Чуковский «Мойдодыр», «Зарядка и Простуда» сказка Дидактические игры: «Вредно – полезно» «Исправь ошибку» «Что сначала, что потом» «Из чего мы сделаны» Вечер: - Бодрящая гимнастика: «Здравствуй, солнце, я – твой лучик!» - Разучивание стихотворения М. и С. Еремеевы «Перед сном и после сна» - Просмотр мультфильма «Волшебный автобус. Репортаж с места болезни» - Психогимнастика «Запретный номер» (приложения) - Экспериментирование «Сколько воздуха в легких?» - Создание альбома «Витамины», «Загадки с грядки» С/р игры «Магазин» (линия сюжета покупка предметов гигиены) «Больница» (сюжет ведёт приём врач) Работа с родителями Анкета «Здоровье моего ребенка» Консультация «Режим дошкольника» Папки передвижки на тему «Секреты здоровья», «Здоровый образ жизни» | Физ. руководитель, музыкальный руководитель Воспитатель, родители |
Вторник | «Деревня чемпионов» Утро: Работа с детьми
Вечер: Бодрящая гимнастика – «Спортсмены» Д/и «Отгадай по действию» (виды спорта) «Пирамида здоровья» Чтение художественной литературы Т. Кулакова «Мы все пришли на стадион» Художественное творчество – лепка «Лыжники» Создание альбома «Виды спорта» Работа с родителями Папки передвижки: «Физическое развитие ребёнка в домашних условиях», «Физкультура вместе с мамой и папой» Мастер – класс с родителями на тему: «Здоровое дыхание или формула от всех болезней» Создание кроссвордов «Виды спорта» | Физ. руководитель, музыкальный руководитель Воспитатель, родители |
Среда | «Здоровое питание – залог здоровья» Утро: Работа с детьми -Оздоровительная гимнастика -Точечный массаж – комплекс «Зимний» (приложения) - Беседа на тему «Правила здорового питания», «Для чего мы едим» Решение проблемной ситуация «Бактерии бывают полезными?» - Рассматривание альбома «Азбука витаминов» - НОД «Питание, витамины для роста и здоровья» (приложения) - Психогимнастика «Хвост дракона» (приложения) - Художественное творчество – аппликация «Витаминки в корзинке» натюрморт - Психогимнастика «Дружная семья» (приложения) Опытно-экспериментальная деятельность «Почему нельзя попробовать снег?
«Правильно, правильно, совершенно верно» «Скажи, что не так?» «Где живет витаминка?» (к картинке подобрать карточки с витаминами) «Закончи предложение» «Сложи картинку» установление причинно следственных связей с пояснением из ряда сюжетных картинок «Лото – здоровый малыш» Вечер: Бодрящая гимнастика «Поднимайся, детвора» Словесная игра «Повар и овощи» Отгадывание загадок на тему «Продукты питания» Создание коллажа «Хорошо – плохо» Работа с родителями Конкурс рецептов приготовления блюда «Самый вкусный и полезный рецептик» Совместное творчество детей и родителей создание рисунков – плакатов «Если хочешь быть здоров…….» | Физ. руководитель, музыкальный руководитель Воспитатель, родители |
Четверг | «Народные рецепты здоровья» Утро: Работа с детьми
Вечер: Бодрящая гимнастика «Голоса леса» Беседа на тему «Аптека на окне» Чтение цикла стихов Кардашовой «Наш доктор» Д/и «Во саду ли, в огороде», Лото «На лугу», «Витаминки в корзинке» «Попади в ворота» (дыхательная гимнастика) Создание каталога «Лекарственные растения» Опытно – экспериментальная деятельность «Вкус и запах» С/р игры «Больница», «Аптека» Создание альбома «Растения помошники» Работа с родителями: Вечер народных подвижных игр Папка передвижка «Рецепты здоровья» Буклет «Русские народные игры» Буклет «Картотека семейных игр», «Поиграйте с нами» | Физ. руководитель Воспитатель |
Пятница | Открытие дня здоровья
Маршрут здоровья открытые занятия:
Фотовыставка «Мы спортивная семья - мама, папа, я!» |
Возможности эффективного использования результатов проекта для реализации
задач по развитию образовательной среды
Организация предметно-развивающей среды в ходе педагогического проекта – непременный элемент в осуществлении педагогического процесса, носящий развивающий характер. В связи с этим дальнейшее использование продукты проектной деятельности могут в дальнейшем быть использованы для:
- Обеспечения реализации потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, предоставляющей возможности использовать продукты проектной деятельности: игры, изготовленные альбомы, иллюстрации, раскраски и нестандартное оборудование, сохраняя интерес по теме проекта, стимулируя ребенка к физической или творческой активности, а также дальнейшего его развития и пополнения новыми ресурсами, идеями, в продуктивной, исследовательской и речевой деятельности. Например, оснащение игрового центра «Больница» и «Аптека» определенным набором функционально-игровых предметов соответствующим материалом, будет развивать фантазию и творчество детей для дальнейшего усложнения и развёртывания сюжета, развитию диалогической речи, коммуникативных навыков.
- Подобранный и систематизированный материал по (дидактические игры, иллюстрации, энциклопедии, тематические альбомы, картотеку опытов) обеспечивает «зону ближайшего развития» ребенка где он сам может действовать как вместе со взрослым, так и самостоятельно. Например в уголке экспериментирования, наличие подобранных опытов позволит ребёнку самостоятельно или с помощью взрослого поставить перед собой проблему, отобрать материал и в процессе экспериментальной деятельности спрогнозировать результат и получить подтверждение в ходе деятельности, а также изменить или усложнить опыт включив в свою работу педагога.
- Возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления личного опыта в различных центрах. Например в речевом центре дети самостоятельно могут работать с пособиями на развитие дыхания, составлять описательные рассказы о видах спорта, заучивать стихи о спорте с опорой на мнемотаблиц. В центре «Мастерилка» дети могут самостоятельно изготавливать поделки из различного материала, работать с раскрасками для развития и совершенствования мелкой моторики, подобранные альбомы «Учусь рисовать» закрепляют у детей изобразительные навыки.
- Использование нестандартного оборудования (массажные коврики, массажеры для профилактики плоскостопия, атрибуты для подвижных игр) обеспечивают баланс между самостоятельной деятельностью детей и совместной деятельностью взрослого с детьми в центрах физкультуры и здоровья, реализуя потребности ребенка в двигательной активности.
- Наличие вариативности используемого оборудования и материала позволяет использовать его в зависимости от образовательной ситуации и возможностей ребёнка.
Список использованной литературы:
- Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. М., АРКТИ, 2001.
- Асташина М.П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб.-метод. пособие /М.П.Асташина. – Омск, 20022.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000, №2 - С.21 – 28.
- Береснева З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М. : творческий центр СФЕРА, 2005.
- Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2005.
- Воротникина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – М.: Энас, 2006
- Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
- Дошкольное воспитание №9, 1997, Кузнецова М. Н. Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении. Старший дошкольный возраст.
- здоровья. – М., 1995. – № 2. – С. 5-12.
- Зелинская, Д.И. О состоянии здоровья детей России / Д.И. Зелинская // Школа
- Козлова, Т.В. Физкультура для всей семьи / Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. – М. :
- Материалы интернет рессурсов: http://www.o-detstve.ru;http://nsportal.ru/detskiy-sad;
- Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка : пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. – М. : АРКТИ, 1997. – 88 с.
- Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. В., 2007.
- Солодянкина О. В. Сотрудничество ДОУ с семьей, М., 2004.
- Физкультура и спорт, 1990. – 463 с.
- Шорыгина Т.А. “Беседыо здоровье”. Москва, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проекта "В здоровом теле - здоровый дух"
Проблема сохранения психологического и физического здоровья общества последние десятилетия стоить очень остро в современном мире. Профессия педагога - одна наиболее из энергоемких. Для её реализации т...
Праздник День здоровья "В здоровом теле - здоровый дух"
Сценарий праздника "В эдоровом теле-здоровый дух", для детей старшего возраста детского сада. Показ кукольного спектакля о девочке Маше (для всех возрастов)....
День здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»
Цель: укреплять здоровье детей, воспитывать у детей стремление быть здоровым, формировать двигательную активность. Задачи.1. Создавать праздничное настроение у детей.2. Развивать физи...
Сценарий спортивного семейного праздника, посвященного «Дню здоровья», « В здоровом теле – здоровый дух!»
в целях воспитания правильного отношения к здоровому образу у дошкольников, привлечения родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада; развития интереса к спортивно – массовым меропри...
Неделя здоровья «В здоровом теле, здоровый дух»
Комплексный план мероприятий, состоящий из разнообразных видов физкультурно оздоровительной работы, направленной на формирование личности в социально – психологическом, интеллектуальном, двигательном ...
Методическая разработка по здоровьесбережению «Здоровый настрой, здоровый сам!»
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. ...
Методическая разработка для родителей «Здоровому все здорово!»
Методическая разработка для родителей «Здоровому все здорово!»...